Богословский взгляд на проблему развития человека — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Богословский взгляд на проблему развития человека

2018-01-30 171
Богословский взгляд на проблему развития человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В богословии есть точка зрения, близкая высказанной мысли.

В 1816 г. митрополит Филарет в «Записках на Книгу Бы­тия» высказал мысль, что человек создан не единократным действием, но постепенным образованием [184].

Преп. Серафим Саровский также говорил, что до того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному.

 

Епископ Феофан: «Было животное в образе человека, с душею животного, потом Бог вдунул в него дух Свой — и из животно­го стал человек» [183].

Св. Ир. Лионский полагал, что Адам был создан ребенком, ему надлежало вырасти.

А. Мень выражает эти мысли таким образом: творческий акт потряс мирозданье, когда высокоорганизованное челове­коподобное существо стало носителем духовной личности — «прах земной» (психофизическое естество человека) сделался носителем «души живой» [ 114].

Итак, человек, тварь создан тремя действиями Бога:

I. «И сказал Бог: сотворим человека...» [Быт. I, 26]. По согласованному мнению большинства св. отцов, здесь идет речь о божественном совете лиц Пресвятой Троицы — прежде чем сотворить человека, Бог держал совет и с Логосом и со Св. Духом.

II, «И создал Господь Бог человека из праха земного»... [Быт. II, 7].

В создании тела человека из земной персти заключена идея о родстве человека со всей видимой природой, а также идея о разрушимости и тлении физической природы человека.

III. «...и вдунул'в лице его дыхание жизни; и стал человек душею живого» [Быт. II, 7].

Это следует понимать так, что когда земной прах принял форму человека, она, особым действием Бога, получила душу как начало разумной жизни.

Насколько эти три акта творенья были растянуты во вре­мени, нам не дано знать — включала ли стадия от «праха» до «духа» несколько сот тысячелетий или несколько тысяч лет или была вне времени — на сегодня этот вопрос не имеет од­нозначного ответа2.

Но так или иначе, с момента создания человека нельзя ут­верждать, что он существует неизменным.,

В святоотеческой литературе описаны три состояния чело­века, которые можно рассматривать как этапы его развития,

2 Сегодня сроки антропогенеза в секулярной антропологии могут быть пересмотрены, т.к. существует интерпретация результатов использо­вания радиоактивного метода для установления давности найденных чело­веческих останков, которая приводит к выводу, что человек на Земле по­явился не ранее 8000 лет [70, 109, 120].

 

но они не соответствуют представлениям «прогресса» или «эволюции» в секулярной науке. Эти состояния следующие:

1) естественное, по сотворении человека до грехопадения;

2) нижеестественное, падшее после грехопадения;

3) сверхестественное, восстановленное искуплением чело­века Христом.

Бог сотворил человека по Образу Своему и Подобию. К По­добию Бога человек должен был придти как результату своей жизни. По Замыслу — Адам — «делатель божественных помыс­лов» (св. Гр. Богослов).

1. В своем естественном состоянии по сотворении чело­век был непричастен злу, целостен и целомудрен. В нем жило и действовало одно цельное добро. Творец наделил человека властью над миром, Вселенной. Человек был поставлен царем Вселенной и, как свидетельство этой власти, ему дана способ­ность нарекать имена прочей твари.

Мир, сотворенный Богом, нуждается и в слове человечес­ком. Бог хочет видеть, как Адам назовет мир [98].

Арх. Филарет по этому поводу писал, что для внешней ча­сти человека — тела — вещество берется от земли, которою он должен обладать, дабы он имел непосредственное познание о свойствах подчиненных ему вещей.

«И как оное вещество собственными руками Творца обра­зовано было чистейшее, совершеннейшее и, следовательно, сильнейшее, то сила,.которою, посредством оного, первобыт­ный человек мог действовать в видимом мире, долженствовала быть столь же велика» [184].

Необходимая черта Образа Бога в человеке — свобода. Сво­бода тварного человека не исключает возможность делать зло. Человек, сотворенный свободным, необходимо должен был пройти путь испытания.

Не выдержав искушения, человек выбирает зло — так со­вершается его грехопадение.

2. Человек изгоняется из Рая и оказывается в нижеесте­ственном, современном падшем состоянии.

Он теряет изначальную целостность, ум отделяется от сердца и становится бессердечным, а сердце неразумным. Извращается иерархия в его тримерии: дух подчиняется душе, а душа телу.

Зло в человеке смешивается и сливается с природным доб­ром.

 

Позднее естество поражено слепотой ума. Оно не видит своего падения, не видит грехов своих, но жестоко судит и осуждает грехи ближних. С грехопадения начинается генезис самости.

3. Милостивый Творец, воплотившись в Сына человечес­кого, искупляет своим смертным страданием на Кресте грех Адама, и падший человек получает возможность перейти в сверхъестественное, обновленное состояние. Смерть Христа есть врачество всех болезней человечества — так сказал арх. Филарет [ 184]. Обновленное естество имеет благодатное зна­ние и зрение греха и зла, даруемые Богом, видит зло в себе, человеках и демонах и пребывает неоскверненным от зла [31].

В сверхъестественном состоянии происходит одухотворе­ние тримерии, восстановление утраченной целостности. Бого­человек обновил человека Собою и в Себе. Такое обновленное Господом естество человеческое прививается к естеству пад­шему посредством Крещения Св. Духом. Крещение, не унич­тожая естества, уничтожает- его падшее состояние, изменяет состояние человека, приобщая человеческое естество естеству Божию [31].

Человек обоживается, возвращается к Богу.

Таким образом, «путь» человека от естественного состоя­ния через нижеестественное к сверхъестественному — это На­чало и Конец, это путь испытаний — от Бога и к Богу.

Вот как о цели этого пути говорит преп. Максим: «Когда в каждом из сущих наступает внутреннее соответствие и равно­весие между получаемой от Бога "энергией" и "энергией", на­правленной на Бога, то тогда «Бог» почивает. Но этот "покой Божий" одновременно является "покоем" и для твари. Бог яв­ляется не только причиной, но и Целью всякого движения су­щих, и данная Цель есть "покой"» [172, с. 325].

И вот какие слова для описания этого таинственного про­цесса преобразования человека находит великий мистик вос­точного христианства преп. Симеон Новый Богослов:

«Он (Сын Божий) воспринял плоть мою и дал мне Духа,

и я сделался Богом по благодати Божественной,

Сыном по усыновлению, однако Сыном Божиим О высокое достоинство!» [157].

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.