Основные компоненты деятельности — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основные компоненты деятельности

2018-01-13 210
Основные компоненты деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коэффициенты оборота

Для изучения интенсивности оборота в динамике и в сравнении с другими предприятиями (отраслями) необходимы относительные показатели — коэффициенты оборота, которые рассчитываются по следующим формулам:

Коэффициент оборота по выбытию может быть исчислен по отдельным причинам или группе причин, например, для расчета коэффициента текучести кадров в числителе надо брать число уволенных по неуважительным причинам, т. е. уволенных по собственному желанию, за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, а знаменатель — тот же.

На предприятиях учет и анализ показателей движения рабочей силы целесообразно выполнять не только в целом по предприятию, но и по отдельным цехам и по категориям персонала, прежде всего по рабочим. Результаты такого анализа имеют особую практическую значимость для управления персоналом.

2. Модели структуры потребностей человека.
Модель структуры потребностей человека должна учитывать:.\

1) весь диапазон потребностей (требование полноты);

2)индивидуальные особенности людей, их цели и ценности (требование целевой и ценностной индивидуализации);

З)динамику формирования потребностей (требование динамичности).

Разделим потребности на 2 группы: 1. потребности существования и 2.потребности достижения целей жизни.

К 1. обычно относят потребности в пище, одежде, безопасности. Также относят потребности в причастности (включенности в определенную соц.группу), т.к. человек не может существовать продолжительное время вне какого-либо коллектива, в частности семьи. Т.о. к потребностям сущ-ния относятся: физиологические, безопасности и причастности. Выделяют 2 уровня удовлетворения потребностей сущ-я: min и базовый. Min уровень обеспечивает выживание человека. Базовый – обеспечивает возможность появления потр-тей, соотв-щих основным целям жизни данного человека. Этот ур-нь м. б. определен как субъективно, так и объективно. Потребности достижения целей жизни: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные. Мат-ные – потребность в роскоши, в богатстве. Соц. потребности можно разделить на преимущественно эгоистические и преимущественно альтруистические. К первым относятся потребности в свободе, славе, власти, уважении. Ко вторым – в благотворительности, любви к детям, людям. Интел-ные – потребности в знаниях, истине, творчестве. Эстет-кие потребности в красоте, гармонии, искусстве. Духовные- потребности в духовном совершенствовании, вере, любви к Богу, правде. Структура потребностей у одного и того же человека может меняться в разные периоды жизни. В динамике потребностей целесообразно выделить 3 периода: стратегический, тактический и оперативный.
Потр-ть чел-ка – ощущение недостатка в ч-либо или стремление к ч-либо. Управлять поведением людей можно только на основе знания структ. потр-тей и закономерностей их форм-ния. Пирамида А. Маслоу. пять групп потр-тей: физиологич., безопасн., причастн, признания и самореализации. Эти группы сост-ют иерарх. структуру (предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены). В теории К. Альдерфера выд-ся 3 группы потр-й: существования, связи и роста. Потр-ти сущ-ия соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу; потр-ти связи — третьей и четвертой группам; потр-ти роста — пятой группе. Эта теория также имеет иерарх. струк-ру, но тут «переключение» потр-тей идет не только снизу вверх, но и наоборот. Д. МакКлелланд выделяет потр-ти достижения, соучастия и власти. Эти потр-ти не имеют иерархич. стр-ры, они взаим-ют в завис-ти от индивид. психологии человека. Двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Он выделял гигиенические и мотивирующие потребности. К первым относятся санитарно-гигиенич. усл. труда, обеспечение физиологич. потр-тей, а также потр-тей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивир.факторы соотнесены с потр-тями самовыражения и развития.(Генкин богатсво, власть, рисковые развлечения, красота.

3. Предметом изучения экономики труда является организация общественного труда на разных уровнях общественного производства и во всем комплексе составляющих ее элементов. Такой подход позволяет определить и рекомендовать для практики наиболее эффективные методы организации труда, способствуя тем самым более успешному решению глобальной экономической задачи - получению максимального результата при минимуме затрат.

