Действия консультанта при даче — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Действия консультанта при даче

2018-01-30 206
Действия консультанта при даче 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

клиенту советов и рекомендаций

Для того чтобы клиенту были вполне понятны предлагаемые пси­хологом-консультантом советы и рекомендации, а также для того, что­бы клиент смог ими с успехом воспользоваться и добиться желаемого практического результата, при формулировке советов и рекоменда­ций психологу-консультанту следует придерживаться таких правил:

Правило 1. При формулировании советов и рекомендаций по практическому решению проблемы клиента желательно, как и при интерпретации исповеди, предлагать ему не один-единственный, а сразу несколько, по возможности — разных, советов и рекомендаций.

Это связано с тем, что разные способы решения одной и той же проблемы требуют соблюдения различных условий и выполнения разных действий. Некоторые из них в силу тех или иных обстоя­тельств могут оказаться недоступными клиенту, что значительно снизит эффективность практического действия соответствующих рекомендаций.

К примеру, психолог-консультант может рекомендовать клиен­ту такой способ поведения, который потребует от него незаурядной силы воли и ряда других качеств личности, которые у данного кли­ента могут оказаться относительно слабо развитыми. Тогда предло­женные ему рекомендация вряд ли окажутся практически полезны­ми и достаточно эффективными. Или, например, совет психолога-консультанта клиенту может предполагать наличие у последнего до­статочно большого количества свободного времени, которого на самом деле у клиента может не оказаться.

В общем случае число предлагаемых клиенту различных спосо­бов решения его проблемы должно быть два или три, и все эти спо­собы должны учитывать реальные условия жизни клиента, его воз­можности, а также его индивидуальные психологические особен­ности. Число предлагаемых способов решения проблемы также должно быть таким, чтобы клиент был в состоянии выбрать из них то, что его вполне устраивает и полностью подходит для него.

В этой связи психологу-консультанту необходимо еще до того, как он начнет предлагать ему практические рекомендации, хорошо узнать клиента как личность.

Сформулируем и на этот счет несколько дополнительных сове­тов, которые помогут психологу-консультанту провести общую психодиагностику личности клиента в процессе практической работы с ним. Эти советы, в частности, вытекают из материалов, представ­ленных в известной книге А.Пиза «Язык телодвижений».

О личности клиента и о его психологическом состоянии можно судить по следующим признакам1:

• поза «руки на пояс» характерна для решительного, волевого че­ловека,

• наклон туловища вперед, сидя на стуле, говорит о том, что чело­век, как только закончится разговор с ним, уже готов будет действовать,

• человек, который сидит, закинув ногу на ногу и обхватив ее ру­ками, часто обладает быстрой реакцией и его трудно убедить в споре,

• прижатые друг к другу лодыжки во время сидения говорят о том, что человек имеет негативные, неприятные мысли и чувства в данный момент времени,

• собирание с одежды несущественных ворсинок характеризует человека, который не вполне согласен с тем, что ему в данный мо­мент времени говорят,

• прямая голова во время разговора свидетельствует о нейтраль­ном отношении человека к тому, что он слышит,

• наклон головы в сторону во время слушания говорит о том, что у человека пробудился интерес,

• если голова человека наклонена вперед, то это чаще всего явля­ется признаком того, что он отрицательно относится к услышанному,

• скрещивание рук на груди — признак критического отношения и защитной реакции,

• иногда скрещивание рук свидетельствует о том, что у человека возникло чувство страха,

• перекрещивание ног — признак негативного или оборонитель­ного отношения,

• жест «поглаживание подбородка» означает, что данный чело­век пытается принять решение, связанное с тем, что ему только что сказали,

• отклонение назад на спинку стула или кресла — движение, сви­детельствующее об отрицательном настроении человека,

• если после того, как человека попросили сообщить о своем ре­шении, он берет в руки какой-либо предмет, то это означает, что он не уверен в своем решении, сомневается в его правильности, что ему еще необходимо подумать,

• когда голова слушающего человека начинает склоняться к ру­ке, чтобы опереться на нее, то это означает, что у него пропадает ин­терес к тому, что ему сейчас говорят,

• если человек потирает затылок ладонью и отводит глаза — это значит, что он говорит неправду,

• люди, часто потирающие затылочную часть шеи, склонны про­являть негативное, критическое отношение к окружающим,

