Федеральный компонент стандарта ОПД.Ф.02 108 — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Федеральный компонент стандарта ОПД.Ф.02 108

2018-01-13 301
Федеральный компонент стандарта ОПД.Ф.02 108 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Микроэкономика» входит в федеральный компонент Государственного образовательного стандарта по экономическим специальностям и является обязательной для изучения. В курсе изучаются общие экономические и микроэкономические категории и понятия, а также даются основные направления развития микроэкономики как науки. На отделении «Антикризисное управление» (080102) данный курс читается в течение одного семестра у студентов 1 курса.

Предполагаемое учебное пособие может быть использовано также на специальностях «Маркетинг» (080111), «Управление персоналом» (060100), дневной и заочной форм обучения.

Структура пособия включает десять модулей, каждый из которых содержит программное содержание модуля (темы) курса, краткое содержание и основные понятия модуля, список основной рекомендуемой литературы, квалиметрические материалы к каждому модулю в виде вопросов, тестов и задач.

 

 

Федеральный компонент стандарта ОПД.Ф.02 108

ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ЭКОНОМИКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ

«УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» (060100), «МАРКЕТИНГ» (080111), АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (180102)

СОДЕРЖАНИЕ

Название модуля Стр.
Модуль 1. Предмет и метод экономической теории  
Модуль 2. Основы теория спроса и предложения.  
Модуль 3. Теория потребительского поведения      
Модуль 4. Теория производства  
Модуль 5. Издержки фирмы.  
Модуль 6. Фирма в системе рыночных отношений.  
Модуль 7. Типы рыночных структур.  
Модуль 8. Ресурсные рынки.  
Модуль 9. Общее равновесие.  
Модуль 10. Несовершенство рынка и государственное регулирование.  

МОДУЛЬ 1.

Предмет и метод экономической теории.

План.

1. История развития предмета экономической теории.

2. Предмет экономической теории.

3. Метод экономической теории.

1.1 Программная аннотация

История развития предмета экономическая теория. Предмет экономической теории. Позитивная и нормативная экономическая теория. Микроэкономика и макроэкономика. Предмет микроэкономики. Методы исследования экономической теории. Методы формальной логики. Методы диалектической логики. Системные методы исследования.

1 .2. Основные понятия и краткое содержание

Предмет экономической теории как науки определился далеко не сразу, он является результатом длительного исторического развития. В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа:

- экономия;

- политическая экономия;

- экономикс.

Истоки экономической мысли уходят в глубокую древность. Первоначально она возникла в античном обществе как экономия. Термин экономия был предложен древнегреческим философом Ксенофонтом, в дальнейшем получил развития у Аристотеля, который выделил в экономии непосредственно саму экономию (ведение хозяйства ради самообеспечения) и хрематистику (ведение хозяйственной деятельности ради обогащения).

В произведениях средневековых ученых-схоластов экономические проблемы также рассматривались в рамках учения о справедливости - в рамках канонического права. Учеными-схоластами было преодолено характерное для античности презрительное отношения к труду.

Дальнейшее развитие предмета экономической теории связано с меркантилизмом. Впервые в научный оборот термин «политическая экономия» был введен французом Антуан де Монкретьен, который был его представителем. В 1615 году он опубликовал «Трактат о политической экономии». Политэкономия рассматривалась им как сосредоточение правил хозяйственной деятельности. Основной упор делался не на сфере производства, а на сфере обращения. Представители меркантилизма: Т.Мен, У. Стаффорд, Ж.-Б. Кольбер; в России – Петр 1.

Формирование классической политической экономии было подго­товлено развитием капитализма. В то время торговля перестала считаться главным источником богатства, ее место заняла сфера производства. Ее первыми представителями и основателями были Уильям Петти (1623—1687) в Англии и Пьер Буагильбер (1646—1714) во Франции. Оба они предприняли попытку свести стоимость к труду и тем сделали решающий шаг в сторону трудовой теории стоимости, искавшей источник капиталистического богатства в сфере производства.

