Глава 6. Международное налоговое право Российской Федерации — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Глава 6. Международное налоговое право Российской Федерации

2018-01-30 195
Глава 6. Международное налоговое право Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

§ 1. Международное налоговое право в правовой системе России

 

1.1. Международные и национальные нормы

в международном налоговом праве

 

Выше приведены лишь некоторые распространенные в современной российской доктрине концепции отнесения МНП к международному публичному праву. Безусловно, они не исчерпывают всей аргументации ее сторонников в обоснование такого видения международного налогового права. Тем не менее, обширные цитаты, репрезентативность приведенных мнений позволяют надеяться, что отражены ключевые доводы в пользу данной концепции, а также отдельные нюансы ее интерпретации. Некоторые ремарки общего характера относительно вышеизложенного.

Трудно не согласиться с тем, что в настоящее время важное место в международно-правовом сотрудничестве занимают вопросы налогообложения. Закономерным следствием этого является накопление значительного массива правового материала. Повышение эффективности международно-правового взаимодействия в налоговой сфере требует четкого уяснения его юридической основы, механизма регулирования, а также систематизации материала и его планомерного научного исследования. Данные задачи в основной своей массе могут решаться в рамках международного публичного права как нормативной системы и научной дисциплины.

Сфера правового взаимодействия государств по налоговым вопросам лежит в плоскости международного права, что определяет ее четкие границы, объект, предмет, а также инструментарий правового регулирования. В этом контексте расширительное понимание международных налоговых отношений и системы их регулирования в рамках международного публичного права недопустимо, по крайней мере без соответствующей корректировки состава нормативной основы, объектно-предметной составляющей концептуальных положений и содержания регулируемых отношений.

Правовое регулирование налогообложения международной экономической деятельности (или, говоря более кратко, международного налогообложения) имеет сложную структуру и характеризуется тесной взаимосвязью и взаимопроникновением международных и внутригосударственных правил. Более того, в силу страновой специфики налогового регулирования усиливается трансформационный эффект при интеграции международно-правовых норм в национальную правовую систему. Вследствие такого эффекта исходящая из международной правовой системы норма может в конкретной национальной правовой среде получить специфические черты.

Система правового регулирования международного налогообложения, отражая тесную связь международного и национального права, обусловливает и определенные затруднения в их строгом разграничении. В данном случае речь идет о разделении не по формальным основаниям, а при восприятии в динамике их взаимодействия, при рассмотрении конкретных правовых ситуаций и институтов. С практической точки зрения сложность полного "отделения" международной и внутригосударственной составляющих правового регулирования международного налогообложения связана не с субъективными предпочтениями, а обусловлена их объективно-функциональной взаимосвязью.

Если рассматривать международное налоговое право исключительно в контексте системы международного публичного права, то собственно налоговая составляющая отходит на второй план. При таком подходе превалирующее значение приобретают именно международные публично-правовые аспекты: формализация международных обязательств государств, порядок исполнения соглашений, международно-правовой статус отдельных категорий лиц и объектов и прочее.

Отмеченные особенности правового регулирования налогообложения международной экономической деятельности, возможно, отчасти объясняют достаточно распространенный прием включения "национального" компонента. Обычно это достигается через характеристику международного налогового права как комплексного явления, а также через сравнение и противопоставление международного и национального налогового права. При этом приводимая аргументация не всегда убедительна. Например, допускается принципиальная возможность рассмотрения в общей системе налогового регулирования отдельного государства международных и национальных норм. Хотя не рассматривается возможность выделения в этой системе ряда подсистем, в частности, международного налогового права как части системы и совокупности таких норм. Кроме того, в числе основных признаков регулируемых им отношений (как и иных налоговых отношений в налоговой сфере) должны рассматриваться их объект, субъектный состав и содержание.

Здесь необходимо затронуть еще одну проблему - использование различных конструкций для обозначения соотношения международных и внутригосударственных норм, устанавливающих правила налогообложения, и разграничения их сфер регулирования. Наименее удачным (но распространенным) представляется использование устоявшихся понятий, первоначальное общепринятое содержание которых не может раскрыться без ущерба в контексте иной отраслевой специфики. В первую очередь речь идет о включении в базовый категориальный аппарат международного налогового права различных вариантов понятия "частное право". Встраиваемые в правовые конструкции и комбинации аргументов производные от этого понятия термины утрачивают свое первоначальное значение, не обретая полноценного нового и привнося лишь дополнительные усложнения. Такое смешение понятий может приводить к достаточно радикальным утверждениям.

