Проблемы развития малого бизнеса России — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Проблемы развития малого бизнеса России

2018-01-13 197
Проблемы развития малого бизнеса России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Дальнейшее развитие малого бизнеса России предусматривает решение нескольких проблем1:

1) разработка и внедрение стратегии и тактики развития предприятий малого бизнеса России;

2) нормативно-правовое обеспечение деятельности малого бизнеса, подкрепленное законодательством;

3) доступ к бюджетным финансовым ресурсам;

4) бюрократия и административные барьеры;

5) сокращение численности государственных структур, занимающихся поддержкой малого бизнеса.

Первая проблема была высказана предпринимателями на региональных съездах и конференциях и сводилась к тому, что власть, которая не созидает, а запрещает, не помогает, а давит налогами, не содействует предпринимателю, а зачастую обирает его, ¾ такая власть предпринимателю не нужна.

Парадокс ситуации заключается в том, что на словах малому бизнесу отводится значительная роль как социальной базе рыночной экономики, признается, что малый бизнес создает существенную часть валового национального продукта. На деле получается далеко не так, и это порождает взаимное недоверие предпринимателей и власти.

Главная причина такого парадокса ¾ отсутствие реальной долгосрочной стратегии развития предпринимательства в России. Имеющиеся государственные программы поддержки малого бизнеса не являются политико-экономической концепцией страны. В лучшем случае эти программы представляют собой сметы на год-два, позволяющие получить некоторые бюджетные ресурсы, а затем их эффективно распределить в чьих-то конкретных интересах. Необходима настоящая национальная доктрина развития малого бизнеса на ближайшие десять лет с тем, чтобы можно было продвигаться от общего и долгосрочного к частному, краткосрочному.

Вторая причина диссонанса власти и малого бизнеса заключается в очень низком уровне самоорганизации предпринимателей и слабом влиянии малого бизнеса на законотворческий процесс. Прежде всего, самоорганизация должна пройти на общероссийском уровне, чтобы через политические партии, блоки и союзы можно было влиять на процесс принятия решений правительства.

Третья причина ¾ отсутствие координации развития малого бизнеса между органами федерального и регионального уровней.

Четвертая причина ¾ отсутствие целенаправленной пропаганды образа нормального предпринимателя, позитивных примеров создания и развития реального малого бизнеса.

Если эти причины устранить, то существующая напряженность во взаимоотношениях власти с малым бизнесом будет снята.

Вторая проблема ¾ нормативно-правовое обеспечение деятельности малого бизнеса, налоговое законодательство, суть которого ¾ враждебное отношение к предпринимателю.

Ряд налогов: налог на приобретение автотранспорта юридическими лицами, налог на вмененный доход ¾ предприниматели легко обходят, прибегая к технологиям теневой экономики. Устанавливаемые на местах ставки налога зачастую не просчитаны и приводят фактически к параличу любой предпринимательской деятельности.

Закон об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, законодательство о лизинге, кредитных союзах, франчайзинге, постоянное изменение системы бухгалтерского учета ¾ далеко не полный перечень несовершенных законов по отношению к малому бизнесу.

Третья проблема ¾ доступ к бюджетным финансовым ресурсам. Ее сложность состоит в том, что отсутствует федеральная программа развития малого бизнеса, которая утверждается Государственной Думой. Государственная Дума не может рассмотреть и утвердить такую программу, т. к. средства на ее реализацию не предусмотрены бюджетом, а Минфин России отказывается ее финансировать.

Практика прямого бюджетного финансирования закончилась. Бюджетные ресурсы должны идти не на поддержку конкретных проектов, что способствует возникновению коррупции, а на создание информационной, консалтинговой и прочей инфраструктуры.

Необходимо искать новые нетрадиционные источники финансирования, используя, прежде всего, лизинговые операции и механизм инвестирования.

Существует еще два источника получения средств ¾ государственные заказы и международные финансовые ресурсы, из которых 15,0 % должно направляться на развитие малого бизнеса. На практике это положение не работает.

Созданный фонд поддержки малого предпринимательства также не работает, ибо изначально он финансируется не из федерального бюджета, а из фонда коммерческих банков, которые руководствуются только сиюминутной выгодой.

Четвертая проблема ¾ административные барьеры в лице проверяющих и контролирующих организаций, которые понимают свою активность как количество проверок. Регламентирование очередности проверок ¾ радикальный путь решения вопроса.

