Групповые тематические консультации — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Групповые тематические консультации

2018-01-13 227
Групповые тематические консультации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Тема 1: Литературный портрет поэта периода Великой Отечественной войны.

На основе анализа указанной литературы составьте портрет поэта периода Великой Отечественной войны. Необходимо сосредоточить внимание на йдейно-художественных особенностях творчества: основных темах, поэтике, жанровом и стилевом своеобразии произведений выбранных авторов. Все положения подтвердите анализом наиболее характерных текстов.

Литература:

Советская литература в канун Великой Отечественной войны: Научно-аналитический обзор. - М., 1991.

Петрушанская Е. Песня достается человеку. О «мистической» природе советских массовых песен // Литературное обозрение. - 1998. - № 2.

Зайцев В. Русская поэзия ХХ века. 1940-е – 1990-е г. - М., 2001.

Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. - М., 1972.

Македонов А. Поэзия народного подвига. - М., 1986.

Кузьмичев И. Жанры русской литературы военных лет. Горький, 1962.

Павловский А. Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны. - Л., 1967.

«Идет война народная…»: Литература Великой Отечественной войны: 1941-1945 гг. - М., 2005.

Темы письменных работ

Современные проблемы изучения русской литературы советского периода.

Концепция человека в эстетике соцреализма.

Художественная феноменология в творчестве И. Бунина эмигрантского периода.

Загадки русской души в прозе И. Бунина эмигрантского периода.

Тема любви и смерти в творчестве И. Бунина периода эмиграции.

Творчество А. Куприна и первая русская эмиграция.

Проблема автора в произведении М. Горького «Жизнь Клима Самгина».

«Религия» М. Горького.

Философско-эстетические принципы и гражданская позиция М. Горького в публицистике /”Несвоевременные мысли”/ и автобиографической трилогии.

«Окаянные дни» И. Бунина, «Несвоевременные мысли» М. Горького и «Интеллигенция и революция» А. Блока.

Драматургическая поэтика М. Горького.

Проблематика и поэтика романа М. Осоргина «Сивцев Вражек».

Тема революции в эпопее И. Шмелева «Солнце мертвых».

«Русская усобица» в творчестве М. Волошина.

Лирический герой в поэзии О. Мандельштама 1930-х гг.

Неоклассицистические тенденции в русской поэзии начала 20 в.: творчество В. Ходасевича.

Историософия Б. Пильняка.

Лиро-эпос С. Есенина: «Анна Снегина» и «Черный человек».

Библейские мотивы в творчестве С. Есенина.

С. Есенин и имажинизм.

С. Есенин и новокрестьянская поэзия.

«Поэма без героя» А. Ахматовой: жанр, структура, стих.

Литературный авангард 1910-1920-х гг.

Эгофутуризм Игоря Северянина.

Учение о слове В. Хлебникова.

Русская идея в литературе русского зарубежья (имена, произведения по выбору).

Блоковская концепция «крушения гуманизма».

«Конармия» И. Бабеля: проблема идейно-эстетического единства цикла.

Повести М. Булгакова 1920-х гг.:поэтика жанра.

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: история текста.

Трагедия художника в драматическом творчестве М. Булгакова («Кабала святош», «Александр Пушкин»).

Своеобразие психологизма в романе Е. Замятина «Мы».

«Донские рассказы» М. Шолохова: особенности конфликта и поэтика.

Рассказы М. Зощенко: тип героя и стиль.

Жанровое своеобразие романа М. Горького «Жизнь Клима Самгина».

Роман А. Фадеева «Разгром»: новаторское решение проблемы героя.

Абсурдистская проза Д. Хармса.

Программа воспитания нового человека и ее претворение в романе Н. Островского «Как закалялась сталь» (современное прочтение).

Новаторский характер поэмы А. Твардовского «Дом у дороги».

М. Исаковский – поэт-песенник.

Феномен русской прозы В. Набокова.

Лирический герой и время в поэмах Б. Пастернака «Лейтенант Шмидт», «1905», «Спекторский».

Рассказы А. Платонова: герои, формы повествования.

Повести А. Толстого 1920-х гг.: поэтика жанра.

«Любовь Яровая» К. Тренева и советский театр 1920-х гг.

Течение «сурового романтизма» в поэзии и прозе 1930-х гг.

Основные жанры публицистики военных лет.

Драматургическая поэтика Е. Шварца.

«Суровый романтизм» поэзии К. Симонова.

Вопросы к зачету

1. Общая характеристика историко-культурного и литературного процесса 20-30-х гг.

