Тема 1. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений. Дидактика или теория обучения. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема 1. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений. Дидактика или теория обучения.

2018-01-29 315
Тема 1. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений. Дидактика или теория обучения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Директор ТИ (ф) МГЭУ

_________ Бутузов А.А.

«___»___________ 2017 г.

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»

 

дополнительной профессиональной программы

«Преподаватель психологии»

 

в рамках направления 37.03.01 Психология

 

Тверь – 2017

 

 

Данную программу разработал Попкова Т.А., к.психол.н., доцент МГЭИ, декан факультета психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.

 

 

Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.

 

 

Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

 

 

Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.

 


 

Содержание

  Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................    
  Место дисциплины в структуре образовательной программы …......................    
  Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………      
  Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………………………………………………………..      
  Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………………    
  Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………...    
  Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................    
  Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………...    
  Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………………….....    
  Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………………………………………………………….      
  Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………………………………….    

1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Цель изучения дисциплины – раскрыть специфику преподавания психологии как важнейшей составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.

 

1.1. Основные задачи дисциплины:

 

В ходе изложения и изучения дисциплины предполагается решение следующих задач:

  • сформировать потребность в развитии педагогических способностей как личностно значимых в процессе профессиональной подготовки студентов;
  • сформировать современные научные знания в области методики преподавания психологии, умения и навыки, необходимые для грамотного проектирования, организации, контроля и коррекции образовательного процесса;
  • сформировать личностные качества, необходимые для организации образовательного процесса в среднем учебном заведении

 

1.2. Требования к результатам освоения дисциплины.

 

В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:

- ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий;

- ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

 

В результате освоения курса «Методика преподавания психологии» слушатели должны:

Знать:

- специфику содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины;

- роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений;

- таксономию учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания;

- способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях;

Уметь

- совершенствовать культуру самоорганизации деятельности преподавателя психологии;

- проектировать и конструировать методически обоснованную деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций;

- руководить познавательной деятельностью обучающихся на учебных занятиях по психологии;

- создавать творческую атмосферу образовательного процесса и педагогического общения;

- анализировать педагогические ситуации и выявлять методические аспекты их разрешения;

- самостоятельно пополнять знания по проблемам методики преподавания психологии, повышать методическую культуру.

Владеть

- навыками составления учебного плана, учебной программы, конспекта учебного занятия;

- навыками определения образовательных, воспитательных и развивающих задач учебного занятия;

- навыками подбора методов, форм и средств организации учебного занятия;

- навыками проведения контроля и коррекции образовательного процесса в средних учебных заведениях;

- навыками организации самостоятельной работы обучаемых; работы с учебной и научной литературой;

- навыками самовоспитания и саморазвития;

- навыками организации продуктивных учебно-воспитательных ситуаций;

-навыками реализации педагогического взаимодействия и педагогического общения.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Методика преподавания психологии» относится к Разделу 2. Специальные дисциплины программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Формой промежуточной аттестации является зачет.

 

3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид учебной работы Всего часов Аудиторная работа
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе:    
Лекции (Л)    
Семинарские занятия (СЗ)    
Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д.    
Вид промежуточной аттестации – зачет    
Общая трудоемкость, час. /    
   

 

 

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости

Тематический план очной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Контактная нагрузка Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
  Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов. Дидактика или теория обучения           ПК-10, ПК-12
  Закономерности и принципы процесса обучения. Цели обучения и отбор содержания образования           ПК-10, ПК-12
  Методы, формы и средства обучения психологии            
  Работа с категориальным аппаратом           ПК-10, ПК-12
  Учебные задачи по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания. Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной           ПК-10, ПК-12
  Управление самостоятельной работой обучающихся           ПК-10, ПК-12
  Контроль и коррекция учебной деятельности обучающихся           ПК-10, ПК-12
  Организация продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях           ПК-10, ПК-12
  Специфика деятельности преподавателя психологии           ПК-10, ПК-12
               
  Итого     -      

* в том числе в интерактивной форме

ПК-10

Код компетенции Уровень освоения компетенции Содержание Этапы
ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно- воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий пороговый – знает о соотношении научной психологии и психологии как учебного предмета; – знает основные принципы построения содержания учебного предмета по психологии; – знает основные теории обучения, методы преподавания психологии, формы реализации учебных занятий; - знает технологию построению учебных занятий по психологии.  
продвинутый – способен синтезировать знания из области педагогики и педагогической психологии для понимания процесса преподавания психологии; – способен ана­лизировать сложность процесса преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины. - способен определять цели и задачи преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины; – способен применять основные принципов реализации учебного процесса по психологии; – способен опереться на определенную теорию обучения, выбрать адекватные методы преподавания психологии и формы реализации учебных занятий; - способен построить план учебного занятия по психологии, реализовать его и оценить его эффективность  
высокий – владеть навыками преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины и использованием активных и интерактивных технологий; – владеть современными технологиями и методами преподавания психологии как общеобразовательной дисциплины.  

