Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены.

2018-01-13 526
Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Рабочая тетрадь

по дисциплине

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,

ФИЗИОЛОГИЯ и ГИГИЕНА

 

(Ф. И.О)

 

(факультет, группа)


Тема Стр-
  Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены.  
  Уровни структурно-функциональной организации и основные периоды развития человека  
  Значение факторов здоровья, уровни и группы здоровья.  
  Определение уровня физического развития, демографические показатели  
  Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.  
  Мать – среда обитания ребенка, значение материнской заботы.  
  Возрастные особенности адаптации организма к различным климато-географическим и социальным условиям, наследственный фактор, наследственные болезни.  
  Сенситивные периоды развития ребенка.  
  Развитие регуляторных систем (гуморальной, нервной).  
  Возрастные особенности сенсорной системы. Анатомо-физиологические особенности моторных систем.  
  Развитие висцеральных систем на разных возрастных этапов.  
  Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции.  
  Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.  
  Особенности роста центральной нервной системы.  
  Развитие периферической нервной системы.  
  Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения.  
  Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка.  
  Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.  

Тема №1.

Тема №2.

Уровни структурно-функциональной организации и основные периоды развития человека.

Задания:

1. Вставьте в текст пропущенные термины:

____________– сложнейшая, иерархически (соподчинено) организованная система органов и структур, обеспечивающих жизнедеятельность и взаимодействие с окружающей средой. Элементарной единицей организма является __________. Совокупность клеток сходных по происхождению, строению и функции, образуют __________. Ткани образуют _________, выполняющие определенные функции. Органы образуют анатомо-физиологические системы.

Строение животной клетки. Запишите основные составляющие ядра и цитоплазмы.

Заполните таблицу

«Сравнительная характеристика типов тканей»:

Тип ткани Особенности строения Функции
1. Эпителиальная    
2. Соединительная    
3. Мышечная    
4. Нервная    

4. Что образуют функциональную и физиологическую систему:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Перечислите анатомо-физиологические системы, которые составляют организм человека:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Заполните таблицу: «Возрастная периодизация»:

Период Возраст
Пренатальный период  
   
Постнатальный период  
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

7. Выберите правильные варианты ответов в тестах ( см. значение условных обозначений ), ответы оформите в виде таблицы:

Номер теста №1 №2 №3 №4 №5
Правильный ответ          

Условные обозначения:

● – тест с одним правильным ответом.

►- тест имеет несколько правильных ответов.

♦ - перечислить все ответы в нужной последовательности.

●№1. В каком возрасте наблюдается полуростовой скачок?

а) 1-3 года,

б) 5-6 лет,

в) 8-9 лет,

г) 13-15 лет.

№2. Уровни структурно-функциональной организации организма человека:

а) организменный,

б) клеточный,

в) органный,

г) тканевой,

д) системный.

● №3. Эмбриональное развитие человека делят на:

а) 2 периода;

б) 3 периода;

в) 4 периода;

г) 5 периодов.

№4. Зародышевый период начинается с -

а) гаструляции;

б) бластуляции;

в) нейруляции.

●№5. На 5-ой неделе у зародыша -

а) формируется нервная, пищеварительная, кровеносная и др. системы;

б) намечаются черты лица;

в) заканчивается закладка органов;

г) образуются зачатки рук и ног.

Тема №3.

Значение факторов здоровья, уровни и группы здоровья.

Задания:

Дайте определение понятию здоровье.

Здоровье - это____________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Это учение о здоровье и здоровом образе жизни.

Перечислите основные факторы здоровья:

1._________________________________________

2._________________________________________

3._________________________________________

4._________________________________________

Перечислите все известные вам науки, изучающие здоровье.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема №4.

Тема №5.

Календарный и биологический возраст.

Их соотношения, критерии, определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.

Задания:

Вставьте пропущенные слова в предложения. Ответы занесите в таблицу.

