Методология науки (три уровня методологии) — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Методология науки (три уровня методологии)

2018-01-30 325
Методология науки (три уровня методологии) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. А также учение об этой системе.

Теория – форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.

Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, науки, организации. Принципы психологии – основополагающие положения психологической науки, которые определяют способы познаний психики и сознания.

Уровни методологии:

1 уровень – общая методология психологии. Данный уровень определяет философский подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нём. В отечественной психологии в качестве общей методологии чаще всего признаётся диалектический материализм.

2 уровень – специальная методология психологии (принципы). Специальную методологию составляют методологические принципы психологии. В соответствии с диалектическим материализмом, в качестве принципов психологии выступают: принцип детерминизма, принцип сознания и деятельности, принцип развития и принцип личностного подхода.

3 уровень – частная методология психологии (методы и методики). Уровень частной методологии психологии включает её методы и методики исследования конкретных психических явлений. Выбор методов и методик должен делаться в соответствии с 1 и 2 уровнем (т.е. на основе общей методологии и методологических принципов).


 

 

Научное психологическое знание

1. Общая характеристика психологии как науки

· донаучный этап – отражен в истории культуры: Феофраст (кн.«Характеры»-совокупность психич.св-в (суетливость как излишнее усердие, тщеславие как любовь к почету)), Кит.заметки «Цза-цзу-ань» (2 полюса – умен (надежен, тверд) и неумен (мелочен, не знает сути)), учения о темпераменте (Гиппократ дал 4 названия, Гален – психологические хар-ки); в философии: Аристотель «Трактат о душе» (Душа – материя, слита с телом, делима на части- начало научно-исследовательской психологии), Платон (все наоборот – душа - некий абсолют, сущность вещи и т.д. – научно-практич.психология); в педагогике, медицине, искусстве – все это житейский опыт тысячелетий.

· научный этап – с 1879 г., В.Вундт, метроном.

Отличия научной и житейской П

Два значения слова «психолог» -

· Представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей.

· Человек, «понимающий душу», разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. Подлинные знатоки человеческих отношений – писатели, мыслители.

Им соответствуют две разные области психологического знания – научная и житейская психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно (в 1879 г., В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии), то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики (различие и учет особенностей психического склада).

Основное отличие НП от ЖП: для ЖП поле исследовательской деятельности практически бесконечно, в НП происходит резкое сужение, ограничение, зафиксированное в специальном языке. В НП возможно в специальной экспериментальной ситуации выделить элементы явления, воспроизвести их, измерить, выявить связи этих элементов и устанавливать закономерности, которым они подчиняются.

 

Содержание житейской психологии.

Житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.
Происхождение знаний
: - из опыта общения и взаимодействия с другими людьми, - нереальные люди – квазиличности (литературные герои).- пословицы и поговорки (многовековой опыт этноса):«Семь раз отмерь, один раз отрежь»

Содержание знаний:- житейское психологическое знание ситуативно, т.е. человек, в процессе жизни попадает или не попадает в различные ситуации по мере этого опыт либо возникает либо нет (человек врет, а другой – нет, тот, который не врет не будет знать чувство, которое испытывает человек который врет.) Привязанность к ситуациям, конкретным людям.

-субъективно – большой % информации воспринимаемый из ситуации воспринимается людьми по-разному в зависимости от жизненного опыта, от того, что для человека является важным. Одна и та же ситуация разными людьми воспринимается не одинаково.

-стереотипно, шаблонно – для экономии времени в познании окружающего мира у людей вырабатываются стереотипы (узкие губы – злой, высокий лоб – умный, толстый - добрый) смотрим на человека и по внешним признакам делаем выводы.

-знание с трудом поддается процессу вербализации, т.е. оформлению знания в форме речи.Внимание, все понимают о чем идет речь, но вербализация этого процесса на обыденном языке не возможна.В научном языке – это сосредоточение сознания на объекте интересном ему, т.е. направление сознания.
- интуитивны – свидетельствуют о недостаточной осознанности их происхождения и закономерностях функционирования.
- ограничены в материалах, человек, обладающий теми или иными житейскими психологическими наблюдениями, не может их сравнивать с подобными у других людей.

Функции знаний:Первичное обеспечение общения и взаимодействия с другими людьми. Чем больше круг общения→больше знаний→легче общаться с людьми.


 

 

Научное познание

Научное познаниеэто вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.

Эпистемология — это учение о научном познании.

Особенности научного познания:

Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.

Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.

В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.

В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем.

В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.

В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.

В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.

В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.

В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.

 

Понятие научной школы

Термин психологическая школа подразумевает группу психологов, связанных идейно, а иногда и территориально с лидером направления, одно историческое время. Признаки научной школы: 1) общность научных интересов представителей школы и научная значимость рассматриваемых проблем; 2) уровень научных результатов школы и её признание в стране и за рубежом; 3) роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью и тд.).

Научные школы как группировки характеризуются как единство времени и места (предполагаются непосредственные связи и контакты между участниками, общие принципы в процессе работы и тд. В школах типа научного течения есть объединение общими теориями.

Для научного течения характерна наличие парадигмы (базовая теория, идея), высказанная основоположником и она задаёт направление исследованиям. Для группировки объединяющим началом является человек, владеющий уникальным способом работы (теоретическое мышление/экспериментальное и Пр.). Течение не обязательно имеет своего руководство, а группировка как научная школа может дать начало новому течению, имеет лидера. "Невидимый колледж" - не имеющий организационного оформления группа по изучению проблем науки. Отличие "нк" - возглавлавляет не один человек, а группа лидеров. "Нк" может перерасти в научное течение.


 

 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.