Первоначальное (базовое) обучение спасателей — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Первоначальное (базовое) обучение спасателей

2018-01-13 234
Первоначальное (базовое) обучение спасателей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первоначальное (базовое) обучение проходят все спасатели МЧС России в течение первых трех месяцев после приема на работу. Закончив обучение, спасатели сдают экзамены и зачеты. При успешном завершении занятий им присваивается статус "спасателя", выдается книжка и жетон спасателя.

 

 

Первоначальное обучение спасателей включает в себя обязательное изучение материалов следующих учебных программ:

- " Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории Российской Федерации " (М., 1992);

- " Программа подготовки спасателей Российской Федерации по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях " (М., 1992);

- " Программа первоначальной противопожарной подготовки аварийно-спасательных формирований Российской Федерации " (М., 1992)

 

Непрерывное обучение (учебная программа подготовки спасателей)

Непрерывное обучение является основной формой поддержания и повышения профессионального уровня спасателей МЧС России и осуществляется на основе представленной ниже учебной программы.

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ

1. Настоящая программа предназначена для систематического проведения занятий по повышению профессионального уровня спасателей ПСС МЧС России.

2. Цель программы - формирование и совершенствование профессиональных навыков и умений, поддержание, повышение физического и профессионального уровня спасателей.

Поставленные цели достигаются:

- качественным планированием учебного процесса (годовое, ежемесячное, еженедельное) и систематическим проведением занятий;

- высоким уровнем подготовки преподавательского состава, использованием передовых методов обучения;

- сочетанием различных форм проведения занятий (групповое, индивидуальное, самостоятельное);

- контролем за ходом учебного процесса;

- максимальным приближением учебного процесса к реальным условиям;

- наличием современной учебной базы.

3. Ответственность за организацию и проведение занятий несут начальники ПСФ, которые разрабатывают и утверждают ежемесячные и еженедельные планы проведения занятий.

4. Обучение проводится без отрыва от производственной деятельности в течение календарного учебного года, с двумя месячными перерывами - в июне и декабре. Программа рассчитана на 504 учебных часа (42 учебных недели) и включает в себя 14 теоретических (108 учебных часов) и 27 практических тем (396 учебных часов).

Порядок организации обучения:

- занятия по теоретической и практической подготовке спасателей проводятся 2 раза в неделю по 6 учебных часов. Дни недели, отведенные на обучение, определяются начальником ПСФ;

- занятия по физической подготовке проводятся ежедневно по 2 учебных часа (540 учебных часов);

- в конце месяца спасатели сдают зачеты и экзамены по пройденному материалу, а также спортивные нормативы с обязательным выставлением оценок и полученных результатов в учебном журнале. Отведенное на это время не входит в расчасовку программы;

- по окончании учебного полугодия (2 раза в год) спасатели принимают участие в комплексных учениях по изученным темам из расчета 10-12 учебных часов, не входящих в расчасовку учебной программы. Занятия должны проводиться в строгой последовательности с учебными темами, указанными в плане программы.

5. Последовательность изучения тем и отводимые на это учебные часы могут быть изменены только по согласованию с Департаментом войск и сил МЧС России. Возможно частичное изменение содержания тем с учетом особенностей региона ответственности ПСФ.

6. Занятия со спасателями проводят начальники служб, главные специалисты, а по отдельным темам, связанным с использованием спецтехники и спецсредств, - командиры специальных формирований и подразделений, а также приглашенные преподаватели.

7. При проведении занятий обучающий должен использовать кино- и видеоматериалы, наглядные пособия, учебные технические средства.

