Система организации охраны здоровья граждан в Российской Федерации — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Система организации охраны здоровья граждан в Российской Федерации

2018-01-30 487
Система организации охраны здоровья граждан в Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарнопротивоэпидемического, характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, организациями, должностными и иными лицами, гражданами в целях сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и международными нормами и международными договорами Российской Федерации, Конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Задачами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан являются:

1) определение ответственности и компетенции Российской Федерации, субъектов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также определение ответственности и компетенции органов местного самоуправления по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование в области охраны здоровья граждан деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, а также государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной поддержки1.

Основными принципами охраны здоровья граждан в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» являются:

1) соблюдение прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) доступность медицинской помощи;

3) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

4) соблюдение врачебной тайны;

5) приоритет профилактических мероприятий в сфере охраны

здоровья граждан.

Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации осуществляется путем:

1) государственного, в том числе нормативного правового, регулирования в сфере охраны здоровья граждан;

2) разработки и осуществления мероприятий по профилактике

возникновения и распространения заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, и по формированию здорового образа жизни населения;

3) организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи, в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями;

4) обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия;

5) обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами для медицинского применения, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация охраны здоровья граждан в Российской Федерации основывается на функционировании и развитии государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Г осударственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и их территориальные органы, Российская академия медицинских наук;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан, органы управления в сфере охраны здоровья граждан иных федеральных органов исполнительной власти;

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские и фармацевтические организации, организации здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации либо их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья граждан.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья граждан;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют медицинские и фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья граждан, создаваемые юридическими и физическими лицами.

Медицинская помощь оказывается медицинскими организациями в качестве которых выступают организации здравоохранения, имеющие лицензии и включенные в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы и которым решением Комиссии установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования1.

Медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями классифицируется по видам, условиям и форме оказания (таблица 1.1).

В соответствии с приказом министерства здравоохранения Российской Федерации № 529 от 06 августа 2013 г. «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» утверждена единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Данной номенклатурой предусмотрено три типа медицинских организаций (Приложение А): лечебнопрофилактические медицинские организации, медицинские организации особого типа и медицинские организации по надзору в сфере защиты прав

Лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, родильные дома и другие учреждения), используемые с целью преподавания высшими медицинскими образовательными учреждениями (факультетами) или в научных целях медицинскими научными организациями, являются клиническими учреждениями.

При наличии двух и более учреждений здравоохранения одного наименования, подведомственных одному органу государственной или муниципальной власти, каждому из них присваивается порядковый номер.

Таблица 1.1

Классификация медицинской помощи

Признак Виды медицинской помощи
   
виды медицинской помощи 1) первичная медико-санитарная помощь, в том числе доврачебная, врачебная и специализированная; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Условия оказания медицинской помощи 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в том числе на дому при вызове медицинского работника, в дневном стационаре), то есть в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения; 3) стационарно, то есть в условиях, обеспечивающих круглосуточно медицинское наблюдение и лечение.
Формы оказания медицинской помощи 1) плановая медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью; 2) неотложная медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не опасных для жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи; 3) экстренная медицинская помощь - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, опасных для жизни пациента.

Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения.

Здравпункты (врачебные, фельдшерские) являются структурными подразделениями учреждений здравоохранения или организаций и предназначены для оказания первой медицинской помощи рабочим, служащим и учащимся.

Санитарная авиация может входить в состав областной, краевой, республиканской больницы или учреждения здравоохранения медицины катастроф и действует на правах ее отделения.

Клиники - лечебно-профилактические учреждения (больницы, родильные дома и другие учреждения здравоохранения), входящие в состав высших медицинских образовательных учреждений, медицинских научных организаций, Федерального бюро медико-социальной экспертизы, научнопрактических центров медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов или подчиненные медицинским вузам и научным организациям, являются их структурными подразделениями.

К специализированным относятся дома ребенка для детей:

- с органическим поражением центральной нервной системы с

нарушением психики;

- с органическим поражением центральной нервной системы, в том числе детскими церебральными параличами, без нарушения психики;

- с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата и другими дефектами физического развития без нарушения психики;

- с нарушениями слуха и речи (глухонемых, оглохших,

слабослышащих);

- с нарушениями речи (заикающихся, с алалией и другими

нарушениями речи);

- с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих);

- с туберкулезной интоксикацией, малыми и затихающими формами туберкулеза;

- санаторный.

К центру медицинской и социальной реабилитации относится отделение постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих.

Полное наименование учреждения здравоохранения, предусмотренного настоящей Номенклатурой, может содержать сведения о ведомственной принадлежности (Росздрава, МВД России и др.) и функциональной принадлежности (клиническая).

