Тема 3. Логическая структура философии права. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 3. Логическая структура философии права.

2018-01-29 211
Тема 3. Логическая структура философии права. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Методические указания для студентов заочной формы обучения

по направлению подготовки 40.04.01 « Юриспруденция»

 

Калининград

 

Философия права: методические указания для студентов заочной формы обучения по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» /Авт.-сост. д.ю.н. Финогентова О.Е. - г. Калининград: МФЮА, 2016 – 22 с.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин протокол № 1 от 31 августа 2016 г.

 

 

  © Финогентова О.Е., 2016 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2016 © Калининградский филиал МФЮА, 2016

 

Цели и задачи дисциплины

Место дисциплины в структуре ОПОП «Философия права» как учебная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла ОПОП направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция».

Цель изучения дисциплины «Курс «Философия права» представляет собой обзор современного состояния разработки философских вопросов юриспруденции в отечественной и зарубежной науке. Он предполагает раскрытие конкретных философских позиции, демонстрацию многообразия точек зрения на онтологию, аксиологию, этику права. В рамках курса рассматривается историческая трансформация представлений о природе социального регулирования и те практические следствия, которые она имела для общественных отношений. В ходе изучения курса магистры получают представление о том, как философские категории находят отражение в позитивном праве, как воззрения на природу человека и космоса влияют на практику регламентации поведения в социуме. изучения курса является философское осмысление наиболее общих закономерностей правовых явлений в органическом единстве с сущностью человека, различных сторон его социального бытия.

Задачи дисциплины: - сформировать способность применять философские знания в профессиональной и научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции;

- углубить философские знания для эффективного использования классических и инновационных методов в теоретических и экспериментальных исследованиях;

- углубить мировоззренческую и методологическую подготовку обучаемых для совершенствования профессиональных компетенций в областях научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Требования к результатам освоения дисциплины. осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Процесс формирования компетенций выпускников реализуется в ходе теоретического и практического обучения, учебной, научной и исследовательской деятельности студентов, включая их самостоятельную работу.

Требования к уровню освоения дисциплины.

По завершению изучения курса «Философия права» лицо, обучающееся по программе подготовки магистров должно свободно ориентироваться в рассматриваемой проблематике, хорошо представлять себе современное состояние философско-правового дискурса.

Знать: систему категорий философии права, основные философско-правовые термины и понятия, основные теоретические закономерности, направления и течения философско-правового процесса, различие в содержании естественного и позитивного права, ценности права в различных обществах, их соотношение с другими ценностями, тенденции и факторы изменения идеи права в современном глобальном мире, актуальные проблемы философии права и пути их решения.

Уметь: ориентироваться в иерархии правовых ценностей, толковать основные концепции философии права, соотношение естественного и позитивного права, применять основы философии права при толковании законов, договоров, судебных решений, правовых доктрин и других источников права, использовать эвристические возможности диалектического, системного, исторического, статистического, феноменологического и др. методов исследования правового бытия, оценивать состояние права в конкретном обществе, различать в нем легистские и нравственные аспекты, использовать знания по философии права в анализе правовой и политической системы России, развития Российского государства и общества, применять философско-правовые концепции при проектировании, подготовке концепций законов (законотворчестве, политическом программировании, подготовке проектов законов, программ).

Владеть навыками: использования доктринальных правовых идей при разрешении юридических казусов, применения философских методов и категориального аппарата для осмысления правового бытия человека и общества, аналитического сопоставления различных мировоззренческих решений правовых проблем, самостоятельной работы с философско-правовой литературой;

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы

Вид промежуточной аттестации – экзамен.

Содержание дисциплины

. Тема 1. Общая характеристика философии права как науки и учебной дисциплины.

Предмет философии права. Метод философии права. Функции философии права. Место философии права среди других юридических фундаментальных и отраслевых дисциплин, а также её связь с иными общественно-политическими науками. Роль и значение философии права для правосознания и правовой культуры юристов-практиков и исследователей правоведов.

