Социально-экономические стратегии — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Социально-экономические стратегии

2018-01-30 134
Социально-экономические стратегии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основным программным документом коалиции AWS-UW (Акция Выборча Солидарность -Уния Вольности) является коалиционный договор. Кроме того, в Основах социально-экономической политики на 1998 г., подготовленных предыдущей коалицией, среди основных целей записано, что системные предобразования регулятивной системы государства будут концентрироваться на поддержке развития малых и средних предприятий. В этом документе выделено также специальную главу: Развитие малых и средних предприятий [37].

Фактическим программным документом правительства следует считать также представленные 11 декабря 1997 г. Регламент работы Экономического Комитета Совета Министров (ЭКСМ) в период 1997-2001, подготовленные вице-премьером Лешеком Бальцеровичем. В этом документе говорится, что основным критерием оценки экономических решений должно быть их "влияние на основные факторы, от котоорых зависят долгосрочные темпы развития польской экономики". (Речь идет в основном об уменьшении соотношения налоги и общественные расходы к ВНП; уменьшении дефицита общественных финансов; снижении инфляции; укреплении польской валюты; создании рациональной системы цен; увеличении доли настоящего частного сектора в экономике, а тем самым уменьшении доли общественного сектора; уменьшении роли бюрократии в экономике; упрощении правил; улучшении юридического обслуживания экономики; развитии физической инфраструктуры).

Этот перечень основных факторов можно считать сокращенной схемой общей экономической стратегии. Частичные стратегии, проекты законов и других нормативных актов, а также проекты индивидуальных решений должны оцениваться с точки зрения их соответствия общей стратегии.

На заседании ЭКСМ были также установлены приоритетные стратегии работы правительства, которые должны быть разработаны до 2001 г. Это:

Стратегии развития секторов - охватывающие горнодобывающую, металлургическую промышленности, транспорт, связь, квартиры и недвижимость, строительство жилья;

"Функциональные" стратегии - охватывающие уменьшение роли бюрократии в экономике; пересмотр экономического законодательства с точки зрения уменьшения опасности коррупции; улучшение качества юридического обслуживания; реформу общественных финансов, в частности повышение и развитие налоговой системы; децентрализацию общественных финансов; приватизацию, реприватизацию; экономические отношения Польши с заграницей, в частности внешнюю торговлю, финансовые отношения и иностранные инвестиции; реформу системы социальной защиты (пенсии, пособия, улучшение условий жизни и работы инвалидов); реформуорганизации рынка рабочей силы с точки зрения роста экономических возможностей; создания рабочих мест и более эффективного посредничества на рынке; реформу системы здравоохранения;

• "Территориальные" стратегии - охватывающие многостороннее развитие села, региональную политику[38].

Продолжением этого подхода к созданию социально экономической стратегии правительства был документ Среднесрочная финансовая стратегия на 1999-2001г [39]., принятый ЭКСМ дня 5 марта 1998 г. и принятый "к сведению" Советом Министров дня 17 марта 1998г. Этот документ касался исключительно действий макроэкономического характера. Можно считать, что в принципе ни один из приоритетов правительственной социально-экономической стратегии не касается непосредственно сектора малых и средних предприятий, хотя во всех находятся элементы развития МСП.

Однако следует обратить внимание, что в принятом Советом министров дня 26 января 1999г. Общем плане работы совета Министров на 1999г., а также в Приоритетных документах правительства в 1999 г., в планах на первый квартал, сразу после изменений системы налогообложений и общественных финансов оказался документ Политика правительства по отношению к малым и средним предприятиям до 2002г [40].

6.1.2. Интеграционные стратегии [41]

В декабре 1997 г. Европейский совет утвердил начало переговоров с Польшей по вопросу вступления нашей страны в Европейский Союз. Было решено, что до момента получения статуса членя Союза до интеграционная стратегия примет формы Партнерства ради Вступления в ЕС, в котором будит определены приоритеты по приспособлению. Приложением к этому документу станет разработанная правительством Национальная программа подготовки к вступлению в Европейский Союз.

Национальная программа подготовки к вступлению в Европейский Союз

23 июня 1998 Совет Министров принял Национальную программу подготовки к вступлению в Европейский Союз [42]. Одним из приоритетов программы стало "создание благоприятных условии для развития и роста конкурентоспособности предприятий, в частности малых и средних".

К программе были привязаны приложения, содержащие подробные описания, одно из которых касалось политики по отношению к МСП. Это приложение определяло три приоритета на 1998 г.:

• Разработка программы политики правительства по отношению к малым и средним предприятиям;

• Повышение конкурентоспособности и создание условий для роста инвестиций и экспорта сектора малых и средних предприятий;

• Развитие вспомогательных организаций для МСП как инструмент политики государства по отношению к регионам, находящимся в процессе реструктуризации и подвергнутым опасности социально-экономического застоя.