Европа в то время была аграрной, поэтому сферу производства отождествляли с земледелием. Поэтому представители французской классической политической экономии — физиократы ( Франсуа Кенэ, Анн Тюрго, В. Мирабо и др.) источник прироста капитала искали в земледелии, а «чистый доход» рассматривали как дар природы. Глава школы физиократов Франсуа Кенэ (1694—1774) заложил основы теории воспроизводства общественного капитала, создав первую мак­роэкономическую модель.

В Англии во второй половине 18-го века в трудах Адама Смита и Давида Риккардо было положено начало классической школы в политической экономии.

К основным достижениям классической школы политической экономии относятся:

- главным объектом исследования становится сфера производства, а не сфера обращения;

- раскрыто значение труда как основы и меры ценности всех товаров; именно труд вообще является источником материального богатства при капитализме;

- экономика должна регулироваться рынком и имеет свои объективные законы развития (т.е. минимальное вмешательство государства в экономику.);

- определены источники доходов всех слоев общества: предпринимателей, рабочих, земельных собственников, банкиров, торговцев.

В начале второй половины ХIХ векаклассическая политическая экономия распалась на две ветви марксизм и маржинализм.

Попытка рассмотреть капиталистическое богатство с позиции классовой борьбы была впервые предпринята К. Марксом и Ф. Энгельсом.

Ими была совершена революция в методе исследования, которая основывалась на достижениях немецкой классической философии. Применив метод материалистической диалектики к анализу социально-экономических явлений, они дали не только критику предшествовавшей политической экономии, но и рассмотрели систему категории и законов капиталистического способа производства с позиций рабочего класса.

Маржинализм зародился в 70-е г.г. XIX в. Именно с маржинализма начинается следующий (третий) этап развития предмета экономической теории – экономикс. Задачей политической экономии маржиналисты считали поиск наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Они отказались от термина «политическая экономия» в пользу термина «экономикс».

Маржинализм – учение о предельной полезности. Его представителями являются К. Менгер (Австрия), У. Джевонс (Англия), Л. Вальрас (Швейцария).

Теория маржинализма это экономический анализ преимущественно с точки зрения психологии отдельного субъекта, вовлеченного в хозяйственные отношения. Субъект руководствуется, прежде всего, своими собственными оценками предельных выгод и предельных потерь от участия или не участия в экономическом процессе

Неоклассическая теория (Альфред Маршалл, Йозеф Шумпетер, Дж.Б. Кларк.)В экономической теории было сформулировано положение о том, что спрос и предложение являются равнозначными элементами механизма рыночного ценообразования. Был разработан принцип функционального соотношения экономических процессов. В дальнейшем исследование экономики на основе принципа функциональных взаимосвязей получило название экономикс. Рождение термина «экономикс» связано с именем одного из основоположника неоклассического направления - Альфреда Маршалла. В 1902 г. он впервые прочел курс «экономикс» в Кембриджском университете.

Механизм ценообразования у неоклассиков рассматривается как соотношение спроса и предложения. Если классики политической экономии стремились к выявлению, прежде всего, объективных закономерностей, то А. Маршалл исходил из субъективных оценок хозяйствующих субъектов («свобода выбора»). Этот подход получил название «микроэкономического».

Кейнсианство. Но теория Маршалла фактически абстрагировалась от деятельности монополий. Кризисы 20-30-х гг. и Великая депрессия 1929-1933 выявили необходимость исследования механизма монополистического ценнообразования. Поэтому работа Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), произвела подлинную революцию в экономической теории.

Проблемы макроанализа и отказ от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующего механизма находятся в центре внимания. Рынок не может обеспечить «эффективный спрос», поэтому стимулировать его должно государство посредством кредитно-денежной и бюджетной политики.

Неолиберализм (монетаризм). 70-е годы стали периодом разочарования в кейнсианстве. Предлагаемые рецепты оказались недостаточно эффективными, чтобы остановить одновременное усиление инфляции, падение производства и рост безработицы. Как и классический либерализм, неолиберализм рассматривает рынок как саморегулирующуюся систему и выступает против чрезмерного вмешательства государства в экономику. Особенностью данного направления является пристальное внимание к денежной массе, находящейся в обращении, которая считается определяющим фактором развития экономики. Это направление получило название монетаризм. (Фридмен М.)

