Специализация 2-01 01 01 35 «Социально–педагогическая деятельность» — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Специализация 2-01 01 01 35 «Социально–педагогическая деятельность»

2018-01-30 188
Специализация 2-01 01 01 35 «Социально–педагогическая деятельность» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ВГУ имени П.М. Машерова

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Е.А. Чикованова

«___» ______________ 20__ г.

 

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Методические рекомендации

по изучению учебной дисциплины,

задания для домашней контрольной работы и рекомендации по ее выполнению для учащихся, обучающихся в заочной форме получения образования

по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»,

Специализация 2-01 01 01 35 «Социально–педагогическая деятельность»

 

Орша 2017г.


Составитель: Н. М. Шабадрова, преподаватель Оршанского колледжа

ВГУ имени П.М. Машерова

 

 

Разработаны на основании примерного тематического плана, утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 05.08.2013г., типовой учебной программы 2016г., утверждённой руководителем учебного заведениядля реализации образовательной программы среднего специального образования по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование», утверждены заместителем директора по учебной работе, 2017г.

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии преподавателей специальности «Дошкольное и начальное образование» и рекомендованы к утверждению.

 

Протокол № ___от «___» ____________ 20___ г.

 

Председатель цикловой комиссии

«Дошкольное и начальное образование» Л.А. Журавлева

 

 

Преподаватель Н.М.Шабадрова

 

Методист Е.В. Емельянова

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Пояснительная записка стр. 4
     
2. Примерный тематический план стр. 6
     
3. Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы стр. 9
     
4. Вопросы для самоконтроля стр. 23
     
5. Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы стр. 24
     
6. Задания для домашней контрольной работы стр. 25
     
7. Критерии оценки домашней контрольной работы стр. 26
     
8. Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся стр. 27
     
9. Примерный перечень теоретических вопросов к экзамену (1 курс) стр. 29
     
10. Перечень рекомендуемой литературы стр. 30

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель изучения учебной дисциплины – формирование профессиональной компетентности будущего воспитателя дошкольных учреждений в области теорий и технологий развития речи детей дошкольного возраста; его готовности к организационно-управленческой, методической деятельности в области речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи изучения учебной дисциплины:

– формировать научные знания о процессе развития речи и речевого общения детей; понимание роли языка в психическом развитии ребёнка, своеобразия языкового онтогенеза, процесса развития речи как качественных изменений, скачков, внутренне связанных с развитием мышления и сознания, охватывающих все стороны и связи слова;

– способствовать осмыслению того, что научно обоснованная методика обучения языку и речи должна опираться на понимание сущности и отличительных черт явлений языка и речи, механизмы и особенности речевого онтогенеза; учитывать специфику содержания и методов дошкольной дидактики;

– формировать целостные педагогические знания о сущности современных технологий развития речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста, в том числе в ситуации русско-белорусского билингвизма;

– формировать умения диагностировать, проектировать и конструировать процесс развития речи детей дошкольного возраста;

– способствовать овладению учащимися эффективными методами и приёмами развития речи детей;

– развивать практические умения по организации разных видов занятий в дошкольном учреждении;

– развивать методическое мышление, умение применять теоретические знания в различных педагогических ситуациях.

 

1.2. Место учебной дисциплины в системе подготовки специалиста со средним специальным образованием соответствующего профиля.

Методика развития речи относится к циклу специальных дисциплин. Она тесно связана с учебными дисциплинами специальности «Дошкольное образование»: «Современный русский язык», «Педагогика дошкольная», «Психология дошкольная», «Мировая детская литература».

1.3.

1.4. Требования к освоению учебной дисциплины в соответствии с образовательным стандартом.

В результате изучения учебной дисциплины учащиеся должны знать:

- основные методологические подходы к развитию речи и обучению детей родному языку в истории педагогики;

- закономерности и особенности освоения детьми дошкольного возраста лексики, грамматики, фонетики, связной речи, коммуникативных умений на родном языки;

- цель, задачи и содержание работы в разных возрастных группах по развитию устной речи и культуры речевого общения детей;

- методические принципы, средства, методы и приёмы формирования речи детей;

- критерии оценки уровня речевого развития детей в разных возрастных группах;

Должны уметь:

- обследовать речь детей, составлять характеристики речевого развития;

- моделировать процесс дидактического общения с детьми;

- организовывать процесс дидактического речевого общения и управлять им;

Должны владеть:

- методами развития речи и обучения родному языку детей раннего и дошкольного возраста в практике работы учреждения дошкольного образования;

- навыками общения с детьми, родителями, педагогами.