2. Политика партии в области литературы в 20 – начале 50-х гг.

3. Лирика в 1920-е-1930-е гг.: историческое своеобразие и ведущие тенденции.

4. Лирика А. Ахматовой советской эпохи.

5. Поэмы А. Ахматовой: поэтическое содержание и форма («Реквием», «Поэма без героя» - по выбору).

6. О. Мандельштам: характеристика творческой индивидуальности. Анализ основных поэтических сборников.

7. Поэзия Маяковского в период революции и советской эпохи. Сатира.

8. Идейно-художественное своеобразие поэм В. Маяковского.

9. Творческий путь С. Есенина. Основные поэтические сборники. Темы, мотивы, образы лирики. Лики лирического героя. Эстетика в «Ключах Марии».

10. Лиро-эпос С. Есенина, разновидности жанра. «Анна Снегина» и «Черный человек». Итоговый характер произведений.

11. Поэзия М. Цветаевой. Ранние сборники. Лирика сборника «Лебединый стан». Особенности поэтики. Проза о революционной России. Интимная лирика 1920-х гг. Поэмы М. Цветаевой.

12. «Жизнь Клима Самгина» А. М. Горького как «энциклопедия русской жизни». Идейно-художественное своеобразие.

13. Революция и судьбы русской литературы. Понятие «первой волны» русской эмиграции. Общая характеристика литературы.

14. Основные литературные группировки в 1920-е гг.: их эстетические программы и творческая практика.

15. Идейно-эстетическая позиция и художественная практика ОБЭРИУ.

16. Героическая повесть 1920-1930-х годов.

17. Гражданская война и революция в прозе 1920-30-х гг.

18. Трилогия А. Толстого «Хождение по мукам» в ряду произведений о человеке и народе в переломные исторические периоды. Особенности жанра.

19. Русская историческая проза 1920-1930-х гг. и роман А. Толстого «Петр Первый». Национальная тема в произведении.

20. Проблема поиска нового героя времени в прозе 1920-х-1930-х гг.(на примере нескольких произведений по выбору).

21. Роман Е. Замятина «Мы» как художественная антиутопия. Конфликт и система персонажей.

22. Творческий путь М. Булгакова.

23. М. Булгаков-драматург.

24. «Закатный» роман М. Булгакова: идейно-художественное своеобразие, система персонажей.

25. Советская сатира 1920-х-1930-х гг. (по произведениям В. Маяковского, М. Булгакова, А. Платонова, М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова).

26. Романтическая проза 1920-х-1930-х гг.

27. Русская драма 1920-х-1930-х гг. Особенности жанра, его развитие (на произведениях В. Маяковского, К. Тренева, Вс. Вишневского, М. Афиногенова, Л. Леонова, Е. Шварца и др.).

28. Идейно-художественное своеобразие романа М. Осоргина «Сивцев вражек».

29. Русская проза В. Набокова.

30. «Доктор Живаго» Б. Пастернака: эпическое и лирическое в романе. Образ главного героя. Проблема человек и история. Образы-мотивы.

31. Творческий путь Б. Пастернака. Творческая программа поэта в книге «Сестра моя - жизнь». Природа и человек в книге «На ранних поездах». Особенности лирического героя в кн. «Второе рождение» и «Когда разгуляется».

32. Лиро-эпос Б. Пастернака: поэмы о революции.

33. «Прекрасный и яростный мир» революционной России в изображении А. Платонова: «Сокровенный человек», «Родина электричества», «Фро», «Усомнившийся Макар» и др.

34. Конкретно-историческая и философская проблематика романа А. Платонова «Чевенгур». Жанрово-композиционное своеобразие. Образ главного героя.

35. Идейно-художественное своеобразие повести А. Платонова «Котлован». Символика.

36. Литература периода Великой Отечественной войны: духовная атмосфера времени и основные идейно-эстетические тенденции.

37. Лирика периода Великой Отечественной войны.

38. Творческий путь М. Шолохова.

39. «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Образ Григория Мелехова. Отечественные литературоведы о трагической сущности Г. Мелехова.

40. Тема Великой Отечественной войны в прозе М. Шолохова.

41. Общая характеристика литературы послевоенного возрождения.

