Стилевая принадлежность слов — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Стилевая принадлежность слов

2018-01-30 273
Стилевая принадлежность слов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основой стилевой принадлежности слова является, как правило, его происхождение. Церковнославянизмы в XVIII – начале XIX века составляли основу высокого стиля, во многих образцах представленного в русской классической поэзии. Впоследствии церковнославянизмы, объединившись по стилистической окраске с некоторыми русскими архаизмами (шелом, изгой), стали использоваться (и используются до сегодняшнего дня) для создания торжественной, книжной, «поэтической» коннотации. Это часть современной лексики книжного стиля (иногда выделяемой в художественной подстиль). На другом полюсе оказывается разговорная и просторечная лексика, для которой характерна сниженная, повседневно-бытовая коннотация, а для просторечия – еще и оттенок грубости (электричка, вонять). Таким образом, выделяемая на основе противопоставления «высокое – низкое» книжная и разговорная лексика является эмоционально окрашенной и в таком качестве противопоставляется нейтральной. Кроме того, может быть выделена лексика, прикрепленная к тем или иным функциональным стилям (научному, деловому, публицистическому), то есть ограниченная в употреблении: суффикс, докладная, регион. Такие слова в пределах своего стиля, как правило, не обладают коннотативной окраской.

Вопросы:

1) Приведите свои примеры слов книжного стиля, разговорных и просторечных слов.

2) Объясните термин церковнославянизм. Дайте примеры церковнославянизмов.


ФРАЗЕОЛОГИЯ

Понятие о фразеологизме. Типы фразеологических единиц

При изучении фразеологических единиц (ФЕ) необходимо учитывать существование двух концепций фразеологии: узкой и широкой. В первом случае к фразеологизмам относят устойчивые сочетания слов, обладающие обобщенно-переносным значением. Такие сочетания принято называть идиомами, их, как правило, можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши – бездельничать. Во втором случае в качестве фразеологизмов рассматривают любые устойчивые сочетания слов, обладающие воспроизводимостью. В частности, к ним относятся, помимо идиом, фразеологические выражения, то есть сочетания, в составе которых все слова употреблены в прямых значениях: высшее учебное заведение, атомный реактор, космический корабль. Признаком воспроизводимости таких сверхсловных номинантов может служить допустимая в некоторых случаях замена аббревиатурами: ВУЗ. Не соответствуют полностью ни одного из критериев, но оказываются близки к фразеологизмам сочетания, в которых одно из слов обладает переносным значением и ограничено в сочетаемости (слово с фразеологически связанным значением) – фразеологические сочетания: закадычный друг, тоска (грусть) грызет.

Вопросы:

1) Что является предметом изучения фразеологии в рамках узкой и широкой концепций?

2) Приведите свои примеры идиом, фразеологических выражений, фразеологических сочетаний.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ

НА ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ

Упражнение 1.

Какие из приведенных слов могут быть объединены на основании интегральных (общих) сем? Определите эти семы и заполните таблицу.

Колбаса, револьвер, теплый, зеленый, винтовка, хлеб, ходить, красный, отец, мясо, рука, пулемет, горячий, бегать, черный, ледяной, сестра, пушка, скакать, голова, свинина, голубой, тащиться, нога, холодный, сын, пистолет, ехать, белый, дочь.

1. 2. 3. 4. 5. 6.
           

Упражнение 2.

Дайте характеристику лексического значения слова по приведенному плану:

а) тип значения по направленности на предмет (прямое или непрямое);

б) тип значения по преобладающей функции (номинативная или коннотативная);

в) тип значения по обусловленности контекстом (свободное или несвободное).

Иметь зуб на кого-либо, зубчик пилы, зубик болит, здоровый зуб, мальчонка, оболтус, зайка ты мой (обращение к человеку), луковка (на куполе церкви), семечко, зерно растения, зерно смысла, пыльца, лапа (знакомство), морда (по отношению к человеку), лапа зверя, кошачья лапка, лапка (электротехнический термин), компьютерная мышь, компьютерная мышка, маленькая мышь, серая мышка, уста, глазок, черное пальто, черное озеро, черные мысли, светлые надежды, пустить утку (лживый слух в прессе), неприятный осадок, электронно-вычислительная машина, по улице едет машина, солнечный свет, солнечное место, солнечный зайчик, солнечная девушка, электрическая плитка, электрическая плита.