1.5. Форма получения образования:

- дневная;

- семестры.

1.6. Основная форма занятий:

учебные занятия (урок) теоретические, практические.

 

1.7. Диагностический инструментарий для текущего контроля и самоконтроля знаний:

- устные опросы;

- письменные опросы;

- обязательные контрольные работы;

- защита рефератов;

- сообщения;

- разработка планов-конспектов занятий;

- экзамен.

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

  Раздел, тема Количество учебных часов
Всего на д/о / в т.ч. на ПЗ Всего на заочном отделении на самостоятельное изучение
на теоретические занятия в том числе на ЛПЗ
     
           

 

Введение Раздел 1. Родная речь в системе дошкольного образования 1.1. Функции речи 1.2. Задачи, содержание и формы работы по развитию речи детей дошкольного возраста 1.3. Методы и приёмы развития речи 1.4. Психолого-педагогические основы обучения дошкольников белорусскому языку   Раздел 2. Методика развития речи детей раннего возраста 2.1. Становление речи детей на первом году жизни 2.2. Методика развития речи детей первого года жизни 2.3. Особенности развития речи детей второго года жизни 2.4. Особенности развития речи детей третьего года жизни 2.5. Разработка планов –конспектов занятия в первый группе младшего возраста Раздел 3. Методика словарной работы 3.1. Задачи словарной работы 3.2. Особенности словарной работы 3.3. Методы и приёмы словарной работы 3.4. Содержание словарной работы в разных возрастных группах 3.5. Экскурсии 3.6. Наблюдения 3.7. Занятия по рассматриванию игрушек и предметов 3.8. Методические особенности занятий по рассматриванию игрушек и предметов 3.9. Дидактические игры, лексические упражнения 3.10. Загадки в словарной работе 3.11. Целевые прогулки 3.12. Разработка планов-конспектов занятий по использованию картин, загадок Обязательная контрольная работа № 1   Раздел 4. Формирование грамматического строя речи 4.1. Усвоение детьми грамматического строя речи 4.2. Методы и приёмы обучения грамматически правильной речи 4.3. Формирование грамматически правильной речи. Работа над словообразованием 4.4. Методика формирования грамматически правильной речи 4.5. Особенности занятий по обучению грамматически правильной речи 4.6. Методика формирования синтаксического строя речи 4.7. Разработка планов-конспектов занятий по формированию грамматически правильной речи дошкольников Раздел 5. Раздел 5. Методика воспитания звуковой культуры речи 5.1. Задачи воспитания звуковой культуры речи 5.2. Формирование звуковой культуры речи 5.3. Методика работы над компонентами звуковой культуры речи 5.4. Дидактические игры и упражнения по формированию звуковой культуры речи Раздел 6. Методика развития связной речи 6.1. Особенности развития связной речи в дошкольном возрасте 6.2. Методика обучения диалогической речи 6.3. Упражнения по обучению диалогической речи 6.4. Беседа как метод диалогической речи 6.5. Разработка планов-конспектов по обучению диалогической речи 6.6. Методика обучения монологической речи 6.7. Обучение пересказу 6.8. Методика обучения пересказу 6.9. Составление плана-конспекта по обучению пересказу 6.10. Приёмы обучения рассказыванию 6.11. Методика обучения рассказыванию о предметах и игрушках 6.12. Методика обучения рассказыванию по картинам 6.13. Составление рассказов на основе личного опыта 6.14. Обучение творческому рассказыванию 6.15. Метод моделирования в обучении творческому рассказыванию 6.16. Использование дидактических игр и упражнений в развитии связной речи детей Раздел 7. Ознакомление дошкольников с художественной литературой 7.1. Восприятие произведений художественной литературы дошкольниками 7.2. Задачи и содержание работы по ознакомлению с художественной литературой 7.3. Методика чтения и рассказывания художественных произведений 7.4. Методика ознакомления с поэзией на занятиях и вне занятий 7.5. Использование художественной литературы вне занятий 7.6. Разработка планов-конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с художественной литературой Раздел 8. Обучение дошкольников грамоте   8.1. Теоретические основы обучения грамоте 8.2. Содержание работы по обучению грамоте 8.3. Методика ознакомления дошкольников с основными языковыми понятиями 8.4. Методические особенности ознакомления детей со звуковой стороной слова 8.5. Методика развития фонематического слуха у дошкольников 8.6. Приёмы развития фонематического слуха у дошкольников 8.7. Методика обучения звуковому анализу слов 8.8. Методика ознакомления с предложением и составом предложения 8.9. Методика ознакомления со слоговым строением слова 8.10. Разработка плана-конспекта занятия по изучению отдельных звуков 8.11. Методы обучения чтению 8.12. Дидактические, компьютерные игры по усвоению гласных 8.13. Дидактические, компьютерные игры по усвоению согласных 8.14. Дидактические и наглядные пособия по обучению чтения 8.15. Подготовка к обучению письму 8.16. Занятия по подготовке к обучению письму 8.17. Особенности авторских методик обучения грамоте (Н.А. Зайцев, Е.Е. Шулешко, Г.Д. Боразнова и др.) Раздел 9. Планирование работы в детском саду по развитию речи 9.1. Принципы и содержание планирования по развитию речи 9.2. Виды и формы планирования по развитию речи   Итого:       11/2     2/2     26/15 4/2   2/2 2/2 2/2 2/2   2/2 2/1 2/2       20/8     4/2   2/2   4/2     2/2 14/4 4/2   4/2 32/17   2/2 2/2 2/2   2/2 2/2   2/2   2/2 2/2   2/1     12/3           2/1   2/2   21/11         1/1   1/1   2/2 1/1   1/1   1/1   1/1   1/1   1/1   1/1             150/60     9/1 24/13 18/6 12/3 30/14 10/2 19/9 132/48