Пятая проблема ¾ искусственное сокращение или упразднение структурных подразделений администрации регионов, которые призваны содействовать развитию малого бизнеса.

В качестве ориентиров развития малого бизнеса, на достижение которых должна быть направлена государственная политика, можно рекомендовать:

· увеличение численности предприятий малого бизнеса до 4,0-4,5 млн. с доведением общей численности занятых в этом секторе экономики до 45-50 млн. человек;

· доведение плотности в 25-28 предприятий малого бизнеса на одну тысячу человек населения в стране против 6 в настоящее время (для сравнения: в странах ЕС это соотношение составляет 45 предприятий на 1000 человек населения).

При достижении указанных ориентиров будет создана «критическая масса», при которой сектор малого бизнеса сможет оказать ощутимое влияние на социально-экономические процессы развития рыночных отношений в стране.

 

ГЛАВА 2. ВИДЫ БИЗНЕСА

По виду деятельности бизнес делится на производственный, коммерческий, финансовый и консультативный. Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе.

На рис. 2.1 представлена классификация видов бизнеса, которая отражает специфику каждого вида.

Рис. 2.1. Классификация видов бизнеса

 

Производственный бизнес

Производственный бизнес можно назвать ведущим видом бизнеса. Здесь осуществляется производство продукции: товаров, работ, услуг. В условиях перехода к рыночной экономике эта сфера деятельности подверглась наибольшему негативному воздействию, в результате которого распались хозяйственные связи, нарушилось материально-техническое обеспечение, упал сбыт продукции, резко ухудшилось финансовое положение предприятий. Вследствие этого развитию производственного бизнеса в ближайшие годы предстоит уделить наибольшее внимание.

Состав производственного бизнеса представлен на рис. 2.1, из которого видно, что к производственному бизнесу относятся инновационный, научно-техническая деятельность, производство товаров и услуг, производственное их потребление, а также информационная деятельность в этих областях. Любой бизнесмен, планирующий заняться производственной деятельностью, прежде всего должен определить, какие конкретно товары он будет создавать, какие виды услуг оказывать, а затем приступить к маркетинговой деятельности. Для выявления потребности в товаре он вступает в контакты с потенциальными потребителями, покупателями товаров, с оптовыми или оптово-розничными торговыми организациями. Формальным завершением переговоров может служить контракт, заключенный между бизнесменом и будущими покупателями товара. Такой контракт позволяет свести к минимуму предпринимательский риск. В противном случае бизнесмен начинает производственную деятельность по выпуску товара, имея лишь устную договоренность. В условиях сложившихся рыночных отношений на Западе устная договоренность, как правило, служит надежной гарантией, а в последующем, при необходимости, может быть оформлена в виде контракта, сделки. Значительно сложнее положение в нашей стране. В условиях лишь формирующихся рыночных отношений надежность устной договоренности невелика, риск же существенно выше.

Производственный бизнес ¾ наиболее устойчивый и надежный. Его рентабельность не превышает 10%.

 

Коммерческий бизнес

Данный вид бизнеса наиболее распространен, ибо сложилось мнение, что он доступен каждому, быстро дает результат и не требует больших знаний. Однако это взгляд дилетантский.

Рентабельность коммерческого бизнеса высока ¾ 20% и более, но он нестабилен и ненадежен.

Полем деятельности коммерческого бизнеса служат товарные биржи и торговые организации. Товарная биржа ¾ это разновидность оптового товарного рынка без предварительного осмотра покупателем образцов и заранее установленных минимальных партий товаров. На товарной бирже добровольно объединяются коммерческие посредники и их служащие для проведения торговых операций по совместно разработанным и соблюдаемым правилам. Цель такой биржи ¾ создать механизм управления свободной конкуренцией и с ее помощью, с учетом изменения спроса и предложения, выявить реальные рыночные цены.

Подобные биржи много лет действуют во всех экономически развитых странах. Классическими примерами служат такие специализированные товарные биржи, как Лондонская (цветные металлы), Ливерпульская (хлопок), Сингапурская (каучук) и др.

Помимо проведения обычной торговли с фактическими поставщиками товаров на товарных биржах широко распространено заключение соглашений при так называемых фьючерсных сделках. Такие сделки предполагают уплату денежной суммы за товар по цене, установленной в контракте, через определенный срок после заключения сделки.

