Рабочая тетрадь по микроэкономике — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Рабочая тетрадь по микроэкономике

2018-01-13 210
Рабочая тетрадь по микроэкономике 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема «Спрос, предложение, рыночное равновесие»

Вопросы.

1. Понятие рынка. Субъекты рынка. Структура рынка. Функции рынка.

2. Закон спроса. Исключения из закона спроса.

3. Закон предложения.

4. Рыночное равновесие, механизм его установления.

5.Влияние налогов и фиксированных цен на рыночное равновесие

 

Вопрос первый Понятие рынка. Субъекты рынка. Структура рынка. Функции рынка

Рынок – это целостная система экономических отношений между производителями и потребителями, складывающихся в связи с формированием свободных цен, колеблющихся в зависимости от динамики спроса и предложения.

 

Условиями возникновения рынка являются следующие:

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Субъектами рынка являются следующие:

1. Домашнее хозяйство ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Фирмы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Государство ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рынок характеризуется сложной структурой.

Структура рынка – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Система рынков – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рынки классифицируются по следующим признакам:

1. По объектам продаж ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. По субъектам продаж ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. По степени конкурентности ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а) рынок совершенной конкуренции ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) рынок несовершенной конкуренции ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. По географическому положению ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. По характеру продаж ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. По степени соблюдения законности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Рынок выполняет следующие функции:

1. Информационную ________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Посредническую ________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Ценообразующую ________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Регулирующую ________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Очищающую ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопрос второй. Закон спроса. Исключения из закона спроса

 

Спрос – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Объем спроса – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Функция спроса

 

Q(a)=f(____________)

где ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Функция спроса по цене

Q(a)=f(Ра)

 

Графически кривая спроса выглядит следующим образом

Сущность закона спроса заключается в следующем:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Необходимо различать изменение спроса и изменение величины спроса. Изменение величины спроса происходит под влиянием прямого ценового фактора ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Изменение спроса происходит под влиянием косвенных (неценовых) факторов ________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Исключения из закона спроса:

1. Эффект сноба ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Эффект Гиффена ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Эффект - цена – качество ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ажиотажный, спекулятивный спрос ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Вопрос третий. Предложение. Закон предложения

 

Предложение – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Объем предложения – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Функции предложения

 

Q(a)=f(______________)

где ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Функция предложения по цене

 

Q(a)=f(Ра)

 

Графически кривая спроса выглядит следующим образом:

 

Сущность закона предложения заключается в следующем ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Необходимо различать изменение предложения и изменение величины предложения. Изменение величины предложения происходит под влиянием прямого (ценового) фактора ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Изменение предложения происходит под действием косвенных (неценовых) факторов ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос четвертый. Рыночное равновесие. Механизм его установления

Рыночное равновесие – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состояние рыночного равновесия может нарушаться под влиянием различных неценовых факторов, например, произошло увеличение спроса на товар А ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, рынок является саморегулирующейся системой.

 

Рыночное равновесие устанавливается в 3-х периодах:

1. Мгновенный ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Короткий или краткосрочный период ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Долгосрочный или длительный период ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пятый вопрос. Влияние налогов и фиксированных цен на рыночное равновесие

 

Государство воздействует на рыночные отношения двумя способами: налоговым регулированием и фиксацией цен. Косвенные налоги включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при покупке. Например, к ним относятся налог с продаж, налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины и др.

Допустим, государство вводит на данный товар косвенный налог в сумме Т денежных единиц с каждой единицы реализованной продукции, причем налог взимается с товаропроизводителя

 

 


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Таким образом, введение косвенных налогов приводит к:

1. уменьшению объемов выпускаемой и реализуемой продукции

2. увеличению цены для покупателя

3. уменьшению цены для товаропроизводителя

Следовательно, выплата косвенного налога распределяется между покупателем и товаропроизводителем.

Государство может устанавливать дотации товаропроизводителям. Дотация– это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделение дотации приводит к изменению рыночного равновесия, которое меняется точно также, как и в случае с косвенными налогами, только наоборот.

