Денежно-кредитное регулирование экономики: понятие, институциональные особенности иинструменты — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Денежно-кредитное регулирование экономики: понятие, институциональные особенности иинструменты

2018-01-29 327
Денежно-кредитное регулирование экономики: понятие, институциональные особенности иинструменты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Финансово-кредитная система: понятие и принципы формирования. Финансовые институты: банки, биржи, специализированные финансово- кредитные организации. Финансовые рынки, их структура и механизм функционирования. Финансовые посредники.

Денежно-кредитное регулирование экономики – это комплекс мероприятий, проводимых Центральным банком (ЦБ), направленных на изменение параметров денежной массы.

Одним из главных субъектов финансового рынка является го­сударство. Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заем­щиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять повседневный контроль за ним, проводить через рынок официальную денежно-кредитную политику. Чаще всего на финансовом рынке государство выступает в качестве заемщика, что связано с таким широко распространенным явлением, как дефицит государственного бюджета. Для покрытия дефицита госу­дарство выпускает ценные бумаги. Эмитентом этих ценных бумаг является правительство, а агентом — Центральный банк.

Централизованные и децентратизованные фонды, а также кре­дитные ресурсы в совокупности составляют финансово-кредитную систему (ФКС) любого национального хозяйства.

В целом ФКС включает две подсистемы: финансовую и кре­дитную. Каждая их этих подсистем делится на сферы, а те в свою очередь — на звенья, подразделения и т.п. Хотя каждый элемент ФКС имеет свои организацию, механизм и порядок функцио­нирования, все они тесно взаимосвязаны и оказывают большое влияние на развитие национальной экономики.

Финансовая подсистема ФКС, в свою очередь, делится на:

1) централизованные финансы:

♦ государственный бюджет;

♦ внебюджетные фонды;

♦ государственный кредит;

♦ финансы государственных предприятий;

♦ государственное страхование;

2) децентрализованные финансы:

♦ финансы коммерческих предприятий и организаций;

♦ финансы некоммерческих организаций;

♦ финансы кредитных организаций;

♦ финансы страховых организаций;

финансы домашних хозяйств.

Централизованные финансы представляют собой финансы госу­дарства и используются для регулирования национальной эконо­мики в целом. С их помощью денежные средства хозяйствующих субъектов и граждан аккумулируются в бюджетных и внебюджет­ных фондах государства в целях удовлетворения общественных потребностей. Более подробно их структура будет рассмотрена в главе 2.

Децентрализованные финансы — это денежные средства (доходы и накопления) хозяйствующих субъектов. Они используются для производства и реализации товаров и услуг, а также воспроиз­водства капитала и рабочей силы. Именно они составляют основу финансовой системы. Поскольку преобладающая часть финансо­вых ресурсов сконцентрирована у предприятий, то и стабильность финансовой системы зависит от устойчивости их финансового положения.

 

Финансовые институты – это организации, участвующие в финансово-кредитной системе и оказывающие услуги по передаче денег и предоставлению займов и влияющие на функционирование реальной экономики, выступая посредниками в процессе превращения денежных средств в инвестиции. Основными финансовыми институтами являются:

1. Банк – финансово-кредитный институт, основной функцией которого является оказание финансовых услуг юридическим и физическим лицам. Банк имеет право осуществлять следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц, их размещение от своего имени и за свой счёт на условиях платности, срочности, возвратности и целевого характера, открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц.

2. Кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

3. Страховая компания – это форма функционирования страхового фонда, представляющая собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание.

4. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ), формирующийся из денег инвесторов (пайщиков), каждому из которых принадлежит определённое количество паёв. Цель создания ПИФа – получение прибыли на объединённые в фонд активы и распределение её между инвесторами (пайщиками) пропорционально количеству паёв.

5. Пенсионный фонд – совокупность финансовых активов (денежных средств), внесённых для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечивающих права граждан на пенсионное обслуживание.

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.

Структура: 1.Денежный рынок (рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года). В свою очередь денежный рынок подразделяется на обычный, на учетный (основными инструментами являются казначейские и коммерческие векселя, другие виды ценных бумаг, главная характеристика которых - высокая ликвидность и мобильность), межбанковский (часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой) и валютный рынки (обслуживают международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лицразных стран).2. Рынок капиталов. охватывает средне - и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов.

Функции: Мобилизация временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаг; Финансирование воспроизводственного процесса; Распределительная функция - способствует переливу капитала между отраслями, компаниями; Повышение эффективности экономики в целом; информационная (Она состоит в том, что ситуация на финансовом рынке сообщает инвесторам информацию об экономической конъюнктуре в стране и дает им ориентиры для вадывания своих капиталов)

С учетом принципиальных форм заключения сделок на финансовом рынке основные его участники подразделяются на две группы: 1) продавцы и покупатели финансовых инструментов (услуг); 2) финансовые посредники.

