Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2018-01-30 | 139 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Польша
В 1997 г. общий объем предоставленной в Польше общественной помощи составил 10 026,6 млн. зл. (около 2706 млн. Евро по среднему курсу за 1997г.), т.е. 3,3% добавленной стоимости брутто в секторе предприятий[75]. Несмотря на то, что номинально она оказалась выше, чем год назад на 5,2%, ее реальный объем уменьшился. Доля общественной помощи в ВНП составила 2,2%, на 0.4 пункта меньше чем в 1996г. и на 1 пункт меньше чем в 1995г.
К формам помощи, применяемым чаще всего, относились дотации, налоговые субсидии и продление срока платежных обязательств по отношению к Управлению Социального Обеспечения (УСО). Самую большую долю в оказанной общественной помощи занимали налоговые субсидии - 5171,65 млн. зл., в частности освобождения от налогов и льготы (79,5%), а также погашение задолженности по отношению к бюджету (12,4%). Прирост объема предоставленной помощи по сравнению с 1996г. был, прежде всего, результатом погашения задолженности по отношению к УСО в последствии вступления в силу закона о финансовой реструктуризации горнодобывающей промышленности, принятого в августе 1997г.
Общий объем предоставленных дотаций возрос на 9,8% по сравнению с 1996г. и составлял 1772,27 млн. зл. самую большую долю составила помощь для горнодобывающей промышленности (42,3%) и транспорта (21,8%). 83,7% дотаций было направленных на секторную помощь, а 16,3% - на горизонтальную.
Диаграмма 6.1 Общественная помощь в Польше в период 1996-1997 по формам помощи (в %)
Большую часть помощи, предоставленной в рамках группы, охватывающей преференциальные кредиты с обусловленной возможностью их погашения (794,17 млн. зл.)[76] составляли не взысканные платежи, связанные с экономическим использованием природных ресурсов и не взысканные штрафы за превышение допускаемых норм относящихся к охране окружающей среды (в целом 41,2%). Отдельную позицию в рамках этой группы составляли преференциальные кредиты и кредиты, погашенные при определенных условиях Агентством реструктуризации и модернизации сельского хозяйства, а также Фондами охраны окружающей среды и водного хозяйства. Продление срока или рассрочка платежей по отношению к УСО (около 68%) и налоговых платежей (около 30,2%) - это наиболее популярные формы помощи в рамках категории продления срока платежей (2123,56 млн. зл.). Гарантии Государственного Казначейства (146,09 млн. зл.) - относящиеся в принципе к сектору МСП - и инвестиционные субсидии (18,91 млн. зл.) составляли лишь 1,7% предоставленной в 1997 г. общественной помощи.
|
В общественной помощи, оказываемой в Польше, преобладает поддержка секторов. За исключением процессов реструктуризации, проводимых в некоторых секторах, большинство помощи является реакцией на происшедшую ситуацию и носит временный характер. Ее основная цель - спасти предприятия от банкротства. Это полностью противоречит принципам общего рынка.
Основными формами помощи горизонтального характера являются инвестиционные льготы и ускоренная амортизация, а также дотации на дофинансирование инфраструктурных инвестиций или инвестиций, реализуемых в регионах, проходящих реструктуризацию. Инфраструктурные инвестиции являются собственным заданием гмин в регионах, которым угрожает структурная безработица[77]. Другие формы - это освобождение от налогов, инвестиционные льготы, связанные с созданием свободных экономических зон, инвестиционные льготы для экспортеров, доплаты к процентам от кредитов, кредитные гарантии, предоставляемые Банком отечественного хозяйства в рамках Фонда кредитных гарантий.
Определить, какую часть общественной помощи получает сектор МСП - задание, к сожалению, невыполнимое. В Польше нет механизма мониторинга оказываемой помощи. Доступные данные далеко не полные и нельзя создать на их оснований полную картину помощи.
|
Европейский Союз
В период 1994-1996 страны Европейского Союза выделили свыше 83655 млн. Евро на общественную помощь. Почти 46%, т.е. более 38 млрд. Евро были направлены в промышленный сектор (без угольной промышленности)[78]. Из этой суммы 31% было израсходовано на горизонтальную помощь, 56% на региональные цели и оставшиеся 13% - на избранные промышленные секторы[79]. 7% от общего объема помощи составляла помощь, оказана малым и средним предприятиям.
