Борьба Цары Ромыняски и Молдавии против Османской империи, польских и венгерских феодалов — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Борьба Цары Ромыняски и Молдавии против Османской империи, польских и венгерских феодалов

2018-01-13 191
Борьба Цары Ромыняски и Молдавии против Османской империи, польских и венгерских феодалов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трансильвания с XI в. находилась под властью Венгрии. Власть венгерского короля в Трансильвании была значительно ограничена в пользу крупных феодалов и католической церкви еще со времени «Золотой буллы» 1222 г. В XIV-XV вв. привилегии феодалов еще более расширились. Власть наместника венгерского короля - трансильванского воеводы - существенно ограничивалась дворянским сеймом. Значительная часть феодалов и городской патрициат в Трансильвании состояли из венгров и немцев, пользовавшихся привилегиями. Иным было положение влахов (валахов), которые составляли основную массу крестьянства и оказались на положении угнетенной народности; их представители не участвовали в управлении страной. Некоторое усиление центральной власти, достигнутое в XIV-XV вв. в Царе Ромыняске и в Молдавии, позволило этим княжествам упорно сопротивляться многочисленным внешним врагам, в частности такому мощному противнику, как турки-османы. Разгромив в 1389 г. на Косовом поле сербские войска, турки вышли на левый берег Дуная и двинулись на север. Однако войска валашского господаря Мирчи, который заключил с венгерским королем Жигмондом Люксембургом договор, одержали в 1394 г. серьезную победу над турками в битве при Рови-не. И хотя вскоре под давлением превосходящих турецких сил, на короткое время занявших Цару Ромыняску, Мирче все же пришлось стать вассалом турецкого султана, борьба против турок не прекратилась. В 1444 г. валашские войска участвовали в битве под Варной на стороне трансильванского воеводы Яноша Хуньяди. Позднее при господаре Владе Цепеше (1456-1462) валашские войска нанесли туркам ряд поражений.

В более сложных условиях развертывалась борьба молдавского княжества за свою независимость. Кроме турок, Молдавии угрожали венгерский король с запада, польский - с севера. Положение осложнялось еще и тем, что после смерти Александра Доброго (1400- 1432), укрепившего княжескую власть, в Молдавии долгое время шла борьба за престол между различными боярскими группировками. Она прекратилась только тогда, когда Стефан III (1457-1504), опираясь на служилое дворянство, городское население и свободных крестьян, сломил сопротивление «великих бояр» и добился почти неограниченной власти в молдавском княжестве. Будучи искусным дипломатом, Стефан III заключал союзы то с одним, то с другим своим противником и достиг значительных дипломатических и военных успехов. Заключив союз с Польшей, он в 1467 г. разгромил у Байи вторгшуюся в Молдавию армию венгерского короля Матьяша Хуньяди (Корвина) и вынудил его заключить мир. Это дало ему возможность сосредоточить силы против турок, которые в 1474 г. вторглись в молдавские земли. В 1475 г. 120-тысячная турецкая армия Мехмеда II, втрое превосходившая армию Стефана III, потерпела поражение в битве у Васлуя. И хотя вскоре турки взяли реванш в битве при Валя Алба, в том же году молдавское войско, состоявшее в основном из крепостных крестьян, вновь нанесло ряд поражений армии турецкого султана.

Силы, однако, были неравными. Многочисленные турецкие набеги, захват турками в 1484 г. южных крепостей - Килии и Белгорода - ослабили Молдавское княжество. К тому же в 1489 г. польский король Казимир IV нарушил ранее заключенный договор о союзе против турок и стал готовиться к нападению на Молдавию. Все это заставило Стефана III заключить с турками мир, по которому он обязался выплачивать им ежегодно 4 тыс. дукатов. Одновременно он подтвердил свой союз с венгерским королем. К этому же времени относится упрочение связей Стефана III с Москвой. Все эти шаги создали условия для отпора угрожавшим Молдавии польским феодалам. В 1497 г. польская армия под руководством Яна I Альбрехта была разбита в Козьминском лесу (у нынешнего города Черновцы). В 1499 г. был заключен новый мир между Молдавией и Польшей.

 

43. Византия в XII – XV вв.