Другими направлениями экономикса являются новая классическая экономика (экономика предложения А. Лаффера, которая считает, что для оздоровления экономики необходимо снижение налогов и предоставление льгот корпорациям, теория рациональных ожиданий Р. Лукаса); теория общественного выбора, институционализм.

Предмет экономической науки

Долгое время экономисты понимали под предметом эк. Науки - причины материального благосостояния общества.

В марксисткой политэкономии под предметом понимали производственные отношения, складывающиеся в процессе воспроизводства.

Предметом современной экономической теории является анализ рыночного хозяйства, который базируется на 4 фундаментальных положениях:

1. человек стремится к различным целям;

2. время и средства находящиеся в его распоряжении ограничены;

3. время и средства могут быть направлены на достижение альтернативных целей;

4. в каждый момент времени разные цели обладают различной важностью.

Отсюда вытекает наиболее употребляемое определение экономической науки:

Экономическая наука - это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление. (Менгер, Робинс Л. Предмет экономической науки)

Экономическая наука изучает определенный тип социального поведения, обусловленный институтами индивидуалистической рыночной экономики.

Экономическая наука делится на позитивную и нормативную.

Позитивная изучает экономическое явление с позиции, «как оно есть». Нормативная изучает явление с позиции, «как оно должно быть», т.е. соответствует или не соответствует нормативу.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов.

В центре ее внимания - цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Макроэкономика исследует функционирования экономической системы а целом и крупных ее секторов. Ее объектом исследования являются национальный доход, экономический рост, общий уровень занятости, инфляция и общий уровень цен и т.д.

Методология.

В экономической теории на различных периодах исторического развития использовались различные методы исследования. Экономическая наука обладает особым методом исследования. Метод исследования формируется на базе определенной методологии, которая включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуры и места данной науки в общей системе знаний. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.

Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы (Аристотель). Простейшими категориями формальной логики являются понятие (фикирует мысль о предмете), суждение (мысль, в кот. утверждается или отрицается что-либо о чем-либо), умозаключение.

К методамформальной логики относятся:

1) Анализ – метод познания, состоящий в рачленении целого на составные части. Синтез – метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Ни анализ, ни синтез не раскрывают внутреннего противоречия предмета, являются метафизическим методом. То же с индукцией и дедукцией.

2) Индукция -метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему, дедукция – метод познания от общего к частному.

Важная роль в формальной логике играют:

Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов, носит поверхностный характер.

Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Это частный случай индукции.

Проблема – четко сформулированный вопрос или комплекс вопросов, возникших в процессе познания. Постановка проблемы возможна на любом этапе исследования.

Гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и предметов.

Новый этап развития в методике экономической науки связан с диалектикой – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого развития (Кант, Гегель, Маркс). Здесь главным действующим субъектом исторического процесса выступает человек, занятый производственной деятельностью.

Тесты рубежного контроля

1. Для экономикса не характерен: а) поверхностный эмпиризм; б) экономико-математический анализ; в) качественно-эволюционный анализ; г) экономический инженеризм.

2. В политической экономии и в экономиксе объектом исследования является поведение: а) естественного человека; б) экономического человека; в) лиц наемного труда.

3. Можно ли назвать современный экономикс, с точки зрения Аристотеля, хрематистикой? а)Да; б) Нет

4. Создатель первой экономико-математической модели: а) А.Смит; б) Ф,Кенэ; в) К.Маркс; г) Е. Бем-Баверк.

5. Наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей называется: а) маржинализмом; б) меркантилизмом; в)классической политэкономией

 

МОДУЛЬ 2

Основы теории спроса и предложения.

План.

1. Понятие рынка. Виды рынков.

2. Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

3. Предложение. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение.

4. Равновесие на рынке.

5. Эластичность спроса и предложения.

2.1 ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ

Рынок. Рыночный механизм. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Функции спроса. Факторы, влияющие на изменения спроса. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Функция предложения. Факторы, влияющие на изменение предложения. Предложение и фактор времени.