Глоссарий

Авангард, авангардное искусство – понятие, объединяющее экспериментальные, подчеркнуто необычные начинания, поиски в искусстве ХХ века. В отличие от модернистского искусства, которое ориентируется на новаторство в области формы и содержания (синтаксиса и семантики), авангардное искусство прежде всего строит системы новаторских ценностей в области прагматики. «Самое существенное в авангарде – его необычность, броскость. Но это меньше всего необычность формы и содержания: они важны лишь постольку, поскольку «зачем» влияет на «что» и «как». Авангард прежде всего – необычное прагматическое задание, непривычное поведение субъекта и объекта» (Шапир М. Что такое авангард? // Даугава. 1990. № 3).

ВОКП (Всероссийское объединение крестьянских писателей) – ещев 1918 г. С. Клычков, С. Есенин и П. Орешин, назвав себя инициативной группой крестьянских поэтов и писателей, подали в московский Пролеткульт заявление о необходимости образования крестьянской секции. Всероссийский Союз крестьянских писателей был создан в мае 1921 г. С 1925 г. он был переименован в ВОКП. В 1931 г. было переименовано в организацию «пролетарско-колхозных писателей», что соответствовало проводимой в стране политике «раскрестьянивания».

Заумь, заумный язык – направление в футуристическом творчестве. Возник как один их языков В. Хлебникова; впоследствии понимался как личный язык поэта, воздействующий на читателя «за-умно», то есть – помимо разума.

Имажинизм – лит. направление начала 20-х гг., отдавшее приоритет форме. И. провозгласил образность основой поэзии. Самые значительные представители: С. Есенин, В. Шершневич, И. Грузинов, Р. Ивнев, А. Мариенгоф. Близки эстетике футуризма.

Импрессионизм – направление в искусстве последней трети 19-начала 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир и повседневную жизнь в их подвижности, изменчивости, передать свои мимолетные впечатления. В сфере литературы нашел свое воплощение в качестве приема субъективно-непосредственного воспроизведения чувственных переживаний и душевных впечатлений (творчеств И. Бунина, Б. Зайцева, И. Анненского, К. Бальмонта).

Импрессионисты – псевдогруппировка; понятие, кратковременно бытовавшее у ранних футуристов. Встречается в названии вышедшего в феврале 1910г. альманаха «Студия импрессионистов», в котором напечатаны произведения Д. Д. Бурлюка, Д. И. Бурлюка, В. В. Хлебникова. Вскоре этот термин был отвергнут будущими кубофутуристами как непригодный.

Комфутуризм – коммунисты-футуристы, проникнувшиеся духом революционной действительностью и искавшие прямого союза с революционной властью, например. В. Маяковский.

Конструктивизм, ЛЦК – литературная группа, созданная в 1924 г., особое внимание уделявшая форме художественного произведения и восходившая к близким футуризму «конструктивистским» течениям начала 20-х гг. в изобразительном искусстве и архитектуре. Гл. представители – И. Сельвинский, К. Зелинский, В. Луговской, Э. Багрицкий, В. Инбер.

Кубофутуризм, кубофутуристы («Будетляне»; «литературная компания» «Гилея») – литературно-художественная группировка авангардного толка, существовавшая как таковая в 1912-1914 гг. в Москве и Петербурге; как литературное течение кубофутуризм был влиятелен до конца 1920-х гг. К группе принадлежали виднейшие представители футуризма в России – Д. Д. Бурлюк, Н. Д. Бурлюк, Е. Г. Гуро, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, Б. К Лившиц, В. В. Маяковский и В. В. Хлебников.

«Кузница» -объединение пролетарских писателей, созданное в 1920 г. в Москве. К. образовалась из группы поэтов (В. Александровский, М. Герасимов, В. Кириллов и др.), которые вышли в начале 1920 г. из Пролеткульта. Участники К. не признавали руководство всем развитием культуры со стороны партии, отвергали НЭП. К. в 1928 г. вошла в состав Всесоюзного объединения ассоциаций пролетарских писателей (ВОАПП), в 1932 г. ликвидируется партийным решением.

ЛЕФ (Левый фронт искусства) – марксистская литературная группа, возникла в конце 1922 г. в Москве, в основном из бывших приверженцев футуризма. ЛЕФ считал себя единственным настоящим представителем революционного искусства и встретил серьезное противоборство со стороны пролетарских групп «Октябрь» и ВАПП. Группу возглавлял В. Маяковский; в нее входили также Н. Асеев, О. Брик, В. Каменский, С. Кирсанов, А. Крученых, Б. Кушнер, Б. Пастернак (вначале), В. Перцов и др. ЛЕФ был рационалистским направлением, его теоретики отрицали вдохновение и утверждали веру в прогресс, технологию, науку и организацию, стремились к союзу с искусства с производством.