 

1.2. Комплексный характер международного налогового права

 

Предложенный взгляд на международное налоговое право как комплексное образование, относительно самостоятельную нормативную систему, объединяющую нормы международного публичного права (конвенционного МНП) и внутригосударственного налогового права (в части регулирования отношений с иностранным элементом), не является абсолютно новым в отечественной науке. Так, В.В. Полякова и С.П. Котляренко отметили следующее: "К международным налоговым отношениям относятся: отношения между государствами по поводу заключения и исполнения международных налоговых соглашений с целью разграничения налоговой юрисдикции государств; налоговые отношения между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (субъектами иностранного права), т.е. налоговые отношения, затрагивающие суверенитет других государств; отношения публичного характера между юридическими и (или) физическими лицами различных государств, возникающие, например, при удержании налоговым агентом налога с иностранного лица у источника выплаты... Исходя из характера регулируемых отношений, а также участвующих в них субъектов, международное налоговое право можно определить как комплексную отрасль права, представляющую собой совокупность норм внутригосударственного и международного права, регулирующих международные налоговые отношения" <1>.

--------------------------------

<1> Полякова В.В., Котляренко С.П. Понятие международного налогового права // Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. С. 336 - 337.

 

С предложенной отраслевой квалификацией международного налогового права трудно согласиться. Учитывая распространенное в современной отечественной юридической науке понимание отраслевого деления, совокупность правовых норм может быть признана отраслью права, если обладает самостоятельными предметом и методом правового регулирования <1>. Данный подход ограниченно применяется к отраслевой структуре международного права, поскольку в последнем господствует метод согласования воль. В связи с этим при выделении отраслей международного публичного права используются наряду с предметом и иные критерии, например специфика объекта регулирования, наличие специальных целей и принципов, объем нормативного материала и т.д. <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Юристъ, 1997. С. 353 - 356; Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: Норма-Инфра-М, 1998. С. 314 - 317.

<2> См., например: Усенко Е.Т. Принцип демократического мира - наиболее общая основа современного международного права // Советский ежегодник международного права, 1973. М.: Наука, 1975. С. 34; Международное атомное право / Отв. ред. А.И. Иойрыш, А.М. Петросьянц, В.Ф. Петровский. М.: Наука, 1987. С. 5; Курс международного права: В 7 т. Т. 1: Понятие, предмет и система международного права. М.: Наука, 1989. С. 265 - 266.

 

К комплексному пониманию международного налогового права ближе позиция О.А. Фоминой. Среди отечественных авторов она одна из первых предложила рассматривать МНП в рамках налогового права определенного государства, отметив, что "международное налоговое право может быть определено как особая ветвь налогового права, занимающаяся международными аспектами налогообложения" <1>. О.А. Фомина писала о МНП преимущественно в контексте анализа зарубежных исследований. Возможно, данный фактор сыграл определяющую роль в выборе указанной концептуальной позиции, поскольку многие зарубежные авторы придерживаются именно такого подхода.

--------------------------------

<1> Фомина О.А. Международное налоговое право: понятие, основные принципы // Хозяйство и право. 1995. N 5. С. 130.

 

Здесь можно привести слова Ж.-М. Ривье, который достаточно категорично, но и не менее ясно дал следующую оценку тенденций развития доктрины международного налогового права: "Некоторые рассматривают международное налоговое право узко, только как нормы, содержащиеся в международных соглашениях. В настоящее время эта концепция практически отброшена. Большинство государств устанавливают правила внутреннего законодательства, действие которых не ограничивается пределами его территории или его граждан. Хотя эти правила являются частью внутреннего законодательства, они имеют международное действие. Поэтому по преобладающему сегодня подходу преимущество имеет расширительное воззрение на определение международного налогового права, согласно которому оно охватывает не только нормы, источники которых относятся к международному праву (главным образом международные соглашения), но также те, которые вытекают из внутреннего права и имеют действие в отношении объектов, возникающих за пределами национальной территории" <1>.

