Тема 14. Специфика вызовов национальной безопасности России в современном мире. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 14. Специфика вызовов национальной безопасности России в современном мире.

2018-01-13 742
Тема 14. Специфика вызовов национальной безопасности России в современном мире. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Условия и факторы, способствующие конфликтности современного российского общества. Классификации современных вызово и угроз (уровневая; традиционные и нетрадиционные угрозы; угрозы личности, обществу, государству). Обзор направлений обеспечения национальной безопасности РФ.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти, соци­ально-политическая поляризация российского общества и кримина­лизация общественных отношений, рост организованной преступнос­ти и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональ­ных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности стра­ны.

Появление новых вызовов и угроз безопасности России требует усиления информационного и аналитического компонента в деятельности правоохранительных, военных и специальных служб. Последнее связано с поддержанием постоянного контакта между различными силовыми органами и научно-экспертным сообществом, широкомасштабным сбором и обменом информацией, информатизацией и развитием электронных баз данных, широким внедрением передовых технических методов получения и анализа информации.

В общем виде основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

· стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

· опасность ослабления политического, экономического и во­енного влияния России в мире;

· укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

· возможность появления в непосредственной близости от рос­сийских границ иностранных военных баз и крупных воинс­ких контингентов;

· распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки;

· возникновение и эскалация конфликтов вблизи государствен­ной границы Российской Федерации и внешних границ го­сударств - участников СНГ;

· притязания на территорию Российской Федерации. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в международной сфере проявляются в попытках других государств про­тиводействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, помешать реализации национальных интересов и ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье. Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Выделение уровней вызовов и угроз дает российскому государству возможность оценить возможность образования комплексных угроз, а также выделить ключевые методы противодействия на каждом из уровней.

Первый уровень связан с членством России в таких региональных образованиях, как СНГ и ОДКБ.

В настоящее время СНГ как международная структура столкнулась с угрозами и вызовами собственной безопасности, которые исходят не только извне, но и изнутри самой структуры, причем некоторые из таких вызовов грозят деградацией и возможным расколом или распадом СНГ как международного объединения:

Недостаточная внутренняя интегрированность СНГ, структурная слабость организации (отсутствие общеобязательных решений и реальных санкций за невыполнение коллективных решений, разноформатность рабочих механизмов).

Экономические, политические, правовые и т.д., противоречия между отдельными государствами-участниками СНГ, частичное расхождение интересов групп государств, ослабляющие СНГ как межгосударственное объединение.

Слабая интегрированность стран-членов СНГ в глобальную экономику, периферийное положение в системе международной торговли и разделения труда; преимущественно сырьевая ориентация экономик и экспорта многих стран-участников, что создает высокую экономическую уязвимость для внешних сил и не дает достаточной экономической основы для интеграции внутри СНГ.

Внутренняя политическая нестабильность политических систем ряда стран СНГ (которая в отдельных случаях порождает возможность международного вмешательства с целью поддержки оппозиции и смены режима).

Противодействие перечисленным выше вызовам и угрозам на уровне СНГ как международной организации требует усиления интеграции государств-участников СНГ, проведения общей, согласованной политики по ключевым направлениям обеспечения безопасности.

При определении угроз для отдельных государств-участников ОДКБ выделяются традиционные (старые) и нетрадиционные (новые) угрозы. Первые чаще всего связаны с вооруженными конфликтами внутри или вне государств. Традиционные угрозы имеют относительно четких и легко определимых субъектов, которые представляют эту угрозу (государства, военные блоки, политические организации, прибегающие к незаконным методам захвата власти, стороны в гражданских войнах). Новые нетрадиционные угрозы чаще всего не имеют четко идентифицируемых политических субъектов. Зачастую эти угрозы не связаны с открытыми вооруженными действиями. Все они возникли в связи с процессом глобализации, носят международный характер и требуют, в связи с этим, глобального международного сотрудничества в их преодолении.

В настоящее время наиболее важными традиционными угрозами безопасности государств-участников ОДКБ остаются:

– Риск полномасштабной военной агрессии против одного или ряда государств ОДКБ со стороны сверхдержав, крупных региональных держав или военных блоков. Реализация данной угрозы в современных условиях весьма маловероятна, однако она отражена в Уставе и доктринальных документах ОДКБ.

– Региональный вооруженный конфликт малого или среднего масштаба с участием одного или нескольких государств СНГ. Последний представляется наиболее опасным в том случае, если два или более государств СНГ выступают в качестве разных сторон конфликта (такая вероятность по-прежнему сохраняется в отношениях Армения-Азербайджан, а в последние годы проявилась и во взаимных отношениях центрально-азиатских государств).

– Попытка военного или политического переворота в одном или нескольких государствах СНГ; возникновение гражданских беспорядков вплоть до гражданской войны в одном или нескольких государствах СНГ.

– К традиционным угрозам безопасности государств относятся и действия организованной преступности, в том числе, международной.