Упражнение 3.

Определите внутреннюю форму и приведенных слов (при необходимости воспользуйтесь этимологическим словарем). В каких случаях выраженный внутренней формой семантический признак актуален для современного лексического значения слова?

Озимь, окно, подснежник, октябрь, вторник, неделя, заповедник, охотник, теплоход, железный, коричневый, горесть, учитель, любимая, жарить, среда, понедельник, ровесник, переход, ручка, подпол, лежбище.

Упражнение 4.

Определите, в какие лексико-семантические парадигмы могут входить приведенные слова. Заполните таблицу с примерами.

 

  синонимический ряд (если есть) антоним (если есть) родовидовые отношения (если есть) лексико-семантическая группа лексико-семантическое поле
радость          
отец          
яблоко          
добрый          
шагать          
черный          
актер          
горячий          
ботинок          
Бог          

 

Упражнение 5.

Пользуясь толковым словарем, проведите семантизацию (компонентный анализ значения) приведенных слов (в прямых значениях) по образцу.

Огонь. Раскаленные светящиеся газы, образующиеся при горении. Семы: ‘газ’, ‘светящийся’, ‘раскаленный’, ‘горение’.

Президент, людоедство, дружба, мероприятие, нейтралитет, олива, орел, переполох, плинтус, покос, посол, пузырь, сказать, сословие, строить, требовательный, уползти, хобот.

 

Упражнение 6.

Рассмотрите ряд синонимов, которые может иметь слово бить в разных значениях. Определите, какими семантическими признаками различаются данные значения. Определите виды связи между значениями (метафора, метонимия), составьте схему многозначного слова.

Составьте примеры предложений со словом бить в каждом из значений.

Ударять, избивать, побеждать, убивать, стрелять, раскалывать, звучать, сотрясать, вырываться.

Упражнение 7.

В приведенных рядах синонимов определите доминанту. Назовите тип синонимии, укажите дифференциальные семы.

Атака, набег, налет, нападение, штурм, удар.

Выдающийся, исключительный, необыкновенный, необычный.

Дорога, проход, путь, трасса, тропа, тропинка, стезя, шоссе.

Вспыхивать, загораться, зажигаться.

Авария, катастрофа, крушение.

Кляча, кобыла, конь, лошадь, скакун.

Карликовый, крошечный, маленький, мелкий, миниатюрный, небольшой.

Неловкий, неповоротливый, неуклюжий, угловатый, нескладный.

Битва, поединок, сражение, бой, стычка.

 

Упражнение 8.

Прочитайте текст и выполните предложенные задания.

1. Определите дифференциальные и фоновые семы одного из существительных, употребленных в тексте.

2. Найдите в тексте устойчивые выражения (фразеологизмы), определите их тип.

3. Найдите в тексте лексемы, которые могут быть включены в одну лексическую парадигму. Учитывайте окказиональное развитие семантики.

4. Найдите в тексте лексемы ограниченной сферы употребления, дайте их характеристику.

6. Найдите в тексте лексемы, выполняющие коннотативную функцию, дайте их характеристику.

Через десять минут молочные братья покинули летний

кооперативный сад с подачей пива. Великий комбинатор чувствовал

себя в положении хирурга, которому предстоит произвести весьма

серьезную операцию. Все готово. В электрических кастрюльках

парятся салфеточки и бинты, сестра милосердия в белой тоге

неслышно передвигается по кафельному полу, блестят медицинский

фаянс и никель, больной лежит на стеклянном столе, томно

закатив глаза к потолку, в специально нагретом воздухе носится

запах немецкой жевательной резинки. Хирург с растопыренными

руками подходит к операционному столу, принимает от ассистента

стерилизованный финский нож и сухо говорит больному: "Ну-с,

снимайте бурнус". (И. Ильф и Е. Петров.)


