Субъект труда и его структура — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Субъект труда и его структура

2018-01-13 472
Субъект труда и его структура 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Дайте определения следующим понятиям:

1) деятельность, 2) субъект труда, 3) действие, 4) макроэлементы действий:

а) системная разноуровневая организация психики, включающая ряд свойств человека как индивида и как личности, соответствующих социальной ситуации развития, предмету, цели, средствам и условиям деятельности (трудовой);

б) труд в психологическом значении этого термина, если сознание социальной ценности и ее результата не выступает у данного человека как существенный регулятор его активности;

в) такая форма активности субъекта, которой присущи одновременно три базовых признака: наличие процесса действий, сознательное направление его на приспособление к требованиям среды и (или) некоторое ее преобразование, егозначение для существования и развития человека и (или) общества;

г) способность отображения действительности на сенсорном, перцептивном и репрезентативном уровнях;

д) совокупность процессов познания и исполнения, направленных (благодаря мотивации) на достижение ближайшей осознанной цели.

 

2. Из перечисленных характеристик личности укажите относящиеся к психическим регуляторам труда:

1) работоспособность,

2) умения,

3) характер,

4) пол,

5) мотивы.

3. Из перечисленных характеристик личности укажите относящиеся к функциональным состояниям в труде:

1) утомление,

2) ПВК,

3) трудоспособность,

4) интересы,

5) знания.

 

4. Из перечисленных характеристик личности укажите относящиеся к индивидуально-личностным свойствам:

1) стресс,

2) возрастные особенности,

3) способности,

4) навыки,

5) опыт.

 

5. Какому психологическому признаку труда, по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому), соответствуют следующие компоненты:

1) более или менее ясное знание о продукте деятельности;

2) более или менее четкое сознание его социальной ценности;

3) более или менее выраженный аффективный тон соответствующих

знаний, представлений, образов.

 

6. Какому психологическому признаку труда по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому), соответствуют следующие компоненты:

1) знание о внешних и внутренних средствах (орудиях) деятельно-

сти, их множестве, их возможностях и ограничениях;

2) собственно владение средствами деятельности (умелость);

3) положительное эмоциональное отношение к средствам труда и их

применению, состояние подъема чувств при этом.

 

7. Какому психологическому признаку труда, по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому), соответствуют следующие компоненты:

1) осведомленность, знание о соответствующих межлюдских связях;

2) эмоциональное сопровождение указанного знания.

 

8. Какому психологическому признаку труда, по Е.А. Климову (первому, второму, третьему или четвертому), соответствуют следующие компоненты:

1) когнитивный (познавательный) – сознание субъектом большей

или меньшей ответственности перед людьми;

2) аффективно-волевой – эмоциональные реакции, состояния, отношения, связанные с параметрами «стабильности – изменчивости» условий и процессов осуществления деятельности, соотносимых с ее целью.

ГЛАВА 4. методы построения теории

ПСИХОЛОГИИ ТРУДА

4.1. Понятие о методологии науки. Методологические основания психологии труда.

4.2. Простые теоретические объекты, методы и приемы их построения.

4.3. Сложные теоретические объекты и методы их построения.

Понятие о методологии науки. Методологические основания

Психологии труда

 

У любой науки есть определенные основания – исходные положения, на которые она опирается при изучении феноменов, составляющих ее предметную область.

Этими исходными положениями являются методы как средства и процедуры работы психолога (мы говорим о психологии) в теории и практике. Система средств, как и в любом деле, имеет внутреннюю и внешнюю составляющие.

Прежде чем говорить о методах построения теории психологии труда, необходимо дать определение в контексте взаимосвязи таким понятиям, как методика, процедура, метод, методология, профессиональная идеология, профессиональная этика, мораль.

Ø Методика – совокупность внешних средств работы психолога, предназначенная для решения определенного рода задач и представленная в общепонятной для специалистов форме.

Любая методика должна быть дополнена информацией о ее возможностях и ограничениях, а также профессиональным мастерством того, кто ее применяет.

Очень важно не упускать из вида ограничения морального порядка, выстроенных в сложную систему внутренних средств работы, применяющего методику специалиста (от приемов установления межличностного контакта до тонкого мастерства истолкования получаемых результатов. Поэтому следует считать неправомерным заявление, с которым неспециалисты иногда обращаются к психологам: «Дайте (продайте) нам методики, и мы будем изучать человека (или влиять на него)». Так же как, имея «под мышкой» хирургические инструменты, неуместно лишь на этом основании полагать себя хирургом, не следует и «лазить в душу» без особой научной подготовки. Психологические методики правомочен и должен применять только специально аттестованный работник.