 

 

Методические рекомендации

Введение

Предмет, задачи и содержание методики развития речи детей дошкольного возраста как научной дисциплины. Место курса в системе подготовки специалистов по дошкольному образованию.

Связь методики развития речи с другими учебными дисциплинами: психологией, дошкольной педагогикой, лингвистикой, психолингвистикой.

Краткий обзор становления методики развития речи как науки.

Развитие речи детей – задача и средство разностороннего развития ребёнка. Язык, речь, речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Речевое действие – единица речевой деятельности. Своевременное формирование речи.

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.5-23

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 4-8

3. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 2-11

РАЗДЕЛ 1. Родная речь в системе дошкольного образования

Тема 1.1. Функции речи

Речь как основной фактор становления личности ребёнка.

Речь – обязательная часть социального бытия людей, условие существования человеческого общества.

Функции речи: общения, познания, регулятора поведения.

Детская речь как научная дисциплина – онтолингвистика.

Основная литература:

1. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.8-12

2. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 23-26

Тема 1.2. Цель, задачи, содержание и формы работы

Практические занятия

Тема 2.5. Разработка планов-конспектов занятий в первой группе младшего возраста

Структура, содержание занятия. Наглядное обеспечение. Реализация содержания в соответствии с целеполаганием.

Тема 3.4. Содержание словарной работы в разных возрастных группах

Этапы работы по развитию словаря. Структура словаря: бытовой, природоведческий, обществоведческий, эмоционально-оценочный; лексика времени, пространства, количества.

Словарная работа в разных видах деятельности. Овладение обобщающими словами, введение в словарь слов, обозначающих элементарные родовые обобщения.

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.142-169

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 90- с. 107-109

Практические занятия

Словарная работа в разных возрастных группах. Дидактические игры и упражнения.

Практические занятия

3.5. Экскурсии. Целевые прогулки как подготовка к экскурсиям. Методика проведения наблюдений и экскурсий. Организация активной познавательной и речевой деятельности детей, внимание к словарной работе в ходе экскурсий. Требования к вопросам и указаниям педагога.

Связь словарной работы на экскурсиях с речевой работой на других занятиях.

Экскурсии в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Практические занятия

3.6.Наблюдения. Метод непосредственного наблюдения на занятиях. Подготовка воспитателя к организации наблюдений.

Содержание наблюдений и словарной работы в процессе ознакомления с трудом и другими общественными явлениями в разных возрастных группах.

Практические занятия

3.7. Занятия по рассмотрению игрушек и предметов. Ознакомление с предметным миром: цель, методические рекомендации, поэтапная деятельность.

Требования к организации работы по ознакомлению с предметами, игрушками, картинами в разных возрастных группах.

Практические занятия

3.8. Методические особенности занятий по рассматриванию игрушек и предметов

Приёмы по обучению группировке предметов, совместный рассказ воспитателя с детьми с дополнением слов, рассматривание картин, чтение художественных произведений.

Простые игровые упражнения, составление рассказов детьми. Особенности занятий в разных возрастных группах.

