Основные направления развития философии в ХХ веке — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Основные направления развития философии в ХХ веке

2018-01-13 145
Основные направления развития философии в ХХ веке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

1. Особенности философского осмысления XX века.

2. Феноменология Э.Гуссерля.

3. З.Фрейд, К.Юнг и Э.Фромм о человеке и его психике.

4. Философия существования М.Хайдеггера, Ж.-П.Сартра, А.Камю, К.Ясперса.

5. Философские идеи Г.Гадамера, Л.Витгенштейна, К.Леви-Строса.

Литература:

1. Алексеев II.В., Панин А.В. Философия. М, 2003.

2. Зотов А.Ф. Современная западная философия. М., 2001.

3. Ильин В.В. История философии. М., 2003.

4. Рассел Б. История западной философия: В 2-х т. М, 2003.

5. Скирбекк Г. История философии. М., 2003.

Бытие и формы его существования.

Вопросы:

1. Бытие и формы его существования.

2. Пространство и время как формы существования материи.

3. Материальное и духовное бытие.

4. Основные категории детерминизма бытия.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003.

2. Горелов А.А. Основы философии. М., 2003.

3. Канке В.А. Основы философии. М., 2003.

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

5. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

Диалектика, её законы и категории.

Вопросы:

1. Диалектика как учение о развитии. Великие диалектики прошлого Гераклит, Гегель, Маркс. Метафизики – антипод диалектики.

2. Основные вопросы диалектики: законы перехода количества в качество (и обратно), закон противоречия и закон отрицания отрицания. Роль каждого в процессе развития и механизм действия.

3. Причина и следствие, необходимость и случайность, содержание и формы, сущность и явление, возможность и действительность – их диалектические взаимоотношения.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003.

2. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

3. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001.

Общество, его сущность и специфика. Роль права в его жизни и развитии.

Вопросы:

1. Общество как сумма общественных отношений. Проблема социальной справедливости.

2. Назначение права в жизни общества и человека. Основные функции права.

3. Историческая миссия права.

Литература:

1. Философский энциклопедический словарь. – М., 2002.

2. Горлянский В.А. Введение в философию (духовные основы философской культуры). Н.Новгород, 2008.

3. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003

Природа человека и смысл его существования.

Вопросы:

1. Проблема антропогенеза.

2. Человек как биосоциальное существо.

3. Философия о смысле жизни, смерти и бессмертии человека.

4. Духовная жизнь человека.

5. Свобода и ответственность личности.

Литература:

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 2003.

2. Горелов А.А, Основы философии. М., 2003.

3. Конке В.А. Основы философии. М., 2003.

4. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 2003.

5. Философский энциклопедический словарь. М., 2002.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Дисциплина «Философия» изучается на протяжении семестра и процесс изучениязавершается экзаменом. Основными видами учебных занятий являются лекции и семинарские занятия, групповые консультации. В ходе лекций рассматриваются основные понятия темы, связанные с ней теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы, подготовки к семинарам, рубежным контролям и экзаменам.

В ходе семинарских занятий углубляются и закрепляются знания по той или иной проблеме, развиваются навыки ведения публичной дискуссии, умение аргументировать и защищать выдвигаемые философские положения в их соотношении с юридической практикой.

При подготовке к семинарским занятиям каждый студент должен:

· Изучить рекомендуемую учебную литературу;

· Дополнить конспекты лекций;

· Изучить и законспектировать первоисточники по теме;

· Подготовить ответы на все вопросы семинара.

По согласованию с преподавателем студент может подготовить реферат, доклад или сообщение по теме семинара. В процессе подготовки к семинару студенты могут воспользоваться советами и рекомендациями преподавателя.

Вопросы, не рассмотренные на лекциях и семинарских занятиях, должны быть изучены студентами в процессе самостоятельной работы. Контроль самостоятельной работы студентов над учебной программой курса осуществляется на семинарских занятиях, методом устного опроса или по- средством тестирования.

Научно-исследовательская работа студентов по философской проблематике согласуется в ходе индивидуальных контактов с преподавателем, ведущим курс.