«Лирика» - литературный кружок при одноименном книгоиздательстве, существовавший в 1912-1914 гг. в Москве. В его состав входили Н. Асеев, С. Бобров, Б. Пастернак, впоследствии сформировавшие группу «Центрифуга».

Модернизм – достаточно условное обозначение периода культуры конца 19 – середины 20 в., то есть от импрессионизма до нового романа и театра абсурда. Нижней хронологической границей М. является «реалистическая», или позитивистская, культура 19 в., верхней – постмодернизм, то есть 1950-1960-е гг. Не следует путать М. и авангардное искусство, хотя порой грань между ними провести трудно. Типичными искусствами М. являются символизм, экспрессионизм, акмеизм.

Неоклассицизм – 1) направление в европ. худож. культуре, сложившееся в к. 19 – нач. 20 в. и отличавшееся постоянным обращением к античной культуре как смысловому пространству своего самоосуществления; 2) тенденции в поэтической практике, отражавшие стремления поэта обратиться к классическим стихотворным практикам 19 века; 3) одно из определений акмеизма.

ОБЭРИУ, объединение реального искусства, – группа писателей и деятелей искусства, образовавшаяся в Ленинграде в 1926-30 гг. Её деятельность характеризуется стремлением к обновлению искусства путем отказа от канонизированного к тому времени реализма. Группу основали в 1926 г. молодые поэты Д. Хармс, А. Введенский и Н. Заболоцкий; в течение некоторого времени к О. принадлежал К. Вагинов. Их методом изображения действительности и воздействия на нее было искусство абсурда, отмена логики и общепринятого времяисчисления в поэтических произведениях. О. относят к поставангарду.

«Октябрь» – группа непримиримо настроенных коммунистических писателей. Была основана в 1922 году в Москве и являлась организацией молодых членов большевистской партии, жестко противостоящих группе «Кузница» и уже отмиравшему в то время Пролеткульту. В О. входили Лелевич, А. Безыменский, А. Жаров, А. Веселый, Ю. Либединский и др. Члены группы были известны в литературных кругах как «напостовцы» - по названию их журнала «На посту» (1923-1925), их второй журнал «Октябрь» сохранил свое название и поныне.

Орнаментальная проза ( Орнаментализм ) -явление гораздо более фундаментальное, нежели словесная игра втексте. Оно имеет свои корни в миропонимании и в менталитете символизма иавангарда, т. е. в том мышлении, которое по праву следует назвать мифическим. При этом, в О. п. модернизма и повествовательный текст, и изображаемый мир подвергаются воздействию поэтических структур, отображающих строй мифического мышления. По определению Л.А.Новикова, «орнаментальная проза — разновидность прозы с системой насыщенной образности, реализующей особый тип художественного мышления». В качестве основных составляющих орнаментальной прозы выделяется следующие особенности: 1) «особые эстетические и семиотические свойства исходных единиц»; 2) «подчеркнутая фактура композиции»; 3) «система языковой суперобразности». Эти особенности реализуются через «насыщенность и «тесноту» изобразительного ряда, ритмическое спиралеобразное развертывание системы образных средств в виде лейтмотивов, развитие музыкальной темы, многозначность (символичность) самих образов и богатство их ассоциативных связей» (Новиков Л.А. Стилистика орнаментальной прозы Андрея Белого. - М., 1990). Понятие О. п. связывается с творчеством А. Белого, А. Ремизова, Б. Пильняка, А. Платонова.

«Перевал» - марксистская литературная группа 20-х гг., организованная в Москве в конце 1923-начале 1924 г. молодыми коммунистическими писателями, вышедшими из групп «Молодая гвардия» и «Октябрь» по причине непримиримо-ортодоксального партийного курса этих групп и сплотившимися вокруг журнала «Красная новь», для которого, в свою очередь, творчество футуристов и конструктивистов было слишком рационально (А. Воронский, А. Веселый, М. Голодный, М. Светлов,, Н. Дементьев, И. Катаев, Д. Кедрин, А. Малышкин, Н. Огнев, М. Пришвин). П. признавал роль «соц. заказа», выступая, однако, за право писателя на «выбор темы по своему усмотрению»; требовали «искренности» писателя.

