Тема 3. Организация как система управления — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Тема 3. Организация как система управления

2018-01-29 180
Тема 3. Организация как система управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Сущность организации как открытой соц-экономической системы.

2. Основные типы организационных структур управления.

3. Жизненный цикл организации.

 

-1-

Организация (от позднелат. organize сообщаю стройный вид, устраиваю) – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Основными составляющими любой организации являются:

- люди, входящие в данную организацию;

- задачи, для решения которых данная организация существует;

- управление, которое формирует, мобилизует потенциал организации для решения стоящих перед ней задач.

Любая организация имеет свою внутреннюю и внешнюю среду.

Внутренние переменные – это цели, задачи, структура, технология, кадры (люди, организационная культура, внутренние функциональные процессы (пр-во, маркетинг, управление финансами, персоналом). Все внутренние переменные взаимосвязаны. В своей совокупности они рассматриваются как социо-технические подсистемы. Изменение одной из них в определенной степени влияет на все другие.

К внешней среде организации относят поставщиков, конкурентов, покупателей, партнеров по бизнесу, государство и его структуры, культуру, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение.

Выделяют внешнюю среду прямого воздействия (поставщики, конкуренты, покупатели, партнеры по бизнесу, государство и его структуры) и внешнюю среду косвенного воздействия (культура, мораль, традиции, экономические и политические факторы, международное окружение).

Эффективного и производительного функционирования в организации невозможно достичь, если один из ее членов или одна из ее частей делают все, чем занимается организация… И наоборот – когда все ее члены или ее части делают одно и то же. Поэтому в любой организации существует разделение труда между ее членами или частями.

Разделение труда происходит по 2 направлениям:

1. Вертикальное.

2. Горизонтальное.

Вертикальное разделение труда является следствием необходимости разделения всей работы, осуществляемой в организации, на составные части, отражающие специфику деятельности исполнителей на определенном уровне. Вертикальные связи - это связи подчинения в иерархической структуре управления. (Генеральный директор – начальник производства (технический директор) – начальники цехов – бригадиры. Или: начальник финансовой службы – главный бухгалтер – заведующий сектором начисления заработной платы).

На первом плане, естественно, должна стоять общая функция управления, суть которой заключается в централизованном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации.

Содержание управленческой деятельности данного уровня заключается в определении круга обязанностей подчиненных нижестоящих уровней, планировании, организации и контроле деятельности всех структур и звеньев управления.

В такой работе всегда присутствуют два момента: интеллектуальный (подготовка и принятие решений) и волевой (организация их воплощения в жизнь). Второй момент представляется наиболее сложным, поскольку связан с большим разнообразием управленческих действий.

Вертикальное разделение труда в укрупненном плане осуществляется по следующим направлениям:

- общее руководство - выработка и воплощение в жизнь главных, перспективных направлений деятельности организации;

- технологическое руководство - разработка и внедрение прогрессивных технологий, рационализация производственных процессов, комплексная механизация и автоматизация производства;

- экономическое руководство - организация и анализ экономической деятельности, внедрение методов оценки и обеспечение рентабельной работы организации;

- оперативное управление - составление и доведение до отдельных коллективов и исполнителей оперативных планов, распределение исполнителей по рабочим местам, проведение инструктажа и организация систематического контроля за ходом производственного процесса;

- управление персоналом - подбор, расстановка кадров, развитие трудовых ресурсов организации.

Горизонтальное разделение труда рассматривается как вид трудовых отношений, которые имеют согласовательный характер и являются, как правило, одноуровневыми. Это, по существу, дифференциация трудовой деятельности, обусловленная специализацией производства и исполнителей.

По стадиям процесса или по функциональным признакам (снабжение-производство-сбыт или отдел НИОКР – производственный отдел – отдел маркетинга).

 

-2-

Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством.

Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ, наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

Организационная структура регулирует:

- разделение задач по отделениям и подразделениям;

- их компетентность в решении определенных проблем;

- общее взаимодействие этих элементов.

В рамках организационных структур протекает весь управленческий процесс, а, следовательно, и движение потоков информации, в которых участвуют менеджеры всех уровней.

Схема организационной структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связи между ними.

Связи между подразделениями бывают:

- линейные (это отношения, в которых начальник реализует свои властные права и осуществляет прямое руководство подчиненными. Таким образом, эти связи идут в организационной иерархии сверху вниз и выступают, как правило, в форме приказа, распоряжения, команды, указания и т.п.);

- функциональные (характер этих связей совещательный и они осуществляются по сфере деятельности без прямого административного подчинения);

- межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного и того же уровня).

В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:

- линейная;

- функциональная;

- линейно-функциональная;

- матричная;

- дивизиональная.

1. В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.