От качества принимаемых управленческих решений по различным направлениям (элементам) организации труда в значительной степени зависят качественные результаты всей хозяйственной деятельности, такие, например, как прибыль и рентабельность.

О разделении труда между отдельными ремеслами и внутри них между отдельными работниками говорили еще знаменитые греки Платон (427-347 гг. до н.э.) и Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.). В 1733 и 1740 гг. француз Перроне изложил результаты своих исследований по разделению и кооперации труда на примере изготовления булавки посредством 18 последовательных операций5. К XVII в. относятся первые попытки измерения тяжести труда (Амонтон, де ля Гир). Идею изучения трудовых движений приписывают французскому инженеру-фортификатору Вобану (1633-1707 гг.). Тот же Вобан, проделав ряд экспериментов, определили дневной "урок" землекопа (его сменную норму выработки), использовав полученные результаты исследований и для установления более справедливой оплаты.

Огромное значение для формирования научных основ организации труда на уровне первичных производственных подразделений имели работы американского инженера Ф.У. Тейлора. Появившись на рубеже XIX и XX веков они ознаменовали начало системного подхода к изучению методов повышения экономической эффективности трудовой деятельности.

По этой причине уже к концу 20-х годов нашего столетия началось усиленное развитие другой ветви научных исследований трудовой деятельности и ее социологического аспекта - проблем гуманизации труда, человеческих отношений в процессе труда.

Круг вопросов, изучаемых экономикой труда, одним из первых определили С.Г.Струмилин и Б.Маркус. Рассматривая труд в социалистическом обществе, они отметили, что для этого общества характерны новое отношение к труду и новые формы труда. К вопросам труда относятся производительность труда, заработная плата, уровень жизни, пути воспроизводства рабочей силы. Позднее эти вопросы разрабатывались и были закреплены в предмете экономики труда А. Е.Григорьевым.

Вопросы же организации общественного труда, т.е. привлечения людей к труду, разделения и кооперации, воспроизводства рабочей силы, включая определение доли работника в продукте его труда, как отмечал А.Е.Григорьев, решаются своими особыми методами, свойственными данному способу производства.

 

Многие авторы дают определения предмета экономики труда, близкие к приведенным выше. Так, И.А.Лясников и П.Ф Петроченко отмечают, что экономика труда изучает труд в его исторически определенной форме, общественную и народнохозяйственную организацию труда. Ощутимый вклад в научную разработку различных вопросов экономики труда внесли отечественные специалисты, такие как A.K.Гастев, О.А.Ерманский, П.М.Керженцев, С.Г.Струмилин, Г.А.Пруденский, М.Я.Сонин, А.Е.Григорьев, П.Ф.Петроченко и многие другие. Их исследовательская деятельность успешно сочеталась с организаторской работой по внедрению результатов научных исследований в производственную практику. Социальные проблемы труда активно изучались А.И.Кравченко, А.И.Китовым, В.Н.Ивановым, Ж.Т.Тощенко, Н.В.Черниной, М.М.Мирской, В.Г.Подмарковым, Б.Г.Прошкиным, И.П.Поваричем, И.И.Чангли и др.

 

Качество жизни.

Под качеством жизни понимается удовлетворение всего комплекса потребностей, как в производстве, так и вне его, т. е. имеются в виду условия жизни и труда, здоровье людей. Возможности получения образования, уровень благосостояния семьи, покупательная способность населения и т. д. Что касается трудовой жизни, то это один из элементов качества жизни в целом.

Под качеством трудовой жизни понимаются условия производственной жизни людей. Но в связи с тем, что значительная часть жизни людей проходит на производстве, качество трудовой жизни во многом предопределяет качество жизни в целом. Теоретические подходы к изучению качества трудовой жизни в основном сформировались в 60-70-е годы. Они базируются на общечеловеческом подходе к пониманию творческого характера личности, на признании необходимости гуманизации труда, умственного и физического развития человека, его социальной удовлетворенности и т. д. Практическая значимость концепции качества трудовой жизни заключается в восстановлении целостности труда и культуры, создание таких условий труда, в которых работники могут реализовывать свой личностный потенциал. При этом учитывается бытовые аспекты и субъективное восприятие людьми уровня своего благополучия.

