Леонова А.Б., Кузнецова А.С. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Леонова А.Б., Кузнецова А.С.

2018-01-13 299
Леонова А.Б., Кузнецова А.С. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация. Детально рассматриваются процедуры и средства воздействия на состояние человека, дополняющие эффективное использование методов психологической саморегуляции состояний на практике: видеомузыкальные композиции; дыхательная гимнастика; специализированные комплексы активизирующих двигательных упражнений; вибрационные, цветовые и звуковые воздействия. Представлены основные принципы подбора и компоновки данных методов как самостоятельных средств коррекции стресса и как вспомогательных средств, включаемых в процесса обучения навыкам ПСР.

Конспект лекции

Тема 1. Видеомузыкальные методы. Определение метода видеомузыкальных воздействий как средства коррекции стресса. Основной принцип обеспечения высокой эффективности функциональной музыки и видеоматериалов (видовых слайдов, компьютеризованных абстрактных композиций) - дифференцированное построение видеомузыкальных программ в зависимости от типа состояния, подлежащего профилактике или полной/частичной коррекции. Целевое назначение данных программ:

§ активизация резервных возможностей при истощении вследствие развития острого стресса;

§ предотвращение накопления негативных эффектов при длительном выполнении работы;

§ снятие чрезмерных эмоциональных реакций за счет более полного расслабления в периоды отдыха.

Анализ возможностей применения видеомузыкальных программ как вспомогательного метода поддержки процесса обучения приемам ПСР. Основная функция - «сопровождение» текста сеанса ПСР с целью облегчения выполнения задаваемых психотехнических упражнений и образования единого тематического контекста сеансов саморегуляции, отражающего логику построения и мягкую эмоциональную «тональность» занятия.

Целевое назначение видеомузыкальных композиций: в начале сеанса – обеспечивать снятие напряжения и формировать настрой на отдых и полное расслабление; в конце сеанса - способствовать эффективному и быстрому «выходу» из состояния релаксации и мобилизации готовности к активному действию на основе конструктивного отношения к ситуации и позитивной готовности к выполнению профессиональных обязанностей.

Основные рекомендации для составления видеомузыкальных программ:

1. Вспомогательные видеомузыкальные средства не должны отвлекать внимание занимающихся от текста сеанса ПСР. При отборе и компоновке отрывков музыкальных произведений следует выбирать не вызывающие ярких эмоциональных всплесков музыкальные фрагменты, предпочтительно не слишком знакомые участникам занятия. Сопутствующая демонстрация видеоизображений целесообразна в самом начале сеанса ПСР и на завершающей его части.

2. Музыкальное сопровождение на разных этапах сеанса должно принципиально различаться по мелодической окраске, темпу и выраженности ритмического рисунка. Время экспозиции элементов видеоматериала четко привязано к длительности смысловых музыкальных фрагментов. Цветовая гамма видеоматериалов в начале сеанса соответствует сниженной яркости, отсутствию разнообразия в цветовых оттенках; формат - мало структурированные изображения. На завершающей стадии сеанса целесообразно постепенно увеличивать насыщенность и разнообразие цветовой гаммы, усилить их четкость и предметную детализацию.

3. По содержанию материал видеомузыкальных композиций должен варьировать от занятия к занятию, но допустимо и использование одной и той же программы на нескольких занятиях в течение всего курса обучения (обычно не более чем на двух-трех сеансах).

Анализ разных форм организации и демонстрации видеомузыкальных композиций при проведении специализированных сеансов ПСР: традиционные слайд-шоу под музыкальное сопровождение; динамичные мультимедийные средства и видеопрограммы, реализуемые на базе современной компьютерной техники. Характеристика разных типов мультимедийных программ психологического сопровождения тренинговых курсов: релаксационно-суггествный видеотренинг как вариант проведения общего ознакомительного курса ПСР; мультимедийные программы сопровождения специализированных тренингов по типу систематической десенсибилизации травмирующих агентов.

Тема 2. Дыхательная гимнастика как метод купирования стрессовых симптомов. Традиционное использование дыхательных упражнений как эффективного средства, позволяющего регулировать уровень активации и устранять симптомы эмоционального напряжения. Механизм регуляции связан с возможностью произвольного целенаправленного влияния на данную вегетативную функциональную систему.