Философия есть уникальная школа мудрого мышления. Она несет в себе многовековой опыт мудрых решений проблем, возникающих в жизни человека и общества, поэтому одной из важнейших задач преподавания и изучения философии в современных условиях является убедительное преодоление упрощенных представлений о философии и недооценка её.

Необходимо убедится в том, что философию невозможно «выучить», тем более – списать, что в ней без работы мысли, без понимания смысла нельзя сделать и шага. И это особенно важно для юристов, будущих работников судебной системы, так как философия и право по своему происхождению, духовным истокам и историческому развитию всегда были и должны оставаться ближайшими родственниками и верными сотрудниками на благо человека и общества.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Учебным планом предусмотрено, что для студентов очной формы обучения 30 – 32 % часов от объема учебных занятий выделяется на самостоятельную работу. Это свидетельствует о высокой значимости этой формы учебной работы. В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по изучаемой теме, дополнить конспекты лекций недостающим материалом, выписками из рекомендованных первоисточников. Выделить непонятные термины, найти их значение в словарях. Студент должен готовиться к предстоящему практическому занятию по всем, обозначенным в методическом пособии вопросам. Не проясненные (дискуссионные) в ходе самостоятельной работы вопросы следует выписать в конспект лекций и в последствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с ведущим преподавателем. Опыт показывает, что желательно вести конспект лекций и первоисточников, а также словарь понятий в одной тетради – это способствует более полному запоминанию учебного материала. Для углубленного изучения тех или иных вопросов учебного курса студент может подготовить реферат или доклад, впоследствии выступив с ним на семинаре или научном кружке.

Философия, будучи делом индивидуально-личностным, интеллектуальным и нравственным, совершенно не приемлет начетничества, безумного механического использования чужих текстов. Тексты студенческих самостоятельных работ (докладов, рефератов, контрольных) должны носить осмысленных характер. Следует поддерживать стремление студента к авторскому высказыванию, постоянно напоминать ему о требованиях разумности, аргументированности и нравственности философской мысли.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

1. Человеческие качества. Проблема человеческого достоинства.

2. Диалектика естественного и искусственного через призму глобальных проблем современности.

3. Необходимость свободы.

4. Проблема определения «русской философии».

5.Проблема научности философского знания в философии XX века.

6.Проблема определения права философии на существование (обзор дискуссии в отечественной философии 90-х годов XX века).

7.Взаимодействие русской философии и богословия.

8. Основные школы в отечественной философской традиции (по согласованию с преподавателем).

9.Россия перед выбором пути развития (философский анализ).

10. Специфика античной философии.

11. Специфика средневековой философии в Западной Европе.

12. Особенности философии Древнего Востока.

13. Проблемы формирования морального сознания и поведения человека в современном обществе.

14. Духовность и нравственность: соотношение и диалектика.

15. Нравственные проблемы современности. Биоэтика.

16. Смертная казнь как этическая и правовая проблема.

17. Философия ислама.

18. Основные направления современной философии (по выбору автора: феноменология, экзистенциализм, герменевтика, аналитическая философия, постструктурализм, постмодернизм, деконструктивизм).

 

 

ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ВОПРОСОВ

К РУБЕЖНОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

 

 

1. Философское направление, исходящее из материальности мира:

реализм

сенсуализм

материализм

 

2. Тип мировоззрения Августина Блаженного, Фомы Аквинского:

философское

обыденно-эмпирическое

религиозное

 

3. Часть природы, на которую распространена разумная, цеелеполагающая деятельность человека:

географическая среда

биосфера

ноосфера

 

4. Разновидность глобальных проблем, связанная с истощением и разрушением биологической среды обитания человечества:

социальное насилие

разрушение личности

экология

 

5. Понятие социальной философии, отображающее общественно-значимые качества субъекта:

человек

индивид

личность

 

6. Философская категория, выражающая способность и возможность человека к самовыражению:

независимость

право

свобода

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Разнообразие представлений относительно философии и философствования. Основные концепции философии в ХХ веке.