Динамика учреждений здравоохранения и их мощности представленные в таблице 1.2 свидетельствуют о том, что с 2000 года наблюдается устойчивая тенденция сокращения как больничных учреждений, так и амбулаторнополиклинических. Причем сокращение больничных учреждений сопровождается и уменьшением числа больничных коек. Динамика больничных коек по медицинским профилям приведена в таблице 1.3. Процессы, происходящие в российском здравоохранении последние 15 лет, привели к формированию в Российской Федерации децентрализованной системы здравоохранения. Однако процесс повышения самостоятельности на местах обгонял наполнение местных бюджетов и формирование необходимой нормативно-правовой базы. Образовался своеобразный разрыв между федеральными и региональными органами управления здравоохранения, с одной стороны, и муниципальной системой здравоохранения - с другой. К 2005 г. все это привело здравоохранение, прежде всего, муниципальное, к упадку и разрухе. С этого момента в России было предпринято несколько последовательных шагов для исправления сложившейся ситуации1.

Во -первых, это реализация отдельных мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», который, кроме того, что обеспечил повышение материально-технического состояния муниципального здравоохранения, так еще и предоставил регионам и органам местного самоуправления новые технологии управления отраслью: оплата труда работников участковой службы на основе качественных показателей труда, размещение государственного задания в лечебных учреждениях первичного звена с целью выполнения комплекса диагностических услуг (дополнительная диспансеризация), а также в государственных и муниципальных учреждениях с целью оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Все эти шаги, предпринятые с 2005 года существенно преобразовали управление российским здравоохранением. Вторым шагом стала реализация в здравоохранении принципа делегирования полномочий.

На сегодняшний день субъектам РФ переданы полномочия по лицензированию муниципального и частного здравоохранения, контролю качества, лекарственному обеспечению

Таблица 1.2

Количество и параметры медицинских учреждений (на конец года)1

Годы Число больничных учреждений, тыс. Число больничных коек Число амбулаторнополиклинических учреждений, тыс. Мощность амбулаторнополиклинических учреждений, посещений в смену
всего, тыс. на 10 000 человек населения всего, тыс. на 10 000 человек населения
  8,5 482,0 43,3 20,5    
  10,5 609,8 59,2 20,4    
  14,3 990,9 82,1 21,9    
  13,8 1469,3 112,5 19,9    
  12,5 1801,9 129,8 18,7    
  12,8 2037,6 137,4 21,5 3221,7 217,3
  12,1 1850,5 125,8 21,1 3457,9 235,1
  10,7 1671,6 115,0 21,3 3533,7 243,2
  10,6 1653,4 114,4 21,3 3548,4 245,4
  10,3 1619,7 112,6 21,4 3565,2 247,8
  10,1 1596,6 111,6 21,5 3557,8 248,7
  9,8 1600,7 112,5 22,1 3577,5 251,3
  9,5 1575,4 111,3 21,8 3637,9 256,9
  7,5 1553,6 109,2 18,8 3646,2 256,4
  6,8 1522,1 107,2 18,3 3674,6 258,8
  6,5 1398,5 98,6 15,6 3651,6 257,3
  6,5 1373,4 96,8 15,3 3657,8 257,7

Масштабы регионального здравоохранения Орловской области, динамику его развития и обеспеченности населения главными медицинскими услугами характеризуют данные, приведенные в таблице 1.4.

Как и в целом по России в Орловской области произошло сокращение числа больничных коек. Рост обеспеченности жителей медицинским персоналом высшей категории обусловлен сокращением численности населения области.

Таблица 1.4

Динамика развития здравоохранения Орловской области

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Число больничных коек на 10000 человек населения            
Численность врачей на 10000 человек населения 37,1 39,0 39,4 38,9 39,3 40,1
Число жителей, приходящихся на одного врача 269,4 256,3 253,8 257,1 254,2 250,6

*Составлено по данным Федеральной службы государственной статистики// Режим доступа: http://www.gks.ru.

Говоря о мерах по защите здоровья нации, повышения одного из важнейших показателей - продолжительности жизни, можно отметить, что благодаря среднесрочным программам Минздрава, возможно поднять данный показатель до 70-73 лет, как было в СССР (в Европе сегодня средняя продолжительность жизни - 75 лет, в РФ - 65 лет, в Орловской области этот показатель составляет 68,7 лет) (таблица 1.5). Однако, если действии всех уровней власти будут согласованы.

Понятно, что стабильность функционирования любой социальной системы, связанной с финансами, зависит от полноты и стабильности поступления финансовых средств в систему.

