ий учебный вопрос: Нормативно правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Структура и основные функции. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

ий учебный вопрос: Нормативно правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Структура и основные функции.

2018-01-13 190
ий учебный вопрос: Нормативно правовое регулирование обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Структура и основные функции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В соответствии с Положением о Госу­дарственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утверждённым поста­новлением Правительства РФ от 23.12.04 года № 835, в систему ГИМС вхо­дят структурные подразделения централь­ного аппарата министерства, территори­альные органы государственной инспек­ции по маломерным судам в составе тер­риториальных органов МЧС, государст­венные инспекторы, а также соответствую­щие подразделения и организации МЧС. В центральном аппарате МЧС предусмотре­но создание Управления ГИМС, в регио­нальных центрах - отделов, в главных уп­равлениях МЧС по субъектам РФ - управ­лений и центров ГИМС.

Не вдаваясь в долгие рассуждения о су­ти всех этих нововведений, остановлюсь на структурном звене. Управление ГИМС Главного уп­равления МЧС по субъекту РФ организует государственный надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей на пляжах, перепра­вах, наплавных мостах, на базах (сооруже­ниях) для стоянок маломерных судов. Ведет их единый реестр, а также учёт других водных объектов, регистрационных и иных документов. В пределах своей компетен­ции осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, контроль за реализацией мероприятий по поиску и спасению людей, терпящих бед­ствия на воде. Контролирует правиль­ность применения должностными лицами ГИМС предоставленных им прав. Прово­дит разъяснительную и профилактиче­скую работу среди населения в целях пре­дупреждения аварийности маломерных судов и снижения травматизма людей на водных объектах. Осуществляет опера­тивное и методическое руководство функ­циональной деятельностью центра ГИМС МЧС по субъекту Российской Федерации. При необходимости устанавливает с учё­том местных условий дополнительные ог­раничения в режиме пользования поднад­зорными маломерными судами. Выполня­ет другие функции, возложенные на упра­вление Положением и иными норматив­ными правовыми актами МЧС России.

- Перечень задач, которые призвана решать Государственная инспекция по маломерным судам, впечатляет. Но всё же в чём заключается их реформатор­ская новизна?

- Суть реформы, конечно же, не в пере­именованиях, не в кадровых перестановках и изменении схем подчинённости, а в новых подходах к обеспечению безопасности лю­дей на водных объектах, обусловленных не­обходимостью качественного подъёма всей этой работы, разделением и уточнением прав и обязанностей центра и субъектов Российской Федерации. Главное здесь - функция спасения на воде передаётся в Уп­равление поисково-спасательных сил, а Го­сударственная инспекция по маломерным судам МЧС России (в данном случае речь идёт обо всей структуре) становится органом, в компетенцию которого входит, прежде всего, государственный и технический над­зор за маломерными судами по всем воп­росам их принадлежности, функционирова­ния и правилам эксплуатации, а также эф­фективный контроль мест массового отды­ха на воде. В состав федеральных спаса­тельных сил планируется включить водно-спасательные станции ГИМС, содержащие­ся за счёт средств федерального бюджета, с подчинением их соответствующим регио­нальным поисково-спасательным отрядам.

Есть ещё одно, на мой взгляд, сущест­венное новшество, и связано оно с корре­ктировкой задач управлений ГИМС, соз­данных в главных управлениях МЧС Рос­сии по субъектам Российской Федерации. Отныне эти структуры не уполномочены напрямую заниматься регистрацией ма­ломерных судов, их классификацией, пер­вичным и ежегодным освидетельствова­нием, присвоением им государственных (бортовых) номеров, выдачей судовых би­летов. На них в этой части возложены за­дачи только по организации и контролю за деятельностью соответствующих инспек­торских подразделений - центров ГИМС.

