Корецкий А.Д., д.ю.н., профессор кафедры гражданского права Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП» — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Корецкий А.Д., д.ю.н., профессор кафедры гражданского права Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП»

2018-01-13 247
Корецкий А.Д., д.ю.н., профессор кафедры гражданского права Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ростовский филиал

 

 

Кафедра гражданского права

 

ДОГОВОРНОЕ ПРАВО

 

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и очной на базе среднего профессионального

образования формы обучения

направление подготовки 030900.62 Юриспруденция

 

Ростов-на-Дону


Автор(ы):

Корецкий А.Д., д.ю.н., профессор кафедры гражданского права Ростовского филиала ФГБОУВПО «РАП»

Рецензенты:

Колесник И.В., кандидат юридических наук, профессор кафедры гражданского права Ростовского филиала Российской академии правосудия.

Внешний рецензент

Простова С.В., судья Ростовского областного суда.

 

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.62 Юриспруденция


 

 

Одобрен на заседании кафедры гражданского права Ростовского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № ___ от ___ ______________ 20___ г.).

 

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» Ростовский филиал, 2012.

© Корецкий А.Д., 2012.


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………………………………..2

Объем дисциплины и виды учебной работы ……………………………………………5

Тематический план …………………………………………………………………………. 6

Программа курса…………………………………………………………………………... 9

Планы аудиторных занятий ……………………………………………. 19

Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя......................................................60

Задания для выполнения контрольных работ …………………………………….....64

Примеры тестовых заданий для проведения рубежного контроля …………………….76

Литература ………………………………………………………………………………...79

Вопросы для подготовки к зачету… ……………………………………………………...90

 


Введение

Учебная дисциплина «Договорное право» входит в профессиональный цикл (вариативную часть, дисциплины по выбору студента) ООП и находится в логической и содержательно-методической связи с другими дисциплинами.

Договорное право является подотраслью гражданского права, поэтому его нормативной базой является гражданское законодательство, регулирующее договорные отношения.

Целью изучения курса является подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям, на высоком уровне владеющих знаниями в области правового регулирования договорных отношений РФ.

В процессе освоения учебной программы студент должен:

А) иметь представление:

- о месте и роли дисциплины «Договорное право» в системе цивилистических наук;

- о порядке применения и толкования законов и других нормативно-правовых актов;

- о существующих моделях договоров.

Б) знать:

- нормы Гражданского кодекса РФ и относящиеся к ним разъяснения, содержащиеся в постановлениях;

- другие нормы и нормативные правовые акты, связанные с применением гражданского законодательства;

- цивилистическую терминологию.

В)уметь использовать:

- юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;

- определять источники договора;

- разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов;

- давать квалифицированные юридические заключения и консультации;

- принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом.

Г)владеть:

- юридической терминологией и понятиями основных правовых институтов договорного права, что существенно расширяет кругозор юриста и закладывает базу для творческого отношения к юридическим конструкциям в практической работе;

- методами сбора нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в договорной сфере;

- навыками осуществления профессиональной деятельности.

Достижение целей обучения по дисциплине предполагает:

- формирование основы знаний о системе договорного права, основных институтах, процессе их становления и эволюции;

- формирование умений правильного применения основных юридических понятий и институтов договорного права в практической работе и при изучении отраслей права Российской Федерации и фундамента юридического мышления вообще.

Цели освоения учебной дисциплины

1.1. Бакалавр готовится к следующим видам профессиональной деятельности в сфере общественных отношений, регулируемых гражданским правом:

- нормотворческая;

- правоприменительная;

- правоохранительная;

- экспертно-консультационная;

- педагогическая.

1.2. Целями освоения учебной дисциплины «Договорное право» являются:

- понимание сущности основных цивилистических конструкций;

- осмысление содержания доктринальных положений договорного права;

-приобретение навыков толкования гражданско-правовых норм и их применения к конкретным практическим ситуациям;

-ознакомление с современными теоретическими проблемами договорного права, а также проблемами правоприменения.