МАТЕРИАЛЫ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задания для контрольных работ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Задание 1. Дайте определение понятия, приведите примеры.

гипоним

денотативный аспект значения

дифференциальная сема

идеографические синонимы

конверсив

коннотация

лексико-семантическая группа (ЛСГ)

лексико-семантическое поле (ЛСП)

лексические дублеты

переносное значение

прямое номинативно-коннотативное значение

сигнификативный аспект значения

синтаксически обусловленное значение (СО)

фоновая сема

фразеологически связанное значение

энантиосемия

Задание 2. Определите, из каких сем состоят лексические значения предложенных слов.

Президент, бежать, радостный.

Задание 3. Дайте характеристику предложенных слов в указанных значениях по трем критериям: 1) прямое или непрямое значение; 2) преобладающая функция (коннотация или номинация); 3) свободное или несвободное значение.

пиджачок ‘вид одежды’

скотина ‘обращение к человеку’

закадычный ‘о друге’

земля ‘страна’

Задание 4. Определите, в какие лексические парадигмы входят предложенные слова: верблюд, актриса, хотеть, белый.

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2 (В ФОРМЕ ТЕСТА)

Вариант № ___1_____

1. Какое из приведенных слов реализует прямое номинативно-коннотативное значение (НК)?

Варианты ответа:

1) стул

2) любовь

3) бантик

4) ох

5) слон

 

2. Какое из приведенных слов реализует прямое коннотативно-номинативное значение (КН)?

Варианты ответа:

1) мерзавец

2) чайник

3) горечь

4) синий

5) огромный

 

3. Выберите пример, в котором реализуется фразеологически или лексически связанное лексическое значение.

Варианты ответа:

1) золотой слиток

2) проливной дождь

3) сильный дождь

4) полный покой

 

4. Выберите пример, в котором реализуется синтаксически обусловленное значение.

Варианты ответа:

1) Какая же ты свинья!

2) Позовите начальника!

3) Читайте по слогам.

4) Приезжайте вовремя.

 

5. Какой из аспектов лексического значения содержит указание на обобщенный предметно-чувственный образ объекта?

Варианты ответа:

1) сигнификат

2) денотат

3) референт

4) коннотативный аспект

5) концепт

 

6. Определите, какую интегральную сему содержат лексические значения слов синий и голубой.

Варианты ответа:

1) яркость

2) цвет

3) светлый

4) небо

5) насыщенность

7. Какую лексическую парадигму образуют слова гитарист, струнный, музыка?

Варианты ответа:

1) лексико-семантическая группа

2) синонимический ряд

3) лексико-семантическое поле

4) гипо-гиперонимическая парадигма

5) тематическая группа

8. Укажите, в каком случае реализуется значение, образованное с помощью метафорического переноса.

Варианты ответа:

1) чайник вскипел

2) соломенная шляпка

3) шляпка гриба

4) ехать на воды

5) выпить воды

 

9. В каком из приведенных примеров наблюдается явление паронимии?

Варианты ответа:

1) большой – маленький

2) чистый ботинок – чистый звук

3) медленный – неспешный

4) кулачный – кулацкий

 

10. В предложенных примерах определите случай стилистической синонимии.

Варианты ответа:

1) жена – супруга

2) педагог – учитель

3) быстрый – мгновенный

4) бежать - мчаться

 

11. Какое из приведенных слов является старославянизмом?

Варианты ответа:

1) приказчик

2) благо

3) шелом

4) горячий

 

12. Какое из приведенных слов является неологизмом?

Варианты ответа:

1) дайвинг

2) чувак

3) вожатый

4) адепт

 

13. Найдите пример фразеологического сращения.

Варианты ответа:

1) щурить глаза

2) железная дорога

3) бить баклуши

4) ставить в тупик

 

14. Какая фразеологическая единица характеризуется максимальной семантической слитностью компонентов?