При воцарении Алексея I Комнина (1081 —1118) положение империи было крайне тяжелым. Турки-сельджуки отняли у Византии почти всю Малую Азию. Лишь в 1085 г., с помощью Венеции, купцам которой император пожаловал большие торговые привилегии» норманны были вытеснены с Балкан. В 1122 г. полчища печенегов снова разорили Фракию и Македонию, но Иоанн II Комнин (1118—1143) разбил кочевников. Печенежская угроза была ликвидирована навсегда. Вскоре произошло столкновение с Венецией. Воспользовавшись народным движением, власть захватил представитель боковой ветви Комнинов Андроник I Комнин (1183— 1185). Прийдя к власти вопреки воле крупных феодалов, Андроник в борьбе с ними искал опоры у мелких землевладельцев и купечества. Он отменил так называемое береговое право, обычай, позволявший грабить купеческие суда, когда они терпели бедствие. Пресекая лихоимство чиновничества, император установил точные размеры налогов и упорядочил их сбор, компенсируя доходы чиновников более высоким жалованьем. Но реформы были половинчатыми и не вели к глубоким переменам. Сложившаяся государственная система империи осталась неприкосновенной. Налоги по-прежнему были крайне тяжелыми. Власть захватил крупный феодал Исаак II Ангел (1185— 1195). Он отменил нововведения Андроника. Конфискованные им владения знати были возвращены прежним собственникам или их наследникам. Исаак II щедро раздавал в прению остатки земель со свободным крестьянством. Казна растрачивалась на пиры и увеселения. Налоговый гнет возрос еще более. Среди чиновничества процветало взяточничество. Армия слабела. Флот находился в плачевном состоянии. Аппарат государственной власти был поражен глубоким кризисом. Империя в целом переживала кризис. Резко сокращались ее границы. Еще в 1183 г. венгры захватили Далмацию, сербы наступали на Македонию. В 1184 г. отложился Кипр. В 1186 г. на Балканах образовалось Второе Болгарское царство, чью независимость Византия признала в 1187 г. В середине 90-х годов XII в. крупнейшие феодалы Македонии отказались повиноваться императору. В 1190 г. империя признала независимость Сербского государства (оно сложилось в X в., но в начале XI в. сербские княжества были подчинены Византией). Развал империи вызвал новые смуты при дворе. Исаак II был свергнут своим братом Алексеем III (1195—1203).

. Византия в XIII-XVвв. Турецкие завоевания на Балканах. Падение Константинополя.
Широкая раз­дача земель, расширение налоговых иммунитетов, пре­доставляемых феодалам, и торговых привилегий — итальянским купцам, а также местным монастырям, оскудение крестьян и го­рожан резко сократили поступления в государственную казну. Обширные траты на армию и флот, на содержание двора и нужды дипломатии уже при Михаиле VIII быстро исчерпали наличные средства. Императо­ры увеличивали налоги, К тому же нарастала турецкая угроза. К началу XIV в. большая часть Малой Азии уже была в руках турок. Попытка отразить их с помощью наемного каталонского войска в 1303—1305 гг. закончилась провалом. В 1320—1328 гг. в Византии вспыхнула междоусобная война между императором Андроником II и его внуком Андрони­ком III, стремившимся захватить престол. В 20—30-е годы XIV в. Византия вела изнурительные войны с Болгарией и Сербией, После смерти Андроника III власть в империи оказалась в руках регента его малолетнего сына Иоанна V —Иоанна Кантакузина. Пользуясь ослаб­лением Византии, крупнейший из турецких эмиратов осман­ский в 1352 г. захватил крепость на полуострове Галлиполи, В 1362 г. Мурад I, завоевал Адрианополь и перенес туда столицу Османской империи. Вся Фракия оказалась в руках турок. Чтобы спасти империю, византийский им­ператор Иоанн V Палеолог отправился на Запад и пытался найти поддержку папства, в организации отпора османам, однако его миссия не привела к успеху. Турки разгромили по очереди болгар, сербов и византийцев. Византия была вынуждена признать вассальную зависимость от османов, платить им дань Но преемнику Мурада Баязиду I этого казалось мало. он блокиро­вал и осаждал Константинополь, надеясь покончить с Византией. Неожиданное избавление пришло с Вос­тока: в 1402 г. в битве при Анкаре османы были наголову раз­громлены войсками Тимура. Внутренние смуты, раскол Османской державы после этого события отсрочили гибель Византии. Византия не сумела восполь­зоваться передышкой для укрепления собственного положения. В 1422 г. османы вновь осадили Константинополь, а в 1430 г. взяли Фессалонику. После длительной осады и героического сопротивления за­щитников Константинополь был взят штурмом войсками султана Мехмеда II 29 мая 1453 г. Город подвергся грабежу и опустоше­нию, население его безжалостно уничтожалось либо захватывалось в плен. Лишь через три дня султан предоставил уцелевшим жите­лям амнистию и разрешил беженцам вернуться в город. В 1460 г. турки покорили Морею, а в 1461 г. — Трапезундскую империю.