Наука, изучающая роль фактора времени в осуществлении биологических явлений и в поведении живых систем, временную организацию биологических систем, природу, условия возникновения и значение Б. р. Для организмов называется - ___________(1). Она является одним из направлений сформировавшегося в 60-е гг. раздела биологии – хронобиологии.

Биоритмы подразделяются на _____________(2) и экологические. Первые ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Вторые ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды.

Физический цикл равен ___(3) дням. Он определяет энергию человека, его силу, выносливость, координацию движения.

__________ (4) цикл равен 28 дням и обусловливает состояние нервной системы и настроение.

Интеллектуальный цикл (33 дня), он определяет _____________(5) способность личности.

         
         

Тема №6.

Тема №7.

Задания

1. Выберите правильнее варианты ответов в тестах (см. значения условных обозначений),ответы оформите виде таблицы

Номер теста №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11
Правильный ответ                      

№1. Какая наука изучает отношения живых организмов и образуемые ими сообщества между собой и с окружающей средой.

1) биология,

2) геология,

3) экология,

4) зоология.

№2. Что такое адаптация.

1) приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработанное в процессе эволюционного развития.

2) риск вредного влияния на здоровье.

3) комплекс видовых признаков, закрепленных генетически и передающихся по наследству.

4) отрасль медицинской науки, которая изучает влияние климата, сезонов и погоды на здоровье человека, разрабатывает методику использования климатических факторов в лечебных и профилактических целях.

№3. Сколько фаз включает в себя адаптация.

1) 1 2) 2 3) 3 4) 4

№4. В какой фазе адаптивные изменения затрагивают все уровни организма.

1) 1 2) 3 3) 2 4) 4

№5. Кто говорил следующее суждение: «...организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен»

1),

2)

3)

4) Г. Селье

№6. Какой антропогеный фактор является наиболее мощным.

1) радиоактивный

2) тепловое излучение

3) ультрофиолетовый

4) солнечная радиация

№7. Что поддерживается благодаря адаптации в организме человека.

1) зрительная система

2) гомеостаз

3) двигательный нейрон

4) железы внутренней секреции

№8. Наследственность-это свойство организмов, которое обеспечивает:

1) внутривидовое сходство организмов

2) различия между особями одного вида

3) межвидовое сходство организмов

4) изменения организмов в течение жизни

№9. Модификационная изменчивость:

1) наследуется

2) связана с изменением генотипа

3) не наследуется

4) не зависит от внешней среды

№10. Гемофилия у детей чаще проявляется от брака

1) неродственного

2) близкородственных

3) людей разных национальностей

4) людей разных рас

№11. Наследственная информация в клетках организма заключена в:

1) и. РНК

2) т. РНК

3) белках

4) генах

Термины.

______________________ - является главным критерием здоровья.

______________________ - приспособление живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, выработанное в процессе эволюционного развития.

____________________ - совокупность типичных видов жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества в целом в единстве с условиями жизни.

______________________ - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования и деятельности.

______________________ - статистический многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности.

______________________ - является самым мощным источником различных форм энергии, оказывающих влияние на Землю.

______________________ - представлены ядрами химических элементов, среди которых преобладают ядра водорода, гелия и тяжелые ионы. Их интенсивность составляет 1600 частиц/м2 в 1 с, средняя энергия - 7 ГэВ.

______________________ - служит барьером для жесткого ультрафиолетового и рентгеновского излучения.

______________________ - среда обитания и деятельности человечества, окружающий человека природный и созданный им материальный мир.

______________________ - общественное существо, обладающее сознанием, разумом, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

______________________ - в физической антропологии генетически закрепленная адаптация людей к различным природным условиям, например, постоянным холодам, влажности при высокой температуре, условиям пустыни и разреженному воздуху высот.

______________________ - постоянства внутренней среды организма.

______________________ - свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

______________________ - разнообразие признаков и свойств у особей и групп особей любой степени родства.

______________________ - область медицины, изучающая анатомо-физиологические особенности детского организма, причины и механизмы развития детских болезней и разрабатывающая методы их распознавания, лечения и профилактики.