На качество жизни людей влияют экономические, социальные, демографические. Политические и другие факторы. При этом важно принимать во внимание, как сам работник оценивает качество своей жизни: возможности саморазвития и творчества, положение своей семьи в обществе, ее финансовое состояние, жилищные условия и т. д.

Показатели и интегральные свойства качества жизни

При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов: объективные и субъективные.

- объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные.

- субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности различными сферами жизни) и эмоциональные.

Кроме данных индикаторов выделяют так же несколько показателей, которые можно сгруппировать по ряду признаков.

В зависимости от иерархического уровня:

- макропоказатели: среднедушевое производство ВВП, ВНП или ЧНП; номинальные и реальные доходы населения; демографические показатели; продолжительность рабочей недели; свободное время; уровень инфляции и др.;

- микропоказатели, характеризующие удовлетворение основных потребностей на уровне индивида или семьи.

В зависимости от характера отражения сущности категории «уровень жизни»:

- прямые, характеризующие уровень жизни непосредственно, прямо, например, уровень потребления основных продуктов питания и т.п.;

- косвенные, отражающие уровень жизни опосредованно, косвенно, например, демографические показатели.

В зависимости от характера расчета:

- уровневые (абсолютные значения);

- структурные (составляющие уровневых показателей);

- динамические (относительные, характеризующие изменение уровневых показателей).

В зависимости от группы потребностей, удовлетворение которых характеризует тот или иной показатель. Можно выделить три основные группы потребностей:

- физические потребности;

- духовные (интеллектуальные) потребности;

- социальные потребности.

6. УСЛОВИЯ ТРУДА — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).

УТ классифицируются согласно гигиеническим критериям, установленным в Руководстве Р 2.2.2006—05 "Гигиеническая оценка факторов рабочей среды и трудового процесса. УТ подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

Оптимальные УТ (1-й класс) — условия, при которых сохраняется здоровье работающих и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.

Допустимые УТ (2-й класс) характеризуются такими уровнями факторов среды и трудового процесса, которые не превышают установленных гигиенических нормативов для рабочих мест, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство. Допустимые УТ условно относят к безопасным.

Вредные УТ (3-й класс) характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство. Вредные УТ по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работающих подразделяются на 4 степени вредности:

1-я степень 3-го класса (3.1) — УТ характеризуются такими отклонениями уровней вредных факторов от гигиенических нормативов, которые вызывают функциональные изменения, восстанавливающиеся, как правило, при более длительном (чем к началу следующей смены) прерывании контакта с вредными факторами и увеличивают риск повреждения здоровья;

2-я степень 3-го класса (3.2) — УТ, при которых уровни вредных факторов вызывают стойкие функциональные изменения, приводят в большинстве случаев к увеличению производственно обусловленной заболеваемости (что проявляется повышением уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности и в первую очередь теми болезнями, которые отражают состояние наиболее уязвимых органов и систем для данных вредных факторов), к появлению начальных признаков или легких (без потери профессиональной трудоспособности) форм профессиональных заболеваний, возникающих после продолжительной экспозиции (часто после 15 лет и более);

3-я степень 3-го класса (3.3) — УТ, характеризующиеся такими уровнями вредных факторов, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных заболеваний легкой и средней степеней тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (производственно обусловленной) патологии, включая повышенные уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

4-я степень 3-го класса (3.4) — УТ, при которых могут возникать тяжелые формы профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности), отмечаются значительный рост числа хронических заболеваний и высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности;

Опасные (экстремальные) УТ (4-й класс) характеризуются уровнями производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск развития острых профессиональных поражений, в т. ч. в тяжелых формах.

Теория мотивации.

С точки зрения классификации Х. Шольца, представляется целесообразным деление теорий мотивации — в зависимости от предмета анализа — на три главных направления:

  • Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника — эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов. К ним относятся «XY-теория» Дугласа Макгрегора, теория «Z» Уильяма Оучи (англ.)русск..
  • Содержательные теории — анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление. Это теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория двух факторов Ф. Герцберга.
  • Процессуальные теории — выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды. К теориям этого типа относят теорию трудовой мотивации Д. Аткинсона, теорию справедливости С. Адамса, теорию мотивации В. Врума, теорию Портера — Лоулера, теорию 12 факторов Ричи и Мартина.

