Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Топ:
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-13 | 302 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Определение 1. Конфликтной ситуацией (конфликтом) называют явление или ситуацию, в которой участвуют две или более стороны, имеющие различные интересы и обладающие возможностями применять для достижения своих целей разнообразные действия.
Определение 2. Упрощенную формализованную модель конфликтной ситуации называют игрой.
Замечание. От реального конфликта игра отличается наличием правил игры.
Теория игр – раздел прикладной математики, занимающийся построением математических моделей возможных конфликтных ситуаций и разработкой методов решения возникающих в этих ситуациях задач.
Определение 3. Заинтересованные стороны конфликта называют игроками.
Определение 4. Каждое действие игрока в рамках правил игры и в зависимости от ситуации, сложившейся в процессе игры, называют ходом или стратегией игрока.
Определение 5. Число, выражающее степень удовлетворения интересов игрока в данной ситуации, называют выигрышем игрока.
Определение 6. Зависимость величины выигрыша игрока от всевозможных стратегий называют функцией выигрыша (платежной функцией).
Определение 7. Значение функции выигрыша называют исходом игры.
Замечание. В теории игр предполагают, что функции выигрыша и множество доступных для каждого игрока стратегий известны, то есть каждый игрок знает как свои функции выигрыша и набор имеющихся в его распоряжении стратегий, так и функции выигрыша и стратегии остальных игроков. В соответствии с этой информацией он и организует свое поведение, то есть определяет выбор своей стратегии. Суть игры заключается в том, что каждый из игроков принимает такие решения, которые, как он полагает, могут обеспечить ему наилучший результат (исход).
|
Определение 8. Стратегию называют оптимальной, если она при многократном повторении обеспечивает данному игроку максимально возможный средний выигрыш.
Основные направления изучения теории игр
1) выработка принципов оптимальности – критериев, по которым поведение игроков следует считать оптимальным;
2) выяснение реализуемости принципов оптимальности – установление оптимальных в выработанном смысле ситуаций, отыскание их реализаций.
Определение 9. Игровую ситуацию называют равновесной (равновесием), если в ее нарушении не заинтересован ни один из игроков.
Замечание. Равновесие является одной из форм представления об оптимальности в игре, так как в равновесной ситуации каждый игрок получает наибольший выигрыш.
Определение 10. Если в игре существуют стратегии, приводящие к равновесной ситуации, то такие стратегии называют чистыми.
Определение 11. Если в игре не существует стратегий, приводящих к равновесной ситуации, но существуют комбинации исходных стратегий, приводящие к равновесию, то такие комбинации называют смешанными стратегиями.
Замечание. Часто смешанную стратегию представляют как случайный выбор игроками чистых стратегий, при котором случайные выборы различных игроков независимы в совокупности, а выигрыш каждого из них определяется как математическое ожидание случайного выигрыша.
Определение 12. Игру, в которой не существует равновесия, достигаемого чистыми стратегиями, но достигаемого смешанными стратегиями, называют смешанным расширением исходной игры.
Классификация игр
№ п/п | Признак | Класс игр |
1. | Число игроков | Парные игры (два игрока) |
Множественные игры (три и более игроков) | ||
Игры с бесконечным числом игроков | ||
2. | Количество стратегий | Конечные игры (конечное число стратегий у каждого игрока) |
Бесконечные игры (бесконечное число стратегий у каждого игрока) | ||
3. | Свойства функции выигрыша | Игры с нулевой суммой или антагонистические игры (выигрыш одного игрока равен проигрышу другого) |
Игры с постоянной разностью (игроки выигрывают и проигрывают одновременно и им выгодно согласовывать свои действия) | ||
Игры с ненулевой суммой (возможны и конфликты и согласованные действия) | ||
4. | Возможность ведения переговоров | Кооперативные (коалиционные) игры (игроки могут договариваться о совместных стратегиях) |
Некооперативные игры (игроки не имеют возможности договариваться) | ||
5. | Характер действий игроков | Позиционные игры (игроки совершают действия последовательно, друг за другом) |
Непозиционные игры (игроки действуют одновременно) |
Матричные игры
|
Определение 13. Игру, в которой участвуют два игрока, называют парной игрой.