ПК-12

Код компетенции Уровень освоения компетенции Содержание Этапы
ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества пороговый – способен анализировать знания из различных отраслей психологии с целью выбора содержания для просвещения; – способен проводить междисциплинарные аналогии, устанавливать междисциплинарные связи для построения содержания для выступлений.    
продвинутый – способен определять цели и задачи просветительской деятельности населения; – способен применять основные принципов реализации просветительской деятельности среди населения; – способен выбрать адекватные методы просветительской деятельности населения с целью повышения уровня психологической культуры общества; - способен построить план выступления для просветительской деятельности.    
высокий – владеть навыками просветительской деятельности с целью повышения уровня психологической культуры общества; – владеть современными технологиями и методами просветительской деятельности  

Директор ТИ (ф) МГЭУ

_________ Бутузов А.А.

«___»___________ 2017 г.

 

 

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

«МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ»

 

дополнительной профессиональной программы

«Преподаватель психологии»

 

в рамках направления 37.03.01 Психология

 

Тверь – 2017

 

 

Данную программу разработал Попкова Т.А., к.психол.н., доцент МГЭИ, декан факультета психологии Тверского института (филиала) МГЭУ.

 

 

Предназначена для слушателей программы профессиональной переподготовки «Психологическое консультирование» в рамках направления подготовки 37.03.01 Психология.

 

 

Разработана в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

 

 

Обсуждена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии Тверского института (филиала) МГЭУ. Протокол № 1 от 7.09.2017 г.

 


 

Содержание

  Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с проектируемыми результатами освоения образовательной программы………………………………………................................................    
  Место дисциплины в структуре образовательной программы …......................    
  Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся……………………………………………………………      
  Содержание дисциплины, структурированное по темам (модулям) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий…………………………………………………………………..      
  Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине……………………………………………………    
  Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся……………………………………………………………………...    
  Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины…………………………............................................    
  Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины………………………...    
  Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины…………………………………………………………………….....    
  Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем…………………………………………………………………………….      
  Описание учебно-материальной базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине…………………………………….    

1. Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

 

Цель изучения дисциплины – раскрыть специфику преподавания психологии как важнейшей составляющей будущей профессиональной деятельности студентов.

 

1.1. Основные задачи дисциплины:

 

В ходе изложения и изучения дисциплины предполагается решение следующих задач:

  • сформировать потребность в развитии педагогических способностей как личностно значимых в процессе профессиональной подготовки студентов;
  • сформировать современные научные знания в области методики преподавания психологии, умения и навыки, необходимые для грамотного проектирования, организации, контроля и коррекции образовательного процесса;
  • сформировать личностные качества, необходимые для организации образовательного процесса в среднем учебном заведении

 

1.2. Требования к результатам освоения дисциплины.

 

В соответствии с учебным планом дополнительной образовательной программы переподготовки «Преподаватель психологии» процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенции:

- ПК - 10 способность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий;

- ПК - 12 способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества.

 

В результате освоения курса «Методика преподавания психологии» слушатели должны:

Знать:

- специфику содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины;

- роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений;

- таксономию учебных задач по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания;

- способы и формы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях;

Уметь

- совершенствовать культуру самоорганизации деятельности преподавателя психологии;

- проектировать и конструировать методически обоснованную деятельность преподавателя при организации учебно-воспитательных ситуаций;

- руководить познавательной деятельностью обучающихся на учебных занятиях по психологии;

- создавать творческую атмосферу образовательного процесса и педагогического общения;

- анализировать педагогические ситуации и выявлять методические аспекты их разрешения;

- самостоятельно пополнять знания по проблемам методики преподавания психологии, повышать методическую культуру.

Владеть

- навыками составления учебного плана, учебной программы, конспекта учебного занятия;

- навыками определения образовательных, воспитательных и развивающих задач учебного занятия;

- навыками подбора методов, форм и средств организации учебного занятия;

- навыками проведения контроля и коррекции образовательного процесса в средних учебных заведениях;

- навыками организации самостоятельной работы обучаемых; работы с учебной и научной литературой;

- навыками самовоспитания и саморазвития;

- навыками организации продуктивных учебно-воспитательных ситуаций;

-навыками реализации педагогического взаимодействия и педагогического общения.