Тема 2. Основные философско-правовые идеи и понятия дисциплины.

Основополагающие философско-правовые категории, их зарождение и развитие. Сравнительно-историческое и логическое в философии права. Восточный и западный типы правопонимания. Справедливость как краеугольное понятие положительного права.

Соотношение права и обязанности. Понимание долга. Дозволения и запреты как выражение регулятивной функции права. Объективное и субъективное право. Типология права. Принципы права. Право как равная мера. Право как свобода. Право как справедливость.

Общечеловеческое и классово ограниченное в праве. Рациональность права.

Темы рефератов

1. Социологический позитивизм и «живое право» - сущностные различия.

2. Философия права: круг ее проблем и место в системе наук

3. Правовая культура как ядро правовой жизни.

4. Специфика философского знания в правоведении.

5. Проблема возникновения философии права.

6. Идеи даосизма и конфуцианства в современном мире.

7. Качественные свойства права и диалектическая связь между ними.

8. Проблема критериев права.

9. Уровни методологии познания права.

10. Сущность диалектического понимания права.

11. Правовая практика и её место в познании права.

12. Правовая действительность как способ существования правового бытия.

13. Система и структура в праве.

14. Мораль и право, их диалектическое взаимодействие.

15. Религиозная жизнь и право.

16. Философия права в системе духовной культуры общества.

17. Юриспруденция как «искусство добра и справедливости»: история и современность.

18. Понятие энциклопедии права и ее роль в развитии философии права.

19. Свобода в философии права и деятельности юриста.

20. Место справедливости в философии и праве и юридической деятельности.

21. Понятие общего блага, его философско-правовой и практический смысл.

22. Концепция естественного права его современное значение.

23. Сущность и виды юридической деятельности.

24. Общенаучные методы познания, их применение в правовых исследованиях.

25. Общенаучные формы познания в правовых исследованиях.

26. Понятие социологии права и ее роль в правовой деятельности.

27. Герменевтика и ее проявления в толковании права.

28. Сущность, структура, формы законотворческой деятельности.

29. Нравственно-мировоззренческие традиции российских юристов.

30. Особенности современного философско-правового мышления.

31. Государство, право и общество как целостная и развивающаяся система.

32. Правовое общение, культура и гражданское общество.

33. Право и религиозные ценности, их роль в современном мире.

34. Право и справедливость.

35. Проблема свободы и ответственности личности.

36. Демократия и право. Современная цивилизация, ее особенности.

37. Право и политика.

38. Философско-правовой смысл христианских заповедей.

39. Закон, человек и общество в средневековой философии.

40. Гуманизм и антропоцентризм как принципы правовых воззрении мыслителей эпохи Возрождения.

41. Философско-правовая проблематика научной методологии в доктринах Нового Времени (Н. Макиавелли, Ж. Боден, Т. Гоббс, Г. Гроций, Б.Спиноза, Дж.- Б. Вико).

42. Просветительская трактовка человека и государства.

43. Критический характер философии права И.Канта.

44. Учение И.Канта о правовом государстве.

45. Философия права Гегеля.

46. Критический анализ правовой доктрины марксизма в контексте современности.

47. Истоки формирования русской философии права.

48. Славянофильство и западничество о праве и законе. История и современность.

49. Право как этический минимум в философии В.Соловьева.

50. Право, свобода и творчество в философии Н.Бердяева.

51. О сущности правосознания (И.А. Ильин).

52. Чаадаев об историко-правовом пути России

Критерии оценивания реферата:

«отлично» – детерминирующая идея отражает глубокое понимание, содержание доклада соответствует теме; речь грамотна, используется профессиональная лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии уверенных знаний по теме доклада;

«хорошо» – основная идея содержательна, речь грамотна, используется преимущественно профессиональная лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии знаний по теме доклада

«удовлетворительно» – идея ясна, но тема не раскрыта; профессиональная лексика используется эпизодически; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить поверхностные знания по теме доклада;

«неудовлетворительно» - основная идея поверхностна или отсутствует; профессиональная лексика не используется; ответы на дополнительные вопросы не даны.

