Раздел 1. Методологические проблемы политологии. Теория политики. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Раздел 1. Методологические проблемы политологии. Теория политики.

2018-01-30 420
Раздел 1. Методологические проблемы политологии. Теория политики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 2. История политической мысли.

Лекция 3. Проблемы истории политической мысли.

Предмет истории политических и правовых учений. Соотношение истории политических и правовых учений, теории и истории государства и права, политологии, истории отраслевых государственных дисциплин. Понятие политико-правового учения. Связь мировоззренческой основы политико-правового учения, его теоретического содержания программных положений. Закономерности развития политико-правовой идеологии. Классовое и общечеловеческое, в политико-правовых доктринах. Проблема преодоления политического отчуждения в истории политической мысли. Основные теоретические варианты преодоления политического отчуждения: замена государства общественным самоуправлением, осуществление государственной власти народом, подчинение государства праву. Социально-классовые основы автократических тоталитарных, технократических, эстетических, сословно-кастовых, охлократических идей и теорий, стремящихся обосновать политическое отчуждение.

Методология истории политических и правовых учений. Критерии оценки политико-правовых доктрин. Периодизация истории политических и правовых учений. Структура курса.

Общая характеристика основных направлений политической МЫСЛБ в рабовладельческих государствах Древнего Египта и Древнего Вавилона. Религиозный характер политической идеологии.

Политическая идеология в Древней Индии. Оправдание кастового строя в законах Ману. Политические идеи брахманизма. Политическая идеология раннего буддизма. Индуизм.

Политическая идеология в Древнем Китае. Политические взгляды Конфуция. Конфуцианский идеал государства. Политические и правовые идеи Мао-Цзы, Дао -Цзы о естественном и человеческом "дао". Основные принципы и специфика древнекитайской политической и правовой мысли. Легисты /законники/.Шан Ян: теория государственного управления, формы контроля за деятельностью граждан. Вознаграждение и наказание. Критика конфуцианства.

Античная политическая мысль. Учения Платона и Аристотеля.

 

Предпосылки и социально-политическая обстановка:

Политическая мысль античной Греции и Рима развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий с присущими им признаками целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств:

1. Общественное разделение труда дало возможность определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства.

2. Активное развитие политических теорий было востребовано самим способом организации общественной жизни. Такой уникальной формой выступал полис - город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В полисе занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были весьма актуальны.

Платон

Античный мыслитель. Он одним из первых систематически изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Суть их в следующем:

1. Наиболее важной и непосредственной формой существования общества Платон считал государство. Философ стремился нарисовать картину идеальных общества и государства.

2. Подлинная добродетель - истинное знание - возможна только при идеальном государстве. Таким государством Платон считал совершенную аристократию - правление лучших и благородных философов-мудрецов. Другие четыре формы государства - тимократию (правление военных), олигархию, демократию и тиранию он называл несовершенными.

3. Платон первым указал на взаимосвязь политики, государства с социальными изменениями (разделением труда, появлением классов, неравенства).

4. Философ утверждал, что идеальное общество состоит из трех сословий:

F правителей-философов,

F воинов-стражей,

F ремесленников.

Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души - разумному, яростному и деловому. Каждое сословие занято своим делом: философы-мудрецы осуществляют справедливое правление, поскольку только им доступно истинное знание; стражи защищают общество; ремесленники и земледельцы создают материальные средства жизни.

Аристотель

Ученик Платона. Его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы философ изложил в работе «Политика»:

1. Отрицал возможность существования идеального государства, утверждая, что государство является результатом естественного развития, а не божественного промысла.

2. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного».

3. Главная цель государства - достижение «лучшей жизни». Общего блага для всех граждан. Государство является воплощением справедливости, закона, сферой выражения общего интереса. В нем есть место частной собственности, семье.

4. Аристотель классифицировал формы государства по двум критериям: 1) количеству правящих; 2) цели правления. Монархию, аристократию и политию он называл правильными формами, поскольку в них правители преследуют общее благо всех граждан; неправильными - тиранию, олигархию, демократию, которые служат корыстным интересам правителей.

5. Лучшей формой государства Аристотель считал политию - правление большинства, обладающего имущественным и образовательным цензом. Политая объединяет в себе все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство), демократии (свобода). Переводя эту мысль Аристотеля на современный язык, можно сказать, что это - правление в интересах среднего класса.

Полибий, его учение о круговороте политических форм. Смешанная форма правления и ее элементы. Обычай и закон как основные начала государственной жизни.