Варианты ответа:

1) фразеологическое сочетание

2) фразеологическое сращение

3) фразеологическое единство

4) фразеологическое выражение

Вариант № ___2_____

 

1. Какое из приведенных слов реализует прямое номинативно-коннотативное значение (НК)?

Варианты ответа:

1) ковер

2) ой!

3) заяц

4) деревенька

5) грусть

 

2. Какое из приведенных слов реализует прямое коннотативно-номинативное значение (КН)?

Варианты ответа:

1) жесткий

2) золото

3) молодчина

4) ах!

5) солнышко

 

3. Выберите пример, в котором реализуется фразеологически или лексически связанное лексическое значение.

Варианты ответа:

1) плакать навзрыд

2) серебряный кубок

3) горько плакать

4) дальняя земля

 

 

4. Выберите пример, в котором реализуется синтаксически обусловленное значение.

Варианты ответа:

1) Мне кажется, это безобразие.

2) Он совершеннейший медведь!

3) Медведь выходит на охоту.

4) На обед у нас будет курица.

 

5. Какой из аспектов лексического значения содержит указание на обладающее рядом дифференциальных признаков понятие?

Варианты ответа:

1) референт

2) сигнификат

3) денотат

4) концепт

5) коннотативный аспект

 

6. Определите, какую интегральную сему содержат лексические значения слов стрекоза и муравей.

Варианты ответа:

1) летать

2) полезный

3) насекомое

4) крылья

5) цвет

 

7. Какую лексическую парадигму образуют слова шкаф, мебель?

Варианты ответа:

1) лексико-семантическая группа

2) гипо-гиперонимическая парадигма

3) синонимический ряд

4) тематическая группа

5) лексико-семантическое поле

 

8. Укажите, в каком случае реализуется значение, образованное с помощью метонимического переноса.

Варианты ответа:

1) черная комната

2) черные мысли

3) смотреть кино

4) ходить в кино

5) буря эмоций

 

9. В каком из приведенных примеров наблюдается явление паронимии?

Варианты ответа:

1) яркий свет – весь свет

2) горячий – теплый

3) рыбный - рыбий

4) веселый - грустный

 

10. В предложенных примерах определите случай идеографической синонимии.

Варианты ответа:

1) лицо – харя

2) девушка - девка

3) работать – трудиться

4) актер – артист

 

11. Какое из приведенных слов является старославянизмом?

Варианты ответа:

1) древо

2) дружина

3) свеча

4) ждать

 

12. Какое из приведенных слов является историзмом?

Варианты ответа:

1) биржа

2) вожак

3) вития

4) ботфорты

 

13. Найдите пример фразеологического сращения.

Варианты ответа:

1) красная строка

2) черный пиар

3) абсолютный нуль

4) как зеницу ока

 

14. Какая фразеологическая единица состоит из двух компонентов, один из которых обладает прямым номинативным значением, а второй выступает в переносном фразеологически связанном?

Варианты ответа:

1) фразеологическое единство

2) фразеологическое сочетание

3) фразеологическое выражение

4) фразеологическое сращение

 

Вариант № ___3_____

 

1. Какое из приведенных слов реализует прямое номинативно-коннотативное значение (НК)?

Варианты ответа:

1) черт!

2) очи

3) танк

4) солнце

5) уныние

 

2. Какое из приведенных слов реализует прямое коннотативно-номинативное значение (КН)?

Варианты ответа:

1) жидкость

2) сладость

3) негодяй

4) эх!

5) кроватка

 

4. Выберите пример, в котором реализуется синтаксически обусловленное значение.

Варианты ответа:

1) Не надо обманывать.

2) Ну ты и лиса!

3) У тебя красивая шуба.

4) Пойдем охотиться на лису.

 

 

5. Какой из аспектов лексического значения включает культурно значимые ассоциации, фоновые знания об объекте?

Варианты ответа:

1) референт

2) коннотативный аспект

3) денотат

4) концепт

5) сигнификат

 

6. Определите, какую интегральную сему содержат лексические значения слов студент и школьник.

