Характерные особенности детей с ЗПР. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Характерные особенности детей с ЗПР.

2018-01-30 317
Характерные особенности детей с ЗПР. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Пояснительная записка.

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.

В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.

В соответствии с ФГОС НОО важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся.Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения ребенка с задержкой психического развития как части адаптированной образовательной программы.

Цель программы: развитие дефицитарных зон мозга.

Задачи:

1.Развитие познавательных процессов.

2. Развитие коммуникативных навыков.

3. Снижение тревожности и формирование адекватной самооценки.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля. Программа интегрирует знания в области нейропсихологии, физиологии, коррекционной педагогики и психологии, дефектологии и логопедии. Нормативно-правовые аспекты инклюзивного образования лиц с ОВЗ. Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней: · международные (подписанные СССР или Российской Федерацией); · федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.); · правительственные (постановления, распоряжения); · ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации и др.); · региональные (правительственные и ведомственные). Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. В Декларации прав ребенка, принятой резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН (от 20 ноября 1959 г.) с целью обеспечения детям счастливого детства, выработаны основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и других мер поддержки образования. В Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования», принятой 14.12.1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии, впервые были рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения всех детей. В Декларации ООН «О правах инвалидов» (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года) отмечается, что инвалиды могут пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации, а эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации. Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Дальнейшие мероприятия и предложения по осуществлению всемирной программы действий в отношении инвалидов конкретизированы во Всемирной программе действий в отношении инвалидов (принята резолюцией 37/52Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года). В программе перечислены основные мероприятия, которые необходимо провести на национальном уровне. Так, в Программе подчеркивается, что образование инвалидов должно по возможности проходить в рамках общей школьной системы, а ответственность за организацию процесса обучения должна возлагаться на органы образования. Вопрос о создании условий не столько экономических, сколько педагогических в обычных школах для лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, инклюзивного образования, настойчиво предложен в Декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», так называемой Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7-10 июня1994г.). В данной Декларации отмечено, что обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями и создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования. В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила долгосрочную стратегию дальнейшего осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов, основной целью которой было провозглашено создание «общества для всех», охватывающего все разнообразные человеческие ресурсы и позволяющего каждому человеку максимально развить его потенциал. Самым значимым решением в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года). Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации. Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Следует отметить, что термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) сформулирована основной принцип инклюзивного образования: новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. В числе целевых индикаторов программы – доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений. В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.

Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ.

В Законе установлены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования - обучающимся предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации; предлагаются различные формы получения образования – надомная, семейная, смешанная, с применением дистанционных, электронных средств.

В статье 42 обозначено, что обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП), а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.

Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья может быть физическое лицо, имеющее недостатки и физическом и/или психическом развитии, которые подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют получению образования без создания специальных условий (ФЗ № 273 ст.3 п.8).

На основании приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» создается комиссия в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.

В приказах Минобрнауки России "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (от 26 декабря 2013 г. № 1339, 1400) помимо общих положений организации государственной итоговой аттестации (ГИА) рассмотрены вопросы создания условий в процессе проведения процедуры сдачи экзамена лицами с ОВЗ, детьми-инвалидами.

Данные положения нашли отражение в содержании утвержденных Стандартах дошкольного (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, начального общего (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 22 сентября 2011 г. № 2357), основного общего (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Федеральный государственный образовательный стандарт - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к условиям получения образования определенного уровня и (или) профессии, специальности и направлению подготовки. В стандарте для каждого уровня определены особенности реализации ФГОС; учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; использование разнообразных организационных форм обучения и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также сроки освоения образовательной программы.

В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.


Психологические особенности детей с ЗПР, вариантыЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Согласно результатам исследований проблемы ЗПР в трудах ряда ученых: Т. А. Власовой, Т. Б. Глезерман, Ю. Г.Демьянова, В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, В. И.Лубовского, Н. Я. Семаго и М. М.Семаго, Г. Е. Сухаревой, У. В. Ульенковой и других можно выделить те особенности дефекта, которые значимы для психолого-педагогического исследования и для организации и проведения коррекционного воздействия.

