Два способа переработки информации мозгом — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Два способа переработки информации мозгом

2018-01-30 192
Два способа переработки информации мозгом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В психологии известно 2 режима, способа функциониро­вания мозга: сукцессивный и симультанный. Переработку по­ступающей информации в режиме симультанирования осуще­ствляет правое полушарие, продуктом этих процессов являет­ся образ.

Переработку поступающей информации в сукцессивном режиме осуществляет левое полушарие — продуктом его дея­тельности является понятие, обобщение, речь. Когда человек воспринимает конкретный образ на уровне метрического ин­варианта, «узнавание» объекта происходит довольно легко и это требует от человека минимальной внутренней активности, т.е. минимума внутренней, субъективной энергии.

Можно предположить, что активация РФ и правого полу­шария при этом значительны, в то время как активация левого полушария незначительна. Если человек принимает образ на уровне афинного или проективного изоморфизма, образ сиг­нал на фоне помех и искажения, ему нужно проявить больше внутренней активности для «узнавания» объекта, понимания того, что он видит. В этом случае, как можно предположить, внутренняя активность, субъективная энергия будет больше, чем при принятии конкретного образа, метрического инвари­анта, и, соответственно, больше активация левого полушария. Активация правого полушария и РФ, вероятно, в этом случае ниже, и, наконец, когда человек принимает образ сигнал на уровне топологического инварианта, который сохраняет очень приближенное подобие объекта, от него требуется максимум внутренней субъективной энергии для опознания и, соответ­ственно, называния объекта. Активация левого полушария, ве­роятно, значительна, активация правого, полушария и РФ незначительны. Таким образом, гипотетически можно предпо­ложить, что величина затрат внутренней энергии при интери-оризации образа объекта обратно пропорциональна внешней энергии, получаемой человеком при восприятии объекта. Ми­нимум внутренней энергии при интериоризации метрического инварианта соответствует максимуму энергии и информации, получаемой от объекта, максимум внутренней энергии при интериоризации топологического инварианта — обобщенного образа — соответствует минимуму энергии и информации, по­лучаемой от объекта.

 

Вероятно, эту закономерность энерго-информационных соотношений можно продолжить и за сферу восприятия, на процессы мышления.

Когда человек воспринимает изображение объекта, или некий уже готовый образ, то, очевидно, что изображение объекта, по сравнению с самим объектом, несет меньше внешней энергии и информации. Но осознание образа, назы­вание, классификация требует от человека больше внутренних усилий, внутренней энергии, чем узнавание объекта.

И, соответственно, для освоения понятия, особенно абст­рактного (например, написанного слова «мебель» или «мате­рия»), которое несет существенно Меньше внешней энергии и информации, чем изображение стула, от человека требуется достаточно большая внутренняя работа, внутренняя актив­ность. Косвенно эта гипотеза подтверждается онтогенезом че­ловека. Данные возрастной психологии показывают, что фор­мирование абстрактного мышления у человека завершается достаточно поздно — к 15—6 годам, в то время как образное, конкретное мышление сформировано к 6—8 годам. Развитие абстрактного, понятийного мышления требует большой внут­ренней активности человека, произвольности, усилия. Такая произвольная психическая активность формируется в онтоге­незе достаточно поздно. Несмотря на то; что оба режима фун­кционирования мозга — симультанный и сукцессивный, до­полняют друг друга, доминантность того или другого способа переработки информации задается не только ситуацией про­фессий, но и индивидуальными особенностями человека, и, кроме того, культурой, в которой человек живет.

Индивидуальные различия людей проявляются в преобла­дании доминирования правого полушария у одних и, соответ­ственно, образного мышления, у других — левого и, соответ­ственно, вербально-понятийного мышления.

Взаимодополняемость двух способов переработки инфор­мации, их гармоничное сочетание, когда и образное и поня­тийное мышление достигают высокой эффективности — оста­ется идеальной нормой. Аксиологическая координата рождает напряжение и создает стремление к гармоничному функцио­нированию.

Можно высказать предположение, что доминирование у человека того или иного способа мышления является резуль-

 

татом того раскола «ума», которое есть следствие грехопаде­ния/Вероятно, ум Адама был гармоничным — он мог давать имена животным, так как «видел» их суть. Язык Адама был «сущностный», т.к. выражал сущность, логос вещей. Человек падший к видению сути вещи — ее логоса — приходит в ре­зультате продолжительных размышлений, требующих значи­тельных усилий, внутренней активности. Этот процесс долго созревает в онтогенезе. Адам, как следует из Священного Пи­сания, затруднений в процессе называния и раздачи имен не имел.

Таким образом, падшему человеку предстоит восстановить утраченную целостность не только «ума-сердца», но и внутри «ума» — гармонию чувственно-абстрактного мышления. При интериоризации 3-го вида информации — символа — проис­ходит интеграция процессов, ответственных и за интериориза-цию образа объекта или изображения, и за усвоение понятия. Символ — это предмет или изображение, несущий еще и осо­бый смысл, понятие. Поэтому как при интериоризации объек­та человек получает максимум информации и максимум внеш­ней энергии, он должен употребить максимум и внутренней энергии на усвоение понятия.

Таким образом, интериоризация символа требует как мак­симальных внутренних затрат, так и сопровождается макси­мальным получением внешней энергии.

П. Флоренский в теории философского символизма утвер­ждает, что феномен и ноумен взаимно доставляют точное вы­ражение друг друга, образуя неразделимое двуединство — символ [186]. Вероятно, символ и являет собой ту гармонию, координацию образного и вербально-понятийного мышления, которая и образует целостное отражение мира.

Язык описания целостности, как было установлено выше, — символ, аналогия. Аналогия, символ «открываются», непосредственно «усматриваются» субъектом. В психологии такой процесс усмотрения и открытия истины описан как «интуиция».

«Интуиция» является многозначным термином в науке. В науке интуиция, наряду с аналогией и индукцией, рассмат­ривается в качестве эвристического средства, в качестве ори­ентира и опоры рассуждения. Интуитивное озарение является тем механизмом, который лежит в основе научных открытий и

 

художественного творчества. История науки — это описание успехов и неудач познавательной деятельности, являющейся эмпирической, интуитивной и рациональной в различных от­ношениях [33].

Способность человека к творчеству это то качество, в ко­тором, как утверждают святые отцы, проявляется Подобие че­ловека Богу.

Интуитивное озарение — это видение сердцем нераздель­ности мира. Секулярная гносеология — это видение неслиян-ности сквозь призму дискурсивного мышления.

Т.о., можно сказать, что человеческая мысль, психика — это внутренний мир, отражающий внешний мир, отразивший Сотворившего все. Лестница «домостроительства» отражается в лестнице подобия.

Проведенный анализ показал, что познание мира, инте­риоризация человеком внешнего мира в виде внутренней мо­дели происходит через информационные свойства этого мира. Внешний мир отражается в человеке в 3-х информационных формах — образе, понятии (ноумене) к символе. Целостный психический акт разложим на 3 координаты: информация объекта, энергия объекта и энергия субъекта. Объект благода­ря внутренней активности субъекта приобретает ноуменаль­ное, понятийное бытие в субъекте. Субъект выступает в таком случае как бы преобразователем физического, феноменально­го бытия в ноуменальное, логосное — таким образом, человек строит свой внутренний мир, творит свой субъективный мир логосов. "


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.