• те люди, которые часто трут свой лоб, обычно являются откры­тыми и покладистыми,

• закладывание рук за спину свидетельствует о том, что человек расстроен,

• прикосновение во время произнесения слов к частям лица и головы — признак того, что данный человек не вполне искренен и говорит неправду,

• положение пальцев во рту свидетельствует о том, что человек в данный момент времени нуждается в одобрении и поддержке,

• постукивание пальцами по крышке стола или по чему-либо дру­гому во время слушания свидетельствует о нетерпении человека,

• открытые ладони ассоциируются с искренностью, доверчиво­стью и честностью,

• скрытые ладони, напротив, говорят о закрытости, нечестности, неискренности человека,

• властный человек при рукопожатии старается держать свою ру­ку сверху,

• покорный человек во время рукопожатия стремится держать свою ладонь снизу,

• тот, кто рассчитывает на равноправные отношения, старается во время рукопожатия держать свою ладонь на одном уровне с тем человеком, с кем он обменивается рукопожатием,

• не вполне уверенный в себе человек тянет руку другого на себя во время рукопожатия,

• сцепленные пальцы рук во время разговора могут означать ра­зочарование.

В мимике человека также может встретиться ряд признаков, ко­торые с высокой степенью вероятности могут свидетельствовать о его невротичности. Рассмотрим и эти признаки:

• у вечно улыбающегося человека оптимизм чаще всего является наигранным и, как правило, не соответствующим его реальному внутреннему состоянию,

• тот, кто внешне демонстрирует свою, якобы безукоризненную, выдержку, в действительности часто прикрывает этим хорошо скры­ваемое беспокойство и напряженность,

• у невротика углы рта чаще всего бывают опущенными книзу, а на лице — выражение уныния и отсутствия интереса к людям. Такой человек обычно нерешителен,

• взгляд у невротика напряженный, а глаза раскрыты шире обычного,

• выражение лица у невротика испуганное, цвет — бледный и бо­лезненный,

• невротику нелегко рассмеяться от души, его улыбка часто на­поминает ироническую усмешку или ухмылку.

Приведем еще несколько полезных наблюдений, которыми пси­холог-консультант может воспользоваться, оценивая клиента как личность.

Оговорка содержит намек на то, о чем человек на самом деле, ду­мает, но не хочет говорить открыто или вслух.

Память человека удерживает в основном те переживания, которые связаны со значимыми для него людьми и событиями.

Если человек опаздывает на встречу или вовсе забывает о ней, то с большой долей уверенности можно предположить, что он бессозна­тельно избегает этой встречи.

Если человек постоянно забывает имена, то с достаточной уве­ренностью можно утверждать, что у него нет особого интереса к людям, и в первую очередь к тем, чьи имена он забывает.

Если человек чрезмерно многословен по и так вполне ясному вопро­су, если, кроме того, в его голосе чувствуется дрожь и он, как гово­рится, ходит вокруг да около, не высказываясь определенно, значит, ему не вполне можно доверять.

Отчетливо звучащий, ясный голос обычно говорит об открыто­сти и искренности человека.

Если человек что-то бормочет про себя и выражается неясно, то он, наверное, не горит желанием сблизиться с тем, кому он это говорит.

Если человек говорит медленно, старательно подбирая слова и тщательно контролируя свою речь, то он испытывает внутреннее психологическое напряжение.

Усиленные возражения клиента психологу-консультанту могут восприниматься как свидетельство того, что клиент не вполне уве­рен в себе и в истинности тех слов, которые сам произносит.

Правило 2. Психологу-консультанту следует предлагать клиен­ту не только советы как таковые, но также и собственные оценки этих советов с точки зрения легкости или трудности следования им в решении возникшей проблемы.

Речь идет о том, что клиент должен иметь достаточно полную информацию о каждой конкретной рекомендации, предлагаемой

психологом-консультантом, т.е. знать, чего ему будет стоить сле­дование той или иной рекомендации и с какой степенью вероят­ности такое следование приведет к решению волнующей его проблемы.