Для детей с ЗПР характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений. Патогенетической основой ЗПР в большинстве случаев является резидуальная недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными этиологическими факторами и обусловливающая неполноценность отдельных корковых функций, парциальное нарушение психического развития. Для высшей нервной деятельности детей с ЗПР характерно снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к иррадиации, некоторые проявления инертности, обозначающие в целом недостаточность нейродинамики. Исследования выявили разные варианты ЗПР. Все они характеризуются сниженной обучаемостью детей, задержанным темпом развития, недостаточной сформированностью познавательной деятельности. Однако каждый из них имеет свою специфику и прогноз, которые обусловлены, прежде всего, преимущественным нарушением эмоциональных или интеллектуальных функций, степенью выраженности этих нарушений, сочетанностью их с другими неврологическими расстройствами.

Наиболее известной и принятой к рассмотрению является классификация вариантов ЗПР К.С.Лебединской:

Первый вариант - ЗПР конституционального происхождения. Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм - это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребенка, и в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации. Прогноз психического развития благоприятный.

Второй вариант - ЗПР соматогенного происхождения. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка страдает, и, как следствие, не может полноценно развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимания создают ситуацию для замедления темпов развития психики. Прогноз психического развития благоприятный.

Третий вариант - ЗПР психогенного происхождения. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. Прогноз психического развития благоприятный.

Четвертый вариант - ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной появления данной группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, обусловленная различными неблагоприятными факторами: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен.

Рекомендации по созданию условий для адаптации ребенка с ЗПР

Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню его когнитивной сферы, уровню подготовленности т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам;

Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию);

Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем;

Индивидуальная дозированная помощь ученику;

Развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность воспринимать и принимать помощь;

Щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований

Специальная подготовка педагога;

Создание у ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта;

Поддержка ученика учителями школы.

Наличие специалиста сопровождения (тьютора) на период адаптации в условиях класса.

Составление индивидуальной образовательной программы и программ сопровождения.

Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом. Индивидуальные занятия с дефектологом, занятия с психологом по развитию познавательной и эмоционально – волевой сферы, коммуникативных навыков. Посещение групповых занятий с психологом в ППМС Центре.

Наблюдение врача психиатра.

Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР.

1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.

2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.

3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.

4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.

Структура программы

Программа разделена на четыре этапа, взаимоинтегрированных друг в друга:

1. Развитие когнитивной сферы: внимание (8 часов)

2. Развитие когнитивной сферы: память (7 часов)

3. Развитие когнитивной сферы: мышление (10 часов)

4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих

ресурсов, минимизация личностной тревожности (7 часов).

Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – 2 ч. Диагностика проводится на основе

диагностического комплекта Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, диагностики умственного развития Э.Ф. Замбавичане, Шипицыной Л.М.

Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 30-35 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Средства контроля программы

В целях отслеживания результатов работы, с учащимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальной карте учащегося» (Приложение 1) и Психолого-педагогическом статусе учащегося (Приложение 2)

Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.

Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.

Таким образом, цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.

Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.

 


Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий.

 