1.3. Бакалавр способен решать следующие профессиональные задачи:

- участие в нормотворческой деятельности, в ходе которой бакалавр готов участвовать в подготовке нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, составляющие предмет договорного права;

- правоприменительная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов совершать действия, связанные с реализацией гражданско-правовых норм, юридически грамотно составлять правовые документы, обоснованно принимать решения в пределах должностных обязанностей;

- правоохранительная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к обеспечению законности, правопорядка; защите всех форм собственности;

- экспертно-консультационная деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к осуществлению правовой экспертизы документов, а также консультированию по вопросам договорного права;

- педагогическая деятельность, в ходе осуществления которой бакалавр готов к преподаванию дисциплин гражданско-правового цикла (кроме высших учебных заведений), а также осуществлению правового воспитания обучающихся.

Место учебной дисциплины в структуре ООП

Условием успешного освоения дисциплины является следующий уровень подготовки студента:

в области знаний: уяснить сущность и содержание основных цивилистических понятий и категорий, определить особенность правового режима отдельных объектов гражданского права, знать характеристику отдельных видов договорных обязательств.

в области понимания: объяснить специфику оснований возникновения гражданских правоотношений, разграничивать отдельные виды договоров,

в области умения, навыка: приобрести навыки анализа гражданско-правовых норм и правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий.

Уяснение материала курса основывается на положениях и выводах дисциплин ООП, входящих в гуманитарный, социальный и экономический цикл, а также информационно-правовой цикл: «Философия», «Иностранный язык в сфере юриспруденции», «Экономика», «Профессиональная этика», «Безопасность жизнедеятельности», «Информационные технологии в юридической деятельности». Важную роль в освоении материала курса играют также дисциплины, входящие в профессиональный цикл, изучение которых предшествует согласно учебному плану изучению дисциплины «Гражданское право»: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Конституционное право» и др.

 

Усваиваемые компетенции:

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

в правоприменительной деятельности:

способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоохранительной деятельности:

способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

в экспертно-консультационной деятельности:

готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

Другой важной формой обучения, способствующей закреплению и углублению теоретических и практических знаний студентов, являются семинарские и практические занятия, на которых студент учится умению правильно и логически обоснованно делать выводы по обсуждаемым вопросам, публично выступать. Целесообразно по заданию преподавателя делать доклады по наиболее важным с научной и практической точки зрения темам. Для подготовки к вопросам соответствующего семинарского занятия студенту следует изучить нормативные акты, акты судебных органов, основную и дополнительную литературу, указанную в настоящем комплексе.

На практических занятиях основное внимание должно делаться умению разрешать практические казусы. Решение задач по темам позволит студенту применять полученные теоретические знания на практике. Для подготовки к практическому занятию студенту следует решить заданные задачи, записать в тетрадь решение с указанием соответствующих статей нормативных актов.

По специальному плану преподавателя студент обязан выполнить индивидуальную работу.

В процессе обучения в целях приведения учебного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ВПО; формирования интегральных профессиональных компетенций бакалавров; перехода от преимущественной активности преподавателя к активности обучающегося; формирования учебной автономности студента, его ответственности за процесс и результат обучения; обеспечения обучения в сотрудничестве, взаимодействии обучающихся друг с другом; обеспечения комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность используются следующие инновационные методы и технические средства обучения:

1. презентации с использованием программы Power Point;

2. активные методы обучения,

3. интерактивные методы обучения.


Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Очная   Очная на базе среднего профессионального образования
Зачетные единицы - общая трудоемкость 2 з.е – 72 ч.   2 з.е – 72 ч.  
Всего аудиторных занятий из них    
Лекции    
Семинарские (практические) занятия    
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС      
Форма итогового контроля зачет зачет

 

 

 


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для студентов очной и очной на базе среднего профессионального образования формы обучения