 

44. Церковь Западной Европы в X – XIII вв.

В середине IX в. при папе Николае I (858— 867) столкновения между западной и восточной церковью приобрели особую остроту. Территориальные домогательства папства и появление в Болгарии папских легатов вызвали конфликт между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием. На созывавшихся обеими сторонами церковных соборах выявились догматические, канонические и обрядовые разногласия между восточной и западной церквами, сохранившиеся до нашего времени. На Западе считали, что «святой дух» исходит в равной степени от «бога-отца» и от «бога-сына» (латинское filioque), тогда как на Востоке признавалось исхождение «святого духа» только от «бога-отца». Западная церковь придерживалась учения о «сверхдолжных заслугах» святых перед богом, создавших якобы священный запас «благодати», за счет которого церковь по своему усмотрению может отпускать людям грехи и давать их душам «вечное спасение» и даже продавать грамоты о таком отпущении — индульгенции. На Востоке это учение отвергалось. Главные обрядовые расхождения заключались в томг что у католиков духовные лица причащались хлебом и вином, а миряне — Только хлебом; у православных же все верующие без различия получали причастие и вином, и хлебом. На Западе крестное знамение совершалось пятью пальцами, на Востоке — тремя. В западной церкви служба повсюду велась только на латинском языке, в православной же — на местных языках. На Западе церковь требовала безбрачия от всех духовных лиц, на Востоке безбрачие требовалось только от монахов. Западная церковь в отличие от византийской не допускала выхода из духовного звания, запрещала мирянам читать и толковать Священное писание, утверждала первенство папы в христианской церкви и институт кардиналов, не признаваемый на Востоке.

Реальной основой непрекращавшихся споров между церквами были, однако, вовсе не догматические, канонические и обрядовые разногласия, а вполне реальные практические интересы. Папство усиленно стремилось расширить сферу своего религиозно-политического влияния на Восток. Восточная церковь этой экспансии решительно противилась.

В борьбе с восточной церковью папа Николай I впервые использовал сборник папских посланий, ложно приписанный епископу Исидору Севильскому (VI—VII вв.). Этот сборник («Лжеисидоровы декреталии») включал свыше ста вымышленных папских посланий, водложные документы о решениях церковных соборов, «Константинов дар» и другие фальшивки, целью которых было обоснование папского примата в церкви и миродержавных притязаний папства. С этих пор «Лжеисидоровы декреталии», позднее официально включенные в свод канонического права, стали общепризнанной в средние века основой папского владычества, пока в XV—XVI вв. не была доказана их подложность.

Летом 1054 г. присланные в Константинополь легаты папы Льва IX предали проклятию византийского патриарха Михаила Керуллария. Последний, в свою очередь, созвал церковный собор и проклял папских легатов. Так совершилось окончательное разделение ранее формально единой христианской церкви на западную — римско-католическую, и восточную — греко-католическую, или православную. Разделение церквей и дальнейшее развитие каждой из них определялось особенностями социально-политического развития Византии л западноевропейских стран. В Византии церковь была полностью подчинена императорской власти, на Западе она в ходе борьбы со светской властью отстояла свою самостоятельность и долго сохраняла притязание на политическое верховенство.

