Лекция 15 Региональные структуры антитеррористической борьбы. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Лекция 15 Региональные структуры антитеррористической борьбы.

2018-01-13 928
Лекция 15 Региональные структуры антитеррористической борьбы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аннотация.

 

Условия создания и функционирования региональных структур антиреррористической борьбы. Принципы на которые опирается деятельность региональных международных организаций. Формы международного сотрудничества в борьбе с терроризмом и роль универсальных международные межправительственные организации (ООН, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, ВОЗ и др.) в налаживании межправительственных и межрегиональных связей необходимых для борьбы с терроризмом.

Деятельность Контртеррористического комитета (КТК) Совета Безопасности ООН по координации действий государств в борьбе против терроризма. Формы сотрудничества государств, их компетентных органов в борьбе с международным терроризмом на региональном уровне. Характеристика региональных международных организаций: Ассоциация регионального сотрудничества государств Южной Азии (СААРК), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский Союз (ЕС), Лига Арабских государств (ЛАГ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Африканский союз (АС), Совет Европы (СЕ), Содружество независимых государств (СНГ), Совет Сотрудничества Арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и др.

Основные направления деятельности по борьбе с терроризмом таких региональных структур как: Антитеррористический центр государств - участников СНГ (АТЦ); Региональной антитеррористической структуре Шанхайской организации сотрудничества (РАТС ШОС), региональных структур Европейского Союза непосредственно ориентированных на борьбу с терроризмом или осуществляющие эту задачу в ходе борьбы с преступностью; Лиги арабских государств (ЛАГ); Совет сотрудничества арабских государств Персидскго залива (ССАГПЗ); Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и Ассоциации регионального сотрудничества государств Южной Азии (СААРК).


Текст лекции

Борьба с терроризмом предусматривает осуществления комплекса специальных мер экономического, политического, правового, оперативного, организационного, технического и иного характера, направленных на: устранение, ослабление или нейтрализацию условий и факторов, способствующих совершению актов терроризма; предупреждение, выявление и пресечение таких преступлений, регистрацию, раскрытие и расследование преступлений: осуществление уголовного правосудия и другие цели. Наиболее результативно эта цель достигается путем комплексного применения мер внутригосударственного и международного уровня.

В зависимости от пространственного размаха, круга участников, вовлеченных в борьбу с терроризмом, деятельность осуществляется на внутригосударственном международном, региональном (субрегиональном), двустороннем уровнях. На региональном уровне, как правило, сотрудничество осуществляется в рамках региональных международных организаций и опирается на следующие принципы:

– безоговорочное осуждение всех актов, методов и практики терроризма, где бы и кем бы они ни осуществлялись;

– недопустимость оправдания актов терроризма независимо от того, какими бы соображениями политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или любого другого характера ни руководствовались лица, их совершающие;

– бескомпромиссная борьба с международным терроризмом во всех его формах и проявлениях;

– укрепление международного сотрудничества между государствами, международными организациями по предотвращению, пресечению и ликвидации всех форм международного терроризма;

– обеспечение, согласно положениям международных договоров, и внутри государственного права, задержания и судебного преследования или выдачи лиц, совершивших террористические акты и оказывающих им содействие;

– непредоставление убежища лицам, занимающихся террористической деятельностью или оказывающих им содействие;

– недопустимость участия государств в организации, подстрекательстве, оказании помощи или участии в террористических актах в другом государстве или содействие организационной деятельности, направленной на совершение таких актов, в пределах своей территории.

Можно выделить межгосударственный, межправительственный и межведомственный уровни международного сотрудничества. Главы государств определяют основные направления внутренней и внешней политики своих стран в области борьбы с терроризмом. Они представляют государства в международных отношениях, в том числе при заключении международных договоров. Правительства и их главы осуществляют меры по реализации внешней политики в данной сфере, заключают международные межправительственные договоры. Но основная нагрузка в в международной борьбе с терроризмом возлагается на уполномоченные государственные органы исполнительной власти в компетенцию которых входит решение достаточно широкого круга задач. Такое межведомственное сотрудничество играет все более важную роль в борьбе с терроризмом.

Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом может иметь формы: заключения международных договоров, разработка иных в данной области документов, принятия национальных нормативных актов, направленных на реализацию международных обязательств государств, взаимного обмена информацией, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, оказания взаимной помощи в области уголовного правосудия, обмена опытом, законодательными нормативными актами, обмена на взаимной основе специальными техническими и иными средствами, оказания содействия в подготовке, переподготовке и повышения квалификации, обмена результатами самостоятельных исследований и др.

Важное место в налаживании межправительственных и межрегиональных связей необходимых для борьбы с терроризмом, занимают универсальные международные межправительственные организации (ООН, ИКАО, ИМО, МАГАТЭ, ВОЗ и др.). Они решают самые разнообразные в данной области задачи: от разработки проектов международных договоров до осуществления конкретных мер по борьбе с терроризмом. Под их эгидой заключено множество международных договоров антитеррористической направленности. Наиболее важную роль среди международных организации играют Организация Объединенных Наций (ООН) и ее органы.

После террористических нападений в США 11 сентября 2001 г., и в связи с дальнейшей эскалацией терроризма в мире Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, которые реализуются на практике. В частности, согласно резолюции 1373 принятой 28 сентября 2001 г. все государства обязуются ввести уголовную ответственность за содействие террористической деятельности, не предоставлять финансовую помощь и убежище террористам и обмениваться информацией о группах, планирующих террористические нападения. Одновременно для контроля за осуществлением этой резолюции был создан Контртеррористический комитет (КТК) в составе 15 членов Совета Безопасности ООН. Помимо контроля КТК стремится расширить возможности государств в деле борьбы с терроризмом, а именно способствует постоянному диалогу между Советом Безопасности и всеми государствами – членами по вопросу применения наиболее эффективных мер в борьбе с терроризмом. Возглавляет КТК председатель. Данный Комитет состоит из трех подкомитетов, во главе которых стоят заместители председателя Комитета. Государства представляют КТК свои доклады о шагах, предпринятых ими для осуществления указанной резолюции. Эти доклады являются основой для работы КТК с государствами – членами и рассматриваются из одном из трех подкомитетов. В дальнейшем подкомитеты обсуждают доклады с соответствующими государствами.

В стремлении активизировать работу Комитета Совет Безопасности принял в 2004 г. резолюцию 1535 (2004) о создании Исполнительного директората Контртеррористического комитета (ИДКТК) для предоставления КТК экспертных консультаций по всем вопросам, охватываемым резолюцией 1373. ИДКТК был учрежден также с целью содействовать получению странами технической помощи и способствовать более тесному сотрудничеству и координации как между организациями системы ООН, так и между региональными и межправительственными органами.

Международные, региональные и субрегиональные организации играют важную роль в оказании государствам помощи в осуществлении резолюции 1373 (2001).

За период с 2001 года Контртеррористический Комитет провел четыре специальных совещания с участием международных, региональных и субрегиональных организаций для обсуждения наиболее эффективных способов сотрудничества с Комитетом в деле глобальной борьбы с терроризмом.

На первом таком совещании, проведенном 6 марта 2003 г. с участием 57 организаций, было решено, что международные организации будут обмениваться информацией о кодексах, стандартах и передовой практике в сферах их компетенции и что региональные и субрегиональные организации разработают механизмы взаимопомощи и сотрудничества между соседними странами.

В контексте такого сотрудничества каждая организация сосредоточит свои усилия на той области, где она может внести оптимальный вклад, избегая при этом дублирования усилий и растраты ресурсов и более оперативно осуществляя свой собственный мандат и инициативы, а региональные и субрегиональные организации будут обеспечивать, чтобы правительства их стран-членов уделяли первостепенное внимание борьбе с терроризмом в соответствии с резолюцией 1373 (2001).

Три последующих совещания были проведены у себя Организацией американских государств (ОАГ) и ее Межамериканским комитетом по борьбе с терроризмом (СИКТЕ) в октябре 2003 г. в Вашингтоне, Управлением Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (ЮНОДК) и Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в марте 2004 г. в Вене; и Содружеством Независимых Государств (СНГ) в январе 2005 г. в Алма-Ате.