- Контрольные и надзорные полномо­чия Инспекции распространяются на са­моходные суда внутреннего плавания вместимостью до 80 тонн, с двигателями мощностью менее 55 киловатт или с под­весными моторами, независимо от их мощности, а также на прогулочные плав­средства с пассажировместимостью не более 12 человек и несамоходные суда вместимостью не менее 80 тонн. Не под­лежат надзору принадлежащие физиче­ским лицам гребные лодки, байдарки, на­дувные безмоторные средства грузоподъ­ёмностью, соответственно, до 100, 150, 225 килограммов

Передача ГИМС в ведение МЧС, ещё раз повторюсь, - это не механическая смена вывески, не чиновничий зуд новиз­ны. Организационно-структурная реформа назрела давно и логически вписывается
в рамки национальной политики по обес­печению безопасности населения России.

Она адекватна вызовам времени. Проходит в строгом соответствии с нормативны­ми и правовыми актами, регламентирую­щими разделение полномочий между цен­тром и субъектами Российской Федера­ции. Соответствует новым задачам и мас­штабности зоны оперативного действия
ГИМС, суммарная площадь которой (по­верхность водных объектов нашей страны) равна площади Европы, а количество су­дов, подлежащих надзору и контролю, ис­числяется сотнями тысяч. Собственно, вода - источник жизни. С ней связана вся история человечества. Вблизи водоёмов возникали первые поселения, позже раз­росшиеся в крупные города. Реки и озёра
- это самые древние дороги, и движение по ним, правила поведения на воде долж­ны чётко регулироваться.

22.08.04г. был принят ФЗ №122, который внес существенные изменения в Федеральный закон от 21.12.94 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Изменения затрагивают как вопросы организации деятель­ности органов, осуществляющих защиту личности, имущества, общества и государства от пожаров, так и прохождения службы в этих органах гражданами России.

Законом введено новое определение понятия «пожарная охрана»: это совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназна­ченных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. Ранее органы управления, силы и средства, в том числе проти­вопожарные формирования, проводили первоочередные ава­рийно-спасательные работы, связанные только с тушением по­жаров. Теперь же на пожарную охрану возлагается дополнительная функция по проведению аварийно-спасательных работ, связанных не только с тушением пожаров. Это в значительной мере расширяет полномочия пожарной охраны.

По-новому определено понятие «государственный пожарный надзор»: осуществляемая в порядке, установленном законодательством РФ, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожар­ной безопасности и принятие мер по результатам проверки При этом если соответствующими полномочиями по государст­венному пожарному надзору наделялись должностные лица ор­ганов управления и подразделений Государственной противо­пожарной службы, то отныне устанавливается, что такой надзор будут осуществлять исключительно должностные лица органов государственного пожарного надзора, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти, уполномоченно­го на решение задач в области пожарной безопасности.

Закон № 122-ФЗ вводит новое понятие «ведомственный по­жарный надзор». Согласно ему деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями подведомственными тем или иным федеральным органам ис­полнительной власти, требований пожарной безопасности и принятию мер по результатам проверки становится легитимной.

Далее, термин «сертификация» в нём заменена на «подтверж­дение соответствия», исключено регулирование Федеральным законом «О пожарной безопасности» порядка и возможности утверждения перечня продукции и услуг, подлежащих сертифи­кации. Это изменение делает нормы данного закона адекватными Федеральному закону от 27.12.02 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», которым установлено, что под­тверждение соответствия - документальное удостоверение со­ответствия продукции или иных объектов, процессов производ­ства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилиза­ции, выполнения работ или оказания услуг требованиям техни­ческих регламентов, положениям стандартов или условиям до­говоров. Вводится и другой термин: «нормативные документы по пожарной безопасности» - технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы и правила пожар­ной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы содержащие обязательные и рекомендательные требования по­жарной безопасности.

Закон вводит термин «профилактика пожаров», представлен­ный как совокупность превентивных мер, направленных на ис­ключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий. Следует обратить внимание на то, что новая редакция статьи 5 закона №69-ФЗ дает возможность создавать объектовые подразделения, направленные только на профилактику пожаров, а не на их предупреждение и тушение.

