Сущность понятия «методология педагогической науки» — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Сущность понятия «методология педагогической науки»

2018-01-30 723
Сущность понятия «методология педагогической науки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В современной литературе под методологией понимают, прежде всего, методологию научного познания, т.е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

Методология выполняет три функции:

- мировоззренческая – ориентирует наше сознание в окружающем мире. С каких позиций, установок Я буду рассматривать свое исследование: системный подход, целостный подход.

- регуляторная – привлекаем научное знание из философии для решения противоречий в педагогическом исследовании

- методологическая – направлена на описание логики научного исследования

 

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический. Содержание первого, высшего, философского уровня методологии составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин. Третий уровень - конкретно-научная методология - совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области (например, соотношение педагогики и психологии), так и вопросы предыдущих уровней, например, системного подхода или моделирования в их применении к педагогике. Четвертый уровень - технологическая методология - составляют методика и техника исследования.

Рассмотрение первого вопроса целесообразно начать с формулировки определения методологии вообще и методологии педагогической в частности.

В современном науковедении под методологией понимают учение о принципах построения формах и способах научно-познавательной деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования – его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач.

Здесь имеет смысл остановиться на отличиях научной педагогической деятельности от практической, которые обсуждаются и заносятся в таблицу.

Параметры сравнения Научная деятельность (исследователь) Практическая деятельность (учитель, воспитатель)
Объект деятельности Педагогический процесс Ученик, воспитанник
Цель деятельности Получить новое научное знание о педагогическом процессе Создать условия для развития личности, освоения ею опыта и знаний
Средства деятельности Методы научного познания (теоретические, экспериментальные, математические, методы изучения педагогического опыта) Методы обучения и воспитания, создание образовательной среды
Результат деятельности Новые знания о педпроцессе (разработка способов оптимизации педпроцесса, создание авторской педсистемы и пр.) Образованность ученика (воспитанника), возникновение личностных новообразований

 

Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:

• понимание процедур, "закрепленных" за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;

• осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;

• установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;

• направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их "целостнообразующие" свойства;

• потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;

• стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;

• критическое отношение к "самоочевидным" положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;

• рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;

• доказательное опровержение антинаучных позиций в области человекознания;

• понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.

 

Методологическая культура педагога связана с научно-педагогической деятельностью, с выполнением педагогом исследовательских функций. От степени овладения педагогом методологической культурой непосредственно зависит качество выполняемых им научных исследований, независимо от их характера и масштаба.

Существуют различные подходы к пониманию методологической культуры рассматривается как результат овладения педагогами аппаратом научной деятельности, направленного в конечном итоге на преобразование конкретной ситуации (В.В. Краевский, В.А. Сластенин). В содержание методологической культуры педагога при этом включается знание ( например, о способах выполнения научной деятельности); опыт творческой деятельности (умения видеть проблему и соотносить с ней фактический материал), определять цель, выдвигать принципы, обосновывать методы научно-педагогического исследования, формулировать и творчески решать педагогические задачи, осуществлять самоанализ.

Обычно выделяют следующие функции методологической культуры педагога:

1. Познавательную (гносеологическую), реализация которой позволяет осваивать систему новых знаний.

2. Критическую – ее реализация способствует осознанию необходимости преобразования педагогической действительности, обеспечивает сознательный выбор той или иной концепции образования.

3. Рефлексивную, способствующую самопознанию его деятельности, поиску новых смыслов педагогических знаний

4. Технологическую, проявляющуюся в умении педагога корректно применять на практике систему методов научно-педагогического исследования.

Методологическая культура является частью профессиональной культуры педагога, которая включает также и другие виды культуры: умственного труда, общения, речи, внешнего вида и т.д.

Необходимость овладения педагогами методологической культурой обусловлена следующими явлениями педагогической действительности:

• Появление множества разнообразных образовательных программ, учебных планов, учебников, методик и технологий воспитания и обучения. Многие педагоги-практики не могут сориентироваться в их многообразии, выстроить целостную концепцию своей деятельности, начиная от теоретического обоснования и заканчивая конкретными методиками и педагогическими технологиями;

• Возникновение инновационных учебных заведений разных типов. Работа в них требует от педагога не просто овладения новыми методами обучения и воспитания, а переосмысления и перестройки всей системы деятельности на теоретико-методологическом уровне;

• Включением в систему аттестации педагогических работников исследовательского компонента (разработка авторской образовательной программы, проведение собственного научного исследования), что предполагает не только владение методами научно-педагогического исследования, но и знание основных научных подходов к анализу педагогической действительности, выработку собственного отношения к ним и т.д.

• Повышением требований к качеству научно-педагогических исследований, связанным с усложнением педагогической действительности, необходимостью в исследованиях междисциплинарного характера, необходимостью тщательной проверки жизненности и результативности той или иной педагогической концепции, теории и т.д.

 

Основные компоненты научно-педагогического исследования

1. Тема исследования - лаконичное и четкое ограничение аспектов исследуе­мой области. Тема должна быть актуальной, т. е. ее разработка должна вызы­ваться объективными требованиями времени. Изучаемый вопрос не должен иметь уже разработанного ответа в науке.

2. Объект исследования - сфера (область) поиска. Объектами педагогическо­го исследования могут быть педагогические системы, явления, процессы (вос­питание, образование, развитие, формирование личности, коллектива).

3. Предмет исследования - ограниченный аспект сферы поиска внутри объекта; процессы протекания или реализации изучаемых явлений, совокупность эле­ментов, связей, отношений.

4. Проблема исследования - тот вопрос, который возникает, на который надо ответить; это формулировка того, что неизвестно в изучаемом явлении.

5. Цель исследования - выявление причинно-следственных связей и законо­мерностей, разработка теорий и методик.

6. Задачи исследования - конкретизация целей исследования: изучить, опре­делить, выявить, обобщить, проверить в опытной работе (апробировать) и т. п.

7. Гипотеза исследования - предположительный ответ на возникающий воп­рос, разработанный на основе всестороннего изучения теоретического и прак­тического состояния проблемы. Гипотеза формулируется таким образом, что­бы автор исследования давал новое видение или понимание того, что он иссле­дует.

Следует различать понятия "методология", "методика" и "метод".

Понятие " метод " применяется в узком смысле слова. Чаще всего оно означает специальные пути, способы и приемы научной дисциплины. Например, в педагогике используются метод научного наблюдения, метод опроса, метод моделирования и т. п. То есть методика – это есть техника.

Термином " методика " обозначаются различные конкретные формы и совокупность способов организации и регуляции педагогического исследова­ния, порядок их применения и интерпретации полученных результатов при достижении определенной научной цели.

Термин " методология " связан с учением о принципах постижения, формах и способах научно-познавательной педагогической деятельности.

 

Схема связи понятий: метод, методика, методология.

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.