№ п\п Дата Тема Содержание Планируемые результаты Кол-во часов
1. 8.09.2015 Входная диагностика Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы Оценка индивидуальных особенностей учащегося  
2. 10.09.2015 «Учимся образно мыслить!» Вводная часть Настрой на занятие. «Мозговая гимнастика «Сова», самомассаж кистей рук Основная часть Задание 1. «Запомни фигуры» Задание 2. «Логический квадрат» Задание 3. «Обводи точно» Когнит. упр. «Организация рабочего места» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Развитие зрительной опосредованной памяти. Развитие логического мышления. Развитие произвольности движений.    
3. 15.09.2015 «Учимся обобщать и делать выводы!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки», растяжка «Струночка» Основная часть Задание 1. «Четвертый лишний» Задание 2. «Письмо инопланетянина» Задание 3. «Найди девятый» Когнит. упр. «Послушать тишину» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Развитие мышления (процессы обобщения). Развитие опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).    
4. 22.09.2015 «Учимся устанавливать закономерности!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Шапка для размышлений», дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Поверни квадрат» Задание 2. «Найди девятый» Задание 3. «Пишущая машинка» Релаксация «Ковер –самолет» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие произвольного внимания (устойчивость).    
5. 29.09.2015 «Учимся логично мыслить!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание икр»,растяжка «Звезда» Основная часть Задание 1. «Свяжи слова» Задание 2. «Найди четвертый лишний» Задание 3. «Закончи рисунок» Коммуникат упр. «Организация пространства листа» Заключительная часть Подведение итогов занятия.   Развитие ассоциативного и обобщающего мышления. Развитие воображения.    
6. 6.10.2015 «Учимся себя контролировать!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Точки равновесия», дыхательное упражнение. Основная часть Задание 1. «Муха» Задание 2. «Бери осторожно» Когнит. упр. «Чаша доброты» Заключительная часть. Подведение итогов занятия.   Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений.    
7. 13.10.2015 «Секреты мнемотехники!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Точки Кука», растяжка по осям, дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Запомни сочетания фигур» Задание 2. «Раздели на группы» Задание 3. «Фигуры и значки» Релаксация «Пляж» Заключительная часть Подведение итогов занятия.   Развитие зрительной памяти. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных представлений.    
8. 20.10.2015 «Учимся себя контролировать!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Перекрестные движения», дыхательное упражнение Задание 1. «Выбери главное» Задание 2. «Совмести фигуры» Задание 3. «Знай свой темп» Когнитивн. упр. «Моя рука, твоя рука» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).    
9. 27.10.2015 «Учимся мыслить по аналогии!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание головой», растяжка с дыханием Основная часть Задание 1. «Назови четвертое слово» Задание 2. «Муха» Задание 3. «Запретное движение» Когнитивн. упр. «Лабиринт» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Развитие словесно-логического мышления (аналогии). Развитие внутреннего плана действия. Развитие произвольности движений (умение затормозить движение).    
10. 10.11.2015 «Учимся сравнивать и обобщать!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Перекрестные движения», дыхательное упражнение, самомассаж ушных раковин. Основная часть Задание 1. «Одинаковое, разное» Задание 2. «Не путай цвета» Задание 3. «Что это?» Релаксация «Парусник» Когнитивн. упр. «Найди фигуру» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Развитие мышления (умение сравнивать). Развитие произвольности движений (помехоустойчивость). Развитие воображения.    
11. 17.11.2015 «Размышляй-ка!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки», растяжка «Струночкка» Основная часть Задание 1. «Объедини по смыслу» Задание 2. «Найди фигуры» Когнитивн. упр. «Потянулись – сломались», «Поза» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Развитие вербальной опосредованной памяти. Развитие мышления (установление закономерностей).      
12. 24.11.2015 «Стороны света!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Заземлитель», глазодвигательные упражнения Основная часть. Задание 1. «Учись уменьшать и увеличивать» Задание 2. «Объедини пословицы» Задание 3. «Запомни и нарисуй» Коммуникат. Упр. «Равновесие». Заключительная часть Подведение итогов занятия. Развитие пространственных представлений. Развитие вербального мышления. Развитие зрительной памяти.    