Можно констатировать, что в современном мире произошло существенное снижение вероятности наиболее опасных традиционных угроз (таких, как полномасштабная военная агрессия). В то же время сохраняется высокая вероятность региональных международных и внутригосударственных конфликтов.

Противодействие традиционным угрозам безопасности в рамках ОДКБ целесообразно осуществлять с применением Вооруженных сил стран-членов ОДКБ в соответствии с международным правом и межгосударственными соглашениями (в частности, Договором о коллективной безопасности). Вооруженные силы должны применяться в масштабах, соизмеримых с угрозой.

Региональные вооруженные конфликты малого или среднего масштаба могут потребовать применения силы, в том числе, для разведения конфликтующих сторон в соответствии с международным правом и межгосударственными договоренностями (по примеру миротворческих операций по мандату СНГ в Таджикистане и Абхазии/Грузии).

Вооруженный конфликт внутри того или иного государства ОДКБ или СНГ (в том числе, возникший в результате военного или политического переворота) может потребовать проведения специальной операции как традиционного полицейского характера, так и «операции по ликвидации угрозы международному миру и безопасности» в соответствии с международным правом (главой VII Устава ООН).

Наиболее важными нетрадиционными угрозами безопасности государств-участников СНГ и ОДКБ в настоящее время являются:

– Действия террористов, в том числе международных террористов, включая как отдельные террористические акты, так и организацию крупномасштабных вооруженных вторжений.

– Распространение религиозного и политического экстремизма.

– Попытки неконституционного захвата власти в одном или нескольких новых независимых государствах без применения военной силы, в результате дестабилизации, политико-пропагандистской деятельности и организации массовых беспорядков.

– Распад или раздел нового независимого государства в результате сепаратизма или раскола в правящих кругах.

– Распространение оружия массового уничтожения и средств его доставки, а также незаконное распространение и трансграничный оборот обычного оружия.

– Деградация экономической инфраструктуры, создающая высокую вероятность техногенных и экологических катастроф (атомные электростанции, химические предприятия, плотины, транспортные системы).

– Угрозы в сфере информационной безопасности, такие как распространение запрещенной или социально-опасной информации, уничтожение или повреждение жизненно важных электронных или информационных систем и др.

Серьезным вызовом безопасности большинства стран ОДКБ остается незаконный оборот наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров.

К вызовам безопасности ряда государств относится и незаконная миграция.

Важное значение имеет деятельность по предупреждению возникновения новых угроз. При этом основными средствами предотвращения новых угроз должны стать не военные, а социальные, экономические и культурно-информационные способы борьбы с ними.

Необходимость постоянного отслеживания возможностей сочетаний различных вызовов и угроз безопасности на разных уровнях требует согласованного понимания степеней угрозы безопасности ОДКБ. Создание такого механизма обеспечит возможность системного реагирования и дозированного применения различных способов противодействия в зависимости от масштаба угрозы и характера сочетания традиционных и нетрадиционных факторов.

Опасное для государств-участников ОДКБ усиление рисков и вызовов. Это начальная степень обострения ситуации. Возникает при одновременном обострении более, чем одной нетрадиционной угрозы, или при взаимоусилении традиционных и нетрадиционных угроз (например, одновременный всплеск сепаратизма и религиозного экстремизма).

Противодействие данной степени угрозы требует усиления сотрудничества государств-участников ОДКБ в различных сферах (правоохранительной, военной, социально-экономической и т.д.).

Кризисные ситуации в отдельных государствах-участниках ОДКБ. Возникают в случае реализации традиционной угрозы социально-экономического кризиса, гражданской войны или государственного переворота в одном из государств-участников ОДКБ. Также могут возникнуть в результате сочетания или резкого обострения ряда нетрадиционных угроз для одного из государств ОДКБ, в том числе в случае экологических или техногенных катастроф.

Противодействие подобной степени угрозы потребует организации помощи данному государству со стороны других стран-участников ОДКБ. Помощь может оказываться со стороны ОДКБ как международной организации по решению руководящих органов ОДКБ, либо в форме содействия со стороны инициативных групп государств внутри ОДКБ, либо в форме прямого взаимодействия между отдельными государствами ОДКБ.

Опасное обострение региональной напряженности. Данная ситуация может возникнуть в случае регионального вооруженного конфликта малого или среднего масштаба с участием одного или нескольких государств ОДКБ (актуально прежде всего для регионов Центральной Азии и Южного Кавказа). Она может также реализоваться из-за сочетания нетрадиционных угроз, принявших субрегиональный масштаб (например, масштабные действия международных террористов на фоне массового роста экстремистских движений или радикального сепаратизма в том или ином субрегионе).

Подобная ситуация может потребовать проведения интенсивных консультаций всех государств-членов ОДКБ, либо их инициативных групп (в том числе, по субрегиональному принципу) и консолидированных мер по стабилизации ситуации.