№ п/п Разделы курса Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
для очной формы обучения для очной на базе среднего профессионального образования формы обучения
Лекции Семи нары С/р Лекции Семинары С/р
  1.   Раздел I: Основы теории договорного права Российской Федерации.            
1.1. Объективные предпосылки обособления договорного права. Общие положения договорного права. (Интерактивная лекция в форме компьютерной презентации)        
1.2. Понятие, элементы и признаки договора. (Интерактивная лекция в форме компьютерной презентации)      
1.3. Теоретические и нормативные основания дифференциации институтов договора и сделки. (Интерактивная лекция в форме компьютерной презентации)      
1.4. Классификация и систематизация договоров. (Интерактивная лекция в форме компьютерной презентации) (Интерактивное занятии в форме дискуссии)              
1.5. Порядок установления и прекращения договорных отношений (Интерактивная лекция в форме компьютерной презентации)      
2. Раздел II: Практика реализации договорного права Российской Федерации.            
2.1. Договоры о передаче вещей в собственность. (Интерактивная лекция в форме компьютерной презентации)                
2.2. Договоры о передаче вещей во владение и пользование или только пользование (Интерактивная лекция в форме компьютерной презентации)          
2.3. Договоры о выполнении работ(Интерактивная лекция в форме компьютерной презентации)            
2.4. Договоры возмездного оказания услуг.    
2.5. Договор страхования            
2.6. Посреднические договоры    
2.7. Кредитно-заемные договоры.            
2.8. Договоры о передаче объектов исключительных прав.            
  Итого            

 

Программа курса

 

 

Тема 1.1. Объективные предпосылки обособления договорного права. Общие положения договорного права.

Понятие и содержание термина «Договорное право».Место договорного права в системе гражданского права РФ.

Принцип добросовестности в гражданском праве (последняя судебная практика по защите от злоупотребления правом, признание сделок недействительными как следствие злоупотребления правом и др.). - Разграничение императивных и диспозитивных норм (пределы императивности норм гражданского права, возможность согласования сторонами условий, нарушающих императивные нормы и другие вопросы).

Принцип свободы договора и его пределы. Смешанные и непоименованные договоры (отличия теории и практики). Целесообразность заключения нестандартных договоров.

Действие договора во времени (придание условиям договора обратной силы, действие условий договора в случае его расторжения и др.).

Методы толкование договора (буквальное толкование и подразумеваемая воля сторон, интерпретация опечаток и др.)

ПЛАНЫ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Планы лекционных занятий в активной/интерактивной форме

 

Тема 1.1. Объективные предпосылки обособления договорного права. Общие положения договорного права.

Планы практических (семинарских) занятий (в том числе, в активной/интерактивной форме).

Семинарское занятие № 1

Интерактивная форма.

I. Введение

1. Тема 1.1. Объективные предпосылки обособления договорного права. Общие положения договорного права. Тема 1.2. Понятие, элементы и признаки договора. Тема 1.3. Теоретические и нормативные основания дифференциации институтов договора и сделки.

 

2. Цель занятия и цель применения активной/интерактивной формы, инновационных технологий:

- исследование объективных предпосылок обособления договорного права.

- определение теоретических и нормативных оснований дифференциации институтов договора и сделки.

3. Форма проведения интерактивного занятия:

Дискуссия

 

Тема 1.1. Объективные предпосылки обособления договорного права. Общие положения договорного права.

1. Понятие и содержание термина «Договорное право».Место договорного права в системе гражданского права РФ.

2. Принцип добросовестности в гражданском праве (последняя судебная практика по защите от злоупотребления правом, признание сделок недействительными как следствие злоупотребления правом и др.). - Разграничение императивных и диспозитивных норм (пределы императивности норм гражданского права, возможность согласования сторонами условий, нарушающих императивные нормы и другие вопросы).

3. Принцип свободы договора и его пределы. Смешанные и непоименованные договоры (отличия теории и практики). Целесообразность заключения нестандартных договоров.

Семинарское занятие № 2

Интерактивная форма.

I. Введение

1. Тема 1.4. Классификация и систематизация договоров.

Семинарское занятие № 3

Тема 2.1. Договоры о передаче вещей в собственность.

Правовые аспекты заключения, исполнения и расторжения договоров о передаче вещей в собственность.