Сотрудничество государств, их компетентных органов в борьбе с международным терроризмом на региональном уровне развивает очень интенсивно. Оно осуществляется в основном в рамках таких региональных международных организация, как Ассоциация регионального сотрудничества государств Южной Азии (СААРК), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Европейский Союз (ЕС), Лига Арабских государств (ЛАГ), Организация Американских государств (ОАГ), Организация «Исламская Конференция», Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Африканский союз (АС), Организация черноморского экономического сотрудничество (ОЧЭС), Совет Европы (СЕ), Содружество независимых государств (СНГ), Совет Сотрудничества Арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и др. Наряду с разработкой и принятием международных договоров, в структуре этих организаций стали создаваться международные институты, объединяющие компетентные органы, призванные непосредственно осуществлять борьбу с международным терроризмом.

Остановимся на характеристике международных региональных структур антитерористической борьбы в которых принимает участие Российская Федерация.

21 июня 2000 г. Решением Совета глав государств СНГ создан Антитеррористический центр государств - участников СНГ (АТЦ). Этим же Решением утверждено Положение об АТЦ. В 2002 г. создано региональное подразделение Антитеррористического центра по Центрально-Азиатскому региону в г. Бишкеке.

АТЦ является постоянно действующим специализированным отраслевым органом СНГ и предназначен для обеспечения координации взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в области борьбы с международным терроризмом. Штаб квартира АТЦ находится в Москве. Решения по принципиальным вопросам деятельности АТЦ принимаются Советом глав государств СНГ. Общее руководство работой Центра осуществляет Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств-участников СНГ.

В составе АТЦ действуют следующие подразделения:

– Координационно-оперативный отдел. Он занимается обеспечением взаимодействия компетентных органов государств-участников СНГ в борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. В его задачи входит содействие в подготовке и проведении совместных антитеррористических мероприятий и комплексных операций по профилю Центра. Это относится, в том числе, и к розыску лиц, совершивших преступления, подпадающие под статью "терроризм", и скрывающихся у себя дома от уголовного преследования или исполнения судебного приговора. Отдел занимается организацией обучения и подготовки специалистов антитеррористических подразделений с участием инструкторов Центра специального назначения ФСБ России и проведением профильных командно-штабных и оперативно-тактических учений. Его сотрудниками ведется научно-методическая работа - подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом. Подготовлены научно-практические пособия, такие как «Методические рекомендации по освобождению заложников», «Справка о международных террористических организациях в Центральной Азии» и другие.

– Отдел ситуационного анализа, мониторинга угроз и подготовки проектов решений.В его функции входит выработка предложений Совету глав государств СНГ и другим органам Содружества о направлениях развития сотрудничества по борьбе с международным терроризмом. Отдел анализирует поступающую информацию о состоянии, динамике и тенденциях проявления международного терроризма и экстремизма не только в рамках Содружества, но и в других государствах. На основе собранной информации формируется объединенный банк данных, включающий в себя сведения о террористических организациях, их лидерах и членах, а также структурах и лицах, оказывающих им поддержку. По запросам вся эта информация направляется заинтересованным министерствам и ведомствам государств-участников СНГ.

– Отделение Антитеррористического центра СНГ по Центрально-Азиатскому региону со штаб-квартирой в Бишкеке. С 1 августа 2001 года официально приступили к работе представители России, Казахстана, Таджикистана и Киргизии. Сразу же вакантная должность была предусмотрена для представителя Узбекистана.

– Научно-консультативный совет АТЦ - Решение о создании научно-консультативного совета (НКС АТЦ) при АТЦ СНГ было принято на 12 заседании СОРБ в июне 2002 г., на котором также было утверждено Положение о НКС, а в ноябре того года в Москве было проведено его первое заседание.

Основными направлениями сотрудничества государств - участников СНГ, их компетентных органов, а также уставных органов и органов отраслевого сотрудничества СНГ, созданных для координации и взаимодействия в борьбе с терроризмом и экстремизмом, являются:

– Развитие антитеррористического потенциала государств - участников СНГ и Содружества в целом.

– Предупреждение, выявление, пресечение и расследование преступлений террористического и экстремистского характера, а также минимизация их последствий.

– Содействие неотвратимости наказания за преступления террористического и экстремистского характера.

– Совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

– Анализ факторов и условий, способствующих возникновению терроризма и экстремизма, и прогнозирование тенденций их развития и проявления на территориях государств - участников СНГ.

– Оказание помощи в реабилитации лиц, пострадавших от преступлений террористического и экстремистского характера.

– Предотвращение использования или угрозы использования в террористических целях оружия массового уничтожения и средств его доставки, радиоактивных, токсичных и других опасных веществ, материалов и технологий их производства.