______________________ - наука о строении (преимущественно внутреннем) организма, раздел морфологии.

3. Выполните задания.

1. Перечислите факторы воздействия окружающей среды на человека.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Перечислите стадии адаптационного синдрома.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Приведите примеры болезней, связанных с адаптацией.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Приведите примеры патологических реакций организма в аридной зоне.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Человек постоянно испытывает на себе влияние факторов окружающей среды. Их многообразие условно можно подразделить на две большие группы. Перечислите эти группы.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Перечислите виды адаптации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Перечислите важнейшие симптомы, вызывающие стресс.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какими могут быть методы увеличения эффективности адаптации.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие выделила четыре основных адаптивных типа.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие три фазы, выделяют в соответствии с учением об адаптационном синдроме.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Приведите примеры различных социальных факторов, негативно влияющих на организм.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема №8.

Тема №9.

Перечислите железы

Железы внешней секреции

Железы внутренне секреции

Железы смешанной секреции

17. Перечислите функции эндокринной системы:

1. ___________________________________________________________

2. ___________________________________________________________

3. ___________________________________________________________

Тема №10.

Тема №11.

Тема 7. Органы пищеварения.

Вставьте пропущенные слова.

____________________ – эти три пары ___________________ выделяют слюну, которая смачивает и начинает химическую обработку пищи.

Полость рта – полость, в которой происходит _____________________________________________. В ней расположены зубы, ____________________, и язык, который сминает и распределяет пищу среди зубов.

Печень – жизненно важный орган для организма. Накапливает гликоген, являющийся резервом энергии, и ____________________, необходимую для переваривания жиров.

Желчный пузырь – орган, _________________, который накапливает желчь и подает ее в кишечник.

Поджелудочная железа – железа смешанной секреции, расположенная под желудком, которая выделяет ____________________ и ____________________ - гормон, регулирующий обмен глюкозы.

Аппендикс – маленький червеобразный ____________________, назначение которого неизвестно.

Пищевод – труба, соединяющая ____________________ Мышцы, которые образуют внутренние тенки пищевода, осуществляют сокращения для ____________________.

Желудок - ____________________, расположенный ____________________. Получает пищу уже смоченную слюной и пережеванную, смешивает ее с желудочным соком и проталкивает через привратник в ____________________.

Тонкая кишка – часть пищеварительного тракта длиной от ____________________ до ____________________, куда поступают поджелудочный и желудочный соки, желчь, и где всасываются ____________________.

Толстая кишка – последняя часть пищеварительного тракта, состоящая из __________________, ободочной кишки и ____________________, где абсорбируется вода из пищи и образуется кал из не переваренных продуктов.

9. Выберите правильнее варианты ответов в тестах (см. значения условных обозначений), ответы оформите виде таблицы

Номер теста №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9
Правильный ответ                  

№1. С чего начинается пищеварение?

А) с ротовой полости

Б) с желудка

В) с прямой кишки

№2. На 6-8 месяце у ребёнка

А) прорезываются молочные зубы

Б) не прорезываются зубы

В) прорезываются постоянные зубы

№3. Печень. Её вес достигает

А) 900 грамм.

Б) 1500 грамм.

В) 500 грамм.

№4. Выберите правильную последовательность этих органов

А) слюнные железы, поджелудочная железа, желудок.

Б) поджелудочная железа, желудок, слюнные железы.

В) слюнные железы, желудок, поджелудочная железа.

№5. Какая функция у двенадцатиперстной кишки?

А) перемещение пищи

Б) механическое измельчение пищи

В) окончательное переваривание пищи с помощью бактерий

№6. Прорезывание постоянных зубов заканчивается

А) к 12 годам. Б) к 16 годам. В) к 14 годам.