2. Понятие мировоззрения.

3. Виды мировоззрения и их главные ценности.

4. Особенности философского мировоззрения.

5. Философия как любовь, стремление к мудрости. Основные функции философии.

6. Высшее предназначение философии. Философия и духовность.

7. Духовность как индивидуально-личностный и социокультурный феномен. Основные виды духовности.

8. Особенности восточной духовности и первые религиозно-философские учения Востока (буддизм, конфуцианство, даосизм).

9. Античная философия, ее роль в истории философии. Этапы развития античной философии.

10. Фалес – первый европейский философ.

11. Проблемы бытия в античной философии.

12. Проблема истины в античной философии.

13. Проблема человеческого счастья в античной философии.

14. Сократ.

15. Демокрит.

16. Платон.

17. Аристотель.

18. Философия средних веков, ее основные черты.

19. Античная и христианская духовность.

20. Проблема бытия, истины и человеческого счастья в средневековой философии.

21. Гуманизм эпохи Возрождения.

22. Основоположники философии Нового времени Ф. Бэкон и Р. Декарт.

23. Материализм и идеализм как направления в философии. Абсолютный материализм Дидро, Гомбаха и Гельвеция.

24. Философия И. Канта. Категорический императив – основной Закон морали и права.

25. Абсолютный идеализм Г. Гегеля. Основные законы диалектики.

26. Карл Маркс как философ.

27. Когда и почему возникает русская философия, какие этапы развития она проходит?

28. Русская философская культура. Когда и кем она была создана? Историческая судьба ее в ХХ веке.

29. Основные черты русской духовности.

30. Проблема бытия в современной философии (марксистско-ленинская философия и экзистенциализм).

31. Проблема истины в современной философии (неопозитивизм и герменевтика).

32. Проблема человеческого счастья в современной философии (неоплатонизм и постмодернизм).

33. Общество и культура.

32. Человек, индивид, индивидуальность и личность.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2003.

2. Антология мировой философии: Античность. – М., 2001.

3. Антология средневековой мысли.– СПб., 2001.

4. Басов Р.А. История древнегреческой философии от Фалеса до Аристотеля. – М., 2002.

5. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 1. От Возрождения до Просвещения. – М., 2000.

6. Горбачев В.Г. Основы философии. – М., 1998.

7. Горелов А.А. Основы философии. – М., 2003.

8. Горлянский В.А. Введение в философию (духовные основы философской культуры). Н.Новгород, 2008. – 430 с.*

9. Зеньковский В.В. История русской философии. – М., 2001.

10. Звиревич В.Т. Философия древнего мира и средних веков. – М., 2002.

11. Зотов А.Ф. Современная западная философия. – М., 2001.

12. Ильин В.В. История философии. – М., 2003.

13. История русской философии. – М., 2002.

14. Канке В.А. Основы философии. – М., 2003.

15. Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1991.

16. Новая философская энциклопедия: В 4-х т. – М., 2001.

17. Новейший философский словарь. – М., 2001.

18. Ойзерман Т.И. Философия как история философии. – М., 1999.

19. Радугин А.А. Философия. Курс лекций. – М., 2003.

20. Рассел Б. История западной философии: В 2-х т. – М., 2003.

21. Семенов А. Школьный философский словарь. – СПб, 2003.

22. Скирбекк Г. История философии. – М., 2003.

23. Солнцев В.С. Русская философия: Имена. Учения. Тексты. – М., 2001.

24. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2001.

25. Степанянц М.Т. Восточная философия. – М., 2001.

26. Степин В.С. Теоретическое знание. – М., 2000.

27. Философия / Под ред. В.И. Кириллова. – М., 2002.

28. Философия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов-на-Дону, 2004.

29. Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2002.

30. Философский энциклопедический словарь. – М., 2002.

31. Хрестоматия по философии / Под ред. А.А. Радугина. – М., 2001.

 

 

__________________

* Литература, имеющаяся в библиотеке ПФ РАП.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.