Понимание «духа» в Святоотеческом Предании и Священном Писании — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Понимание «духа» в Святоотеческом Предании и Священном Писании

2018-01-30 185
Понимание «духа» в Святоотеческом Предании и Священном Писании 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что такое дух в человеческой тримерии и тождественен ли он Духу Божественному?

В Ветхом Завете «дух» понимается как:

— жизненная сила, действующая внутри человека и зада­ющая направление;

— божественное дуновение, которое остается в человеке и принадлежит ему;

— существо, сознание человека;

— переживания, чувства человека, которые выражаются в его дыхании;

— как посторонняя злотворная сила [164, 217]. В Новом Завете:

— дар Духа Святого в человеке, который вдохновляет его поведение, обновляет человека;

— Святой Дух присоединяется к нашему духу — это зна­читовладеть своей личностью, преобразовать ее;

— как флюид Божественной благодати;

— сверхчувственное, сверхреальное начало;

— основа природы, одухотворяющаяся в трансценденции в сверхреальность [164, 217].

Св. Гр. Палама обобщал Святоотеческое учение о человеке:

«отцы говорят, что есть некая общая для тела и души энер­гия, поистине добрый и святой Божий дар, который доставляет душе божественное просвещение, избавляет ее от злых страс­тей и приводит на их место весь ряд добродетелей» [133, с. 177].

Разделяя Божественную Сущность и Божественные Энер­гии — Славу Его природы, св. Гр. Палама учил, что «человечес­кой природе Он тоже дал славу божественности». Эта Слава, Божественная Энергия, сила, дарованная Господом ученикам, есть то, благодаря чему мы приобретаем в самих себе Бога [133].

Духовный человек, по мнению св. Гр. Паламы, состоит, по ипостаси, из трех частей: благодати небесного духа, разумной души и земного тела [133].

 

О духе как «силе» говорят и другие святые отцы.

Св. Исаак Сирин говорит о «принятии силы, аналогичной той силе, которую приняли апостолы в «виде огненном» [160, с. 238], о нисхождении силы Духа Святого на духовную силу человека особенно во время ночного бдения: «Ум одним бде­нием может привести в благородство душу и дать уразумение сердцу к дознанию духовной силы... Приближается благодать и приходит иная сила, в которой сокрывается всякое благо и все роды помощи» [160, с. 354].

«Тогда вселится в тебя оная неведомая сила, и ощутитель­но почувствуешь, что с тобою несомненно сила, — та сила, ко­торую ощутив в себе многие идут в огонь, и не боятся, и ходят по водам». Сила есть атрибут духа — обобщает мнения многих святых отцов А. Позов [141].

Реактивный аспект силы — исхис — чувство.

Подлинная духовность и назначение духа — в одухотворе­нии души и тела.

В Триединстве ума, воли и силы — чувства — сила Духа.

В.Зеньковский писал, что «начало духовности в человеке не есть отдельная сфера, не есть некая обособленная жизнь, а есть творческая сила, энтелехийно пронизывающая собой всю жизнь человека (и души и тела) и определяющая новое «каче­ство» жизни. Это — основная жизнь в человеке, проводника­ми которой во вне и является психическая и физическая сфера [71, с. 70].

Эта духовность не «самосущая», она загадочно сочетается с его тварностью, но все же она есть средоточие, живая серд­цевина человека, истинный центр («реальное я»), основа ин­дивидуальности человека, метафизическое его ядро.

Арх. Киприан Керн в своей обобщающей работе говорит о двух условиях обожения: кроме личных усилий человека, в нем заложена в самой природе онтологическая основа — вду­нуто Божественное дыхание. Человеку дано от Духа Божьего его вечное начало, поэтому св. Гр. Богослов называл человека «частицею Божества», «струею Божества».

Преп. Симеон Новый Богослов высказывал такую же мысль: внутри тварей «остался тот невещественный свет, не­причастный ничему из этого мира» [157, с. 206]. Поэтому тварь и может одухотворяться.

 

Св. Кирилл Александрийский говорил; что Бог прирожда-ет человеку корень разума, являя его причастным Своей соб­ственной природе и посылая в его ум как бы некие световид-ные пары неизреченного Своего блеска, тем самым делая че­ловека богоподобным [цитируется по Керну].

Феоф. Авсенев приводит доказательства, умственные и опытные этому положению [2]. Человек имеет: 1) стремление к Бесконечному и 2) способность к восприятию Бесконечного. Умственное доказательство стремления к Бесконечному:

все конечные существа существуют только для проявления Бо­жественного совершенства сообразно природе каждого из них, и только все вместе, в возможной полноте они могут отразить весь образ Божий.

Опытно мы познаем неудовлетворенность своих желаний конечными предметами. '

Способность к восприятию Бесконечного доказывается Ф.Авсеневым таким образом: человек не только стремится к Богу, но имеет некоторую уверенность, что искомое действи­тельно существует, а также неясные представления о Его свойствах — Бог, заложив потребность в нас, даровал и спо­собность ее удовлетворить.