Так же как в Польше, чаще всего применяемой формой помощи являются дотации, налоговые субсидии и кредитные преференции.
Диаграмма 6.2 Общественная помощь, оказанная в Европейском Союзе в период 1994-1996 гг. по формам помощи (в %)
Наиболее популярной формой помощи являются дотации, охватывающие 56% предоставляемой общественной помощи. Дотации считаются "не очень обременительными" с точки зрения законодательных процедур и гибкими в применении. Дофинансирование преференциальных кредитов - это 13% помощи. Относительно небольшой является доля кредитных гарантий, которая составляет 4% от общего объема помощи. Эта форма составляет существенную часть общественной помощи, оказываемой во Франции и Греции.
Поддержка для сектора МСП в Европейском Союзе происходит в рамках Объединенной программы действий в поддержку МСП. Она включает совместные действия (совершаемые учреждениями Европейского Союза, а также национальными и региональными учреждениями), а также действия всего Союза. Среди этих последних, очень большое значение имеют средства из Многолетней программы деятельности в поддержку МСП, Европейского Инвестиционного Банка, Европейского Инвестиционного Фонда, средства IV Общей программы в области исследований и развития, образовательной программы ADAPT, Европейской Инициативы МСП.
Таблица 6.2 Важнейшие источники помощи для МСП в Европейском Союзе в 1998 г.
Действия Европейского Союза | Сроки | Сумма в млн. Евро |
Многолетняя программа действий для МСП | 1996-1999 | |
Инициатива МСП | 1994-1999 | |
Инициатива ADAPT | 1994-1999 | |
Общая программа относительно RTD (другие критерии МСП) | 1995-1999 | 123 000 |
Источник: Действия в поддержку сектора малых и средних предприятий и ремесла, Европейские Сообщества, Бельгия 1998; Общественная финансовая помощь для МСП внутри ЕС и критерии ее предоставления, В. Карш, Лодз, 1995.
|
Кроме того, в сектор МСП направляется часть средств из структурных Фондов. Оценивается, что в период 1994-1999 на поддержку для малых и средних предприятий выделяется 15-20% средств этих Фондов. Это сумма 23-30 млрд. Евро. Малые и средние предприятия могут также пользоваться средствами, предназначенными для других целей, доступными более широкому кругу потребителей.
Таблица 6.3 Средства структурных Фондов ЕС, выделяемые на развитие МСП
Страна | Средства, предназначенные для МСП в период 1994 -1999 (в млн. Евро) | % от общей суммы средств, который предназначается для МСП согласно целям региональной политики ЕС[80] | |||
цель 1 | цель 2 | цель 5Ь | цель 6 | ||
Австрия | 89,3 | - | - | ||
Бельгия | 766,0 | - | |||
Дания | 223,0 | - | - | ||
Финляндия | 93,0 | - | - | ||
Франция | 1300,0 | - | |||
Греция | 3240,0 | - | - | - | |
Испания | 2300,0 | - | |||
Голландия | 418,6 | - | |||
Ирландия | 975,0 | - | - | - | |
Люксембург | 6,5 | - | - | ||
Германия | 6900,0 | - | |||
Португалия | 2700,0 | - | - | - | |
Швеция | 400,0 | - | |||
Великобритания | 2400,0 | - | |||
Италия | 4700,0 | 7,5 | 4,5 | - |
Источник: The Work of Structural Funds In 1997, European Commission, Directorate - General for Regional Policy and Cohesion
Выводы
Выделение общественной помощи, оказанной сектору МСП как в Польше, так и в Европейском Союзе является очень трудным заданием. Это связанно не только с отсутствием соответствующих структур, занимающихся отслеживанием общественной помощи, предоставляемой этому сектору, но также - как в случае европейского Союза - с отличающейся классификацией целей помощи, применяемой в разных странах-членах, а также с правильным определением конечного бенефицианта.