Понятие эластичности. Точечная, дуговая и средняя эластичность. Эластичность спроса по цене и доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность предложения по цене.

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие. Равновесная цена. Устойчивость равновесия. Излишек потребителя. Излишек продавца.

2.2.Основные понятия и краткое содержание.

В рыночной экономике основным механизмом координирующим деятельность индивидов и форм является рынок. Рынок представляет собой совокупность покупателей и продавцов, связи между которыми столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться.

В рамке курса микроэкономики рынки бывают конкурентные и неконкурентные. К конкурентному рынку относится рынок совершенной конкуренции, на котором имеется множество продавцов и покупателей, и поэтому ни один из них не может оказывать влияние на процесс ценообразования. На неконкурентных рынках субъекты в различной степени могут влиять на процесс ценообразования. К ним относятся рынки монополии, олигополии, монополистической конкуренции

Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос.

Спрос (D)– это количество товара, которое покупатели готовы приобрести по определенным ценам в данный момент времени.

Кривая спроса показывает, какое количество товара готовы купить покупатели по разным ценам в данный момент времени.

Закон спроса утверждает, что чем ниже цена товара, тем большее количество покупатели хотят и могут купить при прочих равных условиях, и наоборот, т.е. показывает обратную зависимость между ценой и количеством покупаемого товара.

Q Q

Неценовые факторы, влияющие на спрос.

- Величина доходов потребителей I;

- Вкусы и предпочтения потребителей, Z;

- Цены на товары-субституты, Psub;

- Цены на товары-комплементы, P com;

- Количество покупателей, N;

- Прочие факторы, B.

Таким образом, cпрос является функцией всех перечисленных факторов:

Q= F (P, I, Z, Psub, P com, N, B).

Тесты рубежного контроля

1.Спрос – это а) потребности населения в данном благе; б) потребности, подкрепленные платежеспособностью покупателей; в) желание людей обладать теми или иными благами; г) доход, связанный со сбережениями.

2. Рыночное равновесие устанавливается при условии, что а) спрос равен предложению, б) затраты равны результатам; в) уровень технологии меняется постепенно; г) цены на товары остаются неизменными.

3. Законы спрос и предложения действуют на: а) товарном рынке; б) рынке ресурсов; в) валютном рынке; г) любом рынке.

4. Процентное изменение спроса на товар А при однопроцентном изменении цены на товар В выражает эластичность: а) дуговую; б) единичную; в) перекрестную; г) совершенную.

5.При эластичном предложении бремя косвенных налогов: а) ложится в основном на покупателя; б) ложится в основном на товаропроизводителя; в) равномерно распределяется между товаропроизводителем и покупателем.

6.Если коэффициент перекрестной эластичности спроса больше нуля, то товары Х и Y а) товары-субституты; б) взаимодополняемые товары; в) независимые товары.

Практические задачи

1. Допустим, на рынке существует два продавца автомобилей. Первый производитель готов продать 10 автомобилей по цене 3 000 ден.ед. за автомобиль, а второй 6 автомобилей по цене 2 000 ден.ед. за автомобиль. По цене 5 000 ден.ед. за автомобиль, каждый производитель готов продать 30 автомобилей. Сколько автомобилей готов продать каждый из производителей по цене 4 000 ден.ед. за автомобиль.

2. Функция спроса на товар описывается уравнением QD=200-2P, а функция предложения – QS=-100+4P. Определите равновесную цену и объем продаж на данном рынке. Чему будет равен равновесный объем продаж в денежном выражении. Постройте кривые спроса и предложения. Что произойдет на рынке, если государствоустановит фиксированную цену на товар на уровне 40 ден.ед.

3.Функция спроса QD=2P2-4P+15. Определите цену, при которой эластичность спроса по цене равна нулю?

4.Изменение цены молока с 15 до 20 ден.ед. привело к тому, что количество продаваемых сливок увеличилось с 50 до 60 литров. Определите, какими товарами по отношению друг к другу являются молоко и сливки?

МОДУЛЬ 3

Теория потребительского поведения.

План.

Понятие полезности.

Равновесие потребителя.