Актуальные вопросы заключения, исполнения и расторжения договора поставки (проблемы оформления, существенные и иные условия, последствия нарушения и др.)

Актуальные вопросы заключения, исполнения и расторжения договора купли-продажи недвижимости (государственная регистрация, порядок оплаты, возможность возврата прав на недвижимость при неоплате и др.)

Актуальные вопросы заключения и исполнения договора энергоснабжения (специфика процесса заключения договор, существенные условия, последствия нарушения, возможность приостановления подачи энергии при наличии непогашенных долгов и др.).

Актуальные вопросы заключения и исполнения договора купли-продажи бездокументарных ценных бумаг (процедура осуществления отчуждения, фиксация перехода прав на ценные бумаги в реестре, последствия неоформления передаточного распоряжения и др.)

 

Нормативные правовые акты:

Конституция РФ 1993г

Федеральный закон от 26 января 1996 года № 15 – ФЗ (Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II.).

Судебная практика:

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 августа 1994 г. N С1-7/ОП-587 ОБ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ, ПРИНЯТЫХ НА СОВЕЩАНИЯХ ПО СУДЕБНО - АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ (в ред. информационного письма ВАС РФ от 12.09.96 N С1-7/ОП-554)

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 11 января 2000 г. N 49 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ НОРМ О НЕОСНОВАТЕЛЬНОМ ОБОГАЩЕНИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 13, ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 14 от 8 октября 1998 года

О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПРОЦЕНТАХ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЧУЖИМИ ДЕНЕЖНЫМИ СРЕДСТВАМИ

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 34, Пленума ВАС РФ N 15 от 04.12.2000)

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 3 августа 1993 г. N С-13/ОП-250 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ИСПОЛНЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЕМ И РАСТОРЖЕНИЕМ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 21 апреля 1998 г. N 33 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ ПО СДЕЛКАМ, СВЯЗАННЫМ С РАЗМЕЩЕНИЕМ И ОБРАЩЕНИЕМ АКЦИЙ

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 28 апреля 1997 г. N 13 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 21 февраля 2001 г. N 60 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ОБ ОСНОВАХ ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

 

 

ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 октября 1997 г. N 18 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ПОЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ДОГОВОРЕ ПОСТАВКИ

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 марта 1995 г. N С1-7/ОП-159 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С УСТАНОВЛЕНИЕМ И ПРИМЕНЕНИЕМ ЦЕН.

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 13 января 1995 г. N С1-7/ОЗ-21 О ПОСТАВКАХ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 5 мая 1997 г. N 14 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ, ИЗМЕНЕНИЕМ И РАСТОРЖЕНИЕМ ДОГОВОРОВ

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 29 декабря 1994 г. N ОЗ-60

(О Федеральном законе "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд").

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 19 февраля 1996 г. N С5-7/ОЗ-93 О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБОРОННОМ ЗАКАЗЕ"

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 13 ноября 1997 г. N 21 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПО ДОГОВОРАМ КУПЛИ - ПРОДАЖИ НЕДВИЖИМОСТИ

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 16 февраля 2001 г. N 59 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ".

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 18 января 2001 г. N 58 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВ

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 27 февраля 2001 г. N 61 ОБЗОР ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 11 июня 1997 г. N 15 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРИВАТИЗАЦИЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 24 сентября 2002 г. N 69 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ДОГОВОРОМ МЕНЫ

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 13 марта 2001 г. N 62 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАКЛЮЧЕНИЕМ ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ КРУПНЫХ СДЕЛОК И СДЕЛОК, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО от 20 февраля 1996 г. N С5-7/ОЗ-95 О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О СОГЛАШЕНИЯХ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ"

 

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 17 февраля 1998 г. N 30 ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ДОГОВОРОМ ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

 

Основная литература

Гражданское право в 3-х т. Т.2: Учеб. / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.П. Сергеева. - М.: ТК Велби, 2009. *

Гражданское право в 4-х т. Т. 3 Обязательственное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 800 с. - (Классический университетский учебник). *

Гражданское право в 4-х т. Т. 4 Обязательственное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. д-р юрид. наук, проф Е.А. Суханов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Волтерс Клувер, 2008. (Классический университетский учебник). *

Гражданское право в 3-х т. Т.1: учеб. для вузов / В. В. Байбак, Н. Д. Егоров, И. В. Елисеев и др.; Под ред. д-ра юрид. наук, проф. Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 2009. *

Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. М., Изд. 3-е., стереотипное, 2008.