Упадок папства в IX—XI вв. Клюнийское движение

Со второй половины IX в. наступает почти двухсотлетний период упадка папства. После раздела Каролингской империи Италия оказалась политически раздробленной. Как феодальный государь папа являлся далеко не самым могущественным среди итальянских феодалов. Будучи не в состоянии подчинить их своему влиянию, он стал орудием, а иногда и жертвой в междоусобной борьбе различных феодальных группировок. Распад Франкской империи временно нарушил еще недостаточно укрепившиеся в предшествующий период связи папства с духовенством в других странах и областях Европы. Этим были отчасти подорваны общеевропейское влияние и финансовая база папства.

Пользуясь упадком папства, крупные феодалы перестали считаться с ним, захватывали принадлежавшие папам земли. После образования при Оттоне I так называемой Римской империи папский престол в течение почти столетия занимали ставленники германских императоров. На местах же церковь все более оказывалась в зависимости от отдельных светских правителей.

Упадок папства способствовал усилению власти епископов и архиепископов, которые превратились в феодальных князей, подчинявших общецерковные интересы своим политическим целям и стремлению к обогащению. Церковь все более «обмирщалась», все дальше отходила от идеала бедности и аскетизма, что подрывало ее авторитет и влияние на массы.

В связи с этим в среде монашества возникло движение, направленное на укрепление морального престижа церкви и ее самостоятельности по отношению к светским властям, на создание сильной церковной организации, в частности на усиление папской власти. Это движение в начале X в. возглавил монастырь Клюни (Французская Бургундия), вскоре ставший центром крупного объединения монастырей (к концу XII в. в клюнийскую конгрегацию входило около 2 тыс. монастырей Франции, Германии, Италии, Англии и Испании). Клю-нийский аббат подчинялся непосредственно папе: строгий устав исключал подчинение монастырей не только светским властям, но и местным епископам. Он требовал от монахов строгого соблюдения обета безбрачия («целибата»). Клюнийцы выступали также против продажи церковных должностей («симония») и назначения епископов и аббатов светскими государями. Для успеха проповедей в монастырях создавались библиотеки и школы, проникнутые церковным духом. Монахам запрещалось заниматься физическим трудом.

Клюнийское движение использовалось также частью крупной феодальной знати как средство в борьбе против королевской власти и поддерживавших ее епископов, с одной стороны, и против народных выступлений и усиливавшихся в это время еретических движений — с другой. Многие феодальные сеньоры X—XI вв. щедро одаривали клюнийские монастыри землями, сами нередко уходили в эти монастыри и энергично поддерживали клюнийскую реформу.

В 1059 г. на Латеранском соборе в Риме один из главных вождей клюнийского движения монах Гильдебранд (впоследствии папа Григорий VII) добился решения о новом порядке выборов пап: папа должен был впредь избираться кардиналами без вмешательства императоров или других светских властей.

Став папой (1073—1085), Григорий VII в своем трактате «Диктат папы» развернул программу папской теократии, утверждая верховенство папской власти над властью светских государей. Всю свою деятельность этот решительный и непреклонный политик направил на осуществление своей программы. Он вел ожесточенную борьбу с германским королем (впоследствии императором) Генрихом IV, поводом для которой послужил спор из-за инвеституры. Ему принесли ленную присягу и отдали в качестве «дара св. Петру» свои земли нормандские герцоги Южной Италии. Того же он требовал от венгерского короля и английского короля Вильгельма Завоевателя. Схожую политику Григорий VII проводил в Испании и Чехии, Дании и Далмации, на Корсике и Сардинии. Воспользовавшись междоусобной борьбой сыновей русского великого князя Ярослава Мудрого, папа пообещал одному из них, Изяславу, свою помощь при условии, что он, став киевским князем, признает себя вассалом римского престола.

Григорий VII добился значительного укрепления авторитета папства и католической церкви. Однако его теократические идеи и планы создания универсальной папской монархии не были осуществлены. Его политика потерпела поражение во Франции и Англии, не увенчалась полным успехом и в Германии. В конце своей долгой борьбы с императором Генрихом IV папа вынужден был даже покинуть Рим и бежать на юг Италии, где и умер.

Социальные и политические предпосылки возвышения папства в XII—XIII вв.