Есть в нём также определение термина «первичные меры по­жарной безопасности»: реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров, являющихся частью комплекса мероприятий по организации пожаротушения. С выходом в свет Федерального закона от 06.10.03 года № 131 -ФЗ «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации» на органы местного самоуправления с 2005 года возлагается обязанность обеспечивать первичные меры пожарной безопасности. Содержание этих мер должно быть раскрыто в разрабатываемых технических регламентах.

Новые редакции статей 4 и 5 Федерального закона № 69-ФЗ вносят кардинальные изменения в виды и структуру пожарной охраны. Так, статья 4 предусматривает частную пожарную охра­ну. Исключена из документа статья 14 - «Объединения пожарной охраны», к которым относились фонды пожарной безопасности. Подразделения пожарной охраны дополнены муниципальной пожарной охраной. Определена новая структура Государственной противопожарной службы, в которую будут входить федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ.

Федеральная противопожарная служба включает в себя:

- структурные подразделения центрального аппарата феде­рального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, осуществля­ющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы;

- структурные подразделения территориальных органов феде­рального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, - региональ­ных центров ГОЧС, органов, уполномоченных решать задачи гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрез­вычайных ситуаций по субъектам РФ;

- органы государственного пожарного надзора;

- пожарно-технические, научно-исследовательские и образо­вательные учреждения;

- подразделения федеральной противопожарной службы, со­зданные для обеспечения профилактики пожаров и (или) их ту­шения в организациях (объектовые подразделения);

- подразделения федеральной противопожарной службы сформированные в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных обра­зованиях, а также в особо важных и режимных организациях (специальные и воинские подразделения).

Право иметь противопожарную службу субъектов РФ предоставлено им самим. Речь идет о создании противопожарной службы субъекта Федерации на основе использования потен­циала, средств и основных фондов существующих подразделе­ний ГПС.

Обратим внимание на то, что отдельно выделены органы госу­дарственного пожарного надзора. Только они теперь могут, как уже говорилось выше, выполнять такой надзор. К ним отнесены:

- федеральный орган исполнительной власти, уполномочен­ный на решение задач в области пожарной безопасности в ли­це структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуще­ствления государственного пожарного надзора;

- структурные подразделения региональных центров ГОЧС, со­зданные для организации и проведения государственного по­жарного надзора на территориях федеральных округов;

- структурные подразделения территориальных органов управ­ления федерального органа исполнительной власти, уполномо­ченного на решение задач в области пожарной безопасности;

- подразделения федеральной противопожарной службы, со­зданные в закрытых административно-территориальных обра­зованиях.

В связи с тем, что из Государственной противопожарной службы выдeлилacь федеральная противoпoжapнaя служба, из­менилась и статья 7 закона № 69-ФЗ. Расширен контингент граждан, которые могут проходить службу в федеральной проти­вопожарной службе (государственные гражданские служащие). При этом внесены изменения, регламентирующие порядок про­хождения службы сотрудниками и военнослужащими федераль­ной противопожарной службы. В соответствии с Федеральным законом от 27.05.03г. № 58-ФЗ «О системе государст­венной службы Российской Федерации» проходить военную и правоохранительную службу могут только сотрудники феде­ральных органов.

Под влиянием этого же закона (№ 58-ФЗ) изменена и статья
8 закона № 69-ФЗ. Поскольку определено, что субъектовые подразделения пожарной охраны и подразделения, формируе­мые органами местного самоуправления, создаются соответст­венно органами исполнительной власти субъектов РФ и мест­ного самоуправления и функционируют под их эгидой, совершенно очевидно, что Федеральный закон «О пожарной безо­пасности» не должен устанавливать для таких органов и их со­трудников гарантии правовой и социальной защиты. В нём ука­зано также, что перечень оперативных должностей ГПС прини­мается не решением министра, а Правительством Российской Федерации.