Основные направления политической мысли в Древнем Риме. Политическая идеология в Риме в период республики. Воззрения Цицерона на государство и право. Его политическая программа. Защита интересов рабовладельческой знати. Критика демократии и защита "смешанной" формы правления.

Лекция 4. Особенности политической мысли Средневековья и эпохи Возрождения.

Функции партий

1. Социальные функции – они сводят интересы общества и государства

2. Идеологические функции - связаны с разработкой партийной идеологии, программных документов, а также с осуществлением партийной пропаганды.

3. Политические функции -в первую очередь связаны с борьбой партии за политическую власть в обществе и ее осуществление на основе своих программных установок.

4. Управленческие функции – осуществляются после победы на выборах, когда партии участвуют в формировании правительства или берут на себя ответственность по управлению государством, которая выражается в ответственности за деятельность лиц, выдвинутых ею.

Полнота реализации всех этих функций, как внешних, так и внутренних, в том или ином обществе различна. Она зависит главным образом от уровня развития конкретного общества, социально – классовой сущности партии, а также от профессиональных качеств ее лидеров.

Совокупность политических партий и взаимосвязь м/у ними составляют партийную сис-му. Политическая сис-ма – совокупность государственных, политических и общественных организаций, форм и взаимодействия м/у ними, посредством которой осуществляется реализация общезначимых интересов с использованием полит. вл.

Партийные сис-мы делятся на: многопартийные (Швеция, Дания, Голландия), 2-х партийные (США), 2+1 партийные (ФРГ)

Раздел 1. Методологические проблемы политологии. Теория политики.

Лекция 1. Политология как наука и учебная дисциплина.

Еще в 430 г. до н.э. политический деятель Древней Греции Перикл утверждал: "Лишь немногие могут творить политику, но судить о ней могут все".

Особенно актуальна он для нашей страны, переживающих период радикальных преобразований во всех сферах общественной жизни, трансформации самой общественно-политической системы. В нашей стране в настоящее время встает проблема формирования политологии как новой для нас дисциплины. В этой связи очень важно определить содержание, круг проблем, институтов и явлений, составляющих предмет исследования политологии.

Иное положение сложилось в большинстве индустриально развитых стран. В настоящее время политология там занимает важное место среди обществоведческих дисциплин. Об этом свидетельствует, во-первых, постоянно возрастающий поток литературы, множество специальных политологических журналов; во-вторых, наличие различных общенациональных и региональных профессиональных организаций политологов. Наиболее известные из них - Американская ассоциация политических наук, Ассоциация политических исследований Англии, Французская ассоциация политической науки и т.д. Общенациональные политологические ассоциации существуют в большинстве крупных стран Запада. В 70-х годах Ассоциация политических наук была организована и в СССР. После второй мировой войны, в 1949 г., при содействии ЮНЕСКО была создана и функционирует по сей день Международная ассоциация политической науки, в задачу которой входит координация политологических исследований во всем мире.

О значении, масштабах и круге затрагиваемых политологией проблем говорит хотя бы тот факт, что сегодня в политологии США насчитывается 26 самостоятельных областей специализации. Большое внимание ей уделяется в системе высшего образования. На Западе трудно назвать сколько-нибудь крупный университет или гуманитарный институт, где не функционируют кафедра или центр политологии. Существенное место политологии отводится в учебных программах средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений. Более того, во многих школах ученики старших классов реализуют полученные на уроках политологические знания в повседневной школьной и внешкольной жизни.

В нашей стране еще в конце Х1Х - начале ХХ в. сложилась своя, политологическая традиция, связанная с именами Б. Н. Чичерина, Н. А. Бердяева, С. Л. Франка, П. И. Новгородцева, П. Б. Струве, О. Н. Лосского, В. В. Зеньковского и других ученых и политических деятелей, внесших весомый вклад в развитие мировой общественно-политической мысли.

В советское время в большом количестве издавались работы по политической истории мира, отдельных регионов и стран, в том числе России, по вопросам внутренней и внешней политики СССР, союзных республик, других государств мира, по проблемам связи политики с другими сферами общественной жизни (экономикой, правом, социальной сферой, идеологией, культурой и т.д.). Однако как самостоятельная область научного знания политология, так и не оформилась. Возможно, причиной этого было господствовавшее среди руководства страны, части ученых-обществоведов, идеологов и некоторых групп граждан убеждение в том, что со временем государство как орган насилия будет заменено самоуправлением народа в масштабах общества. Предполагалось, что место политики и свойственных ей методов и средств решения социальных проблем, регулирования человеческих отношений и поведения займут нравственные нормы, обычаи и традиции.