Варианты ответа:

1) возраст

2) учеба

3) институт

4) лекция

5) мечтать

 

7. Какую лексическую парадигму образуют слова грустный, печальный?

Варианты ответа:

1) лексико-семантическая группа

2) синонимический ряд

3) тематическая группа

4) лексико-семантическое поле

5) гипо-гиперонимическая парадигма

 

8. Укажите, в каком случае реализуется значение, образованное с помощью метафорического переноса.

Варианты ответа:

1) дрова горят

2) гребень петуха

3) учитель вошел в класс

4) весь класс участвует в уборке

 

9. В каком из приведенных примеров наблюдается явление паронимии?

Варианты ответа:

1) черная коса – песчаная коса

2) венок – венец

3) добрый – злой

4) большой – огромный

 

10. Определите, в каком из примеров присутствует явление лексической конверсии.

Варианты ответа:

1) большой – маленький

2) покупать – продавать

3) красивый – прелестный

4) глаза – очи

 

11. Какое из приведенных слов является старославянизмом?

Варианты ответа:

1) князь

2) могучий

3) небо

4) врата

 

12. Какое из приведенных слов является архаизмом?

Варианты ответа:

1) боливар

2) уста

3) алтын

4) светелка

 

13. Найдите пример фразеологического сращения.

Варианты ответа:

1) кривить душой

2) попасть впросак

3) змея подколодная

4) частная собственность

 

14. Какая фразеологическая единица представляет собой устойчивое сочетание, в составе которого все компоненты сохраняют прямые номинативные значения?

Варианты ответа:

1) фразеологическое сочетание

2) фразеологическое единство

3) фразеологическое выражение

4) фразеологическое сращение


Вопросы для самостоятельного изучения

1. Понятие о слове. Форма и значение слова. Определение слова.

2. Национально-специфические черты русского слова.

3. Неосновые (периферийные) единицы лексики.

4. Знаковая природа слова. Ономасиология, ее связь с семиотикой.

5. Проблема мотивированности и идиоматичности слова.

6. Понятие о лексико-семантическом варианте. Лексема.

7. Классификация микрокомпонентов значения (сем). Дифференциальные, интегральные, фоновые семы.

8. Парадигматический и интроспективный методы семного анализа.

9. Соотношение основных аспектов описания лексического значения.

10. Национально-культурный аспект описания лексического значения.

11. Понятие о прагматическом аспекте лексического значения.

12. Понятие о концепте. Структура концепта, методы его описания.

13. Типы словарных дефиниций. Описательная, синонимическая, отсылочная дефиниции.

14. Типология лексических значений. Виды значений по направленности на предмет: прямые и непрямые значения.

15. Типы значений по соотношению номинативной и коннотативной функций. Классификация Ю.П. Солодуба.

16. Классификация лексических значений, предложенная В.В. Виноградовым. Свободные и несвободные значения.

17. Лексически и фразеологически связанные значения. Синтаксически обусловленные и конструктивно ограниченные значения.

18. Понятие о внутренней форме. Явная и скрытая внутренняя форма. Внутренняя форма и мотивированность.

19. Модели метонимического переноса. Понятие о синехдохе.

20. Когнитивные и художественные метафоры. Стертая метафора.

21. Виды омонимов. Полные и неполные омонимы.

22. Проблемы разграничения омонимии и полисемии.

23. Изменения в структуре значения многозначного слова. Главное (основное) значение.

24. Структура значения полисеманта. Цепочечный и радиальные виды связи.

25. Виды паронимов. Межъязыковая паронимия.

26. Типология антонимии. Контрарные и контрадикторные антонимы.

27. Конверсивные отношения в лексике.

28. Энантиосемия как словарное и контекстуально обусловленное явление.

29. Типология синонимии. Семантические и стилистические синонимы.

30. Идеографические и градуальные синонимы, их противопоставление на уровне семантических компонентов.

31. Понятие о стилистических и стилевых синонимах. Источники и виды стилистической окраски.