Таблица 1.5

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по Орловской области, лет

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Все население 65,09 66,4 67,23 67,7 68,7
Городское население 67,06 68,1 69,09 69,27 70,2
Сельское население 61,5 63,4 63,81 64,7 65,9

*Источник: Федеральная служба государственной статистики// Режим доступа:

http://www.gks.ru.

В реализации территориальных программ в 2010 году приняли участие 11,3 тыс. медицинских организаций различных типов и уровней подчиненности (в 2008 году - 11,6 тысяч, в 2009 году - 11,5 тысяч).

Больничные учреждения составили около половины общего числа медицинских организаций (43,4%), амбулаторно-поликлинические учреждения - 27,2%, диспансеры - 9,1%, учреждения особого типа и прочие - 5,4%, учреждения охраны материнства и детства - 4,5%, центры - 4,0%, учреждения

скорой медицинской помощи и переливания крови и санаторно-курортные учреждения по 3,2%, (рисунок 1.1).

Рис.1.1 - Структура медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальных программ в 2010 году по типам (в % к итогу; по данным статистической формы № 62)

В структуре медицинских организаций, принимавших участие в реализации территориальных программ, преобладали муниципальные

медицинские учреждения, которые составили 55,2 % общего числа организаций (6 222), медицинские учреждения субъекта Российской Федерации - 34,9 % (3 928), федеральные медицинские организации, подведомственные агентствам, Российской академии медицинских наук (далее - РАМН), другим министерствам и ведомствам - 4,4 % (500), медицинские организации негосударственных форм собственности - 5,5 % (623) - (рисунок 1.2).

В 2010 году по сравнению с предыдущим годом отмечено снижение удельного веса медицинских организаций федеральной собственности (с 4,7 % до 4,4 %) и увеличение удельного веса медицинских организаций негосударственных форм собственности (с 4,7 % до 5,5 %).

Рис. 1.2 - Структура медицинских учреждений и организаций, участвующих в реализации территориальных программ в 2009 и 2010 годах,. по формам

собственности

(в % к итогу; по данным статистической формы № 62)

В отчетном году в системе обязательного медицинского страхования работали 72,4 % медицинских учреждений и организаций, реализующих территориальные программы (в 2009 году - 70,7 %). Большинство муниципальных медицинских учреждений работали в системе ОМС (87,5 %), среди сельских муниципальных медицинских учреждений этот показатель

составил 86,6 %. Доля медицинских учреждений субъекта Российской Федерации, работающих в системе ОМС, была ниже (40,9 %). Подавляющее большинство негосударственных медицинских организаций (99,2 %) работали в системе ОМС.

Нужно отметить, что затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главной составной части производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода работников. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.

Заключение

Статьей 29 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены общие направления организации охраны здоровья, которые заключаются в том, что, во-первых, система охраны здоровья имеет социальный характер. Иначе говоря, каждый гражданин обязан заботиться о своем здоровье, а государство обязано принимать все необходимые меры, способствующие сохранению и укреплению здоровья граждан. В системе охраны здоровья сочетание личной и государственной ответственности, личных и общественных интересов проявляется особенно отчетливо. К необходимости государственного регулирования в вопросах охраны здоровья приводит мировая практика того, что гуманистическая природа данной сферы не вписывается в законы и концепции рыночной экономики. Наряду с наукой и культурой, охрана здоровья нуждается в государственном регулировании, финансировании и законотворческой деятельности.

Во-вторых, организация охраны здоровья осуществляется путем разработки и осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и раннее выявление заболеваний, в том числе социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на снижение риска развития заболеваний, снижение смертности, предупреждение и устранение отрицательного воздействия на здоровье граждан факторов внутренней и внешней среды обитания, информирование граждан о факторах риска для их здоровья, формирование у граждан мотивации к ведению здорового образа жизни и создание условий для ведения гражданами здорового образа жизни, в том числе для занятий физической культурой и спортом.

В-третьих, охрана здоровья осуществляется путем организации оказания первой помощи и иных видов медицинской помощи в том числе гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, редкими (орфанными) заболеваниями.

В-четвертых, организация охраны здоровья осуществляется посредством обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данная деятельность регламентирована ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В-пятых, организация охраны здоровья осуществляется посредством обеспечения отдельных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с ФЗ "О государственной социальной помощи". Обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания входит в комплекс оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны; ветеранам боевых действий; лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; инвалидам и детям-инвалидам и иным категориям граждан, предусмотренным ст. 6.1 ФЗ "О государственной социальной помощи".

В-шестых, организация охраны здоровья осуществляется посредством управления деятельностью в сфере охраны здоровья на основе государственного регулирования, а также саморегулирования, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г.

 

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" // "Российская газета", N 263, 23.11.2011

2. Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.