Ø Процедура – последовательность действий по применению методики. Процедура включает

       
   
 

 

 


функциональные средства психолога (выразительные возможности речи, поведения)   собственно внутренние средства (мыслительные схемы, планы, умозаключения)

 

Процедура должна быть полно описана, но значительная часть «искусства» психолога (как теоретика, так и практикующего) неотъемлема от его опыта и личных качеств, что проявляется в его культуре наблюдателя. От нее зависит, насколько успешно отделит наблюдатель факт от его предвзятой интерпретации, насколько устойчивым будет его внимание, что он заметит и что упустит в работе [18; 19; 20].

Ø Метод – система теоретических положений, которые определяяют возможности и ограничения той или иной группы профессиональных средств психолога. Метод есть некоторое учение о группе методик и процедур исследования человека или воздействия на него. Интроспекционизм полагает, что единственно верным методом изучения субъективного мира человека является обозрение своим «внутренним оком» собственных переживаний, а чужая душа – потемки. Бихевиористы полагают, что сознание – это какая-то неуловимая «дырка от бублика» и изучать можно только действующие на человека сигналы и ответные реакции.

Мы постараемся придерживаться более оптимальной позиции, которая представлена в изданных в нашей стране учебниках и пособиях по общей психологии. Слово «метод» может применяться не только в значении, отмеченном выше, но и как собирательное значение всего того, к чему это учение относится.

Проблема методов должна рассматриваться в контексте взаимосвязи методологии, методов и методик исследований.

Ø Методология (в том числе и в рамках психологии) – отрасль знания, концептуально упорядочивающая достижения нашей науки, относящиеся к пониманию ее предметной области и всех ее методов.

Методологией определяются принципы и способы организации построения исследования. Известны такие уровни методологии: общая, специальная и частная. Общая методология обеспечивает представлениями об общих законах развития, о месте тех явлений, которые она изучает. Специальная методология, или методы конкретной науки, позволяет сформулировать свои собственные законы и закономерности. Частная методология представляет собой совокупность методов, приемов, методик, техник исследования различных явлений конкретной науки [22; 27].

В качестве методологических оснований психологии труда выступают базовые научные представления о

- первичности материи и вторичности сознания;

- причинной обусловленности психической деятельности;

- единстве внешней (предметной) и внутренней (психической) деятельности;

- социальной обусловленности психики человека;

- сознании как высшей форме отражения;

- ведущей роли деятельности в развитии психики человека.

Ø Профессиональная идеология – система утверждений, находящихся вне категории истины и направленных на обоснование общественного положения, статуса профессиональной группы, профессиональной группировки или даже отдельного лица (профессионала).

Ø Профессиональная мораль, этика – система нравственных норм, регулирующих деятельность профессионала.

Эти регуляторы особенно важно сознавать при работе с людьми. Де- тально разработаны врачебная этика и деонтология – учение о долге и должном в отношении больного. Педагогическая этика находит выражение в понятиях и принципах педагогического такта. На 3-м съезде Российского психологического общества (июнь 2003 г., С.-Петербург) был принят этический кодекс психолога.

Психолог в отличие от естествоиспытателя, инженера не может (по моральным соображениям) испытывать свой предмет на предельную выносливость. И вторжение во внутренний мир человека с исследовательскими или коррекционными целями – дело не бесспорное с моральной точки зрения [18;19; 20].

Требования упомянутого выше рода следуют не из чистой логики, а из норм этики психологов, которые передаются чаще «из рук в руки», от учителя к ученику. Возможно, потому, что здесь важны не столько «буква», сколько «дух» моральных норм.

Приведем определения еще нескольких важных компонентов понятийного аппарата науки.

Ø Законы – открытые устойчивые связи между явлениями действительности, позволяющие их описывать, объяснять и предсказывать. Законы формулируются в рамках определенной науки.

Ø Теории – формулировки целостного представления относительно закономерностей и существенных свойств определенной предметной области действительности, возникающих на основе гипотез.

Ø Гипотезы – научные предположения относительно указанных выше закономерностей [35, с. 36 ].

Ø Объект теории – то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию(И. Кант, ХVШ в.). Идеальный объект – только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета. Реальный объект – часть внешнего мира. Субъект постигает, а объект постигаем [38, с.313 ].


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.