№7. Слюна содержит 99%

А) соляной кислоты

Б) воды

В) ферментов

№8. Акт еды начинается

А) с вида и запаха пищи

Б) с пережёвывания пищи

В) с расщепления белков, жиров, углеводов

№9. Последний орган в пищеварительной системе

А) прямая кишка

Б) толстая кишка

В) тощая кишка

Тема 12.

Тема №13.

3. Из перечня веществ (А-К) выберите и зашифруйте правильные ответы на вопросы (1-12)

А. мин. вещества

Б. органические вещества

В. вода

Г. губчатое строение

Д. надкостница

Е. кость без полости

Ж. трубчатое строение

З. подвижное соединение

И. полуподвижное соединение

К. неподвижное соединение

1. придают кости упругость

2. придают кости твердость

3. придают кости легкость

4. придают кости прочность, твердость и упругость

5. способ соединения костей черепной коробки

6. способ соединения позвонков

7. способ соединения в суставе

8. растущий слой кости особенности строения длинных костей

9. особенности строения плоских костей

10. растворяются в кислоте

11. сгорают в огне.

________________________________________________________________

Назовите части позвоночника

5. Дайтеопределения терминам:

Скелет - _________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Череп - __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Получить полный текст

Кость - __________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответьте на вопрос.

1.Какие отделы нервной системы относятся к периферической нервной системе.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Строение нервного волокна.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Как происходит формирование периферического нерва

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Дополните таблицу:

«Черепно – мозговые нервы»

Название Функциональная характеристика Иннервируемые структуры
1. Обонятельный    
2. Зрительный    
3. Глазодвигательный    
4. Блоковый    
5. Тройничный    
6. Отводящий    
7. Лицевой    
8. Преддверно- улитковый    
9. Языкоглоточный    
10. Блуждающий    
11. Добавочный    
12. Подъязычный    

5. Вегетативная нервная система это

 

6.Скорость прохождения нервного импульса:

· Мякотное волокно –

· Безмякотное волокно -

Тема №16.

Задания

1. Ответьте на вопросы:

- Что такое коммуникативное поведение?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Дайте определение речи

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Приведите примеры, что может стать содержанием общения

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Укажите стрелками необходимые определения:

Устная речь

Монолог

Диалог

Письменная речь

Внутренняя речь

общение между людьми посредством произнесения слов вслух, с одной стороны, и восприятия их людьми на слух – с другой

одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли

разговор, в котором участвует не менее двух собеседников

посредством письменных законов

речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека

3. Выберете правильные ответы.

- Речь имеет свойства:

1. понятность

2. выразительность

3. содержательность

4. правдивость

- Характеристики коммуникационного поведения:

1. нормативное

2. ненормативное

3. общественное

4. Полная характеристика норм коммуникативного поведения. Подробно расскажите о нормах коммуникативного поведения. Приведите примеры четырех важнейших аспектов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вставьте пропущенное слово.

1. _________________ общения – это, то ради чего у человека возникает данный вид активности.

2. Заключается в передаче и ________________ объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение _______________________ и деловых взаимоотношений, многое другое.

Тема №17.

Задание: Заполнить таблицу, указать особенности данных этапов.

Возраст Рецептивный язык Экспрессивный язык
Дети младше 1 месяца    
1-4 месяца    
5-6 месяцев    
7-9 месяцев    
10 месяцев    

Учебное издание

Рабочая тетрадь по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»

для студентов института

Составители:,,.

В авторской редакции.

 

 

Рабочая тетрадь

по дисциплине

ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ,

ФИЗИОЛОГИЯ и ГИГИЕНА

 

(Ф. И.О)

 

(факультет, группа)


Тема Стр-
  Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены.  
  Уровни структурно-функциональной организации и основные периоды развития человека  
  Значение факторов здоровья, уровни и группы здоровья.  
  Определение уровня физического развития, демографические показатели  
  Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.  
  Мать – среда обитания ребенка, значение материнской заботы.  
  Возрастные особенности адаптации организма к различным климато-географическим и социальным условиям, наследственный фактор, наследственные болезни.  
  Сенситивные периоды развития ребенка.  
  Развитие регуляторных систем (гуморальной, нервной).  
  Возрастные особенности сенсорной системы. Анатомо-физиологические особенности моторных систем.  
  Развитие висцеральных систем на разных возрастных этапов.  
  Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции.  
  Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата.  
  Особенности роста центральной нервной системы.  
  Развитие периферической нервной системы.  
  Психофизиологические аспекты поведения ребенка, становление коммуникативного поведения.  
  Речь. Индивидуально-типологические особенности ребенка.  
  Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.  

Тема №1.

Предмет и задачи возрастной анатомии, физиологии и гигиены.

Задания:

1. Выберите правильные варианты ответов в тестах (см. значения условных обозначений), ответы оформите виде таблицы

Номер теста №1 №2 №3 №4 №5 №6 №7 №8 №9 №10 №11
Правильный ответ                      

Условные обозначения:

· - тест с одним правильным ответом

►- тест имеет несколько правильных ответов

◊ - перечислить все ответы в нужной последовательности

· №1. Наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, механизм его деятельности:

1) анатомия

2) физиология

3) психология

№ 2. Задачи физиологии:

1) раскрытие законов жизнедеятельности живого организма

2) изучение внешних особенностей строения человека

3) управление законами жизнедеятельности живого организма

4) изучение душевной жизни людей

5) изучение общих закономерностей психических процессов

6) изучение особенностей жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза.

· №3. Физиологический метод включает в себя:

1) наблюдение за здоровыми и больными людьми

2) исследование с помощью рентгена и ультразвука

3) изучение строения организма человека

4) самонаблюдение

№4. Физиология, как наука о функциях организма, раскрывает законы деятельности головного ……….. обосновывает материальную природу сложнейших ……….. приспособления организма к условиям среды, показывает материальную ……… психической деятельности человека.

1) форма

2) мозг

3) природа

№ 5. Анатомия решает следующие задачи:

А) исследование основных этапов развития человека в процессе эволюции.

Б) особенностей строения тела и отдельных органов в различные возрастные периоды, а также в условиях внешней среды.

В) выяснение механизмов психической деятельности человека

№6. Что изучает анатомия?

А) изучает внешние формы и пропорции тела человека и его частей.

Б) отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое строение.

В) взаимодействие организма с окружающей средой.

№ 7. Что изучает физиология?

А) функции различных органов.

Б) функции клеточных структур.

Получить полный текст

В) строение человека с учетом биологических закономерностей.

№ 8. Задача физиологии состоит в том, чтобы:

А) понять работу человеческого организма.

Б) определить значение каждой его части.

В) формирования человеческого организма в условиях внешней среды.

№ 9. Определите: _______________________________________________

_________________- это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни.

№10. Возрастная анатомия изучает:

А) телосложение человека, его органов, в разные периоды жизни.

Б) функции органов, систем органов и организма в целом.

№11. Возрастная физиология изучает:

А) морфологию человеческого организма, его систем и органов.

Б) особенности жизнедеятельности организма в разные периоды онтогенеза.

2. Вставьте пропущенные слова в предложения.

Половое размножение обеспечивает смену поколений человеческих популяций. При слиянии женской и мужской половых клеток образуется _________________, дающая начало новому организму. Он наследует признаки отца и матери. Половые клетки образуются в ___________________________: яйцеклетки образуются в _________________, сперматозоиды в ______________.

3. Заполните таблицу:

1) Какими органами представлена мужская половая система?  
2) Какими органами представлена женская половая система?  
3) Какие периоды выделяют в развитии человека?  

4. Распределите термины с их значениями:

1.Анатомия   а)Изучает изменения строения функций организма, возникающие в процессе его развития.
2.Физиология   б)Наука о происхождении, развитии, формах и строении человеческого организма
3.Возрастная анатомия и физиология   в)Наука о функциях всего организма и отдельных органов, систем органов и законах их развития

5. Допишите недостающий термин:

- это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза. Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни.

Тема №2.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.207 с.