Место и роль Карамзина в литературе. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Место и роль Карамзина в литературе.

2018-01-13 561
Место и роль Карамзина в литературе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ТЕМА № 10.

Творчество Николая Михайловича КАРАМЗИНА (1788-1826)

П л а н:

Место и роль Карамзина в литературе.

Жизнь, формирование мировоззрения Карамзина, деятельность.

Первое произведение «Письма русского путешественника» (1791-92).

Поэтика повестей Карамзина.

5. Ранние крестьянские повести: «Фрол Силин», «Бедная Лиза».

6. Исторические повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница».

7. Романтические повести: «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена».

8. Бытовые повести: «Юлия», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь».

Поэзия Карамзина.

Поэтика повестей Карамзина

Писал сентиментальные (крестьянские) повести, романтические (и исторические романтические) и реалистические (бытовые, социальные).

Поэтика повестей:

· Маленькие по объему (средние), меньше романа, больше рассказа. (Можно выяснять, каков же объективный жанр их).

· Есть в них обработка и старых сюжетов (античные, древн.истории, восточные)

· Есть в ним АВТОР как рассказчик или как действующее лицо.

· Есть и образы современных людей: мужчин, женщин, дворян и крестьян.

· Жизнь рисует с позиций гуманизма, доброты, общечеловеческой морали.

· Ввёл биографию героя как принцип построения образа.

· Сюжеты строятся на любовной истории, ибо в любви человек глубже всего раскрывается (раньше считали это ненужным).

· Ввел описания природы и даже развернутые, они помогают раскрывать внутренний мир героев.

· Решает в повестях этические проблемы (нужны, доказывает, доброта, взаимопонимание, просвещение, верность в любви, трудолюбие, забота о Родине, критика эгоизма).

· Везде утверждение простого разговорного ЯЗЫКА.

 

5. Ранние крестьянские повести: «Фрол Силин», «Бедная Лиза».

 

До Карамзина считали, что крестьяне не могут быть с высокой моралью. Карамзин доказывает обратное – крестьяне способны на благородные поступки.

 

1791 г. – повесть «ФРОЛ СИЛИН»:

Начинается словами: «Пусть Вергилии прославляют Августов! Пусть красноречивые льстецы хвалят великодушных знатных. Я ХОЧУ ХВАЛИТЬ Фрола Силина, простого поселянина».

Карамзин и его современники говорят, что Фрол – реальное лицо. Это крестьянин села Троицкого, села деда Карамзина – Дмитриева. Из семейных записок Дмитриева известно, что Фрол – незаконный сын крестьянки, украденной разбойниками, а потом бежавшей от них, как говорили, без денег. Фрола называли колдуном.

Карамзин взял не романтическую историю, а реальную картину его жизни во взрослом возрасте.

СЮЖЕТ: Показал трудолюбие Фрола Силина, доброту, заботливость. Однажды в соседнем селе был неурожай, крестьяне бедствовать стали. А у Фрола в этот год уродился богатый урожай. И он помогает – даёт соседние крестьянам зерно, сено, семена. На следующий год эти крестьяне «вернули Фролу сторицей» за его доброту и помощь.

 

1792 г. – повесть «БЕДНАЯ ЛИЗА»:

· Эта повесть – первая психологическая в России. Знаменует собой рождение в России психологических повестей.

· Сюжет у неё – о любви дворянина и простой девушки. Лиза жила около Москвы, ездила туда и торговала цветами: ландышами. Однажды у неё купил некий дворянин Эраст. Она ему понравилась, хотел заплатить даже рубль. Она отказалась (честная, порядочная, добрая). Разговорился с нею. Понравились друг другу. Он часто у неё стал покупать ландыши. Потом Лиза пригласила его домой познакомить с матерью. Дальше Лизу сватает сын богатого крестьянина, мать хочет отдать её. Лиза грустная на следующий день. Опять приходит Эраст: чего грустная. «Я должна сказать всё». И рассказала. Он говорит, что «по смерти матери я возьму тебя к себе и будем жить где захочешь». – «Так тебе нельзя быть моим мужем. – Почему. – А я крестьянка». Он: Так мне в тебе важнее всего то, что ты чувствительная, невинная душа. Обнялись.