Пролеткульт, Пролетарские культурно-просветительские организации – Культурно-просветительские организации пролетариата, появившиеся сразу после февраля 1917 г. На Первом съезде, созванном Луначарским, наркомом просвещения при правительстве Керенского, были объединены во всероссийский Пролеткульт. К известнейшим именам писателей-пролеткультовцев относятся А. Александровский, А. Герасимов, В. Казин, В. Кириллов и др. В 1920 г. было узаконено юридическое подчинение П. Народному комиссариату просвещения. Формально последние студии были ликвидированы только на основании партийного постановления 1932г.

Попутчики – найденное в 1920 г. А. Луначарским и с 1923 г. широко распространенное Троцким определение некоммунистических писателей, которые признавали революцию или активно поддерживали ее идею. Типичными попутчиками считались Б. Пильняк, М. Пришвин, И. Бабель, К. Паустовский, Л. Леонов, Б. Пастернак; затем шли писатели, входившие в группы «Серапионовы братья», имажинистов, а также члены группы «Перевал». Борьба с попутчиками усилилась в 1927 г. со стороны ВАПП, а с 1928 также РАПП.

Постсимволизм – общее обозначение явлений, генетически связанных в культуре с символизмом (акмеизм, футуризм и т.д.)

Производственный роман – выдвинутое в конце 20-х-начале 30-х годов жанровое определение. Всеобщая индустриализация выдвигала перед страной ряд требований, главным среди которых было превращение человека с крестьянским типом мышления, восприятия времени, стилем труда и поведения – в человека, оперирующего точными отрезками пространства и времени, способного быть включенным в координированные, высокоорганизованные усилия огромных масс людей. Именно поэтому, по словам М. Горького, предметом изображения писатели конца 20-х – начала 30-х годов должны были избрать «труд, то есть человека, организуемого процессами труда, который <…> вооружен всей мощью современной техники, человека, в свою очередь организующего труд более легким, продуктивным, возводя его на степень искусства». П. р. стал максимально адекватной такому содержанию формой.

Вскоре позиции его окрепли настолько, что стал возможен разговор о «классике жанра». В редакционной статье «Двадцать лет советской литературы», опубликованной «Новым миром» в 1937 году, приводится целый ряд «классических» «индустриальных» произведений: «Цемент» и «Энергия» Ф.Гладкова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «Соть» и «Скутаревский» Л. Леонова. Этот список можно продолжить такими романами, как «Время, вперед!» В. Катаева, «Не переводя дыхания» И. Эренбурга, «Ведущую ось»

В. Ильенкова, «Интеграл» И. Ле, «Тракторострой» Н. Забилы, «На шестидесятом горизонте» В. Алазани. Как никакой другой жанр, советский производственный роман 20 – 30-х годов утверждал идею социалистического общества и нового человека, главной и едва ли не единственной характеристикой которого стал труд.

РАПП, Российская ассоциация пролетарских писателей – Ведущая коммунистическая писательская организация в СССР до партийного постановления об образовании СП СССР в 1932 г. РАПП была создана в 1925 г. Во главе с критиком Л. Авербахом и писателями А. Фадеевым, Ю. Либединским. А. Афиногеновым и В. Киршоном вела непримиримую борьбу против всех других объединений.

«Серапионовы братья» - группа молодых писателей Петрограда, в начале 20-х гг. выступавшая за обновление литературы и за примат искусства над идеологией. В нее входили И. Груздев, М. Зощенко, Вс. Иванов, В. Каверин, Л. Лунц, Н. Никитин, Е. Полонская, М. Слонимский, Н. Тихонов, К. Федин. Горький и Шкловский всячески содействовали созданию группы. В 1925 участников группы отнесли к разряду попутчиков, а с 1927 г. прекратились регулярные встречи участников группы.

Символизм – литературное направление, возникшее в России в начале 1890-х гг. в качестве ответвления общеевропейского модернистского течения. С. был связан с современными ему идеалистическими философскими течениями, основу которых составляло представление о двух мирах – кажущемся мире повседневной реальности и трансцендентном мире истинных ценностей. С. занимается поисками высшей реальности, находящейся за пределами чувственного восприятия. Русские символисты традиционно делятся на «старших» и «младших».

«Скифы» -литературная группа, возглавляемая Р.Ивановым-Разумником, к которой в преддверии Октября и годы революции примкнули символисты и писатели разных школ и направлений (кроме А.Белого и А.Блока в группу входили С.Клычков, С.Есенин, П.Орешин, А.Чапыгин, О.Форш; в сборниках также печатались А.Ремизов, Е.Замятин, М.Пришвин). Их объединяли вначале близость к левым эсерам, потом - на первых порах -сотрудничество с советской властью и, главное, издание сборников "Скифы"(вышло всего 2 выпуска). В программной статье к первому сборнику, пронизанной разочарованием Февральской революцией, Иванов-Разумник излагал идущую еще от теории В.Соловьева "азиатскую" концепцию русской революции.