8. После завершения обучения по данной программе спасатель должен знать:

- назначение, цели, задачи и возможности ПСС;

- обязанности, права и правовую ответственность спасателей;

- основные нормативно-технические и правовые документы, регламентирующие деятельность ПСС;

- штатные средства связи, оповещения и управления;

- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность к выполнению возложенных на него задач;

- инструменты, приспособления, механизмы, машины, приборы и средства, используемые при проведении ПСР, их назначение, технические данные, порядок применения, возможности;
- основные средства и способы защиты от поражающих факторов ЧС, современных боевых поражающих средств;

- характер и последовательность проведения ПСР в условиях ЧС;

- порядок проведения дезактивации, дегазации, дезинфекции;

- порядок проведения разведки, ориентирования на местности;

- правила выживания и поддержания жизнедеятельности в экстремальных условиях;

- порядок определения состояния пострадавших и последовательность оказания им первой медицинской помощи;

- физико-химические и поражающие свойства СДЯВ и радиоактивных веществ;

- меры безопасности при проведении ПСР;

- правила проведения эвакуационных мероприятий;

- потенциально возможные ЧС в регионе ответственности;

- приемы проведения реабилитационных и восстановительных мероприятий;

- психологические особенности поведения больших групп людей.

 

После завершения обучения по данной программе спасатель должен уметь:

- проводить ПСР при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

- пользоваться средствами защиты в условиях ЧС, выполнять страховку и самостраховку;

- эффективно использовать оборудование, применяемое при выполнении ПСР;

- работать со средствами связи и оповещения;

- проводить дезактивационные, дегазационные, дезинфекционные мероприятия;

- оказывать пострадавшим медицинскую и психологическую помощь, определять состояние пострадавших, владеть приемами их транспортировки;

- перемещаться в условиях завалов, повышенной пересеченности местности, по ледовым и снежным поверхностям, в условиях высокогорья, водных преград;

- быстро приспосабливаться к экстремальным условиям, владеть приемами выживания и поддержания жизнедеятельности;

- ориентироваться в сложных условиях, проводить разведку района ЧС;

- осознавать степень риска при выполнении различных работ;

- переносить высокие физические и морально-психологические нагрузки;

- осуществлять работы по спасению животных, продовольствия, растений, материальных ценностей;
- выполнять противопожарные мероприятия, локализовывать и тушить пожары;

- выполнять работы в условиях карантина, обсервации, социальной напряженности.

9. В процессе проведения обучения, с целью адаптации спасателей к реальным условиям ЧС, необходимо повышать уровень экстремальности выполняемых работ (высота, задымленность, локальные пожары, шум и освещенность повышенной интенсивности, другие факторы).

 

Тематический план теоретических занятий по подготовке спасателей

№ темы Наименование темы Кол-во часов
  Введение 6 ч
  Классификация аварий, катастроф, стихийных бедствий. Причины и последствия 6 ч
  Методологические основы организации и проведения профессиональной подготовки спасателей 6 ч
  Регион ответственности поисково-спасательных формирований 6 ч
  Организация и проведение поисково-спасательных работ в различных чрезвычайных ситуациях 12 ч
  Инструменты, машины, механизмы, приспособления, приборы, средства, применяемые при проведении поисково-спасательных работ 6 ч
  Картография, топография, ориентирование на местности 6 ч
  Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях 12 ч
  Управление и связь при проведении поисково-спасательных работ 6 ч
  Техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ 12 ч
  Реабилитационные мероприятия 6 ч
  Делопроизводство при организации и проведении поисково-спасательных работ 6 ч
  Примеры чрезвычайных ситуаций в регионе ответственности 6 ч
  Проведение деловых игр по отработке действий в условиях чрезвычайных ситуаций 12 ч
ИТОГО: 108 ч

Тематический план практических занятий по подготовке спасателей

 

Наряду с обучением по представленной ниже программой, спасатели могут быть направлены в специализированные учебные заведения - на курсы, семинары, в учебные центры и учебные комбинаты для получения смежных профессий.