Но постепенно Эраст стал хотеть уже большего, чем просто невинные поцелуи и невинные отношения. Но люди разных сословий не могли жениться. Дней 5 его не было, потом сказал: меня некоторое время не буде, дело есть. Потом сказал: у нас война, полк мой уйдет в поход. Лиза едва в не упала в обморок.

Чувствительные сцены…. (плакать хочется, когда читаешь).

Прошло два месяца. Однажды Лиза вдруг увидела его в карете. Вот карета остановилась, вышел Эраст и хотел войти в дом. Но тут он оказался в объятиях Лизы. Напряженный разговор. Эраст признался: обстоятельства изменились. Я не могу. Вот тебе 100 рублей и иди домой.

Тут дальше автор от себя: «Сердце моё обливается кровью в сию минуту… Почему я не пишу роман, а печальную повесть».

И дальше: на самом деле Эраст все эти дни – вместо того, чтобы сражаться с неприятелем - играл в карты и проиграл почти всё своё состояние. Приходилось, чтобы «поправить дела выгодным браком», «жениться на богатой пожилой вдове». К ней и стал ходить, к ней и переехал жить. Автор: «Но все сие может ли оправдать его?»

ЛИЗА СТРАДАЕТ, жить не хочет. Пошла на пруд под Москвой, увидела подругу, отдала ей для матушки 10 империалов, сказала, что один жестокий человек Э… (да на что знать его имя) ей изменил и бросилась в воду. Её и похоронили рядом с прудом. (этот пруд в самой жизни стали после чтения этой повести называть: «Лизин пруд»). Матушка её, как услышала, «от ужаса охладела – глаза навек закрылись».

Заканчивается: Эраст до конца дней своих был несчастлив, «почитал себя убийцей…Я познакомился с ним за год до его смерти… он и привел меня к Лизиной могиле. – ТЕПЕРЬ, может быть, они уже примирились!».

Такой вот чувствительный конец у этой СЕНТИМЕНТАЛЬНОЙ повести.

ИДЕИ ПОВЕСТИ: человек ответственен за свои чувства и поступки; цена ошибки, предательства – часто сломанная судьба. Искупление тут – муки раскаяния. У крестьян есть душевное богатство. А у дворян…

· В литературе было много подражательных повестей и рассказов. Были и целые паломничества к «Лизину пруду» в озле Симонова монастыря.

· Вскоре появились «Бедная Маша» Измайлова, «Несчастная Лиза» Долгорукова, «Бедная Лилла» Попова и др.

 

6. Исторические повести: «Наталья, боярская дочь», «Марфа Посадница».

1892 – «Наталья, боярская дочь» - родоначальница исторического романа.

 

· СЮЖЕТ: Наталья и Алексей – любят друг друга. Но их семьи враждуют. Что делать? Они решают уйти в леса и там жить (по принципу: с милым рай и в шалаше). Это повесть о ВСЕМОГУЩЕЙ ЛЮБВИ. Живут счастливо в лесу.

И вот война. Наталья и Алексей тоже одевают доспехи, шлемы с забралом, садятся на коней – и едут на войну (где в лесу доспехи?.. Так ведь перед нами не только историческая, но и РОМАНТИЧЕСКАЯ повесть: подумаешь – где взяли… Взяли и всё. Главное в другом).

Так вот. Дерутся они на войне смело, отчаянно. Во многом благодаря им враг разбит.

И вот героев в забралах и на конях встречают как победителей. В толпе и их родители (враждующие семьи). Просят открыть забрала. Они открывают. Чувствительная сцена. И семьи их примирились друг с другом. Вот так!!!

ИДЕЯ: прекрасное и справедливое торжествует. Любовь побеждает все преграды.

 

1803 – повесть «Марфа Посадница».

Главная тема – борьба Марфы, жены посадника Борецкого, за Новгородскую вольность против притязаний царя Ивана 3-го на Новгород в 15-м веке.