Второй уровень представляет выделение угроз непосредственно для российского государства.

При определении угроз для отдельных групп государств различимы региональные группы и группы интересов.

С региональнойточки зрения для России разные комплексы угроз доминируют в трех разных субрегиональных группах: европейской, кавказской и центрально-азиатской. РФ присутствует во все трех регионах, что делает для нас актуальными все три ключевых комплекса угроз. Для каждой из них наиболее актуальны свои специфические вызовы и угрозы безопасности:

· для европейского региона – вызовы и неопределенность (порождающие потенциальные проблемы для одних стран или, напротив, перспективы для других), связанные с расширением НАТО и ЕС;

· для кавказского региона – этнические конфликты, сепаратизм, возникновение на этой базе межгосударственных конфликтов;

· для центрально-азиатского региона – религиозный экстремизм, пограничные проблемы, проблемы незаконной миграции, наркотраффика, неравномерности экономического развития.

Принципиальным моментом являются так называемы угрозы безопасности личности и гражданского общества в современной России.

Угроза криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устрой­ства и экономической деятельности, приобретает особую остроту. Серьезные просчеты, допущенные на начальном этапе проведения ре­форм в экономической, военной, правоохранительной и иных облас­тях государственной деятельности, являются основ­ными факторами, способствующими росту преступности, особенно ее организованных форм, а также коррупции.

В целом можно выделить следующие ключевые проблемы безопасности личности и общественных групп:

- Деградация окружающей среды;

- Техногенные катастрофы и аварии;

- Эпидемические заболевания (прежде всего, СПИД, вирусный гепатит, новые разновидности туберкулеза и гриппа);

- Один из самых высоких в мире уровней смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, связанный с экстремально высокими стрессами, характерными для переходного периода, особенно для мужской части населения;

- Высокий уровень преступности, «неестественной» (отравления, травмы и несчастные случаи) и насильственной смертности. Высокий уровень насилия в обществе, связанный с резкими общественными изменениями;

- Алкоголизм и наркомания;

- Бедность, социальное расслоение и общий низкий уровень жизни, создающий возможность социальной и культурной деградации.

Противодействие угрозам и вызовам на данном уровне требует, прежде всего, серьезных усилий в социально-экономической области, а также проведения образовательных, информационных и культурно-просветительских программ.

Усиливаются угрозы национальной безопасности России в информационной сфере.

Из внешних угроз информационной безопасности РФ в сфере внешней политики наибольшую опасность представ­ляют:

– информационное воздействие иностранных политических, экономи­ческих, военных и информационных структур на разработку и реали­зацию стратегии внешней политики Российской Федерации;

– распространение за рубежом дезинформации о внешней политике Российской Федерации (особенно наглядно это продемонстрировали американские и западные СМИ во время грузино-южноосетинского конфликта в августе с.г.);

– нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информа­ционной сфере за рубежом;

–попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру фе­деральных органов исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, российских представительств и орга­низаций за рубежом, представительств Российской Федерации при международных организациях.

– Из внутренних угроз информационной безопасности Российской Федерации в сфере внешней политики наибольшую опасность представляют:

– нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и пе­редачи информации в федеральных органах исполнительной власти, реализующих внешнюю политику Российской Федерации, и на подве­домственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

– информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдель­ных лиц, искажающая стратегию и тактику внешнеполитической дея­тельности Российской Федерации;

– недостаточная информированность населения о внешнеполитической деятельности Российской Федерации.

Итак, основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются: своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации; реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреж­дению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного про­странства; подъем экономики страны, проведение независимого и со­циально ориентированного экономического курса; преодоление научно-технической и технологической зависи­мости России от внешних источников; обеспечение на территории России личной безопасности че­ловека и гражданина, его конституционных прав и свобод; совершенствование системы государственной власти Россий­ской Федерации, фор­мирование гармоничных межнациональных отношений, ук­репление правопорядка и сохранение социально-политичес­кой стабильности общества; укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки; принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации; коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Контрольные вопросы.

1. Факторы повышения рискогенности современного российского общества.

2. Уровневая классификация вызовов и угроз РФ.

3. Специфика противодейстия угрозам в деятельности СНГ и ОДКБ.

4. Традиционные и нетрадиционные угрозы в трактовке ОДКБ.

5. Степени угрозы безопасности (классификация ОДКБ).

6. Проблемы безопасности личности и общества.

7. Задачи в области обеспечения национальной безопасности РФ.

Литература.

1. Барановский В. Г. Международные организации как механизмы регулирова­ния международных отношений // Современные международные отно­шения / Под ред. А. В. Торкунова. — М., 2000.

2. Военная доктрина РФ от 21 апреля 2001.

3. Доктрина информационной безопасности РФ от 9 сентября 2000.

4. Концепция Национальной Безопасности РФ от 28 июня 2000.

5. Лебедева М. М. Мировая политика. — М., 2003.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.