При рассмотрении мотивации следует сосредоточиться на факторах, которые заставляют человека действовать и усиливают его действия. Основные из них:

1.Потребности;

2.Интересы;

3. Стимулы.

Хронометраж

Хронометраж — это способ изучения временных затрат путем замеров и фиксации продолжительности действий, подлежащих выполнению. Хронометраж позволяет провести «инвентаризацию» и «аудит» времени.

Хронометраж рабочего времени состоит в описании рабочей системы, особенно, технологии производства, метода и условий труда, а также в определении относительного количества, параметров влияния, степени результативности и фактического времени для отдельных этапов рабочего процесса. Фактическое время затем оценивают с целью определения необходимого времени для определенных этапов процесса.

Другие варианты проведения хронометража рабочего времени зависят от следующих условий:

  • хронометраж определяет время, относительно человека;
  • время, определяемое в результате хронометража, должно использоваться для управления, в т.ч. контроля, и определения заработной платы;
  • хронометраж должен планироваться таким образом, чтобы обеспечивалась возможность использования его результатов для расчета планового времени.

Структура систем мотивации.

езультат экономической деятельности зависит от имеющихся ресурсов и эффективности их использования, которая во многом определяется отношением людей к труду, формами и методами мотивации.

Основные понятия теории мотивации трактуются в литературе по-разному. Нет единства в употреблении самих понятий "мотивация" и "стимулирование". Мы полагаем, что целесообразно исходить из следующих определений.

Мотивация — это воздействие на поведение человека для достижения личных, групповых и общественных целей.

При выборе форм и методов мотивации прежде всего необходимо учитывать мотивы людей, т. е. то, что вызывает их действия.

Мотивация может быть внутренней и внешней.

Внутренняя мотивация определяется содержанием и значимостью работы. Если она интересует человека, позволяет реализовать его природные способности и склонности, то это само по себе является сильнейшим мотивом к активности, добросовестному и продуктивному труду. Наряду с содержанием существенным внутренним мотивом может быть значимость работы для развития определенных качеств человека, полезность данного вида деятельности для группы людей и общества, соответствие этой деятельности убеждениям работника, его этической ориентации.

Внешняя мотивация может выступать в двух формах: административной и экономической. Иногда внешнюю мотивацию называют стимулированием. Административная мотивация означает выполнение работы по команде, приказу, т. е. по прямому принуждению с соответствующими санкциями за нарушение установленных норм. Экономическая мотивация осуществляется через экономические стимулы (заработную плату, дивиденды и т. п.)1.

Мотивация может осуществляться различными методами: разъяснением, воспитанием, личным примером, системами поощрений и наказаний в иерархии организации и т. д.

23. Рынок труда — сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Особенность рынка труда и его механизма: объектом купли-продажи на нем является право на использование рабочей силы, знаний, квалификации и способностей к трудовому процессу.[1]

В широком смысле рынок труда — система социально-экономических и юридических отношений в обществе, норм и институтов, призванных обеспечить нормальный непрерывный процесс воспроизводства рабочей силы и эффективное использование труда.[1]

Отношения на рынке труда регулируются общественными и государственными институтами[1]

Рынок труда — важная часть любой экономической системы, поскольку его состояние в значительной степени определяет темпы экономического роста этой системы. В то же время рынок труда является ключевым элементом социально-экономической политики, проводимой властными структурами. Таким образом, рынок труда испытывают на себе одновременно влияние и социальной, и экономической политики региона или государства в целом.

Занятость - это не запрещенная законом деятельность граждан, которая, как правило, приносит им заработок (доход). В частности, такая деятельность может осуществляться на основе трудового договора, членства в коллективных предприятиях, договора гражданско-правового характера (подряда, поручения, авторского и др.), а также предпринимательской деятельности и других не запрещенных законом видов трудовой деятельности.