– Противодействие финансированию террористической и экстремистской деятельности.

– Противодействие терроризму на всех видах транспорта, объектах жизнеобеспечения и критической инфраструктуры.

– Предотвращение использования или угрозы использования локальных или глобальных компьютерных сетей в террористических целях (борьба с кибертерроризмом).

– Взаимодействие с гражданским обществом и средствами массовой информации в целях повышения эффективности противодействия терроризму и экстремизму.

– Противодействие пропаганде терроризма и экстремизма.

– Участие в антитеррористической деятельности международного сообщества, включая взаимодействие в рамках международных организаций и коллективных антитеррористических операций, объединение усилий в содействии формированию глобальной стратегии противодействия новым вызовам и угрозам под эгидой ООН.

– Оказание содействия третьим государствам, заинтересованным в сотрудничестве с государствами - участниками СНГ в области борьбы с терроризмом и экстремизмом во всех его проявлениях.

– Совершенствование материально-технической базы борьбы с терроризмом и экстремизмом, разработка, в том числе, средств специальной техники и оборудования для оснащения антитеррористических подразделений.

– Создание АТЦ СНГ позволило существенно расширить взаимодействие государств - участников СНГ в сфере борьбы с терроризмом и повысить эффективность их сотрудничества.

В 2001-2007 гг. АТЦ СНГ уделял постоянное внимание вопросам повышения эффективности взаимодействия при проведении совместных и согласованных мероприятий, направленных на борьбу с терроризмом и связанными с ним преступлениями, включая пресечение незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пресечение незаконного оборота наркотических, сильнодействующих химических, биологических и радиоактивных веществ, выявление и ликвидацию каналов финансирования террористической деятельности, а также защиту объектов, представляющих повышенную техногенную и экологическую опасность.

Ведется интенсивная работа по дальнейшему накоплению информационного массива в специализированных банках данных (СБД). Так, в СБД АТЦ СНГ накоплены около 11 тысяч электронных копий документов, поступивших из всех государств - участников СНГ, а в его формализованном компоненте содержатся сведения в отношении более 3 000 лиц и 823 организаций, причастных к террористической деятельности.

Периодически готовятся аналитические обзоры о фактах терроризма и иных проявлений экстремизма, причинах этих явлений и значении борьбы с ними для национальной безопасности государств - участников СНГ.

АТЦ активно сотрудничает с международными и региональными антитеррористическими структурами. Центр регулярно представляет в Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН информацию о проводимой в рамках Содружества работе по противодействию терроризму.

Высшей формой практической отработки задач межгосударственного взаимодействия в сфере борьбы с терроризмом на пространстве Содружества является проведение Центром ежегодных совместных антитеррористических учений.

За период деятельности АТЦ СНГ проведено пять подобных совместных учений: "Юг - Антитеррор - 2001", "Юг - Антитеррор - 2002", "Азов - Антитеррор - 2003", "Запад - Антитеррор - 2004", "Каспий - Антитеррор - 2005", "Атом-Антитеррор - 2006".

В азиатском регионе в качестве примера можно привести сотрудничество государств и их компетентных органов в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) - субрегиональной международной организации, в которую входят 6 государств – Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан.

7 июня 2002 г. в Санкт-Петербурге главы государств-членов ШОС приняли Хартию ШОС и Соглашение о Региональной антитеррористической структуре (РАТС ШОС). В ходе саммита в Ташкенте в июне 2004 г. было подписано Соглашение между государствами-членами ШОС о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, а также состоялась церемония открытия исполкома Региональной антитеррористической структуры, которая базируется в Ташкенте (начал функционировать в январе 2004 г.).

Органами РАТС являются Совет РАТС и Исполнительный комитет. Директор Исполнительного комитета назначается Советом глав государств-членов ШОС сроком на три года. Штаб-квартира РАТС располагается в городе Бишкек (Кыргызской Республики).