В принципе реализация первого и второго приоритета не требовала ни изменений законодательства (кроме очевидного определения, что такое МСП), ни серьезных капиталовложений. Для реализации этих целей было предусмотрено израсходование 7,5 млн. Евро (из них 6,2 млн. на прямые инвестиции в секторе и 1,3 млн. Евро на организационную деятельность).

Значительно более серьезных организационно-финансовых перемен требует третий из вышеупомянутых приоритетов. Он требует совмещения политики по отношению к МСП с региональной политикой. Цель предпринятых действий - создать и поддержать соответствующие гарантийные фонды, информационные и консультационные центры для бизнеса в реструктуризированных регионах.

В 1998 г. должны были быть разработаны принципы реализации вышеуказанного третьего приоритета, в частности определение критериев оказания помощи. В 1999 г. должны быть определены регионы и организации, которых касается описываемая программа, должны быть также определены финансовые условия и подписаны договора о реализации действий. С сентября 1999 г. по декабрь 2000 г. должна продолжаться реализация программы в регионах. А повышение капитала и создание новых гарантийных фондов предусмотрено около 34,5 млн. Евро.

Переговоры о вступлении в ЕС

В рамках работы Межведомственного коллектива по подготовке к переговорам была создана группа, занимающаяся вопросами малых и средних предприятий.

Просмотр законодательства (screening) в области "малые и средние предприятия", произошел в Брюсселе в мае 1998 г. В ходе этого просмотра было установлено, что в данной области нет проблем, требующих решения, а приспособление польского законодательства касающегося ведения статистики не будет представлять проблем.

1 сентября 1998 г. правительство Республики Польша, как первое из стран-кандидатов в ЕС представило семь позиций для переговоров, одна из которых касалась малых и средних предприятий. В своей позиции[43] Польша полностью одобрила законодательство ЕС. Не оказалось никаких проблем, требующих решения, не подавались также заявления на переходной период. В связи с отсутствием в польском законодательстве формального определения "малых и средних предприятий", Польша приняла на себя обязательство внести до 31 декабря 2002 г. в соответствующие законодательные акты определение похожее на то, которое

10 ноября 1998 г. Произошла в Брюсселе межправительственная конференция, в которой принимали участие главы дипломатии 15 стран-членов ЕС и шести стран-кандидатов. Эта конференция открыла переговоры в трех областях, в частности в области "малые и средние предприятия"[44]. Позиция Польши в этой области была принята как не создающая проблем.

Промышленная политика

С самого начала деятельности правительства Ежи Бузека продолжается работа по новому подходу к среднесрочной стратегии экономического развития страны до 2002 г. В области МСП стоит уделить внимания следующим направлениям работы Министра Экономики:

• Подготовка правил предоставления помощи из общественных ресурсов;

• Подготовка программ реструктуризации для некоторых секторов экономики.

Помощь из общественных ресурсов Цели предпринимаемых действий следующие:

• Более рациональное расходование общественных средств, в рамках общественной помощи для предпринимателей, а также ограничение отрицательного влияния оказываемой помощи на явление конкуренции;

• Согласование юридических основ предоставления помощи из общественных ресурсов
с правилами, записанными в международных договорах, стороной которых является Польша;

• Мониторинг помощи, предоставляемой из общественных средств.

Программа реструктуризации горнодобывающей промышленности

В июне 1998 г. Совет Министров принял программу Реформа горнодобывающей промышленности в Польше в период 1998-2002 [45]. В связи с предусматриваемым сокращением занятости в горнодобывающей промышленности на ок. 105 тыс. человек, был разработан т.н. Шахтерский социальный пакет. Этот пакет в частности предусматривал следующие действия, адресатом которых были шахтеры, открывающие собственное дело, предприниматели, создающие новые рабочие места и гмины, в которых преобладает горнодобывающая промышленность[46]:

• Шахтерам, уволенным из-за причин лежащих на стороне работодателя - право подавать заявления на предоставление кредита на льготных условиях с целью открыть собственное дело;

• Работодателям, не связанным с горнодобывающей промышленностью, которые возьмут на работу сроком в не менее 24 месяца на новое рабочее место работника, уволенного из горнодобывающей промышленности - право подавать заявление на предоставление кредита на льготных условиях для финансирования издержек, связанных с созданием этого рабочего места. Кроме того, работодатель, который возьмет на работу на неопределенный срок работника (и этот работник проработает у него как минимум 24 месяца), имеет право на возмещение за этот срок взноса на социальное страхование, Фонд Занятости и Фонд гарантированных социальных пособий, уплаченных за этого работника.