Выделение основных типов дыхательных упражнений разной целевой направленности:

§ общеуспокоительные упражнения – с акцентом на выдохе: рекомендуется достаточно короткий вдох и продолжительный спокойный выдох;

§ активизирующие - с акцентом на вдохе: рекомендуется продолжительный и глубокий вдохом и интенсивный короткий выдох.

Основы компоновки программ дыхательной гимнастики - использование упражнений на свободное и ритмичное дыхание (полное брюшное дыхание, направленное на максимальное заполнение объема легких воздухом, способствует улучшению вентиляции, массажу внутренних органов за счет движений диафрагмы и активизирует обменные процессы). Методические приемы - разные типы ритмичного дыхания включают задержки на вдохе фиксированной продолжительности и варьирование способа выдоха.

Дыхательная гимнастика как вспомогательный метод для сопровождения сеансов ПСР. Целевое назначение приемов дыхательной гимнастики:

1. способствовать достижению релаксационных эффектов в начале сеанса саморегуляции;

2. поддерживать процесс активизации и достижения требуемого уровня бодрствования на завершающем этапе сеанса.

Анализ данных о результатах применении дыхательной гимнастики в комплексе с другими приемами коррекции стресса. Целесообразность совместного использования дыхательных и позотонических упражнений для достижения целевого состояния мобилизации и готовности к деятельности. Повышение эффективности приемов психологической саморегуляции на базе техник нервно-мышечной релаксации и аутогенной тренировки при сочетании данных приемов с упражнениями на успокаивающее или активирующее дыхание.

Тема 3. Метод активизирующих двигательных упражнений. Специализированные комплексы двигательных приемов как традиционный способ снятия эмоционального напряжения и минимизации эффектов накопления негативных стрессовых реакций. Основные механизмы профилактического и коррекционного воздействия физических нагрузок.

Понятие об актуальных и пролонгированных антистрессовых эффектах двигательных упражнений. Принципы подбора физических упражнений:

§ упражнения должны быть такими, при которых поддерживается более высокий уровень потребления кислорода (например, тренировки на выносливость);

§ каждое упражнение должно состоять из ритмических и координированных движений;

§ следует использовать так называемые нейтральные, «неэгоцентрические» упражнения: любое физическое упражнение, свободное от этого компонента самооценки своего «Я».

Правила составления комплексов упражнений, позволяющих снимать напряжение определенных групп мышц в качестве вспомогательных средств сопровождения сеансов ПСР. Основания для выбора конкретных видов специализированной гимнастики, используемых в целях профилактики стрессовых состояний в условиях выполнения трудовой деятельности: преимущественное использование таких упражнений, которые наряду с незначительной затратой усилий, легкостью усвоения, небольшой амплитудой движений дают ощутимый положительный эффект. К ним можно отнести: облегченные комплексы общеукрепляющей гимнастики, упражнения для снятия локализованного мышечного напряжения в сочетании с дыхательными упражнениями.

Тема 4. Метод вибрационных, цветовых и звуковых воздействий. Разработка методов коррекции стресса и поддержания требуемого уровня работоспособности на базе сочетания вибрационных, цветовых и звуковых воздействий. Материалы экспериментальных исследований о физиологических и психофизических эффектах воздействия цвета как основание для разработки научно-обоснованных технологий по модуляции цвето-звуковых и вибрационных воздействий в целях коррекции стрессовых состояний. Принципы внедрения цветодинамических композиций для формирования состояния мобилизационной готовности как текущего состояния, успешной деятельности в экстремальных состояниях.

Применение современной аппаратурной техники, позволяющей эффективно комбинировать данные типы психопрофилактических воздействий. Анализ целесообразности применения специализированных вибромассажных акустических сенсорных аппаратов (по типу установок Сан-Спектра 9000, Sensorium) для снятия мышечного напряжения, восстановления работоспособности мышечной системы, регуляции уровня активации организма, снятия симптомов профессионального стресса.

Практические задания:

1) составление видеомузыкальных программ для сопровождения сеансов ПСР, направленных на снятие стресса и формирование состояния мобилизации.

2) под руководством методиста подбор дыхательных упражнений (а) расслабляющего) и (б) активизирующего типа в сочетании с общеукрепляющими упражнениями.