Функционирование финансового рынка подчинено действию определенного экономического механизма, основу которого составляет взаимосвязь его элементов. Основными из этих элементов, которые определяют состояние и развитие как финансового рынка в целом, так и отдельных его видов, являются спрос, предложение и цена.Механизм функционирования финансового рынка направлен на обеспечение его равновесия, которое достигается путем взаимодействия отдельных его элементов. В основном это равновесие в условиях экономики рыночного типа достигается за счет саморегуляции финансового рынка и частично -- за счет государственного его регулирования. Однако в реальной практике абсолютное равновесие финансового рынка, т.е. полная сбалансированность отдельных его элементов, достигается крайне редко, а если достигается, то на очень непродолжительный период. Особенности механизма функционирования рынка ценных бумаг заключается а том, что спрос на нем формируют инвесторы, а предложение -- эмитенты различных фондовых инструментов. Соответственно уровнем цен на этом рынке выступают котируемые рыночные цены на отдельные виды ценных бумаг.

Финансовые посредники – это институты, аккумулирующие избыточные ресурсы экономических агентов и предоставляющие их в виде различного рода долговых обязательств субъектам, имеющим дефицит финансовых ресурсов.

На сегодняшний день всех действующих финансовых посредников можно разделить на три типа в зависимости от специфики выполняемых операций:

1. К финансовым посредникам депозитно-кредитного типа относятся коммерческие банки, ссудо-сберегательные ассоциации, взаимные сберегательные банки, почтово-сберегательные учреждения, небанковские кредитные организации, микрофинансовые организации, строительные общества, кредитные союзы и кооперативы. Они управляют ликвидностью своих клиентов, организуют денежные переводы, привлекают средства во вклады и предоставляют разнообразные кредитные продукты, минимизируя трансакционные издержки и риски.

2. К контрактно-сберегательным институтам принадлежат страховые компании и пенсионные фонды. Они привлекают средства в виде взносов по контрактам, заключаемых между ними и клиентами.

3. Инвестиционные финансовые посредники оказывают клиентам помощь в размещении свободных денежных средств в высокодоходные финансовые инструменты. К ним относятся финансовые компании, паевые инвестиционные фонды, хеджевые фонды, общие фонды банковского управления (ОФБУ), ипотечные банки и кредитные брокеры

 

4. Социально-экономическое содержание внебюджетныхфондов

Социально-экономическое содержание и классификация внебюджетных фондов. Фонд обязательного медицинского страхования. Пенсионный фонд РФ. Фонд социального страхования РФ. Фонд занятости населения РФ. Источники формирования и направления расходования средств внебюджетныхфондов.

Государственный внебюджетный фонд – это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения некоторых потребностей социального и экономического характера. Однако обособленность государственных внебюджетных фондов не исключает в необходимых случаях консолидирования их в государственном бюджете.

Государственные социальные внебюджетные фонды включают:

• Пенсионный фонд Российской Федерации;

• Фонд социального страхования Российской Федерации;

• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации;

• Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

К экономическим внебюджетным фондам относятся Федеральный и территориальные дорожные фонды, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы РФ и др.

Существуют также внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов (Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства)

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитными учреждением.

Концентрируемые в Пенсионном фонде РФ средства на­правляются на:

1) выплату в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством, межгосударствен­ными и международными договорами государственных пенсий;

2) выплату пособий по уходу за ребенком старше полутора лет;

3) оказание органами социальной защиты населения матери­альной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам и др.

Фонд государственного социального страхования – это централизованный фонд денежных ресурсов общегосударственного назначения, распределяемый как в территориальном, так и в отраслевом разрезах.

Данный фонд создается страховым методом с обязательным участием предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Источниками образования фонда являются: отчисления от обязательных платежей по единому социальному налогу; доходы от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнования из бюджета; добровольные взносы граждан; другие поступления.

Средства Фонда социального страхования направляются на:

1) выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение;

2) санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание, оплату проезда к месту лечения и отдыха и обратно и др.);

3) обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при ро­ждении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им воз­раста полутора лет, на погребение, санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также другие цели государственного социального страхования;

Фонды обязательного медицинского страхования РФсозданы в 1991 г. в соответствии с Законом РСФСР «Об обязательном медицинском страховании в РСФСР» от 28 июня 1991 г.

Средства фонда предназначены для финансирования страховыми организациями меди­цинской помощи и иных услуг в соответствии с договорами обязательного медицинского страхования. Такие фонды были созданы на федеральном и территориальном уровнях.

Обязательное медицинское страхование призвано обеспечить выполнение потребностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой в объемах и в соответствии с целевыми программами в рамках государственной политики.

Средства ФОМС формируются за счет отчислений от обязательных платежей по ЕСН; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств ФСС и их капитализации; ассигнований из бюджета; добровольных взносы граждан и д

 

Государственный фонд занятости населения РФ — это централизо­ванный фонд финансовых ресурсов, предназначенный для реализа­ции мероприятий в области содействия занятости населения и фор­мируемый на страховой основе.

Средства на финансирование мероприятий по содействию занятости населения образуются за счет:

• обязательных страховых взносов работодателей;

• обязательных страховых взносов с заработка работающих;

• ассигнований из федерального бюджета, бюджетов субъ­ектов РФ и местных бюджетов;

• добровольных взносов юридических и физических лиц, включая иностранных;

• других поступлений, в том числе средств, взыскиваемых с работодателей за нарушение требований законодательства.

Федеральные внебюджетные фонды формируются за счет следующих источников:

специальные целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;

отчисления от прибыли предприятий, учреждений и организаций;

средства бюджета;

прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;

займы, полученные фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих банков


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.