Сюжет: новгородцы во главе с Марфой выступили с протестом против царя ЗА НОВГОРОДСКУЮ РЕСПУБЛИКУ. Победил Иван 3-й. Марфа погибли на плахе.

ИДЕИ: симпатии Новгороду, новгородцам. Восхищается идеей республики.

Однако не все так просто. Есть и противоечия:

· По идее – лучше республика. НО в истории то и дело перерождаются республики (как во Франции), побеждают диктатуры, Наполеоны, буржуазные отношения. И Карамзин пишет:

· В журнале: «Исчезли истинные граждане, остались одни купцы».

· В письме Дмитриеву: «По чувствам останусь республиканцем и притом верным подданным царя русского: вот противоречие, но только мнимое».

 

 

7. Романтические повести: «Остров Борнгольм», «Сиерра-Морена».

1894 - «Остров Борнгольм» - и этой повесть, и второй ввёл в русскую литературу романтические традиции.

В повести всё таинственно. Сначала рассказчик показывает светлый морской пейзаж. Потом плывет на корабле около утёса – и видит наверху молодого человека, прежде времени состарившегося, который на утёсе под гитару поёт грустную песню о безымянных любящих, которые вынуждены жить в разлуке ПОЧЕМУ-ТО. И в песне произносит: ОСТРОВ БОРНГОЛЬМ рядом с Британскими островами. (Такой остров есть на самом деле. Только запомнить надо название, а то иной раз студенты вспоминают искаженно: типа: Остров БЕРНГОЛЬЦ… было и такое у наших студентов).

Рассказчик запомнил название острова. Плывут дальше – и вот проплывают МИМО этого острова. Он просит капитана и матросов остановиться и ссадить его на остров. ВСЕ ВОКРУГ НЕГО – В УЖАСЕ. Но подошли к берегу, бросили трап, и как только Рассказчик сошёл на берег, - быстрее подняли паруса И СКОРЕЕ УНЕСЛИСЬ. НО сказали, что утром придут за мной опять – возьмут на борт.

Дальше в хрестоматии и сочинениях проще сказано. НО я скажу из раннего варианта, рукописного:

Рассказчик остался один. Думает и не понимает: почему все так пугаются. Идет сквозь ЗАРОСЛИ ВГЛУБЬ ОСТРОВА. Кустарник…кустарник… ВДРУГ кто-то положил ему руку на плечо… В ужасе оглядывается и … видит мальчика. ТЫ чего?.. МОЛЧА мальчик показывает рукой, куда надо идти. ПОШЕЛ – и вышел на поле, вдали – ЗАМОК. Оглянулся на мальчика – а его уже НЕТ, ИСЧЕЗ.

Дальше – опять из текста в Сочинениях, т. 2-й: Всё же пошел к Замку с мостом через РОВ. Подошёл к воротам – а ОТКУДА-ТО СВЕРХУ Г О Л О С: «КТО ТАМ?». Я сказал: Странник, прошу ночлега, если есть на свете добродетель. Ответа нет. НО засов загремел, мост опустился.

Я вошел – высокий человек в длинном черном платье повел меня. Вдали во дворе вход в ПОДЗЕМЕЛЬЕ. Идет – и в дальнем углу видит картину: за решёткой с замком спит девушка. Проснулась. Начали разговаривать, но она не захотела открыть свою тайну: Но ты невинна? – «Если это он послал тебя, то скажи, что ч умру его нежною, несчастною …» и замолчала.

В конце – разговор со старцем, кот. тоже страдает и ушел от мира: Ты видел её? – Видел, но не узнал, почему она страдает в темнице. – Старец сказал, что они любители добродетели, из секты друидов (поклонники Природы, поклоняются Дубу). – И рассказал ему их историю…

Но я – говорит рассказчик – не буду её рассказывать, это «тайна страшная»… В другой раз…

В самом конце: утром сел опять на корабль… «Вздохи теснил грудь мою – наконец я взглянул на небо – и ветер свеял в море слезу мою». 1793 год.

