Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2018-01-13 | 591 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Определенное влияние на психическое развитиеиндивида оказывает и среда. (Схема 10.)
Схема 10 Влияние среды на психическое развитие ребенка
ВЛИЯНИЕ СРЕДЫ НАПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА | |||
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ | |||
Социальные | Экономические | Экологические | Культурные |
МАКРОСРЕДА (Изменяющаяся------------ Принцип историзма) |
МИКРОСРЕДА (Изменяющаяся------------ Полигрупповая) | ||
Отношение к ребенку взрослых, сверстников | ЗНАЧИМОСТЬ социального окружения | Характер воспитания |
РЕБЕНОК его активная деятельность |
Та общая ситуация (МАКРОСРЕДА), в которой развивается индивид, оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка. Это условия жизни: СОЦИАЛЬНЫЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ, КУЛЬТУРНЫЕ и др.
Придавая важную роль в развитии ребенка внешним воздействиям, необходимо иметь в виду изменчивость этой окружающей среды, исходя из принципа историзма психического развития жизни человека.
Ребенок с макросредой связан через микросреду. выбор ближайшей микросреды определяется: возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, отношением к ребенку взрослых, отношением к ребенку товарищей, особенно значимых для него, характером воспитания.
Социальная ситуация развития ребенка, подростка, взрослого показана на схеме 11.
Оказывают влияние на процесс развития ребенка те элементы окружающей среды, с которыми он активно взаимодействует. От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ребенком, каков характер их взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут преобладать.
|
Влияние микросреды вступает в силу с первых дней появления ребенка на свет. Характер заботы взрослых, их взаимоотношения между собой, единство взглядов, характер эмоциональных реакций и др. (см. схему 11) — все это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его психическое развитие.
Схема 11
В разных семьях разные условия воспитания — и вырастают разные дети. При всем разнообразии воспитания должна быть высокая степень ответственности родителей за физическое и психическое здоровье ребенка, его воспитание.
Потребность общения с людьми побуждает ребенка искать контакты с ними и перестраивать свое поведение в том направлении, которое они подсказывают, организуя его деятельность. Но потребность в общении может задержаться, даже не возникнуть при «госпитализме». Лишенные возможности общения дети не проявляют интереса к окружающему миру, оставаясь пассивными.
Исследования М.И. Лисиной и ее сотрудников доказали, что дети, имеющие опыт тесного общения со взрослыми, превосходят сверстников в психическом развитии. Доказали и возможность ликвидации отставания в развитии младенца, если он ранее имел дефицит общения.
В разные периоды жизни ребенок включается в разные микрогруппы, которые имеют разное для него значение: семья, детский сад, школа, ПТУ, техникум, ВУЗ, производство.
В психологическом климате доброжелательности и поддержки, в демократической атмосфере, дети приобретают немало преимуществ в своем психическом развитии.
Уровень развития умственных способностей ребенка зависит преимущественно от внутрисемейной среды. По отношению к ней внешняя культурная среда, включающая и школьное обучение, выступает как общий фон, на котором протекает интеллектуальное развитие. Именно родители в основном ответственны за психическое развитие ребенка.
* * *
Фактически микросреда, представляющая собой социальную ситуацию развития ребенка, по своей социально-психологической сущности является контактной малой группой.
|
В каждой контактной группе для индивида складывается определенная социально-психологическая ситуация межличностного взаимодействия. В процессе взросления ребенок вступает в различные системы значимых для него отношений, которые определяют процесс формирования личности.
А.С. Макаренко уделял большое внимание воспитательному влиянию социальной среды, соответствующим образом ее организуя (режим, порядок, традиции, ритуалы и др.).
Те или иные качества личности формируются в процессе взаимодействия ребенка со средой, при активной деятельности в ней.
Д.И. Фельдштейн пишет, что присвоение ребенком социальных норм, принципов жизнедеятельности происходит в противоречивом процессе СОЦИАЛИЗАЦИИ и ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, как постоянном открытии и формировании себя как субъекта с его творческим потенциалом. Разным возрастным этапам свойственны различия в уровне и степени развития самопознания, самореализации, творческой активности, социальной зрелости, разные процессуальные характеристики социализации.
Чем больше развито самосознание и самоопределение индивида, тем более он индивидуален и одновременно социально самоопределен.
|
|
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!