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие:

- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

- объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения;

- координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

24. Классификация затрат рабочего времени по отношению к исполнителю

Потери независимые от рабочего Потери зависимые от рабочего
- сокращенный рабочий день подростка - неполный рабочий день пенсионеров; - укороченный день по условиям труда - отсутствие сырья, материалов, полуфабрикатов - хождение за сырьем, материалом, полуфабрикатами - ожидание транспортных средств - транспортировка предметов труда при наличии транспортных рабочих - отсутствие инструментов, приспособлений и хождение за ними - ожидание ремонта оборудования и т.д. - позднее начало и преждевременное окончание работы; - личные разговоры - отвлечения без уважительных причин - микротравмы - сокращенный рабочий день по разрешению администрации - скрытые потери и т.д.

 

Труд - это любые умственные и физические усилия, прилагаемые людьми впроцессе хозяйственной деятельности. Время, в учение которого человек трудится, называется рабочим днем, или рабочим временем.

Использование рабочего времени делится на следующие категории:

1. Подготовительно-заключительное время – это знакомство с заданием, получение инструментов, материалов, их раскладка в начале смены или в начале обработки партии и все это же в конце смены;

2. Оперативная работа – время, но преобразованию предметов труда, которое делится на основное и вспомогательное;

3. 0рганизация обслуживания рабочего места – время, которое рабочий тратит на поддержание рабочего места в состоянии готовности, для производительной работы;

4. Отдых и личные надобности, зависят от условий труда;

5. Непроизводительная работа – время, которое рабочий тратит на работу, которая не является его основной операцией;

6. Нарушение трудовой дисциплины;

7. Перерывы по оргтехпричинам, т.е. не зависящие от работника

8. Регламентированные перерывы, обусловленные технологиями

25. Основной проблемой экономической теории и хозяйственной практики является анализ соотношения затрат и результатов. Затраты определяются по отношению к экономическим ресурсам. Результаты характеризуются объёмом выпуска продукции, добавленной стоимостью, прибылью, а также показателями конкурентноспособности, качества жизни, экологии и др.
Отношение Результаты/затраты в общем случае называется эффективностью.
Одним из аспектов этого понятия является эффективность по Парето, характеризующая также распределение ресурсов, при котором результат по любому направлению не может быть улучшен за счёт ухудшения результатов по другим направлениям.
Результаты экономической деятельности чаще всего выражаются объёмами продукции и прибыли. Поэтому практически важнейшими показателями эффективности являются продуктивность и рентабельность.
Продуктивность (производительность) определяется по отношению к затратам труда, материалов, оборудования энергии, а также по отношению к суммарным затратам ресурсов. Продуктивность системы в общем случае определяется по формуле:

р = О/I (1)

где р – продуктивность; О – объём продукции (услуг) за определенный период времени в натуральных, стоимостных или иных измерителях (Output); I - затраты ресурсов, соответствующие данному объёму продукции (Input).
Продуктивность труда может рассчитываться на единицу рабочего времени или на одного работающего. Объём продукции и затраты труда могут быть выражены в абсолютных и относительных показателях.


 

 

Коэффициенты оборота

Для изучения интенсивности оборота в динамике и в сравнении с другими предприятиями (отраслями) необходимы относительные показатели — коэффициенты оборота, которые рассчитываются по следующим формулам:

Коэффициент оборота по выбытию может быть исчислен по отдельным причинам или группе причин, например, для расчета коэффициента текучести кадров в числителе надо брать число уволенных по неуважительным причинам, т. е. уволенных по собственному желанию, за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, а знаменатель — тот же.

На предприятиях учет и анализ показателей движения рабочей силы целесообразно выполнять не только в целом по предприятию, но и по отдельным цехам и по категориям персонала, прежде всего по рабочим. Результаты такого анализа имеют особую практическую значимость для управления персоналом.

2. Модели структуры потребностей человека.
Модель структуры потребностей человека должна учитывать:.\

1) весь диапазон потребностей (требование полноты);

2)индивидуальные особенности людей, их цели и ценности (требование целевой и ценностной индивидуализации);

З)динамику формирования потребностей (требование динамичности).