После того как психолог-консультант предложил клиенту аль­тернативные советы по решению его проблемы, в голове у клиента (в силу его психологической, профессиональной неподготовленно­сти и недостаточности жизненного опыта, а также по причине из­быточности полученной от консультанта информации) далеко не сразу складывается вполне адекватный образ ситуации. Клиент да­леко не сразу в состоянии сделать правильный выбор из числа пред­ложенных ему альтернатив. Более того, он, как правило, и не распо­лагает достаточным для этого временем. В силу указанных причин клиент не сразу может принять нужное и верное решение.

Для того чтобы облегчить клиенту поиск такого решения, психо­лог-консультант в то время, когда клиент еще размышляет над полученной информацией, сам должен предложить ему аргументи­рованные собственные оценки эффективности разных способов по­ведения, раскрывая перед клиентом их положительные и отрица­тельные стороны.

Принимая окончательное, самостоятельное решение, клиент дол­жен отдавать себе отчет в том, что если он предпочтет один из спо­собов поведения другим, то в результате получит какую-то выгоду и что-то почти наверняка упустит.

Правило 3. Клиенту необходимо предоставлять возможность са­мостоятельно выбирать тот способ поведения, который он считает для себя наиболее подходящим.

Никто, кроме самого клиента, не в состоянии полностью знать его личные особенности и условия жизни, поэтому никто, кроме кли­ента, не сможет принять оптимальное решение. Правда, может оши­баться и сам клиент. Поэтому психолог-консультант, предоставляя клиенту возможность осуществить самостоятельный выбор, обязан все же выразить и свою точку зрения.

Одна из действенных форм оказания практической помощи в дан­ном случае клиенту со стороны психолога-консультанта заключа­ется в том, что консультант и клиент на некоторое время как бы ме­няются ролями: психолог-консультант просит клиента объяснить ему сделанный выбор и обосновать его, а сам, внимательно слушая клиента, задает ему вопросы.

Правило 4. В заключение психологической консультации очень важно обеспечить клиента действенными средствами самостоятель­ного контроля успешности предпринимаемых практических дейст­вий по решению проблемы.

Поскольку психологическое консультирования является в основ­ном методом самостоятельной психокоррекционной работы, рассчи­танной на собственные силы и возможности клиента, на то, что ис­правлять недостатки в собственной психологии и поведении клиенту придется самому, то очень важно обеспечить его средствами само­контроля эффективности предпринимаемых им же действий.

Конкретно в данном случае речь идет о том, чтобы точно сооб­щить клиенту, как он на практике может проконтролировать себя, и по каким признакам он будет судить о том, что его поведение пра­вильное, а предпринимаемые действия на самом деле дают положи­тельный результат.

Правило 5. Предоставление клиенту дополнительной возмож­ности получения от психолога-консультанта необходимых советов и рекомендаций уже в процессе практического решения проблемы.

Это правило связано с тем, что далеко не всегда и не сразу клиен­ту все бывает понятно и все без исключения полностью удастся. Нередко, причем даже тогда, когда клиент, казалось бы, все достаточно хорошо понял, принял рекомендации психолога-консультанта и уже практически приступил к их выполнению, в процессе реализации полученных рекомендаций вдруг обнаруживается множество не­предвиденных обстоятельств и дополнительных вопросов, требую­щих срочных ответов.

Для того чтобы эти вопросы оперативно решались, необходимо, чтобы клиент имел возможность постоянно поддерживать связь с психологом-консультантом, в том числе и после завершения кон­сультации и получения нужных рекомендаций. А для этого психо­логу-консультанту необходимо, расставаясь с клиентом по заверше­нии консультации, точно сообщить ему, где и когда он — клиент сможет при необходимости получить от него нужную оперативную помощь.

Правило 6. Прежде чем завершить работу и предоставить кли­енту возможность действовать самостоятельно, психолог-консуль­тант обязан убедиться в том, что клиент действительно все понял правильно, принял и без сомнений и колебаний готов действовать в нужном направлении.

Для того чтобы практически убедиться в этом, в конце консуль­тации желательно вновь предоставить слово клиенту и попросить его ответить на следующие, например, вопросы:

1. Все ли для вас понятно и убедительно?

2. Расскажите о том, как вы собираетесь действовать дальше.

Иногда полезно задать клиенту ряд конкретных вопросов, в от­ветах на которые выясняется степень понимания и принятия кли­ентом рекомендаций, полученных от психолога-консультанта.

 

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.