Темы курсовых и дипломных работ:

1. Принципы подбора видеомузыкальных средств профилактики стресса для специалистов в сфере проведения антитеррористических операций.

2. Психологические механизмы коррекционного воздействия функциональной музыки как средства профилактики профессионального стресса.

3. Эффективность использования аппаратурных методов коррекции стресса.

Основная литература:

1. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: МИП «NB Магистр», 1993.

2. Гринберг Дж. Управление стрессом. СПб: Питер, 2004.

3. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. СПб.: Питер, 2003.

4. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл, 2007.

5. Яньшин В.П. Введение в психосемантику цвета. Самара: Изд-во СамГПУ, 2000.


Лекция 9. Мониторинг и коррекция стресса на основе метода биологической обратной связи (БОС)

Кузнецова А.С., Леонова А.Б.

Аннотация. Представлено описание научно-обоснованных представлений о возможностях использования метода биологической обратной связи (БОС) как направления психокоррекционной работы в области профессионального стресса. Рассматриваются конкретные способы применения метода БОС в релаксационных тренинговых программах по обучению навыкам саморегуляции. Дается характеристика современных компьютерных технологий моделирования стрессовых ситуаций и мониторинга актуального состояния на базе использования процедур БОС.

Конспект лекции

Тема 1. Целевое назначение и особенности применения метода БОС. Характеристика метода биологической обратной связи (БОС), основанного на использовании специальных аппаратурных установок для отражения на сознательном уровне физиологических и психофизиологических процессов. История возникновения БОС как самостоятельного метода, анализ основных линий развития БОС технологий.

Понимание БОС как технологии, обеспечивающей сознательный контроль за состоянием функциональных систем и возможность регуляции физиологических процессов на основе непрерывно поступающей информации о динамике психофизиологических показателей. Характеристика основных типов БОС, выделенных на основе регистрации разных показателей функционирования физиологических и психофизиологических систем (по показателям ЭМГ, ЭЭГ, КГР, ЧСС, АД, частоты дыхания, температурной динамики). Основные фазы процесса БОС: непосредственное измерение определенного физиологического показателя; перевод результатов измерения в удобную для восприятия человеком форму; передача информации о динамике измеряемого показателя человеку, обучающемуся навыкам самоконтроля текущего состояния.

Оценка степени эмоциональной напряженности на основании показателей электрической активности кожи, температуры кожных покровов и степени напряжения мышц. Показатели волновой активности мозга как критерии уровня активации и функциональных состояний ЦНС. Критерии выбора наиболее информативных показателей для оценки динамики работоспособности и степени напряженности. Данные о нормативных и оптимальных диапазонах для здоровых лиц трудоспособного возраста.

Технологии полифункциональной (многопараметрической) системы БОС, позволяющие активизировать систему полимодальных сенсорных связей. Применение принципов БОС для диагностики актуального уровня эмоциональной напряженности и тревоги с помощью аппаратурных средств (на базе приборов типа «Полиграф».)

Тема 2. Применение метода БОС в целях коррекции профессионального стресса. Принципы использования технологий БОС для эффективного мониторинга текущего состояния с целью диагностики и коррекции профессионального стресса. Анализ диагностических возможностей для вынесения суждения о степени оптимальности состояния по показателям функционирования систем организма в режиме реального времени. Преимущества совмещения процессов выполнения профессиональных задач и перманентной диагностики уровня напряженности в системе «on-line».

Возможности разных типов БОС процедур для применения в профессионально-прикладных целях для снятия стрессовых симптомов:

§ ЭЭГ-БОС как эффективное средство минимизации тревожных состояний, повышенной эмоциональной напряженности, депрессивных состояний;

§ применение ЧСС-БОС процедур для оптимизации баланса систем вегетативной регуляции, активации адаптационно-приспособительных механизмов;

§ ЭМГ-БОС процедуры как специализированное средство снятия мышечного напряжения и мышечных зажимов в определенных локальных зонах тела;

§ использование температурного БОС тренинга в качестве вспомогательного средства управления степенью напряжения мышц, контроля уровня мышечного напряжения;

§ КГР-БОС процедуры как способы повышения психической устойчивости в стрессогенных условиях, вспомогательные средства при лечении невротических состояний и эмоциональных расстройств, эффективные технологии произвольного снижения психофизиологической цены деятельности в ситуациях дефицита времени и в условиях ожидания потенциальной опасности.

