Методика работы над драматическими произведениями — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Методика работы над драматическими произведениями

2018-01-30 334
Методика работы над драматическими произведениями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В драматическом произведении автор показывает жизнь через действия героев; действие приобрета­ет самоценное значение и становится своеобразным «опредме­чиванием внутренних побуждений действующего лица и реализа­цией его интересов и целей» (И.Волков).

Языку - речи персонажей в драме принадлежит особая роль: речь героев выражает их внутренние пере­живания и одновременно является средством изобра­жения героев; в речи персонажей выявляются их конфликтные отношения, т.е. речь (разговор) становится движущим механизмом действия.

 

Драма требует постановки на сцене. Поэтому полноценное чтение драматическогопроизведенияпредполагает наличие развитого воссоздающегои творческого воображения и по силам только квалифицированному читателю. По этой причине в хрестоматиях для начальных классов очень мало драматических произведений:

- в «Родной речи» - учебнике для учащихся начальных классов в 3 книгах их только два: в книге 1 - отрывок из сказки С.Я.Маршака «Терем-теремок» и в книге 2 - отрывок из сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенадцатьмесяцев»;

- в книгах З.И.Романовской «Живое слово» драматических произ­ведений нет вообще;

- в книгах для чтения Р.Н. и Е.В.Бунеевых то­же только два драматических произведения: С.Маршака, «Сказка про козла» (III класс) и С.Козлова «Снежный цветок» (IV класс).

 

Чтениедраматического произведения требует разносторонних усилий читателя: осознания раскодированных печатных знаков, воссоздания в воображении определенных картин, представления того, как двигаются, говорят герои, как они располагаются в про­странстве относительно друг друга и относительно деталей ин­терьера.

 

Поэтому целесообразно начинать работу над драматиче­ским произведением с предварительного рассмотре­ния иллюстраций к тексту, с беседы по ним, в которой следует об­судить позы героев и предположительное содержание изображен­ных сцен. В процессе чтения драмы также можно обращаться к иллюстрациям, соотнося текст с картинами.

Ос­новными методическими приемами работы с драматическим про­изведением в классе будут чтение по ролям и драматизация -после анализа произведения.

В в драматическом произведении авторская позиция с трудом открывается школьни­кам, поэтому при анализе следует обратить внимание на детали, которые ее проявляют.

 

Пример: в сказке « Терем-теремок » наряду с животными в сказку введены еще два действующих лица: добрый дед и злой дед. После перечи­тывания их реплик приходим к выводу, что в словах доброго и злого дедов содержится описание движений героев-животных, т.е. автор поручает этим персонажам описание мизансцен:

Злой дед:

Вот идут они к соседям -

Волк с приятелем-медведем.

Впереди лиса идет,

В теремок гостей ведет.

 

В тексте сказки нет ремарок, их роль выполняет речи деда доброго идеда злого. В самом наименовании персбнажей - доб­рый и злой - проявляется позиция автора, она еще больше прояс­нится, если мы заметим, что «доброму» деду поручается описание «хороших» событий, а «злому» - «плохих».

Добрый дед:

Мышь-норушка

Толокно толчет,

А лягушка

Пироги печет.

А петух на подоконнике

Им играет на гармонике.

Серый ежик свернулся в клубок,

Он не спит - сторожит теремок.

Злой дед:

Только вдруг из чащи темной

Притащился волк бездомный,

Постучался у ворот,

Хриплым голосом поет.

Анализ драматического произведения предполагает уяснение сюжетной линии, уста­новление причинно-следственных связей событий, характери­стику действующих лиц и др.

 

Пример: при чтении сказки-пьесы С.Я.Маршака «Двенад­цать месяцев» можно опираться на жизненныйопыт де­тей: им не раз приходилось наблюдать смену времен года. Можно предложить детям описать погоду в январе и феврале, вспомнить, чем отличаются холодные дни этих месяцев, а затеям прочитаем реплики-стихи Января и Февраля из пьесы:

 

Январь: Если так, будь по-вашему! (Ударяет о землю своим ледяным по­сохом.)