В последнее время претерпела изменения структура Госу­дарственной противопожарной службы и вышли федеральные законы о внесении изменений и дополнений в закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в закон «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в Российской Федерации», возложившие на субъекты РФ и органы местного самоуправле­ния ряд функций по обеспечению пожарной безопасности на соответствующих территориях. Поэтому приводится новая ре­дакция статьи 10 Федерального закона от 21.12.94 года № 69-ФЗ, меняющая порядок финансового и материально-тех­нического обеспечения служб пожарной безопасности.

В прежней редакции статьи 11 этого закона говорилось, что целевое назначение имущества пожарной охраны не может быть изменено его собственником без согласования с ГПС и соответствующим исполнительным органом государственной власти. Если собственник отказывается от содержания подраз­деления пожарной охраны и его имущества, то при отсутствии согласия на изменение целевого назначения такого имущества со стороны ГПС и соответствующего исполнительного органа государственной власти оно подлежало безвозмездной пере­даче в муниципальную собственность. Данное положение ущемляло права собственников имущества, предоставленные им гражданским законодательством, ограничивало их в праве распоряжаться им. В новой редакции статьи нет таких положе­ний; она лишь запрещает приватизировать имущество ГПС и муниципальной пожарной охраны.

Закон №122-ФЗ дополняет Федеральный закон «О пожарной безопасности» статьями «Муниципальная пожарная охра­на» и «Частная пожарная охрана». Так, первая из них гласит, что муниципальная пожарная охрана формируется органами мест­ного самоуправления на территории муниципальных образова­ний. При этом следует обратить внимание на то, что цель, зада­чи, порядок ее создания и организации деятельности взаимоот­ношения с другими видами пожарной охраны определяются ор­ганами местного самоуправления самостоятельно.

Существенно изменена статья 13 «Добровольная пожарная охрана». Теперь участие в ней является формой социально зна­чимых работ, устанавливаемых органами местного самоуправле­ния поселений и городских округов. Они согласно Федерально­му закону «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решения о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значе­ния. Иными словами, теперь только органы местного самоуправления могут привлекать добровольных пожарных к участию (без заключения трудового договора) в деятельности подразделений пожарной охраны по предупреждению и (или) тушению пожаров.

Закон вводит новые правила распределения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления в сфере пожарной безопасности. Отсюда зна­чительно изменена глава III закона № 69-ФЗ. Основное то, что к ведению федеральных органов государственной власти отнесе­на функция по организации тушения пожаров на объектах, кри­тически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных предприятиях особо ценных объектах культурного наследия России, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточе­нием людей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. К полномочиям органов государствен­ной власти субъектов РФ относится организация тушения пожа­ров (за исключением тех, тушение которых возложено на феде­ральные органы государственной власти), а органов местного самоуправления – обеспечение первичных мер пожарной безо­пасности в границах населенных пунктов.

Так как на пожарную охрану возложена задача проведения аварийно-спасательных работ, то в статье 22 закона дается их определение. Аварийно-спасательные работы, осуществляе­мые пожарной охраной, - это действия по спасению людей, иму­щества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействие опасных факторов аварий, катастроф и иных чрез­вычайных ситуаций.

Вот некоторые другие изменения в законе № 69-ФЗ. Новая редакция статьи 25 теперь возлагает на руководителей феде­ральных органов исполнительной власти обязанность утверж­дать и согласовывать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, специальные программы по обучению мерам пожарной безопасности.

Статьёй 27 меняется порядок учета пожаров. Поскольку фе­деральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности, является МЧС России, то оно определяет порядок учета пожаров и их по­следствий. Этот порядок согласовывается с Федеральной служ­бой государственной статистики - федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим межотраслевую коор­динацию и функциональное регулирование в сфере государст­венной статистики.