Целесообразность и перспективность применения метода БОС как средства обеспечения эффективного самоконтроля в профессиональной деятельности специалистов, работающих с техническими устройствами оперативной связи. Возможности поддержания требуемого уровня операциональной напряженности в процессе переговоров.

Возможности БОС для коррекции пограничных расстройств как отсроченных накопленных эффектов профессионального стресса. Коррекционные программы восстановления нарушенных функций, разработанные на базе БОС технологий.

Применение БОС технологий в целях профессионального обучения для развития навыков самоконтроля и саморегуляции. Определение роли БОС в развитии целостной системы саморегуляции состояния: технологическая реализация принципов кольцевой регуляции на основании поступления информации о промежуточных и конечных результатах выполняемых действий. Оценка степени эффективности применения БОС как самостоятельного метода обучения саморегуляции: преимущества и недостатки.

Тема 3. Использование метода БОС для сопровождения сеансов ПСР. Возможности БОС по объективации в сознании субъекта изменений в протекании ряда физиологических процессов как основание для использования БОС в целях сопровождения сеансов ПСР. Обоснование целесообразности применения технологий обратной связи в режиме реального времени в процессе обучения навыкам сасорегуляции: БОС позволяет значительно обогатить формирующуюся систему опорных маркеров и субъективных психологических критериев динамики состояния в процессе релаксационного тренинга; как следствие, в результате новые навыки ПСР формируются быстрее и закрепляются лучше.

Пример построения программы обучающих тренингов саморегуляции состояния на базе процедур биологической обратной связи. Целевое назначение программы:

§ формирование у занимающихся внутренних схем и приемов, позволяющих регулировать уровень физиологического напряжения-расслабления мышечных групп и участков тела;

§ контроль уровня мышечной напряжения и психоэмоционального возбуждения; 3

§ формирование кинестетического образа состояний релаксационного погружения.

Процедурные аспекты применения (длительность обучающего цикла и условия проведения БОС-тренингов). Для полноценной реализации данной программы требуется использование специализированного оборудования (БОС-кресла, видеомониторы, компактная аппаратура для регистрации психофизиологических параметров и пр.). Необходимость предварительного обучения занимающихся использованию технических устройств под контролем методиста-психолога.

Результаты реализации данной программы связаны с расширением возможностей управления текущим ФС, облечением процесса овладения навыками ПСР, повышением эффективности сеансов ПСР. Оценка возможностей сочетания БОС-тренингов с программами повышения стресс-резистентности по типу систематической десенсибилизации.

Тема 4. Современные компьютеризированные технологии БОС. Обзор современных разработок в области создания компьютеризированной аппаратуры для проведения тренингов с элементами биологической обратной связи (БОС-тренингов). Изучение реабилитационных комплексов «Реакор». Технические средства, позволяющие индивидуализировать способ предоставления сведений о параметрах текущего состояния и подобрать наиболее удобный для пользователя режим подачи информации по каналам обратной связи. Применение технологий, повышающих степень удобства пользования программами БОС (юзабилити-технологий).

Компьютерные технологии, позволяющие применять различные варианты программ по произвольному контролю и регуляции физиологических параметров в форме компьютерной игры. Принципы построения обучающих программ с включением элементов БОС-тренингов. Виртуальные технологии моделирования типичных стрессогенных ситуаций, способствующие более быстрому формированию навыков выполнения профессиональных задач при помощи БОС процедур контроля за собственным состоянием. Возможности данных технологий по выявлению слабого звена регуляторной системы организма и облегчению переноса формируемого навыка саморегуляции в реальные условиях выполнения профессиональных задач.

Итоговая оценка целесообразности и экономичности использования БОС технологий в полевых условиях. Ограничения метода БОС в целях широкого применения в профессионально-прикладных условиях: для обеспечения устойчивой и надежной обратной связи обязательно необходимо применение специальной дорогостоящей и требующей умелого и деликатного обращения в процессе эксплуатации аппаратуры. Существенные преимущества БОС технологий: при наличии современной БОС аппаратуры и квалифицированного специалиста для ее обслуживания данный метод позволяет обеспечить эффективную диагностику психофизиологических параметров текущего состояния и обеспечивает выраженный эффект снижения уровня напряженности.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.