Практические занятия

3.9. Дидактические игры, лексические упражнения. Дидактические игры и словарные упражнения, их использование для решения задач словарной работы.

Содержание и методика их проведения в разных возрастных группах.

Работа над смысловым значением слова, ознакомление с синонимами, антонимами, многозначными словами. Словарно-логические упражнения.

 

Загадки в словарной работе

Роль загадок в активизации словаря и ознакомлении с образным строем речи.

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 138-140с.

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 106-107с.

3.

Практические занятия

Методика обучения отгадыванию и загадыванию загадок. Связь этого вида работы с рассматриванием предметов и картин.

Целевые прогулки

Целевые прогулки с детьми младшего возраста – подготовка к будущим экскурсиям.

Объекты наблюдения, их организация по времени.

Формирование словаря в процессе прогулок, непосредственное наблюдение предметов и явлений. Тематика прогулок.

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 146

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

Практические занятия

3.12. Разработка планов-конспектов занятий по использованию игрушек, картин, загадок

Практические занятия

Дидактические игры, упражнения на словообразование.

Практические занятия

4.4. Методика формирования грамматически правильной речи

Затрудняющие дошкольников грамматические формы.

Овладение морфологической стороной речи в разных возрастных группах.

Реализация программного содержания. Виды дидактических игр и упражнений.

Практические занятия

4.7. Разработка планов-конспектов занятий по формированию грамматически правильной речи дошкольников

Практические занятия

Обучение выразительности речи на занятиях. Приёмы работы. Использование малых форм фольклора и произведений детской литературы. Условия, необходимые для правильного развития звуковой культуры речи.

 

Звуковой культуры речи

Методические особенности игр и специальных упражнений по обучению произношению, закреплению и дифференциации звуков.

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с.227-230

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.136-145

Практические занятия

Упражнения в подготовке к обучению грамоте.

 

Практические занятия

6.3. Упражнения по обучению диалогической речи. Использование игр и упражнений в обучении детей диалогической речи. Развитие умений диалогической речи на разных занятиях, в играх, в труде, в быту.

Практические занятия

6.4. Беседа как метод диалогической речи. Беседа как метод формирования диалогической речи. Образовательное и воспитательное значение бесед в работе с детьми среднего и старшего возраста. Виды бесед и их цель. Выбор тематики и определение содержания бесед. Подготовка детей к беседе. Методика проведения обобщающих бесед. Использование различных типов вопросов. Наглядный и литературно-художественный материал, их роль и место в структуре беседы. Развитие мышления у детей и умения самостоятельно формировать ответы на вопросы.

Практические занятия

6.5. Разработка планов-конспектов по обучению диалогической речи

Обучение пересказу

Пересказ литературных произведений. Особенности умственной деятельности в ходе пересказа. Зависимость пересказа от особенностей понимания содержания литературного произведения и его художественной формы. Отбор литературных произведений для пересказа. Виды пересказов. Требования к пересказам детей.

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 289-296

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 63-67

Практические занятия

6.8. Методика обучения пересказу. Методика обучения пересказыванию в разных возрастных группах. Приёмы обучения пересказам. Роль метода моделирования в обучении пересказу. Структура занятия.

Практические занятия

6.9. Составление плана-конспекта по обучению пересказу

Практические занятия

6.11. Методика обучения рассказыванию о предметах и игрушках. Обучение детей рассказыванию с использованием наглядных средств (об игрушке, предмете, по картине). Обучение детей описанию предметов и игрушек. Особенности познавательной деятельности при создании описательных рассказов.

Особенности приёмов обучения этому виду рассказывания. Придумывание сюжетных рассказов об игрушке. Инсценировка рассказа с помощью игрушек как первоначальный приём обучения. Сюжетные рассказы об отдельных игрушках. Роль вопросов, образца, плана и оценки как приёмов обучения.

Методические особенности рассказывания по игрушкам в разных возрастных группах.

Практические занятия

6.13. Составление рассказов на основе личного опыта. Рассказы детей из опыта в различных возрастных группах, их роль в развитии монологической речи. Организация детского опыта, тематика рассказывания в разных возрастных группах.

Приёмы, направленные на освоение содержания и формы рассказа. Руководство в ходе рассказывания. Структура занятий. Составление писем. Усложнение требований к сюжетным и описательным рассказам.

Практические занятия

6.14. Обучение творческому рассказыванию. Опора на разнообразный опыт и навыки рассказывания. Развитие самостоятельности и творческих представлений детей в ходе рассказывания. Тематика творческих рассказов.