Учитывая то, что изменен порядок государственного пожар­ного надзора, меняются права и обязанности граждан в облас­ти пожарной безопасности. В частности, граждане обязаны вы­полнять предписания постановления и иные законные требования должностных лиц государственного пожарного надзора, а не пожарной охраны (в старой редакции). Это обусловлено тем, что административно-властными полномочиями при осуществ­лении государственного пожарного надзора обладают только указанные лица.

Законом (статья 38) увеличено число субъектов, несущих от­ветственность за нарушение правил пожарной безопасности. В новой редакцией к ним добавлены руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители органов местно­го самоуправления (в действующей редакции такими субъектами были собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться им). Очевидно, что данные должностные лица не всегда являются владельцами или пользо­вателями государственного или муниципального имущества.

С 1 января 2005 года установился новый порядок финан­сирования служб пожарной безопасности и вводится понятие «расходные обязательства». Финансовое обеспечение деятель­ности федеральной противопожарной службы, социальных га­рантий и компенсаций ее личному составу является расходным обязательством Российской Федерации. Финансовое обеспе­чение деятельности подразделений противопожарной службы, созданных органами государственной власти субъектов РФ, со­циальных гарантий и компенсаций личному составу этих подраз­делений в соответствии с законодательством субъектов - это расходное обязательство последних. А финансовое обеспече­ние мер первичной пожарной безопасности в границах муници­пального образования - расходное обязательство муниципаль­ного образования. Финансовое и материально-техническое Обеспечение деятельности ведомственной, частной и добро­вольной пожарной охраны, а также финансовое обеспечение социальных гарантий и компенсаций их личному составу осуще­ствляют их учредители за счет собственных средств. Тем самым четко разграничиваются полномочия различных бюджетов Рос­сийской Федерации, Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы производится в поряд­ке и по нормам, устанавливаемым Правительством РФ.

 

 

Разработал преподаватель УМЦ ________________ И.М. Иванов

 

 

Обсуждено на методическом совещании

«» 2006г., протокол № ___

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

МЧС - одно из российских ведомств «президентского бло­ка». В настоящее время министерство завершило свою ре­организацию в рамках административной реформы, и с на­чала ноября его центральный аппарат живет и действует в новой структуре. С 1 января 2005 года на новые принципы работы переходят и все региональные и территориальные подразделения МЧС. Причем именно их коснутся наиболее принципиальные изменения - как в организации действий по предупреждению и ликвидации различных ЧС, так и в плане взаимоотношения спасателей с местными - регио­нальными и муниципальными властями. Как эти изменения отразятся на повседневной работе спасателей и пожарных, на жизни простых граждан, страдающих от пожаров, ава­рий в системе ЖКХ и прочих катаклизмов, происходящих в стране? Об этом в интервью корреспонденту журнала рас­сказывает заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Руслан Хаджисмелович ЦАЛИКОВ.

- Руслан Хаджисмелович, какие изменения произошли
в центральном аппарате МЧС, как изменилась структура,
численность ведомства?

- В целом изменения, которые проходили во всех феде­ральных органах исполнительной власти России, конечно, коснулись и нас. И общий вектор изменений, заданных адми­нистративной реформой, мы выдержали. Потребовалось по­высить эффективность управления по всей его вертикали,
разграничить полномочия между федеральным центром и субъектами РФ, сократить численность центрального аппа­рата, упростить и сделать более ясной и четкой систему уп­равления. Во-первых, у нас сократилась численность персо­нала: было 1039 человек, стало 831. Во-вторых, мы перест­руктурировали центральный аппарат с учетом разграничения полномочий и уточнения функций его структурных подразде­лений. Теперь возложенные на нашу чрезвычайную службу го­сударственные функции будут выполняться разными уровня­ми власти: часть - федеральным центром, часть – субъектами РФ, При этом общую координацию и контроль за их выполне­нием осуществляет федеральное ведомство. Исходя из это­го, мы провели, так сказать, перегруппировку сил и сократили количество департаментов, управлений и самостоятельных отделов. В целом вместо 26 структур (14 департаментов, 10 управлений и 2 самостоятельных отдела) после сокращения осталось 11 департаментов и 8 управлений, те, всего 19 структурных подразделений. Подчеркну, что произошли изме­нения не механического характера, а смысловые. Например, в связи с разграничением полномочий существенно меняет­ся роль федерального ведомства. В некоторых вопросах не­обходимо не администрировать территориями, а взаимодей­ствовать с ними. Поэтому у нас появился Департамент терри­ториальной политики. Наряду с оказанием федеральной под­держки территориям Российской Федерации (чем мы и рань­ше занимались) он будет выстраивать в целом всю террито­риальную политику министерства, и определять взаимоотно­шения с субъектами РФ в «спасательном» деле.