Пусть в игре участвуют два игрока А и В. Каждый из игроков располагает конечным числом чистых стратегий. Обозначим их соответственно: , , …, – стратегии первого игрока, , , …, – стратегии второго игрока. Игрок А может выбрать любую чистую стратегию , , в ответ на которую игрок В может выбрать любую свою чистую стратегию , . Если игра состоит только из личных ходов, то выбор пары стратегий однозначно определяет результат – выигрыш игрока А. При этом проигрыш игрока В составит (выигрыш игрока В равен ). Если известны значения для каждой пары чистых стратегий, то можно составить матрицу выигрышей игрока А (проигрышей игрока В) .
Определение 14. Прямоугольную матрицу размерности , где (число строк) – число чистых стратегий первого игрока, а (число столбцов) – число стратегий второго игрока, а в клетках указаны выигрыши игроков для каждой ситуации, называют платежной матрицей игры (матрицей выигрышей, матрицей платежей) первого игрока.
Определение 15. Игры двух игроков, функции выигрышей которых можно представить в виде матриц, называют матричными.
Замечание 1. Платежная матрица второго игрока: .
Замечание 2. Для наглядности матрицы выигрышей обоих игроков объединяют в биматрицу игры, элементами которой являются упорядоченные пары, состоящие из выигрыша первого и проигрыша второго игрока при данной стратегии:
.
Пример 40.1. Два игрока независимо друг от друга записывают любое целое число. Если выписанные числа имеют одинаковую четность, то игрок А получает от игрока В один рубль, а если разную, то наоборот, игрок А платит игроку В один рубль. Требуется составить платежную матрицу игры.
|
Решение. Игрок А имеет две стратегии: – записать четное число, – записать нечетное число. Игрок В также имеет две стратегии: – записать четное число, – записать нечетное число. Выбор игроками соответствующих стратегий и однозначно определяет исход игры: – выигрыш игрока А. Стратегиям и соответствует выигрыш игрока А, равный одному рублю, а стратегиям и соответствует проигрыш игрока, равный одному рублю. Тогда платежные матрицы игроков и биматрица игры будут иметь вид
, , .
Пример 40.2. Две фирмы функционируют на рынке одновременно с одинаковым товарным объемом . У обеих фирм по соображениям рентабельности есть следующие стратегии: либо вбросить на рынок полный объем товара , либо выбросить на рынок половину объема 0,5 . Если первая фирма выбрасывает на рынок полный объем товара, а вторая – половину объема, то первая фирма получает 100 % запланированной прибыли, а вторая – только 25 %, и наоборот. Если обе фирмы выбрасывают на рынок по полному объему прибыли, то получат по 15 % прибыли; если по половине объема, то прибыль каждой из фирм составит по 50 % от запланированной.
Решение. Обозначим – объем товара для каждой из фирм. Для первой фирмы возможны две стратегии: , (выбросить на рынок весь объем товара или его половину). Аналогично для второй фирмы: , (выбросить на рынок весь объем товара или его половину). Примем долю прибыли (в процентах от запланированной) за значение выигрыша при каждой стратегии. Тогда возможны следующие ситуации: и – одна из фирм выбросила товара, а другая товара; – обе фирмы выбросили по товара. Запишем матрицы выигрышей обеих фирм и биматрицу игры:
, , .
Пример 40.3. Две конкурирующие фирмы борются за рынки сбыта, других конкурентов в этом сегменте нет (дуополия). В этом случае каждый из игроков может назвать цену p, по которой он хочет продать определенное количество товара. При этом полагается, что потребители приобретут товар у фирмы, объявившей меньшую цену. В случае объявления одинаковой цены спрос распределяется между фирмами поровну.
Решение. Каждый из игроков обладает бесконечным числом стратегий. Функция выигрышей игроков характеризует величины дохода фирм в зависимости от объявленных цен. Так как доход фирмы , то функцию выигрышей игроков можно представить в виде
|
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!