В XII—XIII вв. происходит дальнейшее усиление влияния католической церкви и папства. Этот процесс был связан с тем, что в это время большинство стран Западной Европы переживало состояние феодальной раздробленности. При отсутствии сильных централизованных государств церковь, усилившая к этому времени свое могущество, оказалась на какое-то время единственной силой, авторитет которой признавался во всех странах. По словам Энгельса, в этот период католическая церковь была «крупным интернациональным центром феодальной системы».

Папство успешно использовало феодальную раздробленность в своих интересах. Главную его опору в отдельных странах Западной Европы составляли представители церковной иерархии, прежде всего епископы и монастыри, располагавшие обычно весьма широкими им-мунитетными привилегиями. Однако, являясь одновременно вассалами и короля своей страны, и папы как главы церкви и будучи зависимыми во многих отношениях от обоих, они в разные периоды занимали различные позиции. Многие из них поддерживали усиление центральной светской власти в своих странах и поэтому не сочувствовали крайним теократическим притязаниям папства; другие, напротив, рьяно проводили в своих странах папскую политику, препятствуя там усилению центральной власти и охотно поддерживая феодально-сепаратистские выступления.

Папство в XII—XIII вв. использовало для усиления своего влияния все важнейшие политические события времени. Оно выступало как организатор крестовых походов на Восток; придало Реконкисте в Испании религиозный характер «защиты христианского мира от неверных»; под лозунгом распространения христианства среди язычников церковь освящала грабительские походы немецких рыцарей против славянских и прибалтийских народов. Папство активно участвовало в подавлении народных антифеодальных движений и ересей. Политическое влияние церкви и ее главы — папы — опиралось также на финансовую мощь римской курии. Сюда из всех католических стран Европы стекались ежегодно значительные суммы денег — доходы от земельных владений церкви, от церковной десятины, от сборов на крестовые походы и другие церковные поборы. Располагая огромными средствами, нередко далеко превосходившими финансовые ресурсы светских государей Европы, папы имели возможность проводить активную внешнюю политику. Укреплению могущества церкви и папства в Западной Европе содействовало и то, что она продолжала сохранять власть над всей умственной и идейной жизнью общества.

В 1123 г. папа Каликст II после долгого перерыва созвал в Риме I Латеранский вселенский собор, утвердивший заключенный в 1122 г. Вормский конкордат. С тех пор такие соборы стали созываться регулярно.

XIII век был временем наивысшего могущества и международного влияния папства. Это проявилось уже во время понтификата (правления) папы Иннокентия III (1198—1216), который еще активнее, чем Григорий VII, отстаивал идею верховенства церковной власти над светской и выдвигал притязания на мировое господство. Он полностью восстановил свои владения в Папской области и значительно расширил ее границы; одно время он даже был правителем Сицилийского королевства. Он придал папской курии значение высшей судебной инстанции во всем католическом мире. Ему удалось добиться, что его вассалами признали себя английский король Иоанн Безземельный, короли арагонский и португальский. Иннокентий III и его преемники через своих легатов постоянно вмешивались во внутренние дела западноевропейских государств, претендуя на роль всеевропейского арбитра.

Для того чтобы пресечь длительную борьбу вокруг выборов папы, которые нередко затягивались на длительное время, II Лионским собором 1274 г. было установлено, что кардиналы, собравшиеся для избрания нового папы, должны находиться в полной изоляции от внешнего мира — «под ключом» (cum clave), отсюда выборная сессия кардиналов получила название «конклав». Если в течение трех дней кардиналы не закончили выборов, их питание должно быть ограничено одним блюдом к обеду и ужину. Еще через пять дней кардиналов оставляли только на хлебе и воде, и на все последующее время конклава они лишались доходов от своих церквей.

Папы стремились выставить себя в качестве борцов с «татарской опасностью», нависшей в середине XIII в. над Западной Европой, проведя на I Лионском соборе (1225) решение о необходимости общей борьбы с монголами. Однако в действительности папа не пытался возглавить борьбу европейских народов с этим нашествием. Он и его преемники лишь искали пути для переговоров с монгольскими ханами, рассчитывая с их помощью распространить католическое влияние на Руси.