- Вместе с этим, надо полагать, изменится и система
управления территориальными подразделениями и реги­ональными центрами МЧС?

- Да, конечно. Ранее был центральный аппарат министер­ства, были региональные центры - т.е. чисто федеральные структуры, и были наши управления в областях, краях и рес­публиках. Эти управления являлись, по сути, органами двой­ного подчинения и двойного содержания. С точки зрения фи­нансирования, например, часть расходов, нес федеральный центр, а часть - субъект РФ. Эшелоном ниже шли городские и районные управле­ния. Сейчас государственная власть вся сосредоточилась на уровне федерально­го центра и субъекта, В муниципальных образованиях несколько иные принципы организации управления. И всю систему управления нам пришлось перестраивать. В региональных центрах тоже произошли изменения, аналогичные центральному аппарату. Правда, может быть, не такие су­щественные - там идет перегруппировка функций. А вот на уровне республик, кра­ев, областей изменения коренные. Теперь в соответствии с указом Президента Рос­сии во всех субъектах РФ образованы территориальные органы МЧС - чисто федеральные структуры. В то же время субъек­ты получили достаточно много полномо­чий в области защиты населения, террито­рий, гражданской оборонит* обеспечения пожарной безопасности, которые они должны реализовать сами, и за это в полной мере несут от­ветственность: к примеру, в области пожаротушения, перво­очередных спасательных работ, эвакуации населения из опасных зон и т.д.

- Можно сказать, что пожарные отныне будут разные -
федеральные и субъектовые?

- В принципе, да. Исторически сложилось так, что туше­ние пожаров у нас было совместным делом. Существовала часть пожарных, которые финансировались целиком из фе­дерального бюджета, часть - из бюджета субъекта РФ му­ниципальных образований и достаточно большое число – за счет объектов экономики. В результате зачастую получалось, что в одном населенном пункте могли находиться два совер­шенно одинаковых пожарных подразделения, выполняющих аналогичные задачи, но финансирующихся из разных бюджетов. Есть даже пожарные части, которые содержались одновременно за счет местного и федерального бюджета. Те­перь же в соответствии с новыми полномочиями федераль­ные структуры будут финансироваться федеральным цент­ром, а силы субъектов РФ - за их счет. У федерального цен­тра в области обеспечения пожарной безопасности остают­ся контроль, надзор, вопросы образования, общее руководство и методология.

Если говорить непосредственно о пожаротушении, то у подразделений федерального подчинения будут только кри­тически важные для национальной безопасности предприя­тия, объекты культурного наследия, другие особо важные пожароопасные объекты, а также обеспечение пожарной безопасности при проведении федеральных мероприятий с массовым скоплением людей. Иными словами, федераль­ный центр отвечает за тушение пожаров только в этих четы­рех случаях. Во всех остальных - это полномочия субъектов РФ и муниципальных образований. Хорошо это или плохо? Вокруг этого до сих пор не утихают разговоры. Однако надо видеть логику, учитывать специфику пожарной службы. По­жарный из одного города в другой тушить огонь не ездит по целому ряду причин. Ведь бороться с пожаром нужно не­медленно, когда он только что возник - через сутки это уже не имеет смысла. Поэтому логично, что обеспечение пожар­ной безопасности в жилых зданиях - это задача субъекта или того муниципального образования, на территории которого случилось возгорание.