Критерии оценок для теста

26-30 верных ответов «отлично» - магистр показал глубокие и прочные знания программного материала, последовательно и логически стройно его излагает. При этом студент не затрудняется с ответом при модификации задания, свободно справляется с заданными вопросами и другими видами применения знаний. Правильно обосновывает принятые решения. Демонстрирует высокий уровень владения профессиональными компетенциями, предусмотренными основной образовательной программой.

20-25 верных ответов «хорошо» - магистр показывает твердые знания программного материала, грамотно излагает его. Не допускает существенных неточностей в ответах на вопросы. Безошибочно применяет теоретические положения к решению практических вопросов. Демонстрирует достаточный уровень владения профессиональными компетенциями, предусмотренными основной образовательной программой.

15-19 верных ответов «удовлетворительно» - магистр показывает знания только основного материала, испытывает затруднения при ответе на теоретические и практические вопросы. Демонстрирует слабое владение профессиональными компетенциями, предусмотренными основной образовательной программой.

менее 15 верных ответов «неудовлетворительно» - магистр показывает неполные знания основного материала, допускает существенные ошибки и испытывает большие затруднения при ответе на практические вопросы. Демонстрирует отсутствие у него сформированных профессиональных компетенций, предусмотренных основной образовательной программой.

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

 

а) основная:

1. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. Лейста О.Э. Москва.- Зерцало, 2006. - 568с. //http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm

2. История политических и правовых учений. Учебник. Под ред. Нерсесянца В.С. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2004. - 944 с. //http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm

3. История политических и правовых учений. Учебное пособие. Цыбульская М.В. Москва.- МФПА, 2003- 111с. // http://lawcanal.ru/html.acti.uchebniki.actii.ippu.html

4. История политических и правовых учений: Конспект лекций. Мачин И.Ф. Москва.- Юрайт- Издат. - 2007. - 208 с. //http://www.alleng.ru/edu/jurispr3.htm

5. История политических и правовых учений: учеб. для вузов / под общ. ред. В. С. Нерсесянца. - 2-е изд.,стереотип. - М.: ИНФРА-М,, 2013.

 

Дополнительная литература:

1. Васильев, А. А. Очерки истории русской консервативной правовой мысли в XIX в. (славянофильство и почвенничество)/ А. А. Васильев. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 255 с.

2. Захарова М.В. Юридический позитивизм – базисное основание французского правопорядка// История государства и права №1 – 2012.

3. Симонишвили Л.Р. Разделение властей в русской политико-правовой мысли XVIII-начала XIX веков// История государства и права №3 - 2012

4. Свечинская, Я. Э. Имперская идеология в российской государственно-правовой мысли/ Я. Э. Свечинская. - М.: Юрлитинформ, 2011. - 141 с.

5. Пахомов В.Г., Чурилов С.Н. // К вопросу об отношении к принципу разделения властей классиков марксизма. История государства и права №10 – 2012.

6. Тихомиров, Л. А. Монархическая государственность/ Лев Александрович Тихомиров - М.: РОССПЭН, 2010. - 751 с.

7. Идеология "особого пути" в России и Германии: истоки, содержание, последствия/ под ред. Э. А. Паина; Kennan Institute, Woodrow Wilson International Center for Scholars. - М.: Три квадрата, 2010. - 316 с.

8. Конституционные проекты в России XVIII - начала XX в./ Ин-т общественной мысли; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: А. Н. Медушевский. - М.: РОССПЭН, 2010. - 638

9. Муромцев, С. А. Избранные труды/ Сергей Андреевич Муромцев. - М.: РОССПЭН, 2010. - 599 с..

10. Новгородцев, П. И. Избранные труды/ Павел Иванович Новгородцев. - М.: РОССПЭН, 2010. - 959 с.