• Предпринимателям, открывающим собственное дело на территории горнопромышленных гмин, используя при этом непроизводственное имущество шахт - право пользоваться, согласно правилам, определенным соответствующим законодательством, специальными льготами и особыми финансово-экономическими инструментами, в частности повышенными ставками амортизационных отчислений, гарантиями бюджета для получения инвестиционного кредита, помощью в форме дотаций или кредитов из бюджетных средств или происходящих из иностранных кредитов, а также отчислением инвестиций от дохода и льготными ставками подоходного налога[47].

• Горнопромышленным гминам - право получить из Банка Отечественного Хозяйства (Bank Gospodarstwa Krajowego) кредит на льготных условиях для финансирования инвестиций направленных на создание новых рабочих мест.

Программа реструктуризации металлургической промышленности

В 1998 г. Совет Министров принял Программу реструктуризации металлургической промышленности в Польше [48], которая предусматривает сокращение занятости на почти 40 тыс. человек. Сокращенные металлурги получат возможность воспользоваться:

• Одноразовыми тренингами с целью переквалификации, в частности получить знания, нужные для открытия собственного дела;

• Бесплатной профессиональной и юридической консультацией, помогающей открыть собственное дело.

Программа упоминает также о возмещении взносов на социальное страхование, Фонд занятости и Фонд гарантированных социальных пособий работодателям, не связанным с металлургией, которые примут на роботу сроком в не менее 24 месяца работников, уволенных из металлургических заводов. Кроме того, будут предприняты действия в поддержку процесса создания альтернативных рабочих мест в виде:

• Микрокредитов на открытие МСП, предоставляемых под льготный процент, с возможностью частичного их погашения;

• Дотирования процентов от кредитов, полученных на коммерческих условиях и предназначенных для создания новых рабочих мест или развития МСП.

Политика по отношению к МСП

В половине 1997 г. в Министерстве Экономики началась работа по Основам политики правительства по отношению к малым и средним предприятиям в период 1998-2000 [49]. Она была закончена в марте 1998 г., однако только в конце 1998 и начале 1999 гг. Экономический комитет Совета Министров и Комитет Совета Министров по вопросам региональной политики и сбалансированного развития одобрили основные направления Политики правительства по отношению к малым и средним предприятиям до 2002 года[50].

Тогда было решено, что сформируется коллектив, который подготовит очередной вариант документа, содержащий актуализированные в текущем порядке статистические данные и приведет всю программу в согласие с государственным бюджетом[51].

Основной целью программы Политика правительства по отношению к малым и средним предприятиям до 2002 года [52] должно быть создание условий для полного использования потенциала развития сектора МСП. Эта цель будет осуществляться в разделении на три частичные цели:

1) Первая цель - это "повышение конкурентоспособности малых и средних предприятий". Деятельность правительства в связи с этой целью будет, прежде всего, состоять в:

• Изменению законодательства для снижения издержек, связанных с принятием новых работников;

• Финансовой поддержке новых начинаний предприятий, в частности связанных с внедрением систем качества;

• Развитии хозяйственной инфраструктуры, в частности сети экономического консалтинга.

• Облегчении предпринимателям доступу к знаниям, связанным с управлением предприятием.

2) Второй целью будет "рост экспорта малых и средних предприятий". Деятельность правительстве для реализации этой цели будет состоять в:

• Дофинансирования из бюджетных средств участия предприятий в заграничных выставках и ярмарках;

• Расширении системы информирования о возможностях экспорта, опирающейся прежде всего на информацию собранную польскими торговыми представительствами за границей;

• Распространении среди предпринимателей знаний касающихся правил европейского Единого Рынка;

• Дофинансировании участия польских предприятий в программах Европейского Союза, направленных на налаживание международного торгового сотрудничества;

• Упрощении правил, условий и процедур страхования экспортных кредитов Корпорацией страхования экспортных кредитов (КСЭК) с целью облегчить сектору МСП доступ к этим страхованиям.

3) Третьей целью будет "рост капиталовложений в секторе малых и средних предприятий". Деятельность правительства в этой области сводится в частности к:

• Укреплению про-инвестиционного влияния налоговой системы, в частности путем введения более выгодных правил относительно амортизационных отчислений;

• Улучшению условий для внутренней аккумуляции в новых предприятиях путем отсрочки уплаты налогообразных обязательств на начальном этапе их деятельности;

• Расширению и увеличению капитала системы гарантийных фондов, облегчающей предпринимателям доступ к финансированию через банки;

• Стимулированию развития не связанных с банками финансовых организаций из окружения сектора малых и средних предприятий, таких как: фонды типа venture capital; унии кредиторов; внебиржевой, регулированный рынок ценных бумаг.

Приблизительная стоимость реализации программы в период 1999-2002 составит 349,1 млн. зл., из чего 231,7 млн. зл. - это бюджетные средства, а 117,4 млн. зл. - средства иностранной помощи.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.