13. 1.12.2015 «Размышляй-ка!» Вводная часть Настрой на занятие. «Мозговая гимнастика «Точки равновесия» Основная часть Задание 1. «Поверни квадрат» Задание 2. «Найди одинаковые» Когнитивн. упр. «Шапка – невидимка» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (операция сравнения).    
14. 8.12.2015 «Учимся правильно ориентироваться!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Заземлитель», телесные упражнения. Основная часть. Задание 1. «Логический квадрат» Задание 2. «Назови по порядку» Задание 3. «Дружный хлопок» Коммуникат. упр. «Прощание частью тела» Заключительная часть Подведение итогов занятия.   Развитие логического мышления. Развитие произвольного внимания (устойчивость). Развитие чувства времени.    
15. 15.12.2015 «Учимся быть внимательными!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание икр», растяжка «Лучики» Основная часть Коммуникат упр. «Приветствие» Задание 1. «Составь слова» Задание 2. «Отыщи числа» Когнитивн. упр. «Скажи наоборот» Заключительная часть Подведение итогов занятия.   Развитие мышления (процессы синтеза). Развитие произвольного внимания (переключение).    
16. 22.12.2015 «Стороны света!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Заземлитель», дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Волшебники» Задание 2. «Где какая полоска?», «Кольца» Задание 3. «Говорим по-марсиански» Когнитивн. упр. «Визуализация цвета» Заключительная часть. Подведение итогов занятия.   Развитие воображения. Развитие пространственных представлений. Развитие логического мышления.    
17. 12.01.2016 «Логические цепочки!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание икр», дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Поезд» Задание 2. «Не путай цвета» Когнитивн. упр. «Колпак мой треугольный» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Развитие логического мышления. Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности).    
18. 19.01.2016 «Учимся думать логично!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Точки равновесия», массаж ушных раковин Основная часть Задание 1. «Найди девятый» Задание 2. «Найди одинаковые» Задание 3. «Архитектор» Когнитивн. упр. «Визуализация человека» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Развитие мышления (установление закономерностей). Развитие мышления (операция сравнения). Развитие внутреннего плана действия.    
19. 26.01.2016 «Учимся познавать!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Шапка для размышлений», растяжка с дыханием. Основная часть Задание 1. «Совмести фигуры» Задание 3. «Письмо инопланетянина» Когнитивн. упр. «Зашифрованное упражнение» Заключительная часть. Подведение итогов занятия.   Развитие внутреннего плана действия. Развитие чувства времени. Развитие опосредованной памяти.    
20. 2.02.2016 «Учимся запомнать!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки», растяжка «травинка на ветру» Основная часть Задание 1. «Объедини по смыслу» Задание 2. «Поверни квадрат» Когнитивн. упр. «Зеркальные движения» Заключительная часть. Подведение итогов занятия.   Развитие смысловой памяти. Развитие внутреннего плана действия.    
21. 9.02.2016 «Учимся себя контролировать!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Точки пространства», дыхательное упражнение Основная часть Задание 1. «Добавь слово» Задание 2. «Раскрась фигуру» Задание 3. Игра «Флажок» Когнитивн. упр. «Золотая рыбка» Заключительная часть Подведение итогов занятия.   Развитие слуховой памяти. Развитие пространственных представлений. Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности).    
22. 16.02.2016 «Учимся работать по образцу!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание головой», телесные упражнения Основная часть Задание 1. «Муха» Задание 2. «Что здесь изображено?» Коммуникативное упр. «Зеркало» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (процессы синтеза). .    
23. 1.03.2016 «Учимся сравнивать и анализировать!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Качание икр», Основная часть Задание 1. «Отыщи числа» Задание 2. «Преврати в квадрат» Задание 3. «Запретное движение» Когнитивн. упр. «События по порядку» Релаксация «Росток» Заключительная часть. Подведение итогов занятия. Развитие произвольного внимания (переключение). Развитие наглядно-образного мышления. Развитие произвольности движений (умение затормозить движения).    
24. 15.03.2016 «Фантазеры!» Вводная часть Настрой на занятие. Мозговая гимнастика «Точки равновесия», растяжка «Дерево» Основная часть Задание 1. «Подбери слова» Задание 2. «Найди недостающий квадрат» Задание 3. «Закончи рисунки» Заключительная часть Подведение итогов занятия. Развитие вербального мышления. Развитие пространственных п<
Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.