Сегодня, когда в обществе значительно активизировались политические процессы, когда в числе других сфер общественной жизни серьезные изменения претерпевает и сфера политики, соответственно возросла и потребность в их научном осмыслении. В связи с этим особую роль приобрели политологические исследования. Важно только, чтобы в поисках объективной истины участвовали ученые разных течений, убеждений, придерживающихся различных идей, концепций и т.д..

Надеемся, что данный курс лекций поможет Вам разобраться в таких основополагающих институтах, явлениях и проблемах современного общества и общественного развития, как гражданское общество, правовое государство, политика, политическая система и ее формы, демократия и диктатура, политическая культура и т. д.

Политология как самостоятельная научная дисциплина

Приступая к исследованию любой обществоведческой дисциплины, ученый сталкивается с множеством вопросов: каков предмет ее исследования? Каковы ее содержание, предназначение и функции? Какое место занимает она среди других обществоведческих наук? И т.д. Что касается политологии, то поиск правильных ответов на подобные вопросы важен прежде всего для точного понимания политических реальностей в современном мире.

Вычленение самостоятельного предмета политологии связано с немалыми трудностями, так как на него притязают многие другие общественные (а иногда и естественные) науки, что вполне объяснимо: мир политического тесно переплетается с культурой, экономикой, социальными феноменами и т.д. Политологам постоянно приходится конкурировать с философами, социологами, историками и представителями других дисциплин, претендующими на изучение мира политического. Однако указанные трудности связаны еще с одним обстоятельством, а именно с тем, что ни на Западе, ни в нашей стране до сих пор нет общепринятого определения политологии. Разные исследователи расходятся в оценке ее границ и содержания, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т. д.

Прежде чем определить объект и предмет исследования политологии, круг охватываемых ею тем и проблем, необходимо выяснить содержание понятий "политическое", "мир политического", "политическая сфера" и т. д., а для этого требуется предварительно уточнить границы между миром политического и другими сферами человеческой жизни как подсистемами общества.

В современном обществе как системе, как целостном образовании выделяются следующие взаимосвязанные и взаимозависимые подсистемы: производственная, или экономико-хозяйственная; социальная; культурная; духовная и политическая. Каждая из них характеризуется только ей присущими структурой, функциями, ценностями, нормами, целями, действующими лицами и т.д. Производственная (экономико-хозяйственная) подсистема обеспечивает материальную основу жизни общества. Социальная, культурная и духовная сферы в совокупности составляют гражданское общество, которое также, наряду с производственной и политической, образует специфическую подсистему. Гражданское общество обеспечивает производство и воспроизводство человека как полноправного члена общества, способствует нормальному функционированию различных социальных институтов, в рамках которых происходят эти процессы. Политическая подсистема призвана регулировать (направлять) процесс создания благоприятных условий для эффективного функционирования указанных подсистем ради реализации интересов всех членов общества.

Экономическая подсистема немыслима без гражданского общества, и, наоборот, гражданское общество невозможно без составляющей его материальную основу экономической подсистемы. Но они не могут функционировать без государства, главная функция которого - контролировать и регулировать их деятельность.

В реальной жизни все подсистемы взаимосвязаны, а разграничение их в рамках научного анализа во многом имеет условный характер, диктуется необходимостью облегчить болею скрупулезное изучение каждой как самостоятельного феномена.

Здесь отметим лишь то, что в соответствии с предложенной классификацией человеческий социум условно можно изобразить в виде схемы, приведенной на рис. 1. 1., где А - социальная, В - духовная, С - политическая и D - экономическая сферы или подсистемы. Тогда АВ - гражданское общество (институты, отношения, ценности), D - хозяйственно - экономическая подсистема, С - политическая подсистема, призванная обеспечить политическое единство человеческого социума.

Руководствуясь этой схемой, попытаемся классифицировать социальные и гуманитарные науки, учитывая, что каждая из них призвана изучать тот или иной аспект, ракурс, компонент одной из четырех подсистем. Тогда А - социальные науки, группирующиеся вокруг социологии; В - науки о духе (философия, культурология, религиоведение и богословие, этика, эстетика и искусствоведение и т.д.); С - политические науки и D - экономические науки.

Рис. 1

Другими словами, каждая из четырех главных подсистем служит объектом изучения самостоятельного блока научных дисциплин. Проведение классификации социальных и гуманитарных наук связано с трудностями определения места каждой конкретной дисциплины в системе социальных и гуманитарных наук, более или менее точного выявления сферы или предмета ее изучения, круга охватываемых ею тем и проблем.