3.1 ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ

Рациональность потребителя. Полезность и ее виды. Кардиналистская (количественная) теория полезности. Функция полезности и ее свойства. Предельная полезность. Первый закон Госсена - закон убывающей предельной полезности. Второй закон Госсена.

Потребительские предпочтения. Ординалистская (порядковая) теория полезности. Аксиомы полезности. Кривые безразличия и их свойства. Предельная норма замещения.

Бюджетное ограничение. Бюджетная линия. Оптимум (равновесие) потребителя. Условие равновесия потребителя. Изменение цен и дохода. Кривая «цена-потребление». Кривая «доход-потребление». Эффект замещения и эффект дохода.

3.2 Основные понятия и краткое содержание

В теории потребительского поведения ключевым является вопрос, каким образом потребитель делает свой выбор. Почему он выбирает среди множества товаров именно этот?

Свойство товара или услуги удовлетворять потребности индивида называется полезностью.

Каждый индивид расценивает товар или услугу

- как приносящую удовлетворение или полезную (благо),

- не приносящую удовлетворение или нейтральную,

-как вредную, приносящую отрицательную полезность, полагаясь исключительно на свои собственные ощущения и предпочтения (антиблаго).

Исследование выбора потребителя предполагает, что предпочтения индивида стабильны во времени. Если сегодня потребитель предпочитает один товар другому, то и завтра при прочих равных условиях, он будет предпочитать этот товар другому. Стабильность предпочтений позволяет нам изучать их.

Количественные (кардиналистские) теории полез ности

Первоначально экономисты, занимавшиеся исследованием поведения потребителя предполагали, что полезность можно измерять подобно любой другой физической величине. Теории, которые рассматривают совокупную полезность, товарного набора как достаточный фактор поведения потребителя, приписывая полезности свойство измеримости называются кардиналистскими или количественными теориями.

Для анализа поведения потребителя в рамках количественных теорий полезности была выдвинута концепция функции полезности.

Функция полезности - произвольные числовые значения, приписываемые товару или товарному набору и измеряющие полезность товара или товарного набора для потребителя в условных единицах полезности.

Формально это можно записать в виде функции общей полезности.

TU = F(QA, QB,..., QZ) - для нескольких благ A,B,..., Z, в единицу времени, и также Ut = f (x) - для одного блага x.

Общая полезность увеличивается с ростом количества блага, которым располагает потребитель. Однако темп увеличения общей полезности по мере потребления следующих единиц блага замедляется. Полезность последней части имеющейся в распоряжении потребителя есть предельная полезность.

Предельная полезность - величина добавочной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единицы некоторого блага при прочих равных условиях (MU- marginal utility).

MU = - функция предельной полезности.

Рис. 3 Совокупная полезность

 

 

 

Рис.4 Предельная полезность

Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке QA, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность. Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается. Следовательно, чем большим количеством блага мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена блага определяется не общей, а предельной его полезность для потребителя.

Принцип убывающей предельной полезности был впервые использован в своих исследованиях немецким ученым Генрихом Госсеном. Обычно рассматривают два закона Госсена.

Первый закон Госсена - принцип убывающей предельной полезности: по мере роста количества потребляемого блага общая полезность от потребления возрастает, но все в меньшей пропорции, а предельная полезность от потребления дополнительной единицы некоторого блага будет сокращаться.

Постулат убывающей предельной полезности блага является также необходимым условием достижения экономическим субъектом состояния равновесия, т. е. такого состояния, при котором он извлекает максимум полезности из имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Достигнуть равновесия потребитель сможет при соблюдении второго закона Госсена: потребитель достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что для всех покупаемых товаров A,B,C имеет место условие:

, где - величина характеризующая предельную полезность денег.

 

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Практические задачи и задания

1. Функция полезности шоколада задается следующей функцией: U=16i-4i2, где i – количество шоколада. Начиная, с какой плитки шоколада полезность уменьшается?

2. Индивид покупает 5 ед. товара Х и 10 ед. товара Y. Определите его доход, если известно, что цена товара Х равна 4 ден.ед., а предельная норма замещения равна 4.

3. Функция полезности на определенный товар задается функцией: U=хy. Найдите предельную норму замещения для набора (3;6).