1. Основными задачами и функциями РАТС являются:

2. разработка предложений и рекомендаций о развитии сотрудничества в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом для соответствующих структур ШОС, а также по просьбе Сторон;

3. содействие компетентным органам Сторон по просьбе одной из Сторон в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, в том числе в соответствии с положениями Конвенции;

4. сбор и анализ информации, поступающей в РАТС от Сторон, по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

5. формирование банка данных РАТС, в частности, о:

– международных террористических, сепаратистских и иных экстремистских организациях, их структуре, лидерах и участниках, других причастных к ним лицах, а также источниках и каналах их финансирования;

– состоянии, динамике и тенденциях распространения терроризма, сепаратизма и экстремизма, затрагивающих интересы Сторон;

– неправительственных организациях и лицах, оказывающих поддержку терроризму, сепаратизму и экстремизму;

– предоставление информации по запросам компетентных органов Сторон;

– содействие в подготовке и проведении антитеррористических командно-штабных и оперативно-тактических учений по просьбе заинтересованных Сторон;

– содействие в подготовке и проведении оперативно-розыскных и иных мероприятий по борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом по просьбе Сторон;

– содействие в осуществлении международного розыска лиц, которые предположительно совершили деяния, указанные в пункте 1 статьи 1 Конвенции, с целью их привлечения к уголовной ответственности;

– участие в подготовке международно-правовых документов, затрагивающих вопросы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

– содействие в подготовке специалистов и инструкторов для антитеррористических подразделений;

– участие в подготовке и проведении научно-практических конференций, семинаров, содействие в обмене опытом по вопросам борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом;

установление и поддержание рабочих контактов с международными организациями, занимающимися вопросами борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом.

В своей деятельности РАТС руководствуется документами и решениями, касающимися борьбы с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, принятыми в рамках ШОС. РАТС взаимодействует с компетентными органами стран ШОС, включая обмен информацией, и готовит соответствующие материалы по запросам других органов ШОС.

В соответствии с Соглашением между государствами-членами Шанхайской организации сотрудничества о Региональной антитеррористической структуре Совет РАТС состоит из сторон данного соглашения. Совет организуется таким образом, чтобы он мог функционировать непрерывно. Для этой цели каждая сторона должна быть постоянно представлена в месте пребывания РАТС. В соответствии с полномочиями РАТС Совет принимает решения обязательного характера по всем вопросам существа, включая финансовые вопросы.

В рамках определенных Исполкомом РАТС задач в настоящее время намечено ввести в строй единый банк данных РАТС по террористам. Одновременно создается защищенная система связи между странами-членами ШОС для обеспечения оперативной и секретной деятельности спецслужб. Также активно обсуждается вопрос о единой подготовке специалистов и инструкторов антитеррористических формирований всех входящих в ШОС государств. Для более тесного взаимодействия таких подразделений намечено провести учения в разных странах.

В процессе создания общего банка данных по терроризму утвержден единый «список лиц объявленных в международный розыск в связи с преступлениями террористического, сепаратистского и экстремистского характера». На базе списка формируется «Единый розыскной реестр органов безопасности и специальных служб государств-членов ШОС». Кроме того, ведется работа по подготовке «Перечня террористических, сепаратистских и экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств-членов ШОС».

Общие подходы европейских государств к проблеме борьбы с международным терроризмом были сформулированы в декабре 2001 г. на Лакенском саммите Евросоюза. В документе было зафиксировано, что члены ЕС будут стремиться в рамках единой европейской политики в области обороны и безопасности создать необходимый потенциал для противодействия террористическим угрозам. В практическом плане достигнуто принципиальное соглашение по вопросам введения единого европейского ордера на арест, пресечения канала финансирования экстремистских организаций и формирования списка террористических организаций, чья деятельность на территории ЕС должна быть запрещена.

В настоящее время в Европейском Союзе существует несколько региональных структур непосредственно ориентированных на борьбу с терроризмом или осуществляющие эту задачу в ходе борьбы с преступностью.

Координатор по борьбе с терроризмом Европейского Союза занимается координацией всей контртеррористической деятельности на территории единой Европы, в том числе вопросов разведки, обеспечения безопасности и контроля за финансовыми потоками. Однако, по мнению экспертов Европейского стратегического центра по разведке и безопасности ESISC, средства, которыми располагает координатор недостаточны для выполнения указанных функций и его миссия носит ограниченный характер.