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фиксируемые цены, устанавливаемые государством, бывают минимальными и максимальными

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темы «Эластичность спроса и предложения», «Потребительское поведение»

Вопросы:

1. Прямая эластичность спроса по цене

2. Перекрестная эластичность спроса

3. Эластичность спроса по доходу

4. Эластичность предложения

5. Теория потребительского поведения

 

Первый вопрос Прямая эластичность спроса по цене

Эластичностью спроса называется реакция объема спроса в ответ на изменение факторов, влияющих на спрос.

Эластичностью спроса по цене называется реакция объема спроса в ответ на изменение цены товара

Эластичность спроса по цене определяется с помощью коэффициента прямой ценовой эластичности спроса и обозначается Ер


Ер=

где: ΔР _______________________________________________________

ΔQ _______________________________________________________

Р¯ _______________________________________________________

Q¯ _______________________________________________________

Данный коэффициент показывает ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данный коэффициент может принимать следующие значения:

1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Графически эти ситуации можно изобразить следующим образом:

     
 
 
   

 

 


Имеются особые случаи значения коэффициента прямой эластичности спроса:

а) Ер=

 
 

 


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Ер=

 
 

 

 


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое значение коэффициента прямой эластичности спроса заключается в следующем:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Второй вопрос Перекрестная эластичность спроса

Перекрестной эластичностью спроса называется реакция объема спроса на товар «А» при изменении цены на товар «В». Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коэффициент перекрестной эластичности спроса обозначается:

ЕАВ=

где: ΔРВ ______________________________________________________

ΔQА ______________________________________________________

РВ¯ ______________________________________________________

QА¯ ______________________________________________________

Данный коэффициент может принимать следующие значения:

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

На графике данный случай обозначен буквами «СС»

2.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На графике данный случай обозначен буквами «ВВ»

3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На графике данный случай обозначен буквами «FF»

 

Третий вопрос Эластичность спроса по доходу

Эластичностью спроса по доходу называется реакция объема спроса на данный товар в ответ на изменение доходов населения.

Коэффициент эластичности спроса показывает

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЕI=

где: ΔI _______________________________________________________

ΔQ ______________________________________________________

I¯ ________________________________________________________

Q¯ _______________________________________________________

Рассматривая данный вопрос необходимо иметь ввиду, что все товары делятся на низшие и нормальные. Низшие товары - это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нормальные товары – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Данный коэффициент может принимать следующие значения:

1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Практическое значение эластичности спроса по доходу заключается в следующем:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Четвертый вопрос Эластичность предложения

Эластичность предложения по цене – это реакция объема реализуемого товара в ответ на изменение цены данного товара. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает:

________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ES=

где ΔQ =

ΔР=

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эластичность предложения зависит от следующих факторов:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Коэффициент эластичности предложения может принимать следующие значения:

а) ЕS=

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) ЕS=

 
 

 

 


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Пятый вопрос Теория потребительского поведения

Полезность – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предельная полезность (МU) - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая полезность (TU) - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

TU=Σ

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Сущность закона убывающей предельной полезности заключается в следующем: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон основывается на следующих положениях:

1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существует два подхода к измерению полезности:

1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема «Теория фирмы»

Вопросы:

1. Социально-экономическое понятие предприятия (фирмы). Формы предприятия

2. Издержки производства

3. Доход и прибыль фирмы

 

Первый вопрос Социально-экономическое понятие предприятия (фирмы). Формы предприятия

Под фирмой понимается:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Классическая теория рыночного поведения фирмы исходит из представления о том, что ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все многообразие фирм можно классифицировать по различным критериям:

1. по видам хозяйственной деятельности ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. по отраслевому признаку ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. по национальной принадлежности капитала ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. по количественному критерию ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. по организационно-правовым формам деятельности:

а) индивидуальное предпринимательство ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) хозяйственные общества ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) акционерные общества ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

г) кооперативы ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) государственные предприятия ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Второй вопрос Издержки производства

Издержки производства (С) – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Все издержки производства по своей природе альтернативны, т.е., они связаны с упускаемыми возможностями использования ресурсов в другом производстве.