4. Предпочтения индивида характеризуются предельной нормой замещения MRS = 2Y/X, Px =3, Py= 1 Доход индивида I = 180. Найдите оптимальный потребительский набор для данного индивида. (х=40, Y=60).

Тесты рубежного контроля

1. Полезность – это а) потребительная стоимость блага; б) суждение о ценности того или иного блага; в) затраченный конкретный труд на производство потребительной стоимости; г) цена, по которой предлагается товар.

2. При максимальной совокупной полезности запаса благ предельная полезность последней потребленной единицы продукции равна: а) максимуму, б) нулю, в) отрицательна, г) положительна.

3. Потребитель стремится максимизировать а) предельную полезность, б) среднюю полезность, в) общую полезность г) все перечисленные полезности.

4. Чем дороже одно благо, тем а) ниже предельная норма его замещения другим благом, б) выше предельная норма его замещения другим благом в) легче его заменить другим благом.

5. Эффект дохода совпадает с эффектом замещения, если: а) весь сэкономленный доход в результате понижения цены идет на приобретение данного блага, б) часть сэкономленного дохода в результате понижения цены идет на приобретение данного товара, в) сэкономленный доход в результате повшения цены не расходуется на приобретение данного товара. г) понижение цены на товар вызывает падение спроса на него.

МОДУЛЬ 4

Теория производства.

План.

1. Производство. Производственная функция.

2. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности.

3. Равновесие производителя.

4. Отдача от масштаба производства.

4.1 ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ

Производство. Факторы производства. Производственная функция. Технология производства.

Производство с одним переменным фактором. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей предельной производительности. Правило наименьших издержек. Правило максимизации прибыли.

Производство с двумя переменными факторами. Изокванта и ее свойства. Предельная норма технического замещения. Изокоста. Равновесие (оптимум) производителя. Эффект масштаба. Отдача от масштаба производства.

4.2 Основные понятия и краткое содержание

Теория производства и затрат является центральной в экономическом управлении фирмы. Производство - это основная деятельность фирмы. Для него фирмы используют факторы производства, которые называют вводимыми факторами производства..

Обычно факторы производства подразделяют на четыре большие категории: труд, природные ресурсы, капитал, предпринимательство. Взаимодействие между вводимыми факторами, производственным процессом и итоговым выходом продукции описывается производственной функцией.

Производственная функция - это форма выражения технологической зависимости между затратами ресурсов и максимально возможным при данных затратах выпуске продукции.

Для упрощения обычно предполагают, что имеются два вводимых фактора труд L и капитал K, тогда производственная функция может быть записана в следующем виде. Q = F (L,K)

Концепция производственной функции предполагает, что при данной технологии данное соотношение факторов производства дает максимальный выпуск продукции, следовательно, производственные функции предполагают экономическую эффективность фирм.

Для того, чтобы отразить влияние переменного фактора на производство вводятся понятия совокупного, среднего и предельного продуктов.

Совокупный продукт (total product) - это общее количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора. (TP, Q).

Средний продукт (average product) - представляет собой объем выпуска продукции, приходящийся на единицу используемого (переменного) фактора. AP = TP / L

Предельный продукт (marginal product) - определяется как прирост совокупного продукта, полученный в результате приращения используемого переменного фактора. .

На основе тенденции к сокращению предельного продукта вводимого фактора выводится закон убывающей предельной производительности, который гласит, что по мере возрастания использования какого-либо производственного фактора, при фиксированных остальных производственных факторах, достигается такая точка, в которой дополнительное применение переменного фактора ведет к снижению сначала относительного, а потом и абсолютногообъемов выпуска продукции.

Если обозначить предельный продукт в денежном выражении через MRP, а предельные издержки, через MRC, то правило использования ресурсов можно выразить следующим равенством: MRP = MRC

Отсюда следует, что производитель использует ресурс до тех пор, пока каждая дополнительная единица ресурса дает прирост совокупного дохода, превышающий прирост совокупных издержек.

Равновесие производителя.