Междисциплинарная группа по международной деятельности в борьбе с терроризмом (ГМТ) представляет собой межправительственный комитет экспертов, созданный в 2001 г., главной задачей которого является определение приоритетных целей Совета Европы и изучение соответствующих международных документов о ликвидации терроризма. ГМТ добилась значимых успехов в правовой сфере борьбы с терроризмом, в частности, разработала поправки и подготовила к подписанию Протокол к Европейской Конвенции от 1977 г. о ликвидации терроризма. Рабочая группа ГМТ также выделила 6 приоритетных направлений деятельности, одобренных Комитетом Министров в ноябре 2002 года:

– исследование понятий "апология терроризма" или "призывы к терроризму";

– специальные методы расследования;

– защита свидетелей и лиц, сотрудничающих с органами правосудия;

– международное сотрудничество в области правоприменения;

– деятельность, направленная на борьбу с источниками финансирования терроризма;

– вопросы, связанные с документами, удостоверяющими личность и возникающие в контексте борьбы с терроризмом.

Межправительственный Комитет экспертов - CODEXTER - координирует и анализирует вклад Совета Европы в борьбу с терроризмом в правовой сфере, и в первую очередь в осуществление приоритетных направлений. Он одобрил разработку международных правовых норм для защиты свидетелей и лиц, сотрудничающих с органами правосудия, и в отношении специальных методов расследования. Комитет также провел исследования по понятиям "апология терроризма" и "призывы к террористической деятельности" с целью разработки международного инструмента в этой области. Помимо этого, Комитет CODEXTER предложил Комитету Министров Совета Европы способы обеспечения более эффективной защиты, поддержки и компенсации для жертв террористических актов. Кроме того, Комитет CODEXTER проводит анализ возможностей каждой страны в области борьбы с терроризмом.

Главной проблемой борьбы с терроризмом в Европе остается слабая координация между спецслужбами разных стран. Появление поста координатора по борьбе с терроризмом не решило проблему из-за небольшого объема выделяемых средств. В результате на первое место в этой борьбе вышла Единая Европейская полиция, а именно управление по борьбе с терроризмом и контртеррористическая оперативная группа Европола. Также создана специальная группа, которая работает над вопросами безопасности границ и транспорта.

Для стран арабского мира терроризм также представляет одну из самых острых проблем. Несмотря на обвинения арабских режимов в спонсировании терроризма, они сами стали его жертвами. Поэтому арабские страны поддерживают действия международного сообщества, направленные на искоренение терроризма. Еще в 1999 г. Совет министров внутренних дел в рамках Лиги арабских государств (ЛАГ) утвердил межарабское соглашение по борьбе с терроризмом.

Соглашение предполагало полное сотрудничество в областях безопасности и судопроизводства, прежде всего, обмен информацией о террористической деятельности и передачу подозреваемых в причастности к такой деятельности. Государства, которые утвердили соглашение, брали на себя обязательство не участвовать в террористических акциях и не финансировать их проведение, препятствовать террористическим акциям и бороться с ними в соответствии с законодательствами в их странах. Резолюцию ООН № 1373 поддержали все арабские государства. Они активно присоединяются к Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. В декабре 2004 г. арабские страны провели первое заседание регионального отделения ФАТФ (Financial Action Task Force), где они договорились о выработке мер по борьбе с финансированием терроризма, очерченных этой организацией. Соответствующий договор подписали Саудовская Аравия, Оман, ОАЭ, Бахрейн, Катар, Кувейт, Йемен, Иордания, Сирия, Ливан, Египет, Тунис, Алжир и Марокко. Ирак стал наблюдателем, а Ливия, Судан и Палестинская национальная администрация на заседании не присутствовали. Членами ФАТФ являются лишь две международные организации, одна из которых - ССАГПЗ (вторая - ЕС). Таким образом, арабские страны обязались исполнять мировые стандарты в предотвращении отмывания денег и использования финансовых средств террористическими организациями, внесенными в «черный список» СБ ООН.

Большую политическую и стратегическую значимость в сфере противодействия угрозе международного терроризма имеет деятельность Совет сотрудничества арабских государств Персидскго залива (ССАГПЗ) - с 1981 г. объединяет шесть нефтедобывающих государств региона: Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Оман и Саудовскую Аравию. В рамках этой региональной структуры в 2004 г. был з аключен Антитеррористический пакт, который стал наиболее значимым соглашением, заключенным со времени образования Совета сотрудничества. В соответствии с достигнутым соглашением:

– страны-участницы отказались предоставлять свою территорию для террористических организаций, либо финансировать таковые; усилили сухопутный, морской и воздушный пограничный надзор;

– расширили сотрудничество с международными организациями;

– на уровне министерств внутренних дел приступили к составлению базы данных по лицам и организациям, причастным к террористической деятельности (точный список организаций, занесенных в этот список пока остается недоступным, однако известно, что в него попала «Аль-Кайда»);

– разрабатываются персональные идентификационные карты для граждан шести стран ССАГПЗ.