3. Гигиенические критерии условий труда: словарь фин. и юрид. терминов [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: информационно-правовой портал. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/-ref/ju_dict/word/gigienicheskie_normativy_uslovij_truda/ (дата обращения: 08.04.2016).

4. ГОСТ 12.0.002-80. Система стандартов безопасности труда. Тер-мины и определения (утв. Постановлением Госстандарта СССР от 30.09.1980 № 4954) (ред. от 01.11.1990) [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс: информационно-правовой портал. – Режим доступа: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=STR;n=4587 (дата обращения: 08.04.2015).

5. Ильминская С.А., Матвеев В.В.. И 48 Финансы здравоохранения: учебное пособие / Орёл: ООО ПФ «Картуш»,2013.- 135 с.. 2013

6. Коробко, В. И. Охрана труда: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Экономика и управление на предприятии», «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление» [Текст] / В. И. Коробко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 239 с.

7. Кузнецова, М. Н. Охрана труда: теория, методология, практика [Текст]: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / М. Н. Кузнецова. – М., 2014. – 40 с.

8. Кузьмина, О. В. Сравнительный анализ стандартов в сфере регулирования управления профессиональными рисками (на примере российского и польского опыта) / О. В. Кузьмина, С. В. Янчий // Вестник науки и творчества: материалы междунар. мероприятий Общества науки и творчества (г. Казань) за март 2016 года / под общ. Ред. С. В. Кузьмина. – Казань, 2016. – № 3 (3). – С. 160–164.

9. О специальной оценке условий труда [Электронный ресурс]: фе-дер. закон Рос. Федерации от 28 дек. 2013 г. № 426-ФЗ // Рос. газ. – 2013. № 6271. – 30 дек. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/12/30/ocenka-dok.html (дата обращения: 27.01.2016).

10. Организация охраны труда на предприятии: учеб. пособие / В. С. Сер-дюк, В. В. Утюганова, С. В. Янчий; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016.

11. Профессиональные риски: международный опыт в области оценки и управления [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.trudcontrol.ru/press/News/6177 (дата обращения: 18.05.2016).

12. Семенихин В.В. Охрана труда. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. 507 с.

13. Сердюк, В. С. Оценка условий труда: учеб. пособие [Текст] / В. С. Сердюк, Е. В. Бакико, С. В. Янчий. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2015. – 80 с.

14. Система управления охраной труда: путь к непрерывному совершенствованию: доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда –2011/МОТ, Группа технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии [Электронный ресурс]. – М.: MOT, 2011, 32 с. – Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fohranatruda.ru%2F28april%2Fwd_report2011web.pdf&name=wd_report2011web.pdf&lang=ru&c=573bffb80ec3 (дата обращения: 02.04.2016).

15. Филоненко, О. А. Управление безопасностью труда: учеб. пособие [Текст] / О. А. Филоненко, В. С. Сердюк. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 120 с.


1 Семенихин В.В. Охрана труда. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. 507 с.

1 Семенихин В.В. Охрана труда. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2016. 507 с.

1 Организация охраны труда на предприятии: учеб. пособие / В. С. Сер-дюк, В. В. Утюганова, С. В. Янчий; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016.

1 Организация охраны труда на предприятии: учеб. пособие / В. С. Сер-дюк, В. В. Утюганова, С. В. Янчий; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016.

1 Организация охраны труда на предприятии: учеб. пособие / В. С. Сер-дюк, В. В. Утюганова, С. В. Янчий; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016.

1 Организация охраны труда на предприятии: учеб. пособие / В. С. Сер-дюк, В. В. Утюганова, С. В. Янчий; Минобрнауки России, ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016.

1 Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.

1 Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.

1 Белянинова Ю.В., Гусева Т.С., Захарова Н.А., Савина Л.В., Соколова Н.А., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2016.

1 Ильминская С.А., Матвеев В.В.. И 48 Финансы здравоохранения: учебное пособие / Орёл: ООО ПФ «Картуш»,2013.- 135 с.. 2013

1 Ильминская С.А., Матвеев В.В.. И 48 Финансы здравоохранения: учебное пособие / Орёл: ООО ПФ «Картуш»,2013.- 135 с.. 2013

1 Ильминская С.А., Матвеев В.В.. И 48 Финансы здравоохранения: учебное пособие / Орёл: ООО ПФ «Картуш»,2013.- 135 с.. 2013

1 Ильминская С.А., Матвеев В.В.. И 48 Финансы здравоохранения: учебное пособие / Орёл: ООО ПФ «Картуш»,2013.- 135 с.. 2013

1 Федеральная служба государственной статистики// Режим доступа: http://www.gks.ru.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.