Политика - наиболее отчетливо наблюдаемая нами сторона общественной жизни, однако эта видимость обманчива, так как скрывает множество менее очевидных фактов и процессов, относящихся к другим подсистемам, но оказывающих и определенное воздействие на политическую сферу. Среди них - социально-экономические, культурные, научные, образовательные, национальные, религиозные и другие факторы и явления, составляющие гражданское общество.

Политология первоначально сформировалась как "государственная" дисциплина, призванная изучать предназначение и функции государственных и политических феноменов, институтов, процессов; теперь предметом ее исследования является мир политического в его целостности и многообразии, т. е. все, что охватывает понятие "политическое".

Таким образом, политология - наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Проблемы, которыми занимается политология, можно разделить на три крупных блока:

1) философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и важнейшие характеристики подсистемы политическою, политические феномены, свойственные тому или иному конкретному периоду истории;

2) политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, их преимущества и недостатки, политические режимы, условия их изменения и т. д.;

3) политические институты, политический процесс, политическое поведение и т.д.

Однако эти блоки не соподчинены, а равнозначны между собой, поскольку идейно-теоретические основания политики невозможно понять в отрыве от конкретной политической системы, а ее, в свою очередь, без конкретных политических институтов.

Перечисленные политические феномены интересуют ученого политолога прежде всего с точки зрения их состояния в данный момент. Он выясняет их структуру, составные элементы, функции, условия функционирования, их соотношение и взаимодействие. Но такой их анализ был бы односторонним и не полным без учета общего исторического фона, на котором они существуют, их идейно-теоретической и социально-философской подоплеки. Исходя из этого, политологическое исследование включает три важнейших аспекта: исторический, теоретический и эмпирический. Соответственно политологическая наука изучает историю политических учений и традиций, политических систем, идейно политических воззрений и течений; теорию политики; конкретные механизмы принятия решений и реализации властных функций и т.д.

Главными объектами исследования политологии являются государство, власть и властные отношения, составляющие своеобразный стержень политического. Они имеют много аспектов - экономический, социальный, культурный и т. д., поэтому изучаются разными науками - экономической, социологической, культурологической и т. д. Государство, кроме того, исследует государствоведческая, а право - правоведческая дисциплины, анализирующие прежде всего юридические и правовые аспекты их функционирования. Политологическая наука подходит к исследованию государства и властных отношений прежде всего как институтов политической организации общества, имеющих своей главной целью реализацию всеобщего интереса. Однако государство и власть как феномены мира политического неизбежно соприкасаются с более широкой областью социальных явлений, в частности с социально-экономическими, культурными, национальными, религиозными и другими факторами жизни общества, составляющими в совокупности социальные основы политики, поэтому и они должны быть включены в предмет исследований политологии, точнее, в тот ее раздел, который так и называется - " социальные основы (аспекты) политики ".

Помимо государства и власти, политологию интересуют партии и партийные системы, механизмы представительства, избирательные системы, политические организации, разного рода заинтересованные группы, средства массовой информации и т. д., т. е. то "промежуточное пространство" между гражданским обществом и миром политического, речь о котором шла ранее. Но в отличие от политической социологии, или социологии политики, политологию интересует именно то, как, какими политическими средствами, за счет каких политических механизмов они добиваются реализации своих экономических, социальных и прочих интересов.

Политология изучает государство не только как субъекта политики, носителя власти и властных отношений в рамках одной страны, но и как носители государственного суверенитета на международной арене, одного из многих субъектов политических отношений между различными государствами. Проблемы мирового сообщества и всего комплекса международных отношений составляют предмет исследования нескольких дисциплин - истории, правоведения, истории дипломатии, социологии, отчасти философии. Значительное внимание этим проблемам традиционно уделяется и в политологической науке, которая исследует закономерности, основные нормы и особенности взаимодействия государств в современных условиях, механизмы принятия решений, роль и функции важнейших международных политических и правовых институтов при разрешении международных конфликтов и поиске консенсуса (согласия) между государствами; деятельность региональных и всемирных организаций как важных звеньев системы жизнедеятельности мирового сообщества. Данный круг проблем составляет еще один раздел политологии, а именно" международные аспекты политики ".