Экономические издержки – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Неявные (внутренние) - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В коротком периоде все издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные (FC) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Переменные (VC) - ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Совокупные издержки (ТС)

ТС=FC+VC

Графически эти издержки выглядят следующим образом:

 
 

 

 


Средние издержки:

АС=

 

Средние издержки могут быть как постоянными так и переменными.

АС=АFC+AVC

АFC=

AVC=

 

Предельные издержки:

МС=

 

Совместим на одном графике средние и предельные издержки:

 
 

 


____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Долгосрочными средними издержками называются:

_____________________________________________________________________________________________________________________________________ Зависимость между объемом выпуска и издержками производства в долгосрочном периоде описывается кривой долгосрочных средних издержек

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Это кривая (LC) показывает наименьшие долгосрочные средние издержки производства каждого объема выпуска.

Динамика долгосрочных средних издержек и, соответственно, форма их кривой зависит от эффекта масштаба.

Под масштабом производства понимается: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В зависимости от соотношения темпов роста издержек производства и объемов производства различают

- возрастающую отдачу от масштаба (положительный эффект масштаба) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- убывающую отдачу от масштаба (отрицательный эффект масштаба) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- постоянную отдачу от масштаба ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существует несколько причин экономии от масштаба ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Третий вопрос Доход и прибыль фирмы

Различают совокупный, средний и предельный доход.

Совокупный доход (TR) – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

TR=pQ

Где p - _______________________________________________________

Q- _______________________________________________________

Средний доход (AR):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

AR=

Предельный доход (МR):

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

МR=

Где ΔTR ________________________________________________________________________________________________________________________________________

ΔTQ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прибыль фирмы (π) – это ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

π=TR-TC

где

TR ________________________________________________________________________________________________________________________________________

TC ________________________________________________________________________________________________________________________________________

Различают бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Бухгалтерская прибыль ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Экономическая прибыль ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема «Совершенная и несовершенная конкуренция»

Вопросы:

1. Рынок совершенной конкуренции

2. Монополия. Ценовая дискриминация

3. Олигополия. Монополистическая конкуренция.

 

4. Первый вопрос Рынок совершенной конкуренции

Конкуренция – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признаками рынка совершенной конкуренции являются:

1. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Доход фирмы (TR) зависит от объема производства и от цены. Совокупный доход конкурентной фирмы выглядит следующим образом:

 
 

 

 


Для конкурентной фирмы кривая спроса, кривая среднего дохода и кривая предельного дохода совпадают.

 

Р

 

Q

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Фирма достигает максимума прибыли при таком объеме производства, когда соблюдается следующее условие:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

График максимизации прибыли выглядит следующим образом:

 
 

 

 


Положение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде может характеризоваться следующими вариантами:

 

       
 
 
   

 

 


 


 

 


В долгосрочном периоде фирмы могут изменить все свои ресурсы и может меняться число фирм, функционирующих в отрасли. Если цена будет ниже долгосрочных средних издержек, то фирмы захотят уйти из отрасли, если цена будет выше долгосрочных средних издержек, то у фирмы, не относящейся к отрасли, возникнет желание войти в отрасль. Графически это выглядит следующим образом:

 


Таким образом, условием долгосрочного равновесия является равенство:

____________________________________________________________________

 

Второй вопрос Монополия. Ценовая дискриминация

Монополия – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В зависимости от причин, вызывающих монопольную власть, монополии разделяются на следующие группы:

1. ______________________________________________________________________________________________________________________________

2. ______________________________________________________________________________________________________________________________

3. ______________________________________________________________________________________________________________________________

Для монополиста графики спроса (средней выручки) и предельной выручки имеют следующий вид:

 
 

 


 

Условия максимума прибыли монополии графически выглядят следующим образом:

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Барьерами, препятствующими вхождению других фирм в отрасль, являются следующие:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Антимонопольная политика – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ценовая дискриминация – это ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделяют три степени ценовой дискриминации:

1. __________________________________________________________

2. __________________________________________________________

3. __________________________________________________________

 

Третий вопрос Олигополия. Монополистическая конкуренция то

Олигополия – это_____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.206 с.