Анализ стиля как методический прием — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Анализ стиля как методический прием

2018-01-30 388
Анализ стиля как методический прием 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Стиль — это единство художественных приемов, характерное для отдельного произведения или всего творчества писателя.

Художественное слово в произведении играет двойную роль:

1) оно помогает писателю изобразить художественный мир, сделать его зримым;

2) выразить к нему свое отношение.

Поэтому изучение стиля произведения становится ключом для конкретизации образов и уяснения авторского отношения к ним.

 

Стилистический анализ в полном объеме недоступен младшему школьнику, однако использование отдельных видов стилистического анализа при изучении конкретного произведе­ния оказывается достаточно продуктивным.

Виды деятельности, реализующие прием стилистического анализа:

1. Подбор синонимов с целью уточнения оттенков значения слов и осознания авторского выбора. Этот прием расширяет лек­сический запас слов школьника, знакомит с контекстуальными синонимами, с возможностью передать оттенки значений и со­отнести оттенок значения с ситуацией, созданной автором.

2. Нахождение и оправдание сравнений, эпитетов, метафор и других тропов. Эта работа начинается не с введения теоретических понятий, а с оправдания слова-образа. Дети приуча­ются обращать внимание на художественные детали. Эта работа способствует развитию воображения, так как требует разгадывания авторской метафоры.

3. Нахождение и оправдание глаголов действия. Обилие глаголов в тексте создает экспрессию, интенсивное движение, передает текучесть, изменяемость окру­жающего мира или человека. Выстраивание глаголов в цепочку позволяет отчетливее представить то, что совершается и как со­вершается, благодаря оттенкам значения и экспрессивно-эмоцио­нальной окрашенности лексики.

4. Стилистический эксперимент (термин А. А. Пешковского). Этот прием заключается в намеренном искажении авторского текста (пропуск эпитетов, сравнений или других изобразительно-выра­зительных средств языка). Ученики вставляют в искаженный текст слова, которые кажутся им наиболее подходящими, а затем срав­нивают с оригиналом, пытаясь понять, почему писателю понадо­билось именно это слово-образ. В роли стилистического экспери­мента может выступить и сопоставление авторских редакций од­ного и того же текста, например первой и окончательной. Учени­ки должны понять, почему автор выбрал последний вариант, что изменилось при этом в эмоциональной палитре текста и в его смысле. Таким образом, мы постепенно приучаем детей быть вни­мательными к художественному слову, формируем умение видеть изобразительно-выразительные средства языка и осмыслять их роль в произведении.

5. Узнавание автора по стилю. Этот вид деятельности может проходить в виде игры. Детям зачитываются фрагменты из про­изведений разных авторов, а они должны узнать, кто и что на­писал, и объяснить свое решение. Такие упражнения развивают у ребенка чувство стиля, хотя для учеников начальной школы этот вид деятельности сложен из-за недостатка у них читатель­ского опыта.

6. Сопоставление стилистических пластов, характерных для речи персонажей, с авторским повествованием. Игры «Узнай героя», «Кто так говорит?».

Знакомство с возможностями слова в создании смешного.

Смешное в литературном произведении может возникать благо­даря возможностям, заложенным в человеческой речи. Это могут быть эмоционально окрашенные слова, нарушение орфоэпиче­ской или словообразовательной нормы, употребление неожидан­ной (ненормативной) формы слова, столкновение разных стиле­вых потоков в речи персонажа, воспринимающиеся как явное нарушение речевой нормы, и т.д.

Например, рассказ В.Драгун­ского «Заколдованная буква » основан на нарушениях орфоэпиче­ской нормы. Дети спорят о том, как правильно произносится сло­во «шишки». Аленка сказала: «А на елке сыски висят». Ребята сме­ются над ней, но тут выясняется, что Мишка неправильно про­износит это слово — «хыхки». Теперь уж Аленка с Дениской сме­ются над Мишкой. Но Денискина позиция «выгодней»: он-то ду­мает, что он один произносит это слово правильно. И тогда насту­пает последний и решающий сюжетный поворот. «Я остановился на лестнице и внятно сказал: — Никакие не "сыски ". Никакие не " хыхки ", а коротко и ясно: " фыфки "!».

 


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.