КАК ПОНИМАТЬ?: так и остается неизвестным, в чем их вина, почему закон осуждает их. МОЖЕТ БЫТЬ – любящие – это брат и сестра, может близкие родственники. НЕИЗВЕСТНО.

ИДЕЯ: ПРИРОДНЫЕ ЗАКОНЫ НАДО СОБЛЮДАТЬ, НЕ НАРУШАТЬ!

ТАК ЖЕ ТАИНСТВЕННА – и повесть «СИЕРРА-МОРЕНА»:

· Заглавие – это название горы, по-испански – ЧЕРНАЯ ГОРА.

· Сюжет – творческая переработка испанской баллады о трагической любви Алонзо к Эльвире. Они клялись больше никого не любить. НО вот Алонзо пошел в море на корабле – и КОРАБЛЬ ПОГИБ В БУРЮ.

· Эльвира страдает, делает памятник для Алонзо. С нею вместе страдает и рассказчик: «Я смешал слёзы мои с её слезами».

· Эльвира перед Алонзовым памятником просит «тень любезного Алонзо! Прости меня!.. Простишь ли ты свою Эльвиру?»

· Рассказчик и Эльвира встречаются – и полюбили друг друга. Сказали друг другу: «Я люблю тебя!»

· В общем, через год Имоджина и Рассказчик готовятся к свадьбе. Говорит он: все родственники Имоджинины любили меня.

· НО в день свадьбы является незнакомец в черном и с кинжалом (это Алонзо, который спасся всё же, живым оказался) и говорит он ей: «Вероломная! Ты клялась… Я клялся тоже любить тебя до гроба. И вот я умираю» и пронзил себя кинжалом. Эльвира потеряла сознание. Её еле привели в себя.

· Рассказчик: это он решил наказать её своей смертью.

· Эльвира похоронила опять Алонзо и ушла в женский монастырь

· Рассказчик: я уехал на несколько лет из Европы. А когда вернулся – узнал, что Эльвира переселилась уже в обители небесные. Я пролил много слёз. И вот теперь «живу в стране печального севера… в уединении и внимаю лишь бурям».

· ИДЕЯ: 1) за неверность судьба наказывает; 2) губят людей бурные страсти. (выбирайте, какая идея ближе к тексту. ИЛИ КАК?).

 

 

8. БЫТОВЫЕ повести (РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ:

«Юлия», «Рыцарь нашего времени», «Моя исповедь».

С середины 90-х гг. – он начинает работать над бытовыми повестями на современном материале, отбрасывает романтику, мистику и показывает жизнь с позиций просветительского, критического и даже больше: общечеловеческого РЕАЛИЗМА. Эти повести – сатирические.

Повесть «ЮЛИЯ» - 1794 – действие в светской среде. Всюду тут разврат, развлечения, ложь и обманы. ЮЛИЯ, красивая девушка, окружена обожателями. Её любит скромный АРИСТ. И он ей нравится. НО приезжает блестящий модный кавалер князь N. Он усиленно соблазняет Юлию, но жениться не собирается. Юлия устояла и выходит замуж за Ариста. Она счастлива, но живет в деревне. Хочется ей в город. В столице князь N опять пытается соблазнять её. АВТОР опять спасает Юлию и осуждает порочность светской среды.

Повесть «РЫЦАРЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». – 1801 – на биографическом материале, по замечанию Карамзина. ЭТО первая попытка создать МЕМУАРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

Показано развитие ребенка и влияние на него окружающей среды.

О младенчестве: «Оно (младенчество) слишком просто, слишком невинно, а потому и слишком нелюбопытно для нас, испорченных людей». А вот дальше – чтение романтическим романов, пылкие и нежные поцелуи «второй маменьки» рано развили в нем чувствительность. Повесть не окончена, но и так ясно: ДУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ИСКАЛЕЧИЛО РЕБЕНКА.

Повесть «МОЯ ИСПОВЕДЬ» - 1802 - показывает систему воспитания в дворянской семье – и в результате вырос холодный, расчетливый человек:

«В голове моей не было никакой ясной идеи, а в сердце никакого сильного чувства, кроме скуки … Я видел себя истинным законодателем столицы …Будучи модным прелестником, я тиранил женщин …».