 

№ темы Наименование темы Кол-во часов
  Организация взаимодействия между спасателями при проведении поисково-спасательных работ 10 ч
  Действия личного состава формирования при получении сигнала о чрезвычайной ситуации 10 ч
  Выдвижение в район проведения поисково-спасательных работ 10 ч
  Организация временного лагеря 10 ч
  Оборудование, применяемое при проведении поисково-спасательных работ. Формирование практических навыков его эксплуатации 30 ч
  Поиск пострадавших 40 ч
  Такелажные работы. Формирование практических навыков выполнения такелажных работ 10 ч
  Газоэлектросварочные работы. Формирование практических навыков выполнения газоэлектросварочных работ 10 ч
  Пиротехнические работы. Формирование практических навыков выполнения пиротехнических работ 10 ч
  Чрезвычайные ситуации на транспорте. Формирование практических навыков ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на транспорте 12 ч
  Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Формирование практических навыков выполнения работ по ликвидации последствий аварий и катастроф техногенного характера 30 ч
  Пожары и взрывы техногенного происхождения. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях пожаров и взрывов 10 ч
  Радиационное заражение. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях радиационного заражения 10 ч
  Химическое заражение. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях химического заражения 10 ч
  Аварии и катастрофы на магистральных трубопроводах. Формирование практических навыков работы спасателей на трубопроводах 10 ч
  Эпидемиологическая опасность. Формирование практических навыков работы спасателей в условиях эпидемий 6 ч
  Ориентирование на местности. Формирование практических навыков ориентирования спасателей на местности 10 ч
  Организация и проведение реабилитационных мероприятий 6 ч
  Аутогенная тренировка 12 ч
  Изменяющиеся условия чрезвычайных ситуаций. Формирование практических навыков работы в этих условиях 8 ч
  Приемы выживания. Формирование практических навыков выживания 10 ч
  Огневая подготовка 10 ч
  Формирование практических навыков работы с большими группами людей 6 ч
  Безопасные навыки работы. Формирование практических навыков осознания степени риска и навыков безопасной работы 10 ч
  Транспортное обеспечение поисково-спасательных работ 6 ч
  Адаптация спасателей к работе в различных чрезвычайных ситуациях 30 ч
  Потенциальные опасности региона ответственности 60 ч
  ИТОГО: 396 ч

Полигонно - тренажерный метод (введение)

 

Преимущество полигонно - тренажерного метода по сравнению с традиционными методами заключается в использовании специальных технических средств обучения - тренажеров, которые обеспечивают возможность максимального приближения учебного процесса к реальным условиям, моделирования практически любых ЧС, их многократного повторения.

Номенклатура тренажеров, необходимых для организации и проведения практического обучения спасателей, разработана на основе изучения условий их труда и характера деятельности. Применение тренажеров позволяет не только сформировать у спасателей необходимые для их работы умения и навыки, но и повысить мастерство в ходе соревнований и тренировок.

Оптимальные результаты обучения достигаются при использовании не отдельных тренажеров, а специализированного полигонно - тренажерного комплекса.

 

Полигонно - тренажерный комплекс практического обучения спасателей МЧС России должен включать в себя специализированные учебные площадки и тренажеры, предназначенные для решения следующих задач:

- адаптации человека к работе в различных ЧС;

- формирования навыков перемещения и преодоления препятствий;

- обучения работе в стесненных условиях и замкнутых пространствах;

- формирования навыков выполнения газоэлектросварочных, такелажных, погрузочно-разгрузочных работ;

- формирования навыков работы в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных, эпидемиологических, социальных ЧС;

- формирования навыков эксплуатации инструментов, приспособлений, машин, механизмов, приборов, средств защиты;

- формирования навыков взаимодействия при групповых работах;

- формирования навыков выполнения пиротехнических работ;

- обучения работе на действующих предприятиях;

- обучения работе на воде, под водой, под землей;

- формирования навыков работы в условиях выбросов (проливов) СДЯВ, воздействия радиоактивного излучения, вредных веществ;

- формирования навыков поиска пострадавших, их деблокирования, извлечения, определения состояния, степени травмирования, оказания первой медицинской помощи, транспортировки;

- формирования навыков ориентирования на местности и выживания в различных условиях;

- обучения работе в условиях пожаров;

- формирования навыков работы в изменяющихся условиях (ночь, день, ветер, осадки, экстремальные факторы, повторяющиеся подземные толчки).

Для формирования профессионально важных умений и навыков, адаптации спасателей к работе в различных ЧС используются специальные тренажеры, разработанные ОАО НИИМонтаж.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.