 

Дополнительная литература

 

Корецкий А.Д. Договорное право России(основы теории и практика реализации). Ростов-на-Дону Изд. 2-е.Март 2004*

Практика применения Гражданского кодекса РФ частей второй и третьей (под общ. ред. В.А. Белова). - 2-е изд., перераб. и доп. - "Юрайт"; "Юрайт-Издат", 2011 г.

Семинарское занятие № 4

Семинарское занятие № 5

Семинарское занятие № 6

Семинарское занятие № 7

Семинарское занятие № 8

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ.

§1. Понятие и содержание термина «Договорное право».

Термин «Договорное право» пришел в отечественную цивилистику из стран англо-саксонской системы права. Раскрывая его значение, проф. Е.А. Фарнсворт пишет, что это институт американского права, в содержание которого «входят нормы, относящиеся к право- и дееспособности сторон, процедуре совершения договора, оферте и акцепту, встречному удовлетворению, заблуждению и введению в заблуждение, принуждению и неспособности оценивать свое поведение, толкованию и пониманию содержания договора, исполнению и его условиям, недостижимости цели договора и невозможности его исполнения, прекращению договора, передаче договорных прав и переводу обязанностей и к способам ответственности»[1].

Первоначально, его источником выступали преимущественно прецедентные решения апелляционных судов штатов и федеральных судов: «Договорное право в США основано главным образом на судебном прецеденте, а не на законе. Традиционно оно проистекало прежде всего из опубликованных решений судов….»[2], но затем нормы договорного права стали закрепляться в законодательстве: «Хотя договорное право в основе своей остается по-прежнему прецедентным, для регулирования конкретных отношений принимается все большее число законов (штатов и федеральных)…. Законы в случае их применимости к тем или иным отношениям обязательны для судов и имеют приоритет перед прецедентами»[3].

Сам Е.А. Фарнсворт указывает на то, что существуют и альтернативные подходы к определению рассматриваемого понятия.

Например, Самуэль В. Уиллистоун, рассматривал последнее как «структуру, состоящую из сравнительно небольшого числа правовых норм, извлеченных из судебных решений, в которых они были применены»[4].

С философской точки зрения «договорное право…. представляет собой разветвленную систему моральных суждений, выросших из узкого числа примитивных принципов, олицетворявших законы свободы»[5].

Английский исследователь, проф. В.Ансон пишет: «Можно предварительно охарактеризовать договорное право как область права, определяющую обстоятельства, при которых принятие обязательства будет юридически связывать лицо, давшее его…Оно не устанавливает круга правомочий и обязанностей, защищаемых в принудительном порядке; оно состоит, скорее, из определенного числа ограничительных положений, подчиняясь которым стороны могут создавать для себя права и обязанности, обеспечиваемые правом. В известном смысле стороны в договоре устанавливают сами для себя право. Поскольку стороны не нарушают каких-либо юридических запретов, они могут по своему усмотрению устанавливать любые правила в отношении предмета своего соглашения, и правом такие правила будут признаваться»[6].

В отличие от Е.А. Фарнсворта, В. Ансон в начальной части своего исследования специально не очерчивает круг институтов, составляющих содержание договорного права Великобритании. Однако в монографии рассматривает следующие вопросы: природа договорных обязательств; заключение, форма договоров, их условия и толкование; встречное удовлетворение в договорах; пределы действия договорного обязательства; исполнение и прекращение договора; средства защиты при нарушении договора; факторы, исключающие договорную ответственность; агентские отношения; реституция. Кроме того, в монографии анализируется судебная практика разрешения вышеуказанных вопросов, а также излагается история договорного права Великобритании. Выбор именно этой «номенклатуры» вопросов свидетельствует, на наш взгляд, о том, что последние и составляют в понимании В.Ансона содержание понятия «договорное право».