Мир политического непосредственно связан со сферой идеологии, которая "одухотворяет", "озвучивает" институциональные отношения между людьми, объясняет, обосновывает, оправдывает или отвергает политические реальности в конкретных общественно-исторических условиях. Фактически политика представляет собой арену столкновения различных идеологических систем, идейно-политических течений и направлений; иначе говоря, мир политического имеет идеологическое, или идейно-политическое, измерение. Поэтому политология исследует соотношение политики и идеологии, важнейшие идейно-политические учения, их историю, влияние на политику, а раздел политологии, в котором рассматриваются эти проблемы, можно обозначить как " идеологические аспекты политики ".

Как и другие области обществознания, политология имеет свое мировоззренческое обоснование, поскольку в той или иной форме она тоже затрагивает такие вечные вопросы, как место и роль человека в общественном и природном мире, смысл и значение материальной и духовной сторон человеческого - индивидуального и коллективного - бытия и т. и. Тем самым она связана с общефилософской (мировоззренческой) проблематикой, а раздел политологии, в котором исследуются данные феномены, можно обозначить как " философские мировоззренческие аспекты политики", или "политическая философия ". В определенном смысле можно утверждать, что сама политическая философия является составной частью политической действительности, так как любой политический режим нуждается в философском оправдании своего существования. Вариантов такого оправдания, объяснения множество, что отражается в различных идейно-политических течениях - либерализме, консерватизме, марксизме, социал-демократии и т. д.

Для политической философии социальная реальность служит источником размышлений о принципах общественного порядка, социальной справедливости, свободы, равенства и т. д., что непременно "выводит" ее на проблемы связанные с сущностью власти и властных отношений, на государство, его предназначение и цели, побуждая обосновывать определенный политический порядок. Одна из целей политической философии - выяснить, насколько отвечают истине, т. е. объективной необходимости, общепризнанные политические ценности. Для того чтобы достичь этой цели, она всегда ставит под сомнение господствующие концепции политического порядка, стремясь определить некую магистральную линию политического развития.

В качестве самостоятельного раздела (аспекта) политологии выступает политическая психология, или " психологические аспекты политики и политических отношений ". Предметом изучения здесь служат установки, ориентации, убеждения, ожидания, мотивации, проявляющиеся в политическом поведении людей. Особенно широко исследования такого рода используются при изучении общественного мнения, политической социализации, политического конфликта и сотрудничества, электорального поведения, политических установок т. д.

Основателем политической психологии считается Г. Ласуэлл, который в 1930 г. опубликовал книгу "Психология и политика", а в 1950 г. в соавторстве с А. Капланом - "Власть и общество". Особенно сильный толчок развитию политической психологии дала развернувшаяся после второй мировой войны "бихевиористская революция".

В качестве специфического раздела политологии западные ученые выделяют также политическую антропологию, изучающую институты управления и их практические функции у различных этнических сообществ, характерных для развивающихся стран и примитивных обществ (преимущественно незападных), связи политического поведения с более широкой культурой группы, коллектива, сообщества; дающую сравнительный анализ разнообразных политических систем и выявляющую этнические факторы в политическом поведении людей.

Итак, предметом политологии в общей сложности являются такие разные по своему характеру институты, феномены и процессы, как политическая система, государственный строй, власть и властные отношения, политическое поведение, политическая культура в их всесторонней взаимосвязи и взаимодействии, а также история политических учений. Конечно, эти проблемы изучаются не только политологией, но и философией, социологией. государственно-правовой наукой и т. д. Политология же, интегрируя в себе отдельные аспекты этих дисциплин, располагается как бы в точке их пересечения и по существу представляет собой междисциплинарную науку.

Политологам приходится конкурировать за сферу интересов с философами, социологами, историками, претендующими на право заниматься изучением политики. Большой интерес представляет вопрос о соотношении политологии и истории. К примеру, чем политология отличается от истории? Ведь известно, что эти две дисциплины развивались в тесной взаимосвязи. В исторической науке существует самостоятельный раздел - политическая история, которая изучает мир политического в прошлом. На заре формирования политологии английский историк К. Фримен писал: "история - это прошлая политика и политика - это теперешняя история". Очевидно, что какие-то аспекты политики в прошлом интересуют и политолога. Симптоматично, что в настоящее время в США эти две науки, которые уже давно утвердились как самостоятельные дисциплины, преподаются на объединенных кафедрах.