 

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы

 

Дисциплина «Методика преподавания психологии» относится к Разделу 2. Специальные дисциплины программы дополнительного образования «Преподаватель психологии» на 2017-2018 учебный год.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Формой промежуточной аттестации является зачет.

 

3. Объем дисциплины с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид учебной работы Всего часов Аудиторная работа
Аудиторные занятия (контактная работа), в том числе:    
Лекции (Л)    
Семинарские занятия (СЗ)    
Практические занятия (ПЗ)    
Самостоятельная работа (всего): Другие виды самостоятельной работы: подготовка рефератов по темам курса, презентаций, докладов для выступления на научных конференциях и т.д.    
Вид промежуточной аттестации – зачет    
Общая трудоемкость, час. /    
   

 

 

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий, а также форм текущего контроля успеваемости

Тематический план очной формы обучения

Наименование темы Количество часов по учебному плану Количество аудиторных часов Контактная нагрузка Самостоятельная работа Формируемые компетенции
лекции практические занятия
  Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании школьников, студентов, педагогов. Дидактика или теория обучения           ПК-10, ПК-12
  Закономерности и принципы процесса обучения. Цели обучения и отбор содержания образования           ПК-10, ПК-12
  Методы, формы и средства обучения психологии            
  Работа с категориальным аппаратом           ПК-10, ПК-12
  Учебные задачи по психологии как средство формирования разнообразных форм познавательной деятельности и сознания. Преподавание психологии как науки теоретической и прикладной           ПК-10, ПК-12
  Управление самостоятельной работой обучающихся           ПК-10, ПК-12
  Контроль и коррекция учебной деятельности обучающихся           ПК-10, ПК-12
  Организация продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средних учебных заведениях           ПК-10, ПК-12
  Специфика деятельности преподавателя психологии           ПК-10, ПК-12
               
  Итого     -      

* в том числе в интерактивной форме

Тема 1. Роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений. Дидактика или теория обучения.

Место психологического знания в структуре современного образования. Специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины, роль и место психологии как учебного предмета в обучении и воспитании учащихся средних учебных заведений. Современная практика преподавания психологии в средних учебных заведениях и ее проблемы. Психологическое образование и его особенности*.

Методика преподавания психологии как отрасль научного знания. Предмет и задачи методики преподавания психологии. Связь методики преподавания психологии с другими отраслями научного познания. Образовательные стандарты по психологии и их основное содержание. Методические предпосылки реализации образовательного стандарта в практике обучения и воспитания студентов колледжей и школьников. Задачи и структура курса «Методика преподавания психологии» и особенности его изучения.

Понятие дидактики. Объект и предмет теории обучения. Сущность процесса обучения. Функции обучения. Модель структуры учебного процесса. Системообразующие и переменные компоненты процесса обучения. Понятие теории обучения в психологии. Психологическая теория учебной деятельности. Учебная деятельность как особая форма учения, ее структура. Формирование учебной деятельности обучающихся*.

 

Тема 2. Закономерности и принципы процесса обучения. Цели обучения и отбор содержания образования.

Специфика педагогических закономерностей, их вероятностный характер. Внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Современная педагогическая концепция обучения. Специфика дидактических принципов в преподавании психологии. Принцип научности. Принцип связи обучения с практикой. Принцип систематичности и последовательности. Принцип доступности. Принцип обучения на высоком уровне трудности. Принцип наглядности. Принцип сознательности и активности. Принцип прочности. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Дидактические правила и их связь с принципами обучения*.

Целеполагание в учебном процессе и его уровни: учебный предмет, раздел, тема, учебное занятие. Основные требования к постановке целей различного уровня. Цели обучения психологии. Педагогические задачи и процесс их постановки. Образовательные задачи и их представление в учебном процессе. Воспитательные задачи и их постановка. Развивающие задачи учебного процесса. Способы актуализации и удержания целевых ориентиров в процессе проведения учебного занятия*.

Понятие содержания образования. Источники содержания образования, требования к его отбору, принципы отбора. Когнитивная, ценностная и регулятивная составляющие содержания образования. Построение содержания образования как процесс разработки культурного сценария*. Семиотическое поле представления продуктов культуры*. Особенности знаково-символических средств представления различных элементов содержания культуры*.

Учебная дисциплина как центральное звено построения содержания образования. Деятельностный аспект учебной дисциплины и пути его реализации. Моделирование как основной принцип представления деятельности в образовании*. Материальная среда, ситуации и задачи как средства представления образа профессиональной деятельности в учебном процессе.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.