Товарные биржи выполняют следующие основные функции:

· оказание посреднических услуг по заключению торговых сделок;

· упорядочение товарной торговли, регулирование торговых операций и разрешение торговых споров;

· сбор и публикация сведений о ценах, состоянии производства и других факторах, оказывающих влияние на цены.

Большую часть оборота товарных бирж представляют сделки не с наличным товаром (так называемые кассовые сделки), а с будущим товаром или по договорам поставки (срочные сделки). Товарные биржи могут быть закрытыми или открытыми. В торгах на закрытых биржах могут принимать участие только брокеры ¾ биржевые посредники между покупателем и продавцом, а в торгах на открытых биржах участвуют также посетители. По характеру биржевых операций товарные биржи подразделяются на биржи реального товара и фьючерсные, на которых осуществляются лишь фьючерсные сделки.

В настоящее время в России функционируют около 150 товарных бирж. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга такие биржи действуют во многих крупных городах страны.

Финансовый бизнес

Основным полем деятельности финансового бизнеса являются коммерческие банки и фондовые биржи.

Коммерческий банк ¾ это финансово-кредитное учреждение акционерного типа, кредитующее на платной основе преимущественно коммерческие организации, осуществляющее прием денежных вкладов (депозитов) и другие расчетные операции по поручению клиентов. Источником доходов коммерческого банка является разница между процентными ставками депозитных (привлеченных) и ссудных средств.

Операции коммерческих банков делятся на три группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств), комиссионно-посреднические (выполнение различных операций по поручению клиентов с уплатой комиссии).

Особенность деятельности коммерческих банков в России состоит в том, что они привлекают средства предприятий на значительные сроки, а дают взаймы на относительно короткое время. Эти банки подвержены риску коммерческого характера, т. к. обязаны выплатить своим кредиторам деньги в заранее определенный срок с установленными процентами. Учитывая, что предоставленные коммерческим банком кредиты могут быть по тем или иным причинам не возвращены вовремя, банк должен обладать определенными резервами.

Другая особенность коммерческих банков в современной России заключается в том, что большинство из них не имеют возможностей предоставлять долгосрочные кредиты в значительных размерах, поскольку чаше всего не располагают необходимыми средствами. Не случайно доля долгосрочных кредитов, выданных коммерческими банками, составляет лишь 3 % всех активов. Между тем главным источником доходов коммерческих банков экономически развитых стран служат долгосрочные кредиты. Отсюда и неустойчивость доходов коммерческих банков России, и нередкое их банкротство.

Под фондовой биржей понимается организационно оформленный, регулярно функционирующий рынок ценных бумаг, способствующий повышению мобильности капитала и выявлению реальной стоимости активов. Принцип функционирования фондовой биржи базируется на оперативном регулировании спроса и предложения. Здесь проводятся так называемые котировки ценных бумаг. Они состоят в регулярной оценке специалистами котировочного отдела биржи курсов покупателей и курсов продавцов по всем ценным бумагам, которые проходят через биржу. При этом текущие курсы постоянно демонстрируются на световом табло биржи и регулярно публикуются в специальных бюллетенях. Текущие курсы показывают, по какой цене в данный момент на данной бирже можно купить или продать определенные акции. Эти цены, пересчитанные по специальной формуле, служат основой для получения индексов биржевой активности ¾ своеобразных барометров экономической конъюнктуры.

За рубежом сами фирмы и предприятия членами биржи не являются. Их интересы, как правило, представляет либо банк, либо холдинговая или брокерская компания биржи. Число таких членов регулируется, а репутация их должна быть безупречной. Помимо того, такое членство требует денег. Например, на Нью-Йоркской фондовой бирже цена места колеблется от 450 до 6000 тыс. дол., а число членов практически неизменно ¾ 1469.

Вместе с тем в условиях государственно-монополистического капитализма роль биржи в торговле ценными бумагами несколько уменьшилась. Главная причина этого ¾ образование мощных кредитно-финансовых институтов, которые сконцентрировали у себя большую часть торговли ценными бумагами без посредничества биржи. На снижение роли биржи в торговле ценными бумагами повлияло также увеличение объема государственных облигаций в общей массе ценных бумаг.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.