Папа Бонифаций VIII (1294—1303), стремясь еще больше поднять престиж папства, организовал в 1300 г. празднование «юбилея церкви», по случаю которого объявил «отпущение грехов» всем присутствовавшим на этом празднестве и выпустил особые индульгенции — грамоты об отпущении грехов, которые продавались за деньги. С этого времени весьма доходная продажа индульгенций получила широкое распространение во всех католических странах.

Бонифаций VIII всеми силами стремился реализовать на практике реакционные идеи папской теократии. В 1302 г. он издал буллу «Unam sanctam», заключительное положение которой гласило: «Подчинение всякой твари человеческой римскому первосвященнику есть непременное условие спасения». Тем самым папская власть объявлялась высшей властью на земле. Булла Бонифация VIII требовала признания папы заместителем бога на земле, объявляла власть светских государей зависимой от полномочий папы и провозглашала универсальную теократическую (точнее, иерократическую, т. е. управляемую духовенством) монархию. Но притязания Бонифация VIII, как и его предшественников — Григория VII и Иннокентия III, не могли быть осуществлены на практике, так как для этого не было ни экономических, ни политических предпосылок. Процесс государственной централизации осуществлялся в этот период королевской властью в рамках национальных государств — Франции, Англии и др. Папская политика оказалась в непримиримом противоречии с этим прогрессивным процессом. Ход исторического развития показал, что идея папского верховенства над светской властью всегда была не только крайне реакционной, но и утопичной.

45. Ереси и еретики Западной Европы в XI – XIII вв.

Исследователи выделяют XII в. в истории Западной Европы в связи с глубокими переменами в массовом религиозном созна­нии. в XII в. представители самых широких слоев населения обращаются к поискам интимного, ин­дивидуального пути к Богу, часто отвергая привычные формы об­щения с потусторонним миром, предлагаемые церковью. Про­буждается интерес к Священному Писанию, миряне стремятся познакомиться с ним не через посредство клира, знающего ла­тынь, а самостоятельно. Массовый религиозный подъем породил и беспреце­дентное множество различных еретических учений во второй по­ловине XII — XIII в. Крупнейшими еретическими движениями, оформившимися во второй половине XII — XIII в., явились ереси вальденсов и катаров Во французском городе Лионе зародилось движение «вальденсов», названное так по имени купца Петра Вальда, который роздал все свое имущество бедным и проповедовал простоту и бедность. Вальденсы считали, что храмы не нужны, что молитва доходит до бога из любого места, даже из конюшни. Они отвергали духовенство, считая, что только личные заслуги верующего дают право совершать религиозные обряды. В XII веке во Франции возникла также секта «катаров» (по-гречески «катар» — чистый), которая называлась альбигойской ересью Альбигойцы отвергали крещение, причастие и церковный брак, выступали против общественного неравенства, не признавали частной собственности, отрицали необходимость власти светской и церковной. Папу считали слугой сатаны, а весь мир и заповеди Моисея— творением дьявола. Распространение еретических движений во многих странах За­падной Европы, их массовый характер, заставили католическую церковь при­бегнуть к чрезвычайным мерам, например провозгла­шение крестового похода против альбигойцев в начале XIII в. и учреждение системы папской инквизиции в 30-е гг. XIII в. Преследование еретиков велось и ранее, но оно оказалось малоэффективным. Теперь же во всех епископствах вводилась особая должность папского инквизитора, которому надлежало еди­нолично вести следствие по всем делам, относя­щимся к ереси, вплоть до вынесения окончательного приговора. Решение папского инквизитора обязаны были неукоснительно выполнять как местные епископы, так и светские власти, кото­рым еретик и передавался для исполнения приговора. Обычным наказанием по обвинению инквизиции стало сожжение на костре якобы очищающее еретиков от их заблуждений.

Особый церковный суд католической церкви под названием «Инквизиция» был создан в 1215 году папой Иннокентием III.[1]

Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году. Этот институт достиг своего апогея в 1478 году, когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию.

Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году, заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса.[2]

В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры» (лат. Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством.

Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке, как отголосок современных событий в южной Франции, возрождается с новой силой в конце XV века, получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма, которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы. Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV века масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство (см. Марраны и Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.

 

46. Международные отношения в Западной Европе в XI – XIII вв.

В XI—XIII вв. расширялись и укреплялись экономические, политические и культурные связи не только между разными европейскими странами, но и между странами Европы и Востока.