Приёмы обучения, направленные на самостоятельное определение содержания рассказывания, его формы, средств выразительности, развитие творческой инициативы.

Взаимодействие творческих и учебных задач. Методические особенности в разных возрастных группах.

 

Практические занятия

Виды упражнений на разных занятиях, в повседневной жизни, в труде, быту.

Практические занятия

Организация уголка чтения.

Практические занятия

7.6. Разработка планов-конспектов занятий по ознакомлению дошкольников с художественной литературой. Этапы занятия по чтению произведений разных жанров. Приёмы работы по развитию интереса к литературе.

Тема 8.2. Содержание работы по обучению грамоте

Направления содержания по обучению грамоте. Подготовка в разных возрастных группах.

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 370-371

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 179-185

3. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.

 

Практические занятия

8.5. Методика развития фонематического слуха у дошкольников. Упражнения и игры, закрепляющие представления о звуковом строении слова.

Практические занятия

8.6. Приёмы развития фонематического слуха у дошкольников. Приёмы работы по восприятию звуков, их различению, воспроизведению.

Практические занятия

8.7. Методика обучения звуковому анализу слов. Стадии формирования умений звукового анализа. Обучение детей звуковому анализу слова (по Д.Б.Эльконину). Моделирование структуры слова (предмет, графическая схема, фишки- заместители звуков), формирование действий звукового анализа.

Практические занятия

8.8. Методика ознакомления с предложением и составом предложения. Анализ простых предложений без предлогов и союзов. Наглядно-действенные методы и приёмы: рассматривание игрушек, демонстрация действий с игрушками, рассматривание картин, пространственное моделирование (линии, полоски, квадратики, табло, счётные палочки).

Схемы предложений и их роль. Приём работы по ознакомлению с предложением.

Практические занятия

8.9. Методика ознакомления со слоговым строением слова. Формирование у детей осознание принципа слогового строения слова. Ударение, выделение ударного слога. Приёмы усвоения понятия «слог», выделения слогов в слове

Практические занятия

8.10. Разработка плана- конспекта занятия по изучению отдельных звуков. Цель и задачи работы по обучению звуковому анализу. Подбор дидактических игр и упражнений.

Практические занятия

8.11. Методы обучения чтения. Знакомство с «Букварём». Построение занятия по обучению чтению (аналитико- синтетический метод). Принцип частности употребления звуков, слогов и слов. Знакомство с буквой несоответствие буквы звуку. Развитие «поле чтения».

Практические занятия

8.12. Дидактические, компьютерные игры по усвоению гласных. Характеристика наглядных пособий, методика их использования.

Практические занятия

8.13. Дидактические, компьютерные игры по усвоению согласных. Характеристика наглядных пособий, методика их использования.

Подготовка к обучению письму

Письмо- сложная аналитико-синтетическая деятельность: связь между видимым, слышимым и произносимым словом. Единство подготовки детей к письму с подготовкой к обучению чтению. Основные задачи подготовке руки и глаза к письму.

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 387-389

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с.186-189

3. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.

 

8.16. Занятия по подготовке к обучению письму

Упражнения по развитию глазомера, выработке умений письма.

Приёмы работы по развитию мелкой моторике, ориентации в рабочей строке.

 

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 386-387 (сноски)

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – с. 190-193

3. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.

 

РАЗДЕЛ 9. Планирование работы в детском саду по развитию речи

Тема 9.1. Принципы и содержание планирования по развитию речи

Принципы планирования работы в дошкольных учреждениях, имеющие первостепенное значение.

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 425-427

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

Тема 9.2. Виды и формы планирования по развитию речи

Основные виды планирования: перспективное, календарно-перспективное, календарное.

Содержание работы в режиме дня. Требования к оформлению плана.

Основная литература:

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – с. 427-436

2. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Определить место «Методики развития речи» в системе подготовки специалистов по дошкольному образованию.

2. Раскрыть суть понятия «Предмет методики развития речи».

3. Рассмотреть краткую историю становления методики развития речи как науки.

4. Раскрыть цель, задачи методики развития речи на современном этапе.

5. Назвать и охарактеризовать основные функции и принципы методики развития речи.

6. Охарактеризовать основные методы и приёмы развития речи.

7. Описывать показатели подготовительного этапа развития речи в соответствии с периодизацией. ( Становление речи детей на первом году жизни)

8. Охарактеризовать показатели речевого развития детей первого и второго года жизни.

9. Охарактеризовать показатели речевого развития детей третьего года жизни.