Однако между политологией и историей существуют и серьезные различия. Сравним, например, задачи и функции историка и политолога. По мнению испанского исследователя А. Гарсиа, "историк имеет дело с прошедшим временем. Он может наблюдать начало, развитие и конец общественных формаций. Политолог, напротив, не смотрит на историю как на спектакль, он воспринимает ее как действие. Его политический анализ, в отличие от анализа историка, несет в себе сознательную заинтересованность с точки зрения политического проекта, который он хочет превратить в реальность. Объективный источник его затруднений состоит в том, что он должен оценивать реальное состояние политических ситуаций до того, как они примут историческую форму, т.е. превратятся в необратимые. Субъективный источник затруднений побуждает его в большинстве случаев смешивать свои собственные желания с реальностью".

Более или менее исчерпывающие и объективные знания о том или ином общественно-политическом феномен можно получить лишь тогда, когда он уже завершился и стал свершившимся объективным фактом общественной жизни.

С этой точки зрения положение историк предпочтительнее, поскольку он изучает прежде всего и преимущественно свершившиеся в прошлом факты. Политолога же интересуют в первую очередь факты современной жизни, затрагивающие интересы множества людей. Политолог, будучи одним из них, не способен полностью отстраниться от этих фактов, подняться над ними, поскольку они находятся в движении, изменяются. Он не может отвлечься от субъективных, сиюминутных впечатлений, и его выводы могут быть подвержены влиянию изменяющихся событий и обстоятельств.

Особенно актуален и значим вопрос о соотношении и разграничении политологии и социологии. Строго говоря, социальная сфера является объектом исследования социологии, а мир политического - политологии. Но при близком рассмотрении обнаруживается, что очень трудно, если не невозможно, определить, где именно кончается социальная и начинается политическая подсистемы. Очевидно, что существует комплекс институтов, феноменов, отношений, однозначно относящихся к гражданскому обществу (семья, группа, социальные слои, классы и т.д.) и к миру политического (парламент, правительство, государственно-административный аппарат и т.д.). Но некоторые институты могут рассматриваться как составные элементы и гражданского общества, и подсистемы политического. Данное промежуточное пространство составляют политические партии и общественно-политические организации, избирательные системы, механизмы представительства, а также средства массовой информации. "Промежуточными" их называют прежде всего потому, что их цели, задачи, интересы и т.д. формируются в экономической, а также социальной, культурной, духовной сферах, т.е. в гражданском обществе, но реализуются они с помощью политических механизмов власти, т.е. - в мире политического. Это "промежуточное пространство" между гражданским обществом и миром политического изучает политическая социология (социология политики), главная задача которой - исследование социальной базы власти и различных конфликтов в обществе, роль социальной базы в поведении людей и ее влияние на политические институты. Кроме того, она исследует конкретные политические институты как социальные организации, их отношения с другими организациями, а также политические механизмы и способы разрешения социальных конфликтов и т. д. Главное отличие политологии от политической социологии состоит в том, что последняя имеет дело с социальными причинами и отношениями распределения власти и властных структур общества, с факторами, определяющими политическое поведение людей, политические конфликты, политические установки, ориентации и умонастроения широких масс населения, механизмы отражения социального плюрализма в политической сфере и т.д. Политическая социология представляет собой своеобразный синтез социологии и политологии. Она в большей степени, чем политология, концентрирует внимание на борьбе за власть между различными частями общества, социальных конфликтах и социальных изменениях, скрытых функциях, неформальных аспектах политики. Политическая социология изучает социальный контекст политических институтов и процессов на макросоциальном и микросоциальном уровнях. Главная ее задача - исследование социальных основ власти и социальных конфликтов, их проявление в поведении людей и влияние на политические институты.

Заканчивая разговор о предмете политологии и ее связях с другими общественными науками, еще раз подчеркнем, что разные исследователи расходятся между собой в оценке границ и содержания политологии, круга охватываемых ею проблем, критериев выделения в самостоятельную научную дисциплину и т.д. Это дополняется разнообразием социально-философских, идейно-политических и идеологических позиций ученых и, кроме того, довольно большим разбросом методологических принципов, методов и приемов исследования, которые они используют в научной работе и тем не менее нынешнее бурное развитие политической сферы в нашей стране, обостренный интерес к ее проблемам со стороны ученых самых разных отраслей знания позволяют надеяться, что и эти трудности будут преодолены.

В современной политологической науке выделяются следующие разделы:

· собственно политика (государство, власть, властные отношения);

· "промежуточное пространство" между собственно политикой и гражданским обществом (политические партии, избирательные системы и т. д.);

· социальные аспекты политики (социальная база политических институтов, движений, конфликтов и т. д.);

· философские, или мировоззренческие, аспекты политики;

· идеологические аспекты политики;

· международные аспекты политики.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.