Основной массив контртеррористической работы сосредоточен на уровне национальных сил государственной безопасности стран-членов Совета сотрудничества.

После событий сентября 2001 г. активизировалась антитеррористическая деятельность в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). На Совещании по борьбе с транснациональной преступностью АСЕАН в мае 2002 г. было достигнуто соглашение о выработке плана действий как основы для развития сотрудничества в области обмена разведывательной информацией и согласования антитеррористического законодательства. Было также одобрено предложение правительства Сингапура о создании специального антитеррористического комитета, который служил бы связующим звеном между странами-членами Ассоциации. Более того, СБТП АСЕАН, возглавляемое министрами внутренних дел стран-членов, было признано центром антитеррористических операций этой организации. Сегодня СБТП - это своеобразный форум, место, где происходит обмен идеями и информацией о лучших наработках в сфере борьбы с транснациональными преступлениями, связанными с терроризмом (контрабанда наркотиков, оружия, морское пиратство и т.п.). В целом можно констатировать, что сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом между ведомствами внутренних дел и спецслужбами стран ЮВА приносит положительные результаты.

В мае 2002 г. состоялось подписание Антитеррористического пакта между Малайзией, Филиппинами и Индонезией, то есть между государствами, имеющими проблемы с контролируемостью своих морских границ. Трехстороннее соглашение было направлено «на устранение возможных террористических угроз и разработку мер по борьбе с отмыванием денег, контрабандой наркотиков, женщин и детей, воздушным и морским пиратством». В октябре 2002 г. на ежегодном форуме организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в мексиканском городе Лос Кабос обсуждался вопрос о создании в Малайзии регионального антитеррористического тренировочного центра, главная задача которого должна быть выработка проектов, расширяющих возможности государств региона по борьбе с терроризмом, особенно в области обмена разведывательной информацией.

Кроме того, активно развивается сотрудничество с участниками Регионального форума АСЕАН. Например, Совместная декларация о сотрудничестве в борьбе с терроризмом «Россия - АСЕАН», подписанная в июле 2004 г., обязывает стороны более тесно контактировать и обмениваться информацией.

Совместные документы, принятые АСЕАН на уровне региона, например, Декларация об общих усилиях по борьбе с терроризмом (ноябрь 2001 г.) и Декларация о терроризме (ноябрь 2002 г.), сохраняют свою значимость в силу того, что представляют коллективное выражение политической приверженности необходимости борьбы с террористической угрозой в ЮВА.

Для стран входящих в Ассоциацию регионального сотрудничества государств Южной Азии (СААРК) проблема борьбы с терроризмом является не менее актуальной, чем для других регионов. Она находится в центре внимания всех саммитов государств – членов СААРК последних лет. Главными задачами являются: решение проблемы тамильских сепаратистов на Шри Ланке, взаимодействие с маоистами в Непале и необходимость противодействия террористической активности экстремистских маоистских группировок в Южной Азии, вопросы обеспечения безопасности морских путей и границ.

В заключение можно отметить, что в связи с эскалацией терроризма в различных регионах мира активизировалась антитеррористическая деятельность региональных международных организаций первоначально ориентированных на решение экономических политических и социальных проблем регионов. Кроме того, создаются новые региональные контртеррористические структуры, необходимость которых продиктована спецефическими особенностями регионального терроризма.

 


Контрольные вопросы

1. Принципы и парадигмы региональных исследований.

2. Характеристика природных факторов регионального развития.

3. Характеристика демографических факторов регионального развития.

4. Характеристика социально-экономических факторов регионального развития.

5. Характеристика национальных и конфессиональных факторов регионального развития.

6. Типология терроризма можно по субъекту террористической деятельности, по предмету посягательств и по силам и средствам используемым для осуществления террористической деятельности.

7. Организационные связи современного терроризма.

8. Государства-спонсоры как часть междун


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.