Кривая каждой точке, которой соответствует одно из сочетаний факторов производства при равном выпуске Q представляет собой график производственной функции и называется изоквантой ( криваяравноговыпуска ). Изокванта, которая лежит выше и правее любой другой обеспечивает больший выпуск продукции.

Рис. 7 Изокванта.

Угол наклона изокванты выражается через предельную норму техничесокго замещения MRTSLK = - DК /DL = MPL / MРК

Максимизировать выпуск при данных издержках позволяет прямая равных издержек или изокоста – линия, объединяющая все возможные сочетания ресурсов, которые имеют одинаковую суммарную стоимость.

С – бюджет предприятия, L – к K w – цена труда, r – цена капитала

, преобразуем и получим уравнение изокосты , где есть угловой коэффициент уравнения, определяющий угол наклона изокосты.

Точка касания изокванты и изокосты определяет положение равновесия производителя, т.к в этой точке достигается максимальный объем производства при имеющихся ограниченных средствах.

 

 

L
Рис.8 Равновесие производителя

Равновесие производителя обеспечивается тогда, когда он достигает максимума производства, точно также как и потребитель оказывается в положении равновесия, когда максимизирует свое благосостояние

Т.к. в точке Е изокванта и изокоста имеют одинаковый наклон, а наклон изокванты измеряется MRTS, то условие равновесия будет иметь следующий вид

Если расстояние между изоквантами сокращается, т.е. выпуск изменяется в большей пропорции, чем ресурсы, то это свидетельствует о возрастающей экономии от масштаба производства (фирме необходимо наращивать объем производства, т.к. это приводит к экономии имеющихся ресурсов).

Если расстояние между изоквантами увеличивается, т.е. изменения выпуска меньше изменения ресурсов, то наоборот – убывающая (минимально эффективный размер предприятия достигнут и дальнейшее наращивание производства нецелесообразно)

Если увеличение производства требует постоянного пропорционального увеличения ресурсов, т.е. выпуск увеличивается в той же пропорции, что и ресурсы, то это постоянная отдача от масштаба производства

Перечисленные положения можно записать в несколько иной форме:

F(lK,lL) = ln F(K,L) то:

Если n>1 – возрастающая отдача от масштаба

Если n<1 - убывающая отдача от масштаба

Если n=1 – постоянная отдача от масштаба.

4.3 РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Экономическая теория. Экзаменационные ответы. / Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов н/Д.: Феникс, 2002. Гл. 2.5

2. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М., 2007. Гл.5

3. Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. М.: ИНФРА-М, 1999. Гл. 22

4. Экономика. Под ред. Булатова А.С. М., 1995. Гл. 5

5. Экономическая теория. Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

6. Экономическая теория. Под ред. Кушлина В.И. М.: РАГС, 2006. Гл. 4

 

 

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Практические задачи и задания.

1. Производственная функция P=5L0,5K, где L – расходы труда, а К – расход капитала. Найдите предельный продукт капитала, если расход труда равен 4, а капитала 15.

2. Производство стульев характеризуется производственной функцией Q=K3/4L1/4 В. В течении недели затрачивается 625 часов труда и 625 часов работы машин. Определите объем производства стульев в неделю. Сколько продукции будет произведено, если количество применяемого труда и капитала увеличится в 16 раз? Какой отдачей от масштаба производства характеризуется производство стульев?(625 шт., 10000 шт, постоянная).

3. Некто утверждает, что кривые безразличия одного и того же индивида могут быть с равным успехом описаны уравнениями XY=100, X+Y =20. Верно или неверно? Поясните.

Тесты рубежного контроля

1. Факторами производства являются: а) предприятия, домашние хозяйства, рынки, государство; б) труд, капитал, земля, предпринимательство; в) нужды, потребности, ограниченность, возможность; г) все перечисленное.

2. Отдача от масштаба производства является постоянной: а) Если выпуск продукции увеличивается в той же пропорции, что и ресурсы; б) Если изменения выпуска продукции меньше изменения ресурсов; в) Если выпуск продукции изменяется в большей пропорции, чем ресурсы

3. Равновесие производителя на графике это: а) любое пересечение бюджетной линии


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.172 с.