Разделим потребности на 2 группы: 1. потребности существования и 2.потребности достижения целей жизни.

К 1. обычно относят потребности в пище, одежде, безопасности. Также относят потребности в причастности (включенности в определенную соц.группу), т.к. человек не может существовать продолжительное время вне какого-либо коллектива, в частности семьи. Т.о. к потребностям сущ-ния относятся: физиологические, безопасности и причастности. Выделяют 2 уровня удовлетворения потребностей сущ-я: min и базовый. Min уровень обеспечивает выживание человека. Базовый – обеспечивает возможность появления потр-тей, соотв-щих основным целям жизни данного человека. Этот ур-нь м. б. определен как субъективно, так и объективно. Потребности достижения целей жизни: материальные, социальные, интеллектуальные, эстетические и духовные. Мат-ные – потребность в роскоши, в богатстве. Соц. потребности можно разделить на преимущественно эгоистические и преимущественно альтруистические. К первым относятся потребности в свободе, славе, власти, уважении. Ко вторым – в благотворительности, любви к детям, людям. Интел-ные – потребности в знаниях, истине, творчестве. Эстет-кие потребности в красоте, гармонии, искусстве. Духовные- потребности в духовном совершенствовании, вере, любви к Богу, правде. Структура потребностей у одного и того же человека может меняться в разные периоды жизни. В динамике потребностей целесообразно выделить 3 периода: стратегический, тактический и оперативный.
Потр-ть чел-ка – ощущение недостатка в ч-либо или стремление к ч-либо. Управлять поведением людей можно только на основе знания структ. потр-тей и закономерностей их форм-ния. Пирамида А. Маслоу. пять групп потр-тей: физиологич., безопасн., причастн, признания и самореализации. Эти группы сост-ют иерарх. структуру (предполагается, что потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены). В теории К. Альдерфера выд-ся 3 группы потр-й: существования, связи и роста. Потр-ти сущ-ия соответствуют первым двум группам потребностей Маслоу; потр-ти связи — третьей и четвертой группам; потр-ти роста — пятой группе. Эта теория также имеет иерарх. струк-ру, но тут «переключение» потр-тей идет не только снизу вверх, но и наоборот. Д. МакКлелланд выделяет потр-ти достижения, соучастия и власти. Эти потр-ти не имеют иерархич. стр-ры, они взаим-ют в завис-ти от индивид. психологии человека. Двухфакторная теория потребностей Ф. Герцберга. Он выделял гигиенические и мотивирующие потребности. К первым относятся санитарно-гигиенич. усл. труда, обеспечение физиологич. потр-тей, а также потр-тей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивир.факторы соотнесены с потр-тями самовыражения и развития.(Генкин богатсво, власть, рисковые развлечения, красота.

3. Предметом изучения экономики труда является организация общественного труда на разных уровнях общественного производства и во всем комплексе составляющих ее элементов. Такой подход позволяет определить и рекомендовать для практики наиболее эффективные методы организации труда, способствуя тем самым более успешному решению глобальной экономической задачи - получению максимального результата при минимуме затрат.

От качества принимаемых управленческих решений по различным направлениям (элементам) организации труда в значительной степени зависят качественные результаты всей хозяйственной деятельности, такие, например, как прибыль и рентабельность.

О разделении труда между отдельными ремеслами и внутри них между отдельными работниками говорили еще знаменитые греки Платон (427-347 гг. до н.э.) и Ксенофонт (430-354 гг. до н.э.). В 1733 и 1740 гг. француз Перроне изложил результаты своих исследований по разделению и кооперации труда на примере изготовления булавки посредством 18 последовательных операций5. К XVII в. относятся первые попытки измерения тяжести труда (Амонтон, де ля Гир). Идею изучения трудовых движений приписывают французскому инженеру-фортификатору Вобану (1633-1707 гг.). Тот же Вобан, проделав ряд экспериментов, определили дневной "урок" землекопа (его сменную норму выработки), использовав полученные результаты исследований и для установления более справедливой оплаты.