--------------------------------

<1> Rivier J.-M. Op. cit. P. 32.

 

В современных условиях взаимовлияния налоговых юрисдикций и интенсивного экономического сотрудничества международное налоговое право приобретает особую практическую и научную значимость именно в контексте комплексного подхода, ориентированного на системное единство норм национального и международного права. В настоящее время видится необходимость формирования концептуального понимания МНП как совокупности относящихся к налоговой сфере международно-правовых норм, принятых государством, и положений его внутреннего (национального) законодательства, регулирующих отношения с иностранным элементом. Такое понимание международного налогового права логично с точки зрения как современной правовой системы налогообложения, так и научно-методологической основы исследования. Комплексный подход к МНП представляется в настоящее время наиболее полно отражающим сложившуюся практику налогового регулирования и соответствующим тенденциям развития правового механизма налогообложения международной экономической деятельности и взаимодействия государств в налоговой сфере <1>.

--------------------------------

<1> См. также: Российский ежегодник международного налогового права и региональной экономической интеграции. N 1. СПб.: Университетский издательский консорциум "Юридическая книга", 2009.

 

Предлагаемое видение МНП не претендует на абсолютную безупречность и универсальность, имеет определенные ограничения и может вызывать некоторые сложности. Кроме того, такое его понимание не ставится на высшую иерархическую ступень в ряду иных концепций международного налогового права, но видится лишь как более адекватное и структурированное под углом зрения взаимодействия внутригосударственной и международной правовой основы налогообложения. Предлагаемый подход также чрезвычайно продуктивен для научного осмысления широкого спектра правовых проблем международного налогообложения.

Данное определение МНП ориентирует на исследование особенностей национальных систем правового регулирования отношений, отягощенных иностранным элементом, по крайней мере одной страны. В последнем случае рассматриваемая категория должна содержать соответствующее указание, например "международное налоговое право России". С учетом этого замечания предложенное определение МНП и предполагается принять в качестве концептуального основания для исследования международного налогового права и юридического анализа налоговых аспектов международной экономической деятельности.

Международное налоговое право в предложенном понимании выступает как комплексное правовое образование. Одним из основных конституирующих признаков МНП в таком качестве является специальная (относительно самостоятельная) система норм, регулирующих отношения в сфере налогообложения и относящихся, как уже отмечалось, к международному публичному праву (конвенционная составляющая МНП) и внутреннему законодательству государства (в части регулирования отношений с иностранным элементом).

Нормы международного и внутригосударственного права имеют разную природу происхождения и обычно (в частности, в российской правовой системе) относятся к различным системам права - международной и национальной. Отличия международного и внутригосударственного права прежде всего состоят в объекте регулирования, процессе нормообразования, субъектном составе, средствах и методах правового воздействия и принуждения <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Курс международного права: В 7 т. М.: Наука, 1989. Т. 1. С. 17.

 

Понимание международного права и внутригосударственного права как двух различных систем права характерно для дуалистической теории их соотношения, согласно которой "международное право и внутригосударственное право - различные правовые системы, не имеющие примата друг над другом, действующие в различных плоскостях, в различных юридических измерениях" <1>. С точки зрения монистической теории, международное и внутригосударственное право образуют одну (единую) правовую систему <2>. Исследование современных процессов юридической действительности по теме настоящей работы основывается на дуалистической модели и связанных с ней общих теоретических конструкциях, имеющих в отечественной доктрине более широкое распространение, чем монистический взгляд на соотношение международного и внутригосударственного права.

--------------------------------

<1> Черниченко С.В. Теория международного права: В 2 т. М.: НИМП, 1999. Т. 1. С. 131.

<2> Подробнее см.: Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. М.: Международные отношения, 1982; Усенко Е.Т. Теоретические проблемы соотношения международного и внутригосударственного права // Советский ежегодник международного права, 1977. М.: Наука, 1979. С. 57 - 86.