Доказательство существования Бога мы слышим от внут­реннего голоса [2].

С. Франк: «Мистический опыт и связанное с ним усмотре­ние глубинного, богосродного и богослитного слоя человечес­кой души означает прорыв сквозь чистую тварность, и в этом смысле признание нетварного, сверхтварного начала челове­ческой души» [189, с. 275].

В догматическом богословии постулированы такие свой­ства духовного бытия, как сознание, разум, свобода. Бог как Дух, имеющий нечто сходное с духом человеческим, обладает такими же духовными свойствами, только сообразными с его бесконечной природой. Так как Бог по Своей природе — Дух, то и сущность человека, созданного Творцом по Своему Обра­зу и Подобию — духовная. Образ Божий — это те свойства, ко­торые составляют сущность духовной природы человека, при­ближают его к Богу. Образ Божий дан человеку как нечто при­рожденное, а Подобие — только в возможности [90].

Отец В. Зеньковский писал, что Святоотеческое учение об Образе Божием очень разноречиво и по этому вопросу в цер-

 

ковном сознании не достигнуто единомыслие. Отсутствие сис­темы антропологии способствовало тому, что из богатого содер­жания библейского учения об Образе Божием было извлечено прежде всего то, что необходимо было для учения о спасении и обоснования возможности для человека общения с Богом [67].

Чаще всего святые отцы видят Образ Божий в разуме, сво­бодной воле, даре слова, бессмертии. Святые отцы раскрыва­ют Образ Божий, писал В. Зеньковский, либо разыскивая в душе человека отсвет начала троичности, либо выделяя те свойства, которые возвышают человека над природой — «бо­гоподобные» [67].

Что в человеке Образ Божий? В чем он заключается? Об этих вопросах рассуждает и старец Силуан. В теле, психофизи­ческом строении, в тройственности его душевных сил или проявлений. Ответ на этот вопрос чрезвычайно сложен. Ка­кие-то преломления и отблески Образа Божия не исключены во всем перечисленном, но самым существенным является ОБРАЗ БЫТИЯ.

Св. Ефрем Сирии сравнивает тело; душу и дух человека с тремя Лицами Божественной Троицы.

Душа — это низшая духовная сущность, в которой сосре­доточено начало чувственных восприятий, влечений, рассудка. Тело — жилище души и до некоторой степени ее внешнее оформление [90]. Таким образом, все компоненты человечес­кой тримерии слиты нераздельно и неслиянно. Как в человеке есть ум, слово и дух, и ни ум не бывает без слова, ни слово без духа, но всегда суть и друг в друге, и сами по себе. Так же, как неслиянность и нераздельность в Троице Отца (Ума), Сына (Слова) и Святого Духа (Духа) [90].

Догматическое богословие раскрывает понимание духа че­ловеческого как «Богосознающую, Богоищущую и Богом живу­щую силу», существенными чертами которой являются созна­ние и свобода [90]. Проявление жизни духа человеческого — страх Божий, действие совести, жажда Богообщения, выража­ющаяся недовольством ничем-тварным. Это и есть то дыхание жизни Богоподобной, по словам преосвященного Феофана, которое вдохнул Бог человеку при его творении. Духовен каж­дый человек.

По мнению о. В. Зеньковского, Образ Божий в человеке — это динамическое начало — поиск Бога, вечной жизни, творче-

 

ства. Духовная жизнь в человеке выражается в неустанной под­вижности разума в поисках надопытного [67]. «Направлен­ность на Бога — это дар Божий — никакая эволюция Твари не могла бы родить томление о Бесконечном, если бы это томле­ние не было порождено в нас самим этим Бесконечным», — пишет он [67]. Образ Божий не сила, а возможность силы, путь к ней. Сила — в единении с Богом — таковы мысли О.Василия об Образе Божием в человеке.

На символическом языке Святоотеческого Предания дух — вершина человека, алтарь, на котором почивает Дух Божий, символическое отражение Духа Божьего. Дух — орган Богооб­щения, Богом живущая сила. Духовное существо, делающее человека Образом Божиим, распространяется от Адама в души всех людей как непосредственное действие Божьей силы.

Как возможно приобщение тварного нетварному? Это также необъяснимо и непостижимо, как и тайна творения мира «из ничего». Но человек может стать богом по благодати.

Святой Дух присоединяется к человеческому духу, обитает в духе человека.

Человек как тварное существо каким же образом соприка­сается с нетварной энергией? С.С.Хоружий высказывает та­кие гипотезы:

— либо это «энергийное» соединение, связь двух горизон­тов бытия — их актуальное соприкосновение и сохранение их различий, их взаимного отстояния, не слияние, не переход;

— либо экстатическое соединение — «тварный горизонт» стремится к нетварному, достигает его, но в то же время не перестает быть собой («касание») [200, с. 73].

Синергию С.С. Хоружий вослед за святыми отцами рас­сматривает как настраивание всех энергий в стремлении к обожению, как «соработничество Божественной и человече­ской энергии» [202]

 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.