Обеспечение возможности определить, какая часть общественной помощи поступает в сектор МСП, должно стать основным заданием в ходе работ над системой мониторинга оказываемой помощи. Полученные данные позволят рационально использовать общественные средства и обеспечить малым и средним фирмам доступ к средствам, которые теперь направляются на поддержание неэффективных субъектов и отраслей экономики.
|
Заключение
В 1998 г. не удалось принять основной документ, определяющий политику правительства по отношению к малым и средним предприятиям. В связи с этим нет уверенности в том, что программы частично или полностью предназначены для МСП, не противоречат друг другу как с точки зрения инструментария и финансирования, так и координации. Это противоречит принципу, сформулированному в Национальной программе подготовки к вступлению в Европейский Союз.
С точки зрения целей, реализуемых государством, политику по отношению к сектору МСП можно разделить на две основные области:
• Политику по отношению к сектору МСП в прямом понимании, целью которой является создание условий работы и развития малых и средних предприятий;
• Другие политики, реализующие приоритетные социально-экономические цели, в которых МСП является лишь одним из инструментов реализации.
Политика по отношению к сектору МСП
Координатором политики по отношению к сектору МСП является Министерство Экономики. Однако отсутствие согласованной программы деятельности вызывает серьезные осложнения в выполнении этой функции.
Трудности в согласовании программы вытекали в частности со споров между Министерствами Финансов и Экономики по отношению к роли финансовой политики в политике поддержки предпринимательства. По причине отсутствия программы, политика по отношению к сектору МСП была связанна со значительно меньшей и нескоординированной поддержкой конкретных начинаний с использованием средств государственного бюджета.
Отрицательное влияние оказывает также отсутствие понятной налоговой стратегии. Случается и так, что предлагаемые отдельными министерствами концепции реформ противоречат друг другу, а их результаты могут быть причиной непонимания предпринимателями намерений законодательных органов.
Положительным фактором является постоянное сотрудничество министерства Финансов с предпринимательскими кругами в области совместной работы над документами, определяющими политику государства по отношению к МСП.
Политика, использующая МСП как инструмент реализации других целей государства
Реализация правительственных программ, важных для МСП, концентрировалась на трех вопросах: политике рынка рабочей силы, политике развития сельских регионов и региональной политике. Применяемые в рамках этих программ инструменты не были направлены на непосредственную поддержку развития сектора МСП, а на реализацию других целей, как например: борьба с безработицей, региональное развитие, развитие сельских регионов. МСП являлись существенным элементом развития и экономической реструктуризации, а также решением вопроса трудоустройства безработных.
|
Инструменты поддержки МСП в рамках политики рынка рабочей силы и политики развития сельских регионов базировали в частности на:
• Облегчении предпринимателям и лицам, открывающим собственное дело, доступа к кредиту (финансирование ссуд, гарантии, снижение процентных ставок кредита);
• Действиях, облегчающих увеличение числа работников без дополнительных издержек;
• Создании учреждений, занимающихся консалтингом и обучением, оказывающих помощь малым предприятиям;
• Образовательной деятельности, пропагандирующей предпринимательскую деятельность среди молодежи.
Инструментарий, адресованный конкретным группам и регионам, не улучшил общих условий функционирования сектора МСП, но давал существенные результаты в избранных областях и регионах страны, указанных государством.
Проблемы, связанные с координацией обеих областей политики по отношению к МСП
Правильная политика по отношению к МСП должна учитывать обе цели: создание общих условий развития сектора и интервенционное реагирование в секторах и областях, требующих особого отношения. В 1998г. этот принцип реализовался лишь частично. Политика по отношению к МСП, реализованная разными учреждениями, не полностью координировалась и отслеживалась. Все время чувствовалось отсутствие баланса между министерствами финансов и экономики в формировании экономической политики. Несомненно, в 1998г. механизм принятия решения сдвинулся в сторону министерства финансов.
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!