 

В связи с этим можно согласиться с некоторыми аргументами И.А. Ларютиной в контексте обоснования предложенного ею видения МНП как полисистемного комплекса, о котором говорилось выше. Составляющие МНП международные и внутригосударственные нормы "не исключаются из соответствующих систем национального или международного права, т.е. нормы международного налогового права одновременно являются частями (элементами) различных систем... Каким бы образом ни осуществлялась трансформация, никакого превращения норм международного налогового права в нормы национального права не происходит... Следует отметить, что речь не идет о формировании некоего смешанного права, находящегося между международным публичным и национальным правом. В сфере международного налогового права не происходит слияния норм различных отраслей права, равно как и преобразования отдельных групп норм различных отраслей права в эту отрасль права, представляющую собой полисистемный комплекс, в котором объединяются национальные и международные правовые нормы, содействующие функционированию такого сложного механизма, как международное налогообложение" <1>.

--------------------------------

<1> Ларютина И.А. Указ. соч. С. 113 - 115.

 

Различия в двух составных частях МНП, состоящего из норм международного и внутригосударственного права, значительны. Тем не менее, их взаимосвязь и принятие в единстве не являются ни по форме, ни по содержанию искусственным конгломератом, существующим только в качестве теоретически-умозрительной юридической конструкции и лишь постольку, поскольку это необходимо для обоснования некоторых конъюнктурных положений.

Основу, позволяющую в рамках МНП рассматривать международные и внутригосударственные нормы как относительно самостоятельное единство, составляют его объект, предмет, система источников, определяемые целевой и функциональной общностью данных норм <1>. Такое единство составляет позитивную юридическую базу комплексной системы регулирования, дает возможность рассматривать МНП как объективное правовое явление, развивающееся в логике образующих его правовых норм и их взаимодействия и вместе с тем имеющее ограниченную самостоятельность вследствие относительной обособленности своего объекта и предмета регулирования.

--------------------------------

<1> Схожее мнение по данному вопросу ранее было высказано Д.В. Винницким. Подробнее см.: Винницкий Д.В. Международное налоговое право // Современное право. 2003. N 1. С. 14 - 16.

 

Помещая международное налоговое право в традиционный масштаб принятой системы финансового права, можно говорить о нем как о составном институте этого права, а точнее - о составном институте налогового права определенной страны, обладающем потенциалом развития в подотрасль права. Данный институт, учитывая охватываемый им сложный состав правовых норм, интуитивно можно дополнительно определить как комплексный. Однако такое определение видится формально излишним, поскольку правовой институт - системная структура и нередко рассматривается как комплексное явление <1>. Отмеченный потенциал МНП, продолжая накапливаться и развиваться, активно реализуется на практике. Поэтому МНП уже проявляет отдельные характерные свойства подотрасли права. С учетом такого понимания МНП далее рассматриваются вопросы о его предмете, объекте, принципах и проч.

--------------------------------

<1> В теории права институтом обычно считается система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. См., например: Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Былина, 1998. С. 207.

 

В данном случае, как и ранее, при изучении различных подходов в понимании международного налогового права последнее рассматривается с точки зрения позитивного права, т.е. как нормативная система (подсистема). С позиции позитивного права также далее предполагается сначала обратиться к вопросу о предмете (объекте) и принципах международного налогового права, а уже затем перейти к рассмотрению последнего в качестве научного направления и учебной дисциплины <1>.

--------------------------------

<1> Источники международного налогового права будут рассмотрены ниже, в отдельной главе.

 

§ 2. Предмет международного налогового права

 

2.1. Предмет и объект международного налогового права

 

Говоря о предмете и объекте международного налогового права как нормативной системе, трудно четко разделить элементы его структуры, опираясь на какие-то априорно имеющиеся данные и общепринятые основания. Однако это не связано ни со спецификой рассматриваемого явления, ни с предложенным его определением. Такое затруднение имеет более глубокие формальные и методологические причины <1>. Во-первых, этимологически понятия "объект" и "предмет" слабо дифференцированы по смысловому содержанию и нередко используются как синонимы. Во-вторых, отсутствуют нормативно установленные критерии, позволяющие дать строгое разграничение содержания рассматриваемых элементов. В-третьих, их разделение и раскрытие содержания более связано с доктриной. Поэтому при дальнейшем рассмотрении международного налогового права в качестве научного направления также будет затронут данный вопрос.