В отечественной литературе словосочетание «договорное право» встречалось преимущественно в работах, посвященных гражданскому или торговому праву зарубежных государств.

Например, его использовал М.И. Кулагин, в своей работе «Предпринимательство и право: опыт Запада». Там, в главе «Основные институты современного частного права» отдельный параграф посвящен вопросам регулирования договоров. Среди них М.И. Кулагин рассматривал следующие: понятие договора, тенденции изменения системы договоров в странах Запада, отдельные виды договоров (договоры с потребителями, договоры присоединения, договоры франшизы и др.), толкование договоров, средства и приемы принуждения к исполнению договорных обязательств, условия договоров и их классификация, прекращение договоров и некоторые другие. В заключительной части параграфа М.И. Кулагин подводит общий вывод: «Эволюция договорного права современных западных стран происходит, как показывает краткий его обзор, по следующим направлениям….»[7]. При этом прямого ответа на вопрос: «Что же собственно понимать под термином «договорное право»?» данная работа не дает.

На основе анализа изложенных Е.А. Фарнсвортом, В. Ансоном, и М.И. Кулагиным позиций по поводу содержания понятия «Договорное право» в США и Великобритании мы предлагаем следующую его дефиницию: «Договорное право [в Великобритании и США] – это институт частного права, представляющий собой совокупность судебных прецедентов и статутных (законодательных) норм, определяющих содержание понятия «Договор» и регулирующих различные аспекты договорных отношений (порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения договоров, их толкование, ответственность за неисполнение, средства судебной защиты и др.)

В отечественной монографической литературе термин «договорное право» применительно к гражданскому законодательству СССР одним из первых употребил проф. В.П. Мозолин: «В Советском Союзе, как и в большинстве континентальных стран Европы, договорное право рассматривается как часть обязательственного права, которое в свою очередь входит в гражданское право»[8].

Как и В. Ансон, проф. В.П. Мозолин очень осторожно подошел к освещению понятия и содержания договорного права в СССР. Хотя дефиниция договорного права сформулирована не была, данная работа являет собой удачный пример фундаментального исследования теории гражданско-правового договора. В ней рассмотрены: понятие гражданско-правового договора, его юридическая конструкция и сущностная характеристика; источники договорного права; организация и структура гражданско-правового договора; разрешение договорных споров и некоторые другие вопросы. Очевидно, именно они, по мнению проф. В.П. Мозолина и должны составлять содержание такого понятия как «договорное право» в СССР.

Даже сейчас, когда в ВУЗах читается специальный курс «Договорное право», выпущены монографии, учебные и практические пособия с аналогичным названием вопрос о том, что же такое договорное право и каков круг изучаемых им вопросов остается открытым.

Можно выделить следующие основные позиции относительно понятия «договорное право»:

1. Договорное право как совокупность юридических норм, регулирующих порядок заключения, исполнения и расторжения гражданско-правовых договоров. Это самая осторожная позиция, поскольку, констатируя бесспорный момент (договорное право – это действительно совокупность юридических норм), она не освещает вопросы теории, способные вызвать ожесточенные споры. Например, является договорное право отраслью права либо только отраслью законодательства?; представляет оно собой самостоятельную отрасль, либо является составной частью (подотраслью, институтом) гражданского права?; Что составляет предмет регулирования договорного права и где проходит граница между вопросами регламентируемыми иными институтами (отраслями, подотраслями) права? т.п.

2. Более конкретную позицию занимает проф. М.И. Брагинский: «Договорное право, если воспользоваться терминологией права уголовного, может быть названо институтом особенной части соответствующей отрасли». Содержание договорного права как института права гражданского, по мысли проф. М.И. Брагинского сорставляют нормы подраздела 2 раздела III ГК РФ («Общие положения о договоре»), главы раздела IV ГК РФ («Отдельные виды обязательств»), нормы, которые входят в состав общей части Гражданского кодекса в целом, а равно общей ча<


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.