А что касается финансирования пожарных по новой схе­ме, то особенных проблем здесь не должно возникать. Фе­деральный центр будет содержать спасательные и пожарные силы, которые обеспечивают выполнение федеральных за­дач, а субъекты РФ будет содержать свои силы у него для этого всегда имелись средства. Другое дело, что их теперь тре­буется больше. Но это вечный вопрос: средств всегда нужно больше, независимо от проводимых реформ.

- Возвратимся к разделению полномочий между по­жарными разных уровней. Простой пример: в городе, где не было высотных зданий, построили несколько небо­скребов. Кто и как будет отвечать за приобретение спе­циальной техники для пожарных и спасателей?

- Отвечать за безопасность таких зданий и соответствую­щую технику будет, конечно, город. Как раз из-за того раз­граничения полномочий, которое произошло во время ре­формы, за безопасность населения в противопожарном от­ношении и во всех других теперь будут отвечать именно го­родские власти, за исключением случаев, оговоренных зако­ном, и тех, о которых говорилось выше.

- А за тушение каких именно объектов будут отвечать
«федеральные» пожарные?

- В соответствии с принятым в августе 2004 года законом
№ 122-ФЗ (о внесении изменений в ряд законов, в том числе и «О пожарной безопасности» - ред.), предусматривает­ся подготовить Перечень критически важных для националь­ной безопасности и других особо важных объектов, в том числе охраняемых федеральными подразделениями, кото­рый должен быть согласован со всеми ведомствами. Это ка­сается и субъектов Федерации. Поскольку сейчас данная работа еще окончательно не завершена, сказать, сколько именно объектов войдет в Перечень, пока трудно. Но в дека­бре этот документ должен быть утвержден и обнародован.

- 9 ноября Правительство России утвердило соглаше­ния, заключенные между МЧС и рядом регионов о переда­че друг другу части полномочий в решении вопросов пре­дупреждения и ликвидации ЧС межмуниципального и ре­гионального характера. Для чего нужны эти соглашения?

- Следует уточнить: 9 ноября правительство утвердило только часть соглашений с регионами, а сейчас уже подпи­саны соглашения со всеми 89 субъектами Федерации, из них 81 соглашение было подписано по единой, унитарной форме, а в 8 случаях есть небольшие отличия - это Москва,
Санкт-Петербург и некоторые другие регионы. Такой подход
обусловлен тем, что в условиях разделенных полномочий
необходимо, во-первых, обеспечить координацию деятель­ности федерального центра и субъектов РФ, а во-вторых, не
допустить дублирования управленческих функций и двойных
расходов: например, выделения средств из двух уровней
бюджетов - субъекта и федерального - на выполнение од­них и тех же управленческих задач. Тем самым, с одной сто­роны, законодательно разделены силы (федеральные и субъектов"), призванные обеспечить безопасность населе­ния. С другой - все эти силы действуют по одной методоло­гии, работают с аналогичным оборудованием и техникой. Иначе говоря, есть необходимость в существовании некото­рой вертикали. Одна из главных задач соглашений - как раз избежать дублирования, что отвечает государственным ин­тересам.

По сути, это достаточно ясные документы, где определя­ются государственные полномочия, которые федеральный центр доверяет осуществлять субъекту, и полномочия субъ­екта, которые он доверяет исполнять федеральному органу или его территориальным структурам. В связи с этим и суще­ствующая сегодня классификация чрезвычайных ситуаций также будет несколько видоизменена с тем, чтобы она впи­сывалась в схему организации госуправления в области ЧС. Чрезвычайными ситуациями одного уровня будут занимать­ся силы муниципального образования, более высокого - си­лы субъекта РФ, еще выше - наши федеральные силы. Сис­тема уже достаточно наработана.