--------------------------------

<1> См., например: Борченко В.А. Объект частноправового регулирования: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. СПб., 2006; Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999; http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/16533 (дата последнего посещения - 05.06.2009); Сырых В.М. Указ. соч. С. 133 - 287.

 

С учетом предложенного определения международного налогового права, опираясь на общее научно-методологическое понимание указанных категорий ("объект" и "предмет") и экстраполируя принятые объектно-предметные конструкции финансового и налогового права, под объектом МНП можно понимать фактические и (или) юридические действия, в отношении которых или в результате которых возникают (могут возникнуть) фискальные претензии в данном государстве и одном либо нескольких иностранных государствах, а также условия, формы и пределы реализации налоговой юрисдикции этих государств в отношении таких действий (их результата). В свою очередь, предмет международного налогового права составляют две группы отношений (общественных отношений, социальных связей, зависимостей и разграничений), охватываемых регулятивным воздействием его норм, которые определяют круг потенциальных участников (субъектов) таких отношений, требования к объектам их деятельности и условия последней:

- межгосударственные отношения в налоговой сфере, связанные с распределением прав налоговых юрисдикций на взимание налогов с отдельных видов доходов (операций) и на установление налоговых обязанностей определенных категорий лиц, а также с механизмом устранения многократного налогообложения, организацией информационного обмена и оказанием правовой помощи по налоговым вопросам;

- внутригосударственные налоговые отношения, отягощенные иностранным элементом <1>.

--------------------------------

<1> Схожие по смыслу определения предмета международного налогового права даются и в некоторых работах зарубежных авторов. См., например: Gouthiere B. Les dans les affaires internationales. Paris: Francis Lefebvre, 2004. P. 11.

 

2.2. Иностранный элемент в международном налоговом праве

 

Отношения, отнесенные ко второй группе, выделяются через описательный признак, определяемый как "отягощенные (или усложненные) иностранным элементом". Это требует дополнительных пояснений, а именно: о формальном выражении усложнения налоговых отношений ввиду наличия фактора "иностранный элемент" и юридической квалификации последнего.

Присутствие иностранного элемента формализуется посредством установления во внутреннем налоговом законодательстве государства специальных правил налогообложения, применяемых к налоговым отношениям, в которых данный элемент присутствует. Включение таких правил можно рассматривать как усложнение или отягощение общего механизма правового регулирования налогообложения.

Собственно иностранный элемент, как правило, не имеет юридической дефиниции в налоговом законодательстве и определяется через совокупность признаков, которые можно условно объединить в две группы:

- операции (юридические и фактические действия), которые совершаются за пределами территории государства, но приводят к возникновению объекта налогообложения в его налоговой юрисдикции, и (или)

- налоговый статус лица, который устанавливается государством с учетом связей (экономических, политических, социальных и др.) данного лица с этим государством и зарубежными налоговыми юрисдикциями и в силу которого определяется объем налоговых обязанностей этого налогоплательщика в указанном государстве.

Здесь можно привести две точки зрения по вопросу о содержании понятия "иностранный элемент налоговых отношений", которые дают его видение в несколько ином ракурсе, но при этом могут дать дополнительные пояснения в развитие предложенного понимания, поскольку, как представляется, концептуально близки к нему. Во-первых, понятие "иностранный элемент" в налоговом праве должно определяться, по мнению Д.В. Винницкого, по общим правилам, принятым в международном частном праве, учитывая, что в доктрине последнего "принято классифицировать иностранные элементы правоотношения следующим образом: иностранный элемент на стороне субъекта, на стороне объекта и иностранный элемент, характеризующий наступление юридического факта... Наличие иностранного элемента в налоговом отношении означает, что субъектом этого отношения является нерезидент, иностранный гражданин или иностранная организация, или объект налогообложения, вызвавший к жизни соответствующее отношение, появился или находится за пределами территории, на которую распространяется налоговый суверенитет соответствующего государства" <1>. Во-вторых, предлагается более узкое определение рассматриваемого понятия, но схожее по структуре с предложенным: "Налоговые отношения с иностранным элементом можно объединить в две группы. К первой относятся случаи, когда государство взимает налог с налогоплательщика, являющегося субъектом иностранного права, ко второй - когда государство требует исчислять налог с объекта налогообложения, возникшего у субъекта национального права за границей. В первом варианте в качестве иностранного элемента выступает субъект, а во втором - объект налогообложения" <2>.