Он женился. Скоро всё состояние прокутил (пропил, проиграл в карты). Тогда он позволил своей жене выйти замуж вторично выгодно. Сделал отданную жену своей любовницей - и стали они прокучивать состояние богатого старика, второго мужа.

Заканчивает свою исповедь рассказчик замечание: «…некоторые люди смотрят на меня с презрением и говорят, что я остыдил род свой, что знатная фамилия есть обязанность быть полезным гражданином в гос-ве… НО поверю ли им, видя… как многие из наших любезных соотечественников стараются подражать мне, живут без цели, женятся без любви, разводят других для забавы и разоряются для ужинов».

ИДЕЯ: разносторонняя резкая критика дворянских нравов. А КРОМЕ ТОГО, резкая критика ВСЕОБЩЕГО ЭГОИЗМА, основанного на мысли: «ВСЁ для человека, а вот ЧЕЛОВЕК ТОЛЬКО ДЛЯ САМОГО СЕБЯ».

Ах! Как это злободневно для современности во всём мире. Жаль Планету. Она страдает больше всех: из-за отрицательной, холодной АУРЫ - метели, резкие перепады, участившиеся магнитные бури, сдвиг полюсов и т.д.

 

9. ПОЭЗИЯ КАРАМЗИНА.

 

Стихи Карамзина имели меньшее значение, в основном он прозаик.

Специфика его поэзии – субъективное, психологическое описание тончайших настроений души. Преобладает ЛИРИКА.

Метод – в основном сентиментализм, есть и романтизм, ЕСТЬ и реализм.

· Характерное – «Ах! Не всё нам горькой истиной

Мучить томные сердца свои!

Ах! не всё нам слёзы горькие

Лить о бедствиях существенных;

На минуту позабудемся

В чарованьи красных вымыслов!» (романтизм).

· Антитеза – стих «КЛАДБИЩЕ»: «О д и н г о л о с.

Страшно в могиле, хладной и темной! -

Ветры здесь воют, гробы трясутся,

Белые кости стучат.

Д р у г о й г о л о с.

Тихо в могиле, мягкой, покойной.

Ветры здесь веют; спящим прохладно;

Травки, цветочки растут.

П е р в ы й.

Червь кровоглавый точит умерших,

В черепах желтых жабы гнездятся,

Змии в кропиве шипят.

В т о р о й.

Крупок сон мертвых, сладостен, кроток;

В гробе нет бури; нежные птички

Песнь на могиле поют»

(И в таком духе – еще 6 куплетов. Прелесть!)

 

 

· В его сентиментальных и романтич. стихах – масса разных чувств и оттенков душевного состояния: надежды, сомнения, радость, боль и стон, отчаяние, гнев, поучения, горе, страдание, нежность, любовь и т.д.

· Пример сентиментально-романтического стиха:

ВЫБОР ЖЕНИХА.

Лиза в городе жила,

Но невинною была.

Лиза, ангел красотою,

Ангел нравом и душою.

Время ей пришло любить…

Всем любиться в свете должно,

И в семнадцать лет не можно

Сердцу без другого жить.

Что же делать? Где искать?

И кому любить сказать?

Разве в свете появиться,

Всех пленить, одним плениться?

Так и сделал она.

Лизу люди окружили:

Лизе все одно твердили:

«Ты прельщать нас рождена!»

«Будь супругою моей! –

Говорит богатый ей, -

Всякий день тебе готовы

Драгоценные обновы;

Станешь в золоте ходить;

Ожерельями, серьгами,

Разноцветными парчами

Буду милую дарить».

Что ж красавица в ответ?

Что сказала? Да иль нет?

Лиза только улыбнулась,

Прочь пошла, не оглянулась.

Гордый барин ей сказал:

«Будь супругою моею;

Будешь знатной госпожею:

Знай, я полный генерал!»

Что ж красавица в ответ?

Что сказала? Да иль нет?

Генералу поклонилась.