11. Золотухина Н.М. Средневековые мыслители России о форме правления// История государства и права №14 – 2012.

12. Головко Ю.М. Экспансия революционных идей: за, против и правовые основы в трактовке Джона Адамса (1735-1826 гг.) // История государства и права №15 – 2012..

13. Кулябин А.И. История президентских республик: интеллектуальная отсталость// История государства и права №15 – 2012.

14. Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции/ Анри Мишель - М.: Территория будущего, 2008. - 534 с.

15. Поликарпова Е.В. Кант и основы интеллектуального и политического либерализма// История государства и права №15 – 2012.

16. Петражицкий, Л. И. Теория и политика права. Избранные труды/ Л. И. Петражицкий; науч. ред. изд. Е. В. Тимошина; С.-Петерб. гос. ун-т, Варшав. ун-т. - СПб.: Изд. Дом С.-Петерб. гос. ун-та: Унив. изд. консорциум "Юрид. кн.", 2010. 1031 с.

17. Кистяковский Б. А. Избранное: [в 2 ч.]/ Б. А. Кистяковский; М.: РОССПЭН, 2010 - 2010.

18. Ткачев, П. Н. Избранное/ Петр Никитич Ткачев; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: В. А. Исаков; Ин-т обществ. мысли. - М.: РОССПЭН, 2010. - 815 с.

Методические указания по освоению дисциплины (модуля)

Тематическая структура лекционных занятий основана на программе курса «Право интеллектуальной собственности». Общим вектором лекционных занятий является активизация студента, повышение его мотивации. В ходе лекционного занятия преподаватель основывается на оценочном подходе, который состоит в том, что студенту предлагается обзор спектра мнений и школ, представленных в области науки. Важнейшей целью становится систематизация большого разнородного материала и обучение студента умению ориентироваться в этом материале.

Схема лекционного курса выглядит следующим образом:

1) Определение структуры и задач конкретной научной дисциплины.

2) Сообщение студенту базовых терминов, теоретических понятий данной дисциплины, показ принципа их работы при анализе фактического (эмпирического материала).

3) Освещение сходств и различий трактовки базовых понятий разными научными школами, наличествующими в данной области знаний.

4) Обсуждение альтернативных научных школ и концепций, опирающихся на принципиально иные системы понятий. Анализ недостатков и преимуществ данных систем.

5) Обсуждение наиболее сложных или дискуссионных проблем данной области знаний.

Таким образом, в ходе лекции ставятся проблемы, обозначаются дискуссионные моменты и ориентируются студенты в том, где именно можно получить сведения по тому или иному вопросу.

В учебный процесс внедряются следующие методы обучения студентов: проблемная лекция; лекция-визуализация; лекция-беседа;

Основная деятельность студента должна осуществляться самостоятельно. В ФОС по каждой теме предлагается перечень вопросов для изучения (для самоподготовки), задания для самостоятельной работы, задачи для предварительной подготовки. Знания, полученные самостоятельно, должны проверяться и обсуждаться на семинарских и практических занятиях.

На основании того, что данный курс предусматривает проведение практических (семинарских) занятий, основное внимание уделено правильной организации самостоятельной работы студента. Именно самостоятельная работа студентов, изучающих курс «История правовых и политических учений», должна рассматриваться как одна из важнейших форм творческой деятельности студентов по преобразованию информации в знания. В структуру самостоятельной работы входит работа студентов по подбору литературы к определенной проблеме; работа над источниками; составление сообщения или доклада и пр.

На практических занятиях могут быть использованы следующие методы: тренинг; мозговой штурм; деловые игры (имитационные, операционные и ролевые); проектирование и другие.

В процессе работы осуществляются три основных типа контроля:

1. Текущий контроль успеваемости

2. Промежуточная аттестация

3. Итоговая аттестация

Текущий контроль представляет собой проверку усвоения учебного материала, регулярно осуществляемую на протяжