Развитие психологических знаний в рамках учений о душе — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Развитие психологических знаний в рамках учений о душе

2018-01-30 174
Развитие психологических знаний в рамках учений о душе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Б1.Б.9.5история психологии

Направление подготовки:

44.03.02 – Психолого-педагогическое образование

Учебная программа

Пояснительная записка

Предметом изучения дисциплины «История психологии» являются закономерности и этапы развития психологии как науки. В рамках дисциплины описываются психологические теории прошлого, выявляется влияние социально-политических и идеологических условий на развитие и содержание учений психологов, роль специфических индивидуальных качеств ученых в появлении наиболее значительных теорий, а также выявляется значение наиболее важных концепций для дальнейшего развития психологии, клинической и педагогической практики.

Цель дисциплины: создание условий для освоения студентами знаний о закономерностях развития психологии как науки и специфике основных психологических концепций.

Задачи:

· расширение у студентов понятийного аппарата в области психологии;

· формирование у студентов знаний об общих закономерностях, логике и этапах развития психологии как науки;

· формирование у студентов знаний о наиболее значимых психологических концепциях от Античности до конца ХХ века;

· развитие у студентов способности к сравнительному анализу подходов к проблемам психологии в разные исторические периоды, формирование у них недогматического взгляда на психологические теории, умения критически их оценивать, устанавливать связь с современностью;

· активизация интереса к психологическим знаниям, создание установки на перенос полученных знаний в практическую работу.

Формами организации обучения в рамках данной дисциплины являются лекции, семинары, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов.

Примерный тематический план ОФО, 1 курс ( 108 – 3 зет)

Раздел Всего ЛК ЛБ СМ СР
  Введение          
  Развитие психологических знаний в рамках учений о душе          
  Развитие психологии как науки о сознании          
  Становление психологии как самостоятельной науки          
  Развитие зарубежной психологии в XX веке          
  Развитие российской психологии          
  Контрольная работа          
  Зачет          
Итого          

Примерный тематический план ЗФО, 1 курс ( 108 – 3 зет)

Раздел Всего ЛК ЛБ СМ СР
  Введение          
  Развитие психологических знаний в рамках учений о душе          
  Развитие психологии как науки о сознании          
  Становление психологии как самостоятельной науки          
  Развитие зарубежной психологии в XX веке          
  Развитие российской психологии          
  Контрольная работа          
             
  Зачет          
Итого          

Содержание дисциплины

Введение

Предмет и задачи истории психологии. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологических знаний. Этапы развития психологии как науки. Методы и источники истории психологии. Значение и место истории психологии в системе современной психологической науки.

Развитие психологических знаний в рамках учений о душе

Тема2. Проблемы психологии в Средние века и в эпоху Возрождения

Общая характеристика развития психологии Средневековья: социально-экономические и идеологические условия становления психологии; особенности и этапы развития средневековой психологии.

Зарождение сакрального подхода в психологии: учение Августина. Концепция души Фомы Аквинского: положение о божественном происхождении души, формы души, естественный и сверхъестественный пути познания, роль разума в управлении поведением, развитие души.

Условия развития и особенности арабоязычной психологии. Концепция Ибн-Сины: теория двойственной истины, естественно-научный подход к проблемам природы души, познания, развития и воспитания ребенка.

Развитие науки, искусства, педагогики и медицины в эпоху Возрождения, их влияние на понимание души и ее функций. Концепция души Дж. Бруно.

Итоги развития и значение средневековой психологической мысли.

Развитие психологии как науки о сознании

Тема8. Первые программы построения психологии

Программа развития психологии В. Вундта, два направления психологии: индивидуальная и культурно-историческая. Предмет, задачи и методы индивидуальной психологии, элементы сознания, законы «душевной жизни». Предмет и методы психологии народов.

Программа развития психологии Ф. Брентано: предмет и методы психологии, учение об интенциональных актах.

Тема 12. Бихевиоризм

Философские основы (позитивизм, прагматизм), понятие о предмете и методе психологии в бихевиоризме.

Характеристика взглядов Дж. Уотсона,Э. Торндайка. Поведение как предмет психологии, особенности экспериментальных исследований, структура поведенческого акта, научение как основа развития психики, законы и механизмы научения.

Развитие необихевиоризма. Изменение представлений о структуре поведенческого акта. Теория Б.Ф. Скиннера: оперантное поведение, научение через подкрепление, виды подкреплений, теория программированного обучения.

Включение «промежуточных переменных» в структуру поведенческого акта. Социально-когнитивная теория А. Бандуры. Влияние психоанализа на развитие необихевиоризма: теория ролей Д. Мида, теории социального научения Дж. Долларда, Р. Сирса.

Значение бихевиоризма для дальнейшего развития психологии.

Тема 13. Гештальтпсихология

Естественно-научные и философские основы гештальтпсихологии (физика, феноменология), крика ассоциативной психологии, предмет и методы психологии, понятие о гештальте.

Экспериментальные исследования восприятия Э. Маха, Г. Фолькельта, В. Келера, М. Вертгеймера, законы восприятия (прегнантности, транспозиции, фигуры и фона…), проблема онтогенеза восприятия. Исследования интеллектуального поведения антропоидов В. Келлера, специфика проблемных ситуаций, понятие об инсайте. Проблема творческого мышления в концепции М. Вертгеймера: метод изучения автобиографий, механизм и этапы решения задач.

Гештальттеория психического развития детей К. Коффки: развитие психики как динамическое усложнение примитивных форм поведения, роль созревания и обучения.

Динамическая теория личности К. Левина: понятие о личности, детерминанты поведения, виды потребностей и мотивов, виды поведения, исследования межличностных отношений.

Значение гештальтпсихологии для дальнейшего развития психологии.

Интернет-ресурсы

· http://www.psyoffice.ru (учебники)

· www.pedlib.ru (Педагогическая библиотека)

· http://psyjournals.ru

 

 

Программа составлена канд. психологических наук,

доцентом кафедрыпсихологиии психофизиологии Черноковой Т.Е.

Б1.Б.9.5история психологии

Направление подготовки:

44.03.02 – Психолого-педагогическое образование

Учебная программа

Пояснительная записка

Предметом изучения дисциплины «История психологии» являются закономерности и этапы развития психологии как науки. В рамках дисциплины описываются психологические теории прошлого, выявляется влияние социально-политических и идеологических условий на развитие и содержание учений психологов, роль специфических индивидуальных качеств ученых в появлении наиболее значительных теорий, а также выявляется значение наиболее важных концепций для дальнейшего развития психологии, клинической и педагогической практики.

Цель дисциплины: создание условий для освоения студентами знаний о закономерностях развития психологии как науки и специфике основных психологических концепций.

Задачи:

· расширение у студентов понятийного аппарата в области психологии;

· формирование у студентов знаний об общих закономерностях, логике и этапах развития психологии как науки;

· формирование у студентов знаний о наиболее значимых психологических концепциях от Античности до конца ХХ века;

· развитие у студентов способности к сравнительному анализу подходов к проблемам психологии в разные исторические периоды, формирование у них недогматического взгляда на психологические теории, умения критически их оценивать, устанавливать связь с современностью;

· активизация интереса к психологическим знаниям, создание установки на перенос полученных знаний в практическую работу.

Формами организации обучения в рамках данной дисциплины являются лекции, семинары, лабораторные работы и самостоятельная работа студентов.

Примерный тематический план ОФО, 1 курс ( 108 – 3 зет)

Раздел Всего ЛК ЛБ СМ СР
  Введение          
  Развитие психологических знаний в рамках учений о душе          
  Развитие психологии как науки о сознании          
  Становление психологии как самостоятельной науки          
  Развитие зарубежной психологии в XX веке          
  Развитие российской психологии          
  Контрольная работа          
  Зачет          
Итого          

Примерный тематический план ЗФО, 1 курс ( 108 – 3 зет)

Раздел Всего ЛК ЛБ СМ СР
  Введение          
  Развитие психологических знаний в рамках учений о душе          
  Развитие психологии как науки о сознании          
  Становление психологии как самостоятельной науки          
  Развитие зарубежной психологии в XX веке          
  Развитие российской психологии          
  Контрольная работа          
             
  Зачет          
Итого          

Содержание дисциплины

Введение

Предмет и задачи истории психологии. Методологические проблемы историко-психологического исследования. Условия и закономерности развития психологических знаний. Этапы развития психологии как науки. Методы и источники истории психологии. Значение и место истории психологии в системе современной психологической науки.

Развитие психологических знаний в рамках учений о душе


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.