Путешествия европейцев в восточные страны, предпринимавшиеся с политическими, религиозными и торговыми целями (Гильом Рубрук, Джованни Плано Карпини, Пикколо, Маффео и Марко Поло и др.), обмен товарами, продуктами ремесла и земледелия были чрезвычайно плодотворными для Запада. Они значительно расширили географический кругозор европейцев; европейцы позаимствовали у народов Востока ряд технических достижений, в том числе ветряную мельницу и усовершенствованное водяное колесо. Из восточных стран были заимствованы некоторые сельскохозяйственные культуры: рис, гречиха, арбузы, лимоны, абрикосы, стал входить в употребление тростниковый сахар, завезенный в Европу из Сирии. По восточному образцу начали в это же время изготовлять некоторые ткани — муслин (по названию города Мосула в Месопотамии), Дамаск (от города Дамаска), атлас (по-арабски «красивый»). Влияние Востока, которое шло также через арабов Сицилии и Испании, сказалось и в бытовых нововведениях — ношении бороды, устройстве горячих бань, частой смене белья и др.

В 40-е годы XIII в. Центральная Европа оказалась перед опасностью монгольского завоевания. Полчища хана Бату, разорив и опустошив в 1237—1240 гг. русские земли, весной 1241 г. двинулись в Польшу и Венгрию. Большое войско, состоявшее главным образом из польских и немецких отрядов, пыталось остановить татаро-моигольских завозвателей в Силезии, однако было полностью разгромлено. Было разбито и 60-тысячное венгерское войско. Передовые монголо-татарские отряды дошли до Адриатики. Ослабленная крестовыми походами и внутренними раздорами Запад-пая Европа оказалась беззащитной перед надвигавшейся грозной опасностью. Однако неожиданно монголо-татары, основательно истощенные к этому времени героическим сопротивлением Руси, повернули в степи Причерноморья и Заволжья. Русь оказалась в этот решающий момент заслоном для Западной Европы.

Между тем немецкие рыцари в союзе со Швецией, Норвегией и Данией с благословления папы римского пытались использовать тяжелое ноложение русских княжеств в своих интересах. Почти одновременно с монголами они предприняли крестовый поход против Северо-Западной Руси, завершившийся полным провалом в результате блестящих побед новгородского князя Александра Ярославича в знаменитых сражениях на Неве (1240) и на Чудском озере (1242).

В середине 40-х годов XIII в. папа Иннокентий IV пытался даже заключить союз с монголо-татарами, предлагая им принять католицизм и рассчитывая найти в них союзников против сарацин, угрожавших Латинской империи, и против своего врага германского императора Фридриха II, а также с целью подчинить римской курии подвластные татаро-монголам русские земли.

 

47. Социально – экономическое развитие Франции в XIV – XV вв.

В первой трети XIV в. экономика Франции продолжала интенсивно развиваться.

Дальнейшее развитие в городах ремесла и торговли и тесно связанное с этим широкое распространение в деревне денежной ренты внесли много нового в жизнь французского общества.

Наиболее важные перемены произошли в городах. Изменилась структура цеха, и особо богатые цехи (суконщиков, меховщиков, ювелиров, мясников и др.) подчинили себе цехи смежных профессий. Внутри цехов мастера оплачивали труд подмастерьев столь скудно, что те не имели теперь возможности открыть свои мастерские и стать мастерами. Мастера увеличивали число подмастерьев и учеников, удлиняли рабочий день. Формально сохраняя звание членов цеха, подмастерья фактически приближались по положению к наемным рабочим и для борьбы с мастерами начали организовывать свои собственные союзы (компаньонажи). В городах оыло много мелких цеховых ремесленников и внецеховой бедноты, местной и пришлой из деревень (грузчики, возчики, подсобные рабочие, слуги и др.), жившей на скудный и зачастую случайный заработок. Права всех этих численно преобладавших слоев городского населения были сведены к минимуму. Они не имели отношения к управлению городом. Все резче проявлялись острые социальные противоречия между богатой городской верхушкой и беднотой и средними ремесленниками. Чрезвычайно возросший в XIV в. налоговый гнет еще более углубил эти противоречия. Резко увеличилось число городских восстаний; многие из них приобрели небывало ожесточенный характер.

