Профилактика информационной травмы и медиатерапия — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Профилактика информационной травмы и медиатерапия

2018-01-13 523
Профилактика информационной травмы и медиатерапия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учитывая характер информационных поражений, можно утверждать, что единственной радикальной защитой от вирусных информационных технологий является активизация собственных иммунных сил общества.

Все, что усиливает способность к самодетерминации, все, что повышает уровень самоосознания и активности общества – все это ослабляет возможность вирусной модификации коллективной идентичности, усиливает иммунную защищенность, автономность и суверенность социальной системы. Поскольку основной формой самоосознания общества и средством становления национальной ментальности является массовая коммуникация, именно обеспечение информационной открытости (доступности информации, возможности личного участия) и информационной безопасности (свободы от манипулятивного использования) оказывается главной гарантией против вирусного заражения общества.

Своего рода естественной антивирусной программой в условиях массированых информационных атак становится новая отрасль науки – медиапсихология. В сферу её интересов входит определение status quo (аутентичных свойств) массовой коммуникации как формы коллективной ментальности, детерминирующей психодинамику взаимодействия коллективного и индивидуального сознания, а также проблемы «ментального здоровья» общества на уровне сохранения данного status quo. Коммуникативная открытость и безопасность, с точки зрения медиапсихологического подхода, является условием существования массовой коммуникации, за пределами которого и массовая коммуникация и журналистика вырождаются в вирусный алгоритм программирования общественной жизни.

Необходимость информационно-психологической самозащиты диктуется потребностью сохранения status quo (культургенетической аутентичности) массовой коммуникации и обуславливает развитие трех взаимосвязанных направлений медиапсихологии: медиааналитики, медиатерапии и медиаобразования.

 

В задачи медиатерапии входит:

  1. профилактика и реабилитация информационных травм аудитории,
  2. психологическое восстановление посредством массовой коммуникации,
  3. стабилизация психических состояний,
  4. формирование адекватных контролируемых реакций,
  5. содействие национальной самоидентификации и личностному самоопределению индивидов.

 

Реальный опыт медиатерапевтического воздействия был, в частности, реализован в разгар информационно-психологической атаки «оранжевых» с целью микшировать остроту информационной травмы, укрепить устойчивость к стрессу массового избирателя. «В течение двух месяцев в «Крымской правде» публиковались психологические обозрения типа: «Выключите телевизор», «Оранжевый сценарий обернулся диагнозом», «Толпа превращается в племя» «Почем оранжевый адреналин» и др., – раскрывающие приемы и уловки «социальной инженерии», манипулятивных психотехник и тотального напора». Инициатива не осталась незамеченной. Аналогичные антиманипулятивные материалы стали публиковать и другие газеты Крыма. Ретроспективный анализ предпринятой акции показал, что медиатерапевтические тексты реально помогли конкретным людям преодолеть стресс.

Этот опыт также убедительно показал, что медиатерапевтические методы по самой своей природе антиманипулятивны, их невозможно приспособить для антиобщественных или своекорыстных пропагандистских акций. Отвечающие исключительно собственным потребностям индивида в самоопределении и ориентации, соблюдающие все принципы психологической безопасности, они эффективны в условиях массированной психической атаки и вирусных технологий, когда традиционные контрпропагандистские приемы, ориентированные на дискредитацию противника и продвижение альтернативной политической силы, оказываются беспомощными и бессильными. Эффективность медиапсихологических методов обусловлена их способностью повышать уровень самоосознания и психологической компетентности, содействовать личностной зрелости и инициативе в противоположность политтехнологическим стратегиям сужения сознания и формирования неконтролируемых аффективных и фобических реакций.

Обеспечение информационно-психологической безопасности аудитории является важнейшим средством психологической самозащиты журналиста. Техника психологической безопасности в работе репортера, журналиста.

 

Литература:

 

  1. Белозерова Ю.С., Пронина Е.Е. Национальные интересы и работа СМИ // Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. 2005. № 5.
  2. Вартанова Е.Л., Пронина Е.Е., Ткачева Н.В. Комплексный анализ взаимоотношений современного терроризма и средств массовой информации. // Проблемы безопасности и противодействия терроризму. М., МЦНМО, 2007.
  3. Василюк Ф.Е. Пережить горе. http://www.psychology.ru/library/00062.shtml
  4. Вербицкая Ю.А. Попытка социотерапии в разгар психической атаки. //Ломоносов-2005. Материалы международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. В 2-х частях. Часть 1. М., МГУ, 2005.
  5. Проблемы медиапсихологии-2. М., РИП-холдинг, 2003.
  6. Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Архетипы тотальной войны в локальном конфликте. // Государственная служба. № 4 (14), Декабрь 2001 – Январь 2002.
  7. Пронин Е.И., Пронина Е.Е. Медиавирусы терроризма и ресурсы медиатерапии. // Вестник Московского университета. Сер. Журналистика. 2008. (в печати).
  8. Пронина Е.Е. Психологические особенности творческой работы репортера. М., Пульс, 2001.
  9. Трубицына Л.В. Процесс травмы. М., Смысл, 2006.
  10. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. М., 1995.

 

Тема 8: Проблема достоверности информации о террористическом конфликте в деятельности журналиста

О.В. Смирнова

канд. филол. наук, доцент

Т.И.Фролова,

филол. наук, доцент

План лекции

1. Достоверность информации: грани проблемы.

2. Профессиональные стандарты в работе с информацией.

3. Условия работы с источниками информации в контексте антитеррористической деятельности.

4. «Антитеррористическая конвенция»: российский опыт разрешения информационных противоречий.

5. СМИ и терроризм в мировой практике: ограничения и достоверность информации.

6. Гарантии достоверности информации в общей стратегии антитеррора


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.