Коллективное воспитание. Коллектив как объект и субъект воспитания — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Коллективное воспитание. Коллектив как объект и субъект воспитания

2018-01-30 198
Коллективное воспитание. Коллектив как объект и субъект воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коллектив - группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.

Коллектив – это союз разных личностей, эти личности имеют общие цели, опыт совместной деятельности, у них имеются нормы и правила, регулирующие деятельность коллектива.

Основные признаки коллектива: 1) общая цель. Такая цель должна совпадать с общественными интересами и не противоречить законам государства; 2) общая совместная деятельность. Для достижения цели каждый член коллектива должен активно участвовать в совместной деятельности; 3) отношения ответственной зависимости. В процессе деятельности между членами коллектива в целях достижения цели складываются особые отношения; 4) общий руководящий орган. Коллективом избирается наиболее авторитетный член в органы управления. Важной особенностью является сплоченность. В хороших коллективах существуют такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание, защищенность.

Принципы коллектива: 1)наличие общеколлективных целей; 2) постоянное движение навстречу новым перспективам; 3) связь с другими коллективами, с жизнью общества; 4) прямое влияние на все основные стороны жизни учащихся; 5) единство управления и самоуправления; 6) ведущая роль старших; 7) использование игры; 8) создание и накопление традиций; 9) бодрый тон; 10) эстетическая выразительность;11) наличие прочных и действенных деловых отношений; 12) наличие зависимостей между членами коллектива.

В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить следующие типы отношений: 1) деловые – основываются на совместной деятельности по решению социальных задач; 2) личные – основываются на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях.

Воспитательный коллектив – объединение учащихся, функционирующее при помощи здоровых социальных отношений, высокой организации самоуправления и межличностных отношений, стремления к общему успеху и т. д.

Функции воспитательного коллектива:

1) стимулирующая – коллектив выступает как возбудитель активности всех членов в повышении целенаправленности своей жизни;

2) организаторская – коллектив становится субъектом воспитания и управления своей деятельностью;

3) нравственная – коллектив способствует формированию правильных взаимоотношений, культуры поведения учащихся.

В практике воспитания различаются первичный и общий коллективы. Особенность первичных коллективов – личный контакт в нем всех его членов, постоянное деловое и товарищеское общение между ними. Основные формы первичных коллективов (на примере школьных коллективов): В школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. В общешкольный коллектив входят: 1) первичные коллективы (классы); 2) временные коллективы (различные кружки, коллективы художественной самодеятельности); 3) формальные коллективы (органы ученического самоуправления, ученический комитет); 4) неформальные коллективы (неформальный лидер).

Классный коллектив – важнейшая форма первичного коллектива. Он может расти, развиваться при активной и тесной связи с другими коллективами, во-первых, и с общешкольным коллективом, во-вторых. Если коллектив замыкается в рамках класса, его интересы не выходят за рамки своего класса, то этот коллектив не может рассматриваться как полноценный.

Иногда классные коллективы противопоставляют себя другим классам и общешкольному коллективу. Складывается «групповой эгоизм».

Выделяют три стадии в развитии коллектива:

1) первая стадия характеризуется наличием сплачивающего средства – требования педагога к учащимся;

2) вторая стадия характеризуется развитием этого требования, созданием группы учащихся, которые сознательно хотят поддерживать дисциплину;

3) третья стадия характеризуется достижением определенного результата, при этом работа воспитателя становится более точной и организованной.

Важнейшие средства воспитания ученического коллектива:

1) учебная работа;

2) внеклассная работа;

3) трудовая деятельность;

4) общественная деятельность;

5) культурно-массовая деятельность учащихся.

Для создания и воспитания ученического коллектива необходимо соблюдать следующие принципы:

1) воспитание ученического актива – позволит создать систему, при которой педагогические требования поддерживаются всеми учащимися;

2) правильное предъявление педагогических требований – позволит организовать успешную воспитательную работу со школьниками, закладывает основы для дальнейшего развития и воспитания коллектива;

3) организация перспективной учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной деятельности – оказывает большое влияние на развитие и личностное формирование всех членов коллектива;

4) формирование здорового общественного мнения – при наличии здоровых отношений между учащимися любое воздействие на коллектив является воспитательным для каждого ученика и для всего коллектива в целом;

5) создание и поддержание положительных коллективных традиций – позволяет повысить содержательность коллективной жизни, расширяет границы деятельности учащихся, укрепляет сплоченность коллектива.

Психология конфликта.

Конфликт -острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Психологические компоненты конфликта: 1) мотивы, цели, потребности, которые движут участником конфликта; 2) и тактика поведения участника при конфликтном взаимодействии; 3) информационная составляющая моделей поведения участников.

Структура конфликта: 1) объект конфликта - ценность. Выделяют социальные, материальные, духовные, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны; 2)предмет конфликта- противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. 3)участники конфликта- люди, вовлеченные в ситуацию. Виды участников по форме: отдельная личность, социальная группа; организация; государство. 4) социально-психологические условия и социальная среда.

Виды позиций участников: 1) основные участники (инициатор/зачинщик и оппонент); 2) поддерживающие основных участников; 3) подстрекатели; 4) организаторы; 5) медиаторы (посредники, судьи, эксперты).

Стадии конфликта: 1) предконфликтная стадия (латентный этап); 2) стадия открытого конфликта;3) стадия завершения конфликта;4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений)

Эскалация (от лат. scala – лестница) – это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия. При ней в поведении участников уменьшается рациональная составляющая, увеличивается напряжение и начинается критика личных черт оппонента.

Завершение конфликта – это деятельность субъектов конфликта, основанная на стремлении разрешить конфликт и проблему, приведшую к нему. Базовые формы завершения конфликта: разрешение,затухание,урегулирование,устранение.

Функции конфликта: 1) позитивные (явление, когда обе стороны приобретают положительный опыт); 2) негативные (явление, когда конфликт разрушает отношения).

Конфликтное поведение обусловлено: 1)некомпетентностью индивида; 2) отсутствием практики и опыта конструктивного и бесконфликтного общения; 3) индивидуальными особенностями человека; 4)неразвитыми социальными и морально нравственными установками субъекта межличностных отношений; 5) неорганизованной или слабо организованной системой норм, правил, регулирующих поведение и определяющих допустимые формы; 6) низкой культурой общения в социальной общности и ее представителя в частности; 7) нарушением баланса ролевых отношений: несоответствие занимаемой роли и роли, которую ожидают окружающие;8) неуправляемостью с предъявляемыми требованиями; 9)реакцией индивида на фрустрацию, физическое состояние, депрессию; 10) проблемы в личностно значимой сфере могут привести к агрессии и конфликтному поведению в другой сфере.

Стили поведения участников межличностного конфликта: 1)Уклонение — нежелание участвовать в урегулировании конфликта и защищать собственные интересы, стремление выйти из конфликтной ситуации. 2)Приспособление — попытка смягчить конфликтную ситуацию и сохранить взаимоотношения, уступая давлению противника. Приспособление применимо к конфликтным ситуациям в отношениях между начальником и подчинённым. 3)Принуждение — это управление конфликтом путём давления, применение власти или силы, с целью заставить принять свою точку зрения. 4)Конфронтация ориентирована на достижение своих целей без учета интересов другой стороны. При этом нет возможностей для принуждения. Этот способ разрешения конфликта, ничего не разрешает.5)Компромисс — это урегулирование конфликта путём взаимных уступок. 6)Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, которое отвечает интересам всех сторон.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.