Широкое распространение денежной ренты и личная свобода крестьянства укрепили его наследственные владельческие права на цензиву, ставшую в XIV в. господствующей формой держания. При условии регулярной уплаты определенного обычаем ценза крестьянин мог не только передать по наследству свою цензиву, но и заложить и даже продать ее, уплатив сеньору особый побор за такую сделку. Это способствовало социальному расслоению крестьянства и появлению в деревне, с одной стороны — богатых, с другой — малоимущих и малоземельных хозяев, которые вынуждены были за деньги наниматься к соседям или к сеньорам на сезонные работы, так как собственные участки не могли прокормить их. Так возникала первая форма наемного труда в деревне, носившая еще феодальный характер, поскольку крестьянин по-прежнему оставался феодальным держателем.

Денежная рента окончательно отвратила французских феодалов от ведения собственного хозяйства. Развившиеся товарно-денежные отношения давали возможность купить за деньги все, что было по карману. Однако по мере дальнейшего развития экономики страны потребности сеньоров возрастали, средние и мелкие рыцари испытывали все более острую нужду в деньгах. Роскошь вельмож, высшего духовенства и богатого купечества была для них сильным соблазном, рыцарское вооружение становилось все более сложным и дорогим, одежда и быт — все более изысканными. Деньги же поступали с крестьян в неизменном объеме, в соответствии с установленным в свое время (зачастую еще в XIII в.) «вечным», т.е. неизменным, цензом. Французское рыцарство искало выхода из затруднений в войне и разбое, а порой поддерживало сепаратистские тенденции крупных феодалов.

Война нанесла тяжелый урон экономике Франции. Особенно пострадали северо-восточные провинции, лишь через 20—30 лет снова достигшие уровня, на котором находились до начала войны, в 30-х годах XIV в. Запустение многих жизненно важных районов на севере было настолько значительно, что правительство было вынуждено принять срочные меры. В 1451 г. король освободил на восемь лет от налога тех крестьян, которые вернутся на прежние места. Сеньоры, чьи земли были заброшены и почти не приносили дохода, звали к себе крестьян, предоставляя им землю в наследственное держание за низкий и неизменный ценз или за ренту в 1/8—1/12 часть урожая, причем держателям предоставлялось право распоряжения землей. Возможность получить землю на таких льготных условиях вызвала переселение сервов из центральных и восточных районов, где в отдельных местах еще существовало крепостное право. Их сеньоры, стремясь удержать крестьян и привлечь новых поселенцев, соглашались на выкуп из крепостной зависимости. Но как только жизнь более или менее наладилась, феодалы и королевская власть перешли в наступление на крестьян. За сеньорами было признано право собственности на запустевшие земли. Они воспользовались этим, чтобы полностью присвоить себе многие общинные угодья, возобновить отмершие баналитеты, повысить ценз и другие поборы. Крестьяне вели с сеньорами упорную борьбу. Сельские общины после освобождения крестьян от личной зависимости в XIII—XIV вв. расширили свою компетенцию и были признаны официально. Они окрепли во время войны, когда деревни были зачастую брошены на произвол судьбы и крестьянам приходилось прибегать к вооруженной самозащите. В XV в. сельские коммуны завоевали себе многие права. У них были выборные должностные лица, которые ведали раскладкой и сбором налогов, представляли коммуну в королевских судах при тяжбах с сеньорами, управляли всеми внутренними делами деревни. Сплоченность крестьян в пределах сельской общины помогала им противостоять попыткам сеньоров увеличить феодальный гнет, которые в общем потерпели неудачу: ценз остался неизменным, а прочие поборы повысились лишь в незначительной мере.

Однако начавшееся в 40-х годах XV в. укрепление центральной власти принесло крестьянам новые тяготы. За 22 года правления короля Людовика XI (1461—1483) одна лишь королевская талья, уплачивавшаяся преимущественно крестьянами, повысилась более чем в три раза. Налоги разоряли малоимущие слои деревни и тяжело ложились на крестьянство в целом. В конце XV в. трудолюбие крестьянства вернуло Франции известное изобилие в производстве пшеницы, вина, мяса и других про<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.