10. Раскрыть понятие словарной работы в детском саду.

11. Описать содержание словарной работы в группах разного возраста.

12. Охарактеризовать методы и приёмы словарной работы.

13. Назвать этапы работы по развитию словаря, основные тематические группы слов, подлежащие усвоению

14. Раскрыть методические особенности организации целевых прогулок.

15. Описать задачи и содержание формирования грамматического строя речи детей в детском саду.

16. Перечислить и охарактеризовать методы и приёмы обучения грамматически правильной речи.

17. Описать организацию работы по формированию способов словообразования в разных возрастных группах.

18. Описать задачи и содержание работы по формированию синтаксического строя речи.

19. Дать понятие звуковой культуре речи, её значение для общего развития ребёнка.

20. Описать формы работы по воспитанию звуковой культуры речи и этапы обучения правильному звукопроизношению.

21. Назвать средства, методы и приёмы формирования звукопроизношения.

22. Дать понятие связной речи и назвать основные формы.

23. Охарактеризовать методы обучения диалогической и монологической речи.

24. Перечислить виды пересказов, назвать требования к пересказам детей.

25. Описать приёмы обучения рассказыванию.

26. Называть и охарактеризовать игры и упражнения по формированию связной речи.

27. Описать особенности восприятия литературных произведений в группах разного возраста.

28. Описать задачи и содержание работы с детской книгой.

29. Назвать задачи работы по использованию художественной литературы вне занятий.

30. Дать определения основным понятиям по обучению грамоте (фонематический слух, фонема, позиционное чтение).

31. Описать основные этапы работы со звуковой стороны слова.

32. Охарактеризовать основные принципы планирования работы по развитию речи.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ДОМАШНИХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ №1

 

ВАРИАНТ 1

1.

ВАРИАНТ 2

 

ВАРИАНТ 3

ВАРИАНТ 4

 

 

ВАРИАНТ 5

ВАРИАНТ 6

 

ВАРИАНТ 7

 

ВАРИАНТ 8

 

ВАРИАНТ 9

 

ВАРИАНТ 10

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВОПРОСОВ

К ЭКЗАМЕНУ (1 курс)

1.

Основная

 

1. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448 с.

2. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с.

3. Бородич, М.А. Методика развития речи детей / М.А. Бородич. – М.: Просвещение, 1981. – 255 с.

4. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 3­е изд. – Минск: НИО: Аверсэв, 2016. – 95-97 с.

 

Дополнительная

1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: методическое пособие для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.

2. Гавриленко, Е.Н. Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста: программа и метод. Рекомендации для студ. высш. учеб. заведений по спец. 1-010101 «Дошкольное образование» / Е.Н. Гавриленко, А.З. Джанашиа; М-во образования РБ, УО «Могилёвский гос. ун-т им. А.А. Кулешова». – Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. – 67 с.

3. Гурович, Л.М. Ребёнок и книга: пособие для воспитателей детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б., Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова; Под ред. В.И. Логиновой. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. – 64 с.

4. Лямина, Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста: методическое пособие. / Г.М. Лямина. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.

5. Старжинская, Н.С. Подготовка к обучению грамоте в детском саду: занятия, игры, занимательный материал: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н.С. Старжинская. – Минск., 2011. – 224 с.

6. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.метод. пособие для воспитателей дошк. образоват учреждений / О.С.Ушакова, Е.М.Струнина.- М.:Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2013. – 287с.

ВГУ имени П.М. Машерова

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

_____________ Е.А. Чикованова

«___» ______________ 20__ г.

 

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Методические рекомендации

по изучению учебной дисциплины,

задания для домашней контрольной работы и рекомендации по ее выполнению для учащихся, обучающихся в заочной форме получения образования

по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»,

специализация 2-01 01 01 35 «Социально–педагогическая деятельность»

 

Орша 2017г.


Составитель: Н. М. Шабадрова, преподаватель Оршанского колледжа

ВГУ имени П.М. Машерова

 

 

Разработаны на основании примерного тематического плана, утвержденного Постановлением Министерства образования Республики Беларусь 05.08.2013г., типовой учебной программы 2016г., утверждённой руководителем учебного заведениядля реализации образовательной программы среднего специального образования по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование», утверждены заместителем директора по учебной работе, 2017г.

 

 

Обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии преподавателей специальности «Дошкольное и начальное образование» и рекомендованы к утверждению.

 

Протокол № ___от «___» ____________ 20__


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.259 с.