Надо сказать, что многие моменты административной ре­формы и меры, которые ранее принимались по развитию на­шего ведомства, идут как бы в одной канве. Скажем, в обла­сти спасательных служб мы уже давно провели работу по разграничению федеральных и субъектовых функций, задач федеральных и субъектовых спасательных служб.

- Уже несколько лет ходят разговоры о возможном
объединении на местах пожарных частей и спасательных отрядов, которые занимаются в основном одним делом, действуя параллельно друг другу. Нынешняя реформа этот вопрос как-нибудь затрагивает?

- Естественно, пожарные и спасатели в чем-то друг друга
дублировали, при этом отчасти были и недозагружены. При­мер: обычное дежурство в пожарной части, пожара нет, а ря­дом происходит какая-либо чрезвычайная ситуация – авария на дороге или обрушение на стройке. А реагирования на это зачастую не было. И не потому, что пожарные не хотели реа­гировать, просто у них были другие задачи, другое оснаще­ние и т.д. Поэтому и начато объединение. Однако отмечу, что специализация остается. Специализированные спасатель­ные подразделения будут всегда, поскольку есть виды спа­сательных работ, требующих особых навыков и умений. Все­гда будут и специализированные пожарные подразделения, потому что бывают сложные и нестандартные пожары, для борьбы с которыми нужны специальные знания. Но будущее в основном за пожарно-спасательными частями, т.е. в идеа­ле у нас будут как специализированные, так и смешанные подразделения. Именно для того, чтобы и исключить дубли­рование, и обеспечить более эффективную их рабочую за­грузку.

Такая взаимная интеграция происходит не только между спасателями и пожарными, а и с Государственной инспекци­ей по маломерным судам (ГИМС). В советские времёна подобный подход называли «освоением смежных специально­стей». Это, кстати, самое разумное использование государ­ственных средств, выделенных на содержание нашей служ­бы: где-то может произойти слияние двух служб, где-то пе­реаттестация. Естественно, такие «синтетические» отряды мы будем создавать в первую очередь на уровне регионов. И работа в данном направлении уже идет полным ходом. Об­щую численность пожарно-спасательных отрядов и количе­ство людей в них, скажем, к 2009 году сейчас можно оценить только приблизительно. На сегодняшний день обеспечени­ем пожарной безопасности в стране занято около 300 тыс. человек, из них более 200 тыс. будут задействованы в пожар­но-спасательных подразделениях.

- В связи с реформой изменится ли что-нибудь в пра­вах и полномочиях Госинспекции по маломерным судам, которая с недавних пор входит в состав МЧС?

- ГИМС мы будем модернизировать и адаптировать и к существующим рискам, и к задачам, которые перед нами поставлены. Как известно, на МЧС России возложена функ­ция обеспечения безопасности на воде. Службы, занимав­шиеся прежде в ГИМС спасательными функциями, будут адаптированы и присоединены к ныне существующим спа­сательным службам. А разрешительно-надзорную состав­ляющую будем передавать нашим территориальным орга­нам. Некоторые процедуры постараемся упростить, сде­лать их более понятными и необременительными для лю­дей. Ведь надзор и контроль - форма обеспечения безо­пасности, а значит, сохранения жизни и здоровья граждан. С учетом этого мы и будем выстраивать государственную политику в данной области.

- Руслан Хаджисмелович, наша беседа проходит в преддверии Дня спасателя. Уходящий год, к сожалению, оказался «урожайным» на различные чрезвычайные си­туации, но Чрезвычайная служба России вновь выдержа­ла все испытания. Что бы вы пожелали спасателям, по­жарным, всем сотрудникам министерства в связи с их профессиональным праздником, а также наступающим Новым годом?

- Хочу поздравить всех специалистов и работников министерства с


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.