Не трещите, морозы, Полно вам воронье

В заповедном бору; Замораживать,

У сосны, у березы Человечье жилье

Не грызите кору! Выхолаживать!

 

Учитель спрашивает у детей:

- К кому обращается Январь? (К морозам.)

- Какая просьба содержится в словах Января? (Он просит морозы, чтобы они не трещали, не грызли кору.) Январь обращается к морозам как к живым, страшным и злым существам. Недаром в народе говорят злые морозы.

 

- А к кому обращается Февраль? Прочитайте. Февраль (ударяет посохом о землю):

Ветры, бури, ураганы, В облаках трубите громко,

Дуйте, что есть мочи. Вейте над землею.

Вихри, вьюги и бураны, Пусть бежит в полях поземка

Разыграйтесь к ночи! Белою змеею!

- Кем же командует Февраль? Кто у него в подчинении? (Ветры, бури, ураганы, вихри, вьюги, бураны).

 

- Какие согласные звуки есть почти в каждом слове? ([р])

- А какие гласные чаще всего произносятся в этих словах? ([ы] - 3 раза, [у] - 4 раза, [и] - 4 раза.)

- Найдем в стихотворении другие словасо звуком ] (дуйте, трубите, землею, пусть, змеею).

- Прочитаем все слова, которые мы нашли, растягивая гласные звуки и звуки [р], [р']. Что мы слышим, когда произносим эти слова? (Завывание вет­ра: ры -у-ри - и -и - у - и - у - ы.)

- Поэт выбрал такие слова, которые помогли нам не только увидеть кар­тину ветреной зимней погоды, но и услышать сильные февральские ветры. Поэт звуками выразил свои ощущения о феврале, а герой сказки - Февраль - помог нам понять автора.

В структуре драматического произведения есть афиша и ремарки, требующие внимания и осбоых приемов работы. Например, полезно предложить детям самим составить афишу и выполнить ее в ри­сунке и цвете.

Работу над ремарками нужно проводить на двух уровнях: со­держательном и исполнительском. На содержательном уровне ремарки разбираются в ходе анализа пьесы. При этом вместе с детьми устанавливается, что предписано сделать герою и почему.

 

Пример, анализ фрагмента пьесы С.Я.Маршака «Двенад­цать месяцев» может выглядеть следующим образом:

Август (усмехаясь): Так уж не за грибами ли?

Падчерица: Не за грибами, а за цветами. Прислала меня мачеха за под­снежниками.

Март (смеясь и толкая в бок Апрель-месяц): Слышишь, братец, за под­снежниками! Значит, твоя гостья, принимай!

Все смеются.

 

Прежде всего, надо выяснить с учащимися значение слов усме­хаясь, смеясь (толкая), смеются, таким образом установив общий смысл всей сцены.

Август говорит, усмехаясь, т.е. слегка засмеявшись, недоверчиво.

Почему? Август высказывает свое предположение как шутку, он не ду­мает, что возможно прийти в лес зимой за грибами. К тому же девочка еще ничего не объяснила братьям-месяцам, и они не знают, что привело ее в лес.

-А Март как говорит? Март говорит, уже смеясь и толкая в бок Апрель-месяц, т.е. степень его веселья уже больше, так как уже есть над чем посмеять­ся: девочка сообщила, что пришла в лес в декабре за подснежниками, и Март старается привлечь внимание Апреля к этому невероятному факту. Его смех сопровождает реплику твоя гостья, принимай! Наконец, ремарка Все смеются говорит о веселой реакции всех братьев, уже всем стало смешно, в этот мо­мент степень веселья самая высокая и она выражена без слов, только в дейст­вии - в общем смехе.

 

При чтении ремарок необходимо обсуждение интонации их произнесения. Однако при всей важности ремарки она не должна при чтении перекрывать реплики героев.

 

 

Содержание и приемы работы с научно-популярными произведениями


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.