Только чином не пленилась.

Лиза … далее идёт;

Ищет, долго не находит…

«Так она и век проходит!..»

Ошибаетесь – найдёт!

Лизе суженый сказал:

«Чином я не генерал

И богатства не имею,

Но любить тебя умею.

Лиза! Будь навек моя!»

На любезного взглянула

И сказала: «Я твоя!» (1795).

· Он сам сформулировал задачи поэта. В стихе «ПРОТЕЙ» он говорит, что дело поэта – «выражать оттенки разных чувств», А в стихе «ПОСЛАНИЕ ЖЕНЩИНАМ» он заявляет: поэта должен «верно переводить всё тёмное в сердцах на ясный нам язык, слова для тонких чувств».

· Но есть у него и горькие стихи, меланхолические («Меланхолия»), есть и грустные строки. Пример – стих «ПОСЛАНИЕ К ДМИТРИЕВУ в ответ на его стихи, в которых он жалуется на скоротечность счастливой молодости» с такими строками:

И я, о друг мой, наслаждался

Своею красною весной;

И я мечтами обольщался –

Любил с горячностью людей,

Как нежных братий и друзей;

Желал добра им всей душею;

Готов был кровию моею

Пожертвовать для счастья их…

Но время, опыт разрушают

Воздушный замок юных лет;

Красы волшебства исчезают…

Теперь иной я вижу свет, - …

Ах! Зло под солнцем бесконечно,

И люди будут – люди вечно…

Любовь и дружба – вот чем можно

Себя под солнцем утешать!

Искать блаженства нам не должно,

Но должно – менее страдать.

И кто любил, кто был любимым,

Был другом нежным, другом чтимым,

Тот в мире сем недаром жил,

Недаром землю бременил…

· Верную оценку поэзии Карамзина дал Вяземский: «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная».

· Карамзин проложил дорогу Жуковскому, а затем и Пушкину.

 

10. Карамзин-историк.

«История государства российского».

«Карамзинский период в литературе».

В 1804 г. Карамзин полностью отдался научно-публицистической деятельности – начал работать в архивах надмноготомным трудом:

«История государства Российского».

В 1818 г. вышли из печати первые 8 томов. В них речь шла о самодержавной власти и роли дворянства в жизни страны. О жизни народа лишь кратко и изредка вспоминал.

Бориса Годунова.

Материал этот использовал Пушкин в трагедии «Борис Годунов».

12 -й том не успел дописать, работал над ним до последнего дня в 1826 г.

В общемвпервые освещена история России с древнейших времен до 17 века.

А язык 12-томника – тонкий, чувствительный.

Изложение занимательное, как отмечали все, кто знакомился с материалом.

 

Итак, всё изложенное о тв-ве Карамзина помогает, надо думать, понять, почему творчество Карамзина высоко оценивали писатели любых взглядов и методов:

Впервые обо всем тв-ве Карамзина писал Г.П.Макогоненко в 1962 г. в известнейшем журнале Академии наук «Русская литература» в статье «Литературная позиция Карамзина в XIX веке», где сделал вывод, что

Карамзин оказал влияние на прогрессивное развитие ВСЕЙ литературы

И первые десятилетия XIX века – это «Карамзинский период», т.е. период этот -

«ШКОЛА КАРАМЗИНА».

Если подробнее – то:

“Карамзинский период в литературе” - это явление в истории развития русской литературы конца XVIII – начала XIX века.

Вначале было узкое понимание характера этого периода в литературо-ведении XIX ст. и в ХХ в. до 60-х годов.

Постепенно стало ясно и объективное понимание смысла этого периода: это период влияние Карамзина-прозаика и поэта на прозаиков и поэтов разных направлений –

на сентименталистов, романтиков, писателей просветительского реализма, писателей критического реализма (в ХIX в.) и, в частности,

на Жуковского, Пушкина, декабристов, Лермонтова и др.

 

ТЕМА № 10.

Творчество Николая Михайловича КАРАМЗИНА (1788-1826)

П л а н:

Место и роль Карамзина в литературе.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.154 с.