Огромное значение для формирования научных основ организации труда на уровне первичных производственных подразделений имели работы американского инженера Ф.У. Тейлора. Появившись на рубеже XIX и XX веков они ознаменовали начало системного подхода к изучению методов повышения экономической эффективности трудовой деятельности.

По этой причине уже к концу 20-х годов нашего столетия началось усиленное развитие другой ветви научных исследований трудовой деятельности и ее социологического аспекта - проблем гуманизации труда, человеческих отношений в процессе труда.

Круг вопросов, изучаемых экономикой труда, одним из первых определили С.Г.Струмилин и Б.Маркус. Рассматривая труд в социалистическом обществе, они отметили, что для этого общества характерны новое отношение к труду и новые формы труда. К вопросам труда относятся производительность труда, заработная плата, уровень жизни, пути воспроизводства рабочей силы. Позднее эти вопросы разрабатывались и были закреплены в предмете экономики труда А. Е.Григорьевым.

Вопросы же организации общественного труда, т.е. привлечения людей к труду, разделения и кооперации, воспроизводства рабочей силы, включая определение доли работника в продукте его труда, как отмечал А.Е.Григорьев, решаются своими особыми методами, свойственными данному способу производства.

 

Многие авторы дают определения предмета экономики труда, близкие к приведенным выше. Так, И.А.Лясников и П.Ф Петроченко отмечают, что экономика труда изучает труд в его исторически определенной форме, общественную и народнохозяйственную организацию труда. Ощутимый вклад в научную разработку различных вопросов экономики труда внесли отечественные специалисты, такие как A.K.Гастев, О.А.Ерманский, П.М.Керженцев, С.Г.Струмилин, Г.А.Пруденский, М.Я.Сонин, А.Е.Григорьев, П.Ф.Петроченко и многие другие. Их исследовательская деятельность успешно сочеталась с организаторской работой по внедрению результатов научных исследований в производственную практику. Социальные проблемы труда активно изучались А.И.Кравченко, А.И.Китовым, В.Н.Ивановым, Ж.Т.Тощенко, Н.В.Черниной, М.М.Мирской, В.Г.Подмарковым, Б.Г.Прошкиным, И.П.Поваричем, И.И.Чангли и др.

 

Основные компоненты деятельности

Субъект деятельности — это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).

Объект деятельности — это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)

Мотив — совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности — это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Деятельность состоит из цепи действий. Действие — это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

 

Качество жизни.

Под качеством жизни понимается удовлетворение всего комплекса потребностей, как в производстве, так и вне его, т. е. имеются в виду условия жизни и труда, здоровье людей. Возможности получения образования, уровень благосостояния семьи, покупательная способность населения и т. д. Что касается трудовой жизни, то это один из элементов качества жизни в целом.

Под качеством трудовой жизни понимаются условия производственной жизни людей. Но в связи с тем, что значительная часть жизни людей проходит на производстве, качество трудовой жизни во многом предопределяет качество жизни в целом. Теоретические подходы к изучению качества трудовой жизни в основном сформировались в 60-70-е годы. Они базируются на общечеловеческом подходе к пониманию творческого характера личности, на признании необходимости гуманизации труда, умственного и физического развития человека, его социальной удовлетворенности и т. д. Практическая значимость концепции качества трудовой жизни заключается в восстановлении целостности труда и культуры, создание таких условий труда, в которых работники могут реализовывать свой личностный потенциал. При этом учитывается бытовые аспекты и субъективное восприятие людьми уровня своего благополучия.

На качество жизни людей влияют экономические, социальные, демографические. Политические и другие факторы. При этом важно принимать во внимание, как сам работник оценивает качество своей жизни: возможности саморазвития и творчества, положение своей семьи в обществе, ее финансовое состояние, жилищные условия и т. д.

Показатели и интегральные свойства качества жизни

При определении качества жизни выделяют два вида индикаторов: объективные и субъективные.

- объективные индикаторы качества жизни: природные и социальные.

- субъективные индикаторы качества жизни: когнитивные (оценки общей удовлетворенности жизнью и оценки


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.