--------------------------------

<1> Винницкий Д.В. Указ. соч. С. 14.

<2> Налоговое право: Учебное пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: ИД ФБК-Пресс, 2000. С. 335.

 

Возвращаясь к предложенному пониманию иностранного элемента в налоговых отношениях, можно сказать, что такой элемент через описание первой группы признаков проявляет себя в объективированной форме, выступая в качестве специального объекта налогообложения. Во втором случае - раскрывается в своем субъектном составе, идентифицируясь через особый статус налогообязанных лиц-нерезидентов либо через специальные обязанности резидентов. На практике указанные критерии иностранного элемента в налоговых отношениях могут применяться во взаимосвязи, образуя производные смешанные признаки. Тем не менее, субъектный состав, статус налогоплательщиков имеют превалирующее значение в том смысле, что именно эти категории доминируют в определении иностранного элемента. Объекты налогообложения либо операции, приводящие к их возникновению, определяются достаточно кратко, как правило, путем описания их видового состава и нередко в привязке к конкретным категориям лиц (налогоплательщиков). Такое внимание к налоговому статусу лица можно объяснить тем, что он в данном случае имеет больший потенциал, поскольку, отражая объем обязанностей, привносит деятельное начало, содержит формальные основания для совершения значимых действий. Поэтому и в международных соглашениях, и в национальном законодательстве больше внимания уделяется прежде всего налоговому статусу участников отношений, отягощенных иностранным элементом.

Налоговые отношения с иностранным элементом возникают между государством (в лице его уполномоченных органов) и лицами, которые признаются в данном государстве налогоплательщиками и могут иметь в нем статус:

- иностранных лиц (налоговых нерезидентов). Такие лица, как правило, несут в этом государстве налоговые обязанности ограниченно, в части объектов налогообложения, которые возникли у них в пределах налоговой юрисдикции данного государства; или

- налоговых резидентов данного государства. В силу такого статуса они несут неограниченные налоговые обязанности и призываются к исполнению налоговых обязанностей в связи с возникновением объектов налогообложения на фискальной территории данного государства и, как правило, за ее пределами.

Также можно отметить, что в поисках баланса интересов, обоснования налоговых претензий на объекты, имеющие "иностранное" происхождение, создания справедливой (т.е. легитимной и учитывающей интересы и фиска, и плательщиков налогов) системы налогового регулирования требуется концептуальное основание налогообложения международной экономической деятельности. Одной из концепций построения "справедливого" международного налогообложения можно рассматривать теорию экономической связи субъекта (налогообязанного лица) с фискальной территорией определенного государства. Эта концепция, имеющая глубокое научное обоснование и учитывающая тенденции развития мирохозяйственных связей, получила достаточно широкое признание и стала частью идеологической основы построения фискальных систем большинства стран.

Теория экономической связи возникает как обоснование отказа от концепции тотального привлечения государством всех лиц, находящихся на его фискальной территории (или связанных с ней) к исполнению налоговой обязанности в отношении всех полученных такими лицами доходов, имеющегося у них имущества и т.д. Согласно этой теории экономическая связь лица и государства признается существующей, если данному лицу предоставляются некие блага (товары, услуги, доходы) от этого государства (публичного сектора экономики), оно получает определенную выгоду на его территории, реализуя, потребляя полученные блага, право на них и т.д. Вследствие наличия такой связи это государство правомерно может претендовать на уплату в свою пользу таким лицом определенных сумм в качестве налогов, а у данного лица возникает соответствующая обязанность по их уплате. Концепция экономической связи получила систематизированное оформление в виде доктрины "экономической привязанности" в трудах немецкого экономиста Г. Шанца <1>.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2005. С. 37.

 

Для установления экономической привязанности лица к фискальной территории и, следовательно, определения объема его налоговых обязанностей на этой территории (главным образом в отношении доходов) используются различные критерии, среди которых наиболее широкое распространение получили местонахождение такого лица (его резидентство, налоговый домицилий) и место получения дохода либо совершения налогооблагаемой операции (территориальность объекта налогообложения). Данные критерии имеют особое значение при решении проблемы многократного международного налогообложения, юридические аспекты механизма устранения и предотвращения которого будут рассмотрены специально.