Социалистический реализм – термин коммунистической теории литературы и искусства, зависящий от чисто политических установок, с 1934 до 1980-х обязательной для советской критики и литературоведения, равно как и для всей художественной жизни. Ограничение понятия «реализм» идеологическими рамками («социалистический») не позволяет говорить о С. р. как о поэтике. Впервые термин был употреблен 20 мая 1932 г. И. Гронским, председателем организационного комитета СП СССР. С. р. определяется как основной метод советской художественной литературы и литературной критики, «который требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии».

Теория бесконфликтности – концепция, возобладавшая в литературе конца 40-х годов и основанная на отрицании существования в сов. обществе сложных конфликтов, общественных противоречий, разных взглядов на жизнь. Т. б. связана с симптоматичной для советской литературы послевоенных лет тенденцией «лакировки действительности», в контексте которой был провозглашен единственно возможный конфликт «хорошего» с «лучшим» («Кавалер Золотой Звезды» С. Бабаевского – яркий пример образцового воплощения Т. б.). Была осуждены в начале 50-х гг., в частности, на II съезде сов. писателей 1954 г. Журнал «Коммунист» сразу после писательского съезда писал: «Нельзя не видеть жизненных противоречий и конфликтов, возникающих в нашей стране на почве борьбы нового со старым. В то же время следует давать отпор всяким попыткам охаивать советскую действительность».

Все это свидетельствует о том, что в первые годы после смерти Сталина советское руководство не имело четких политических и идеологических ориентиров, испытывало растерянность, понимая необходимость перемен, но, в то же время, опасаясь зайти слишком далеко по пути обновления.

Феноменологический роман – жанровое определение, используемое Л. Колобаевой применительно к романам И. Бунина «Жизнь Арсеньева» и Б. Пастернака «Доктор Живаго». Ф. р. – это роман жизни, потока жизни, а не роман идей; для него характерно единство субъекта и объекта, временной синкретизм, особое субъективное начало, поток образов внутреннего видения героя, рефлексия непосредственных переживаний.

Формализм (или формальная школа) -неофициальное название группы русских литературоведов и лингвистов, объединившихся в конце 1910-х гг. в Петербурге и Москве на общих методологических основаниях и, в сущности, сделавших из литературоведения науку мирового значения. Ф. ш. являлась разновидностью научного авангарда. в Петербурге дала знаменитый ОПОЯЗ –Общество изучения поэтического языка (Б. Эйхенбаум, Ю. Тынянов), в Москве возник МЛК – Московский лингвистический кружок (О. Винокур, В. Жирмунский, Р. Якобсон).

Футуризм – авангардистское, неоднородное по составу литературное направление в 1910-1920 гг. Русский Ф. представляет собой самостоятельное явление в русле общеевропейской революции в искусстве; по-разному оценивается его связь с итальянским Ф. Отправной точкой этого направления, выросшего из символизма и импрессионизма, была революция в области литературного языка.

Художественный экзистенциализм – философская тенденция в художественных произведениях Ф. Достоевского, Л. Андреева, Е. Шварца и др., в контексте которой автором выдвигается на первый план понятие экзистенции как осознания внутреннего бытия человека в мире. Русский х. э. предвосхищает некоторые проблемы европейского философского э. середины ХХ века.

«Центрифуга» - литературная группа, близкая по своей эстетике кубофутуризму, просуществовавшая в Москве с 1914 по 1922 гг. и выступавшая прежде всего за обновление поэтических средств – метафоры и образного языка в целом (С. Бобров, Б. Пастернак, Н. Асеев).

Экспрессионизм – направление в австро-немецком искусстве первых десятилетий 20 в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности, возобладавшей над миром первичных чувственных ощущений, проблема тотальной «чужести», концепция безвыходного хаоса, в котором пребывает человек. Отсюда тяготение Э. к абстрактности, обостренной и экстатической, подчеркнутой эмоциональности, мистике, фантастическому гротеску и трагизму, фрагментарности. Считается, что в русской литературе начала 20 в. экспрессионизм нашел свое отражение в прозе Л. Андреева, Е. Замятина, А. Платонова, Б. Пильняка. Прозу Сигизмунда Кржижановского считают образцом экспрессионизма в русской прозе 1920-х годов.

 

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.