Музыка как универсальная услуга и субъект-объектное отношение к ней — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Музыка как универсальная услуга и субъект-объектное отношение к ней

2018-01-13 179
Музыка как универсальная услуга и субъект-объектное отношение к ней 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Отношение к музыке изучаются с двух сторон: как к услуге — музыковедами—Деборин (DeBoer, 1985); психологами Петерсон (Peterson 1990); Раттен (Rutten, 1991), Ступ (Stroop, 1974), Карни и Шмейдлер (Karni

 

и Schmeidler, 1990), философами (Фриедман,1990), экономистами (Фрит 1987). И как к эстетическому феномену (чаще – в российской науке, музы-коведами Даниловой О.Н, 1994, А.Сохор, 1998, психологом Иванченко Г.В., 2001). Но и в России, и на западе, их психологическая природа изуче-на недостаточно.

Индикаторами отношений к музыке (музыкальных вкусов) в нашем исследовании стали вербальные отчеты об оценке музыкального


 


продукта и частоте потребления.

Обобщая результаты теоретического анализа и эмпирического ис-следования можно сказать, что специфика отношений к музыке и ее по-требления (слушания) заключается в следующем:

 

1. Музыкальное потребление – одно из самых массовых. Доступность му-зыки вовсе не означает совершенствования художественных предпочтений населения. Предпочтения определяются не высоким художественным уровнем произведения, а их навязыванием в СМИ. Музыка стала предме-том не искусства, а рынка. Это соотносится с утверждением А. Моля49 о том, что снижение эстетических функций, уникальности, музыки начина-ется с ее тиражирования.

 

2. Массовое музыкальное сознание характеризуется восприятием музыки как бытового фона.

3. Постулат музыковедов (О.Н. Данилова, Цукерман) – чем выше интел-лектуально-образовательный ценз, тем более равнодушно (или даже нега-тивно) человек относится к развлекательной музыке, и наоборот – не под-твердился. Предпочтения высокоинтеллектуальных людей, занимающих высокое социальное положение, не отличается стремлением к классической музыке, а характеризуется либо стремлением к самой примитивной, «отды-хательной» мелодии, либо специфической для данной личности (например, медитативная, узкоспецифическая бардовская музыка, фламенко). Это объ-ясняем компенсаторной функцией психики. Таким образом, нет четкой взаимосвязи между образовательно-интеллектуальными характеристиками человека и его потребительскими предпочтениями в музыке. Нет таких взаимосвязей и между социальным положением и музыкальными предпо-чтениями. Но существуют закономерности, связанные со свойствами этих предпочтений, в первую очередь с атрибутами (атрибутивностью), внеш-ними влияниями (экзогенностью).

 

4. Осведомленность о мире музыки (когнитивный компонент) гораздо ýже, чем «наслушанность» музыкой (конативный компонент). Мы объясня-ем это сведением музыки до бытового фона.

 

5. Потребительские предпочтения музыки являются символьными. Пред-почитается не сама музыка как искусство, а ее символы: симпатичные пе-вицы, ностальгичность, легкость мелодии и т.д.

 

6. Потребление музыки и предпочтения часто не совпадают в силу соци-ального навязывания.

7. Индивиды, предпочитающие разные стили музыки (поп-, рок-, бардов-ская, классическая) обращают внимание на разные атрибуты.

8. В американской психологии50 считается, что музыка является средством самовыражения. Наши исследования подтвердили этот тезис наполовину.

 


49 Моль А. Социодинамика культуры.–С.268-269.

50 Dolfsma Wilfred The Consumption of Music and the Expression of VALUES: A Social Economic


 


Посыпанова О.С. Экономическая психология: психологические аспекты поведения

потребителей. Монография. – Калуга, Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2012, 296 с.

 

Общим образом можно сформулировать: до юношеского возраста через музыкальные вкусы человек выражает индивидуальность, а потом – через индивидуальность выражаются музыкальные вкусы.

 

9. Свойства музыкальных предпочтений меняются с возрастом. (Что сами музыкальные предпочтения меняются – очевидно).

10. Предпочтения в музыке не связаны с предпочтением других видов ис-кусства (литература, живопись). Это соотносится с исследованиями Цу-кермана. Мы считаем, что это еще раз доказывает: предпочтения в музыке имеют не эстетическую природу, а просто потребительскую.

 

Таким образом, отношение к музыке и ее предпочтение как быто-вой повсеместной услуги подчиняется закономерностям, единым для пред-почтений в других товарах и услугах: атрибутивности, силе, стойкости; на него оказывают влияние множество факторов – тех же самых, что и оказы-вают влияние на другие товары и услуги. Исходя из этого, мы можем рас-сматривать музыкальные предпочтения как вариант потребительских пред-почтений, и выявленные закономерности, если они окажутся сходными с предпочтениями в одежде, рассматривать как общие факторные законо-мерности.

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.