 

§ 3. Методы и принципы международного налогового права

 

3.1. Методы и цели международного налогового права

 

В исследованиях, касающихся международного налогового права, вопрос о его методе решается в рамках соответствующего концептуального понимания самого явления. Однако так же, как и в случае с объектом и предметом, проблема метода далеко не однозначна. Это касается не только международного налогового права, но и в целом структурных элементов системы позитивного права. Кроме того, в научной литературе часто говорят не столько о методе права (его отдельных отраслей), сколько о методах правового регулирования.

Выделяя в качестве первичных методов регулирования централизованное, императивное регулирование (метод субординации) и децентрализованное, диспозитивное (метод координации), С.С. Алексеев отметил, что "методы правового регулирования - это приемы юридического воздействия, их сочетания, характеризующие использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридических средств... Представляя собой сложное, многогранное правовое явление, каждый отраслевой метод выражает особый юридический режим регулирования и состоит в специфическом комплексе приемов и средств регулирования, который существует только в конкретном нормативном материале и тесно связан с соответствующей группой общественных отношений - предметом правового регулирования" <1>.

--------------------------------

<1> Алексеев С.С. Теория права. М.: БЕК, 1995. С. 224 - 225.

 

Не стремясь представить детальный анализ методологическо-правовой основы МНП, можно вычленить его базовые методы. Безусловно, решение данного вопроса зависит от исходного понимания самого МНП. Такое понимание детерминирует и соответствующий подход к характеристике его методов. Исходя из концепции МНП как составного института права, обладающего отдельными чертами подотрасли права, представляется, что ему присущ комплекс базовых методов международного права (лежащих в основе правового регулирования межгосударственного сотрудничества по налоговым вопросам) и внутригосударственного финансового (налогового) права, определяющих регулирование налоговых отношений с участием иностранного элемента.

В части международно-правового регулирования взаимодействия государств в налоговой сфере представлена достаточно широкая гамма методов. Видимо, в данном случае корректнее говорить об их системе. Примечательно, что в международном праве вопрос о методе как одном из наиболее значимых аспектов данной отрасли обычно специально не выделяется <1>. Как правило, он рассматривается применительно к элементам международно-правовой системы, например, метод регулирования определенных видов деятельности или режима отдельных объектов, метод реализации норм и т.д. Так, И.И. Лукашук специально выделяет метод функционирования международного права, под которым понимает совокупность принципов, способов и средств, характерных для реализации международно-правовых норм и который охватывает пять особых методов: политико-правовой, морально-правовой, идейно-правовой, организационно-правовой и специально-правовой. Последний метод, по мнению автора, означает применение специфических правовых средств воздействия на международные отношения и является сутью международно-правового регулирования <2>.

--------------------------------

<1> См., например: Курс международного права: В 6 т. М.: Наука, 1967. Т. 2: Основные принципы современного международного права; Курс международного права: В 7 т. М.: Наука, 1989. Т. 2.

<2> Лукашук И.И. Указ. соч.

 

В международно-правовом регулировании важное место занимает метод согласования воль. Он выступает в качестве одной из основ процесса нормообразования на стадии разработки и принятия нормы (подписания международного соглашения). Если государство вступило в договор, приняло обязательство соблюдать установленные им требования, то и международно-правовая норма обретает обязательность в случае, когда она не является рекомендательной или дозволительной <1>. При несоблюдении государством принятых на себя международно-правовых обязательств, в принципе, может быть применен метод принуждения.

--------------------------------

<1> Подробнее см.: Курс международного права: В 7 т. М.: Наука, 1989. Т. 1. С. 184 - 198. Здесь стоит отметить, что нормы международного права делятся на императивные и диспозитивные, но оба вида норм являются обязательными. "Диспозитивными нормами называются такие нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств. Императивные нормы - это нормы, от которых государства не могут отступать даже по взаимному соглашению". См.: Международное право / Под ред. Г.И. Тункина. М.: Юридическая литература, 1982. С. 60.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.102 с.