32. Типы парадигматических связей в лексической системе.

33. Родо-видовые отношения. Гипонимы, гиперонимы.

34. Понятие о лексико-грамматической группе.

35. Понятие о лексико-семантическом поле. Критерии разграничения ЛСГ и ЛСП.

36. Отражение системных связей лексики в лексикографии.

37. Виды словарей. Противопоставление энциклопедических и лингвистических словарей.

38. Толковые словари русского языка. Типы толковых словарей.

39. Структура словарной статьи в толковом словаре.

40. История формирования русской лексики.

41. Виды исконной лексики: индоевропейский фонд, общеславянские, общерусские, собственно русские слова.

42. Время и семантические особенности основных групп заимствованной лексики.

43. Фонетические, грамматические, семантические признаки заимствований в современном русском языке.

44. Литературная и субстандартная лексика.

45. Калькирование. Словообразовательные и семантические кальки.

46. Понятие о лексике активного и пассивного запаса.

47. Старославянизмы и церковнославянизмы.

48. Диалектные и специальные слова.

49. Критерии стилистической дифференциации лексики.

50. Понятие об экспрессивно-оценочной лексике.

51. Функционально-стилистическая значимость слов и сфера их употребления.

52. Ненормированная лексика современного русского языка.

53. Лексика языка русской художественной литературы.

54. Понятие о фразеологизме с точки зрения концепция воспроизводимости.

55. Понятие о фразеологизме с точки зрения семантической концепции.

56. Классификация фразеологических единиц. Паремия.

57. Фразеологические единства и фразеологические сращения. Критерии их разграничения.

58. Понятие о фразеологически связанном значении.

59. Составные и номенклатурные наименования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебное пособие содержит теоретический материал и практические задания различных уровней сложности. Вопросы функциональной классификации лексики в целом рассматриваются в контексте школьного курса русского языка. Главное требование при освоении этих вопросов – сформировать умение корректной характеристики лексических единиц (с учетом переходных случаев и исторической изменчивости).

Проблемы строения лексической системы решаются с опорой не только на терминологию, известную студентам из школьного курса, но и на понятия, взятые из области семасиологии. Тем самым от студента требуется освоить современные методы структурно-семантического анализа лексики. Таким образом, наиболее ответственной и теоретически насыщенной темой оказывается «Структура лексического значения». Формирование умений, связанных с описанием микрокомпонентов и макрокомпонентов ЛЗ, требует тщательной проработки теоретического материала.


ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

1. Современный русский литературный язык. Под ред. П.А. Леканта. М., 2007.

2. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. Под ред. Е.И. Дибровой. Ч.1. М., 2006.

3. Солодуб Ю.П., Альбрехт Ф.Б. Современный русский язык. Лексика и фразеология (сопоставительный аспект). М., 2002.

4. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. М., 2012.

5. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика. М., 2009.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., 1995.

2. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. М., 2009.

3. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира. М., 1997.

4. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова. // Лексикология и лексикография. М., 1977.

5. Винокур Г.О. О славянизмах в современном русском литературном языке // Избр. работы по русскому языку. М., 1959.

6. Горбачевич К.С. Изменение норм русского литературного языка. Л., 1971.

7. Жуков В.П. Семантика фразеологических оборотов. М., 1978.

8. Звегинцев В.А. Семасиология. М., 1957.

9. Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. М., 1993.

10. Мокиенко В.М. Образы русской речи. Историко-этимологические очерки фразеологии. М., 2007.

11. Мокиенко В.М. Славянская фразеология. М., 1980.

12. Новиков Л. А. Избранные труды. Том I. Проблемы языкового значения. М., 2001.

13. Новиков Л. А. Семантика русского языка. – М.: В. шк., 1982.

14. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.

15. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Языки русской культуры, 1997.

16. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. М., 2003.

17. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 2008.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

www.philarts.spbu.ru

www.philol.msu.ru

www.ruthenia.ru

www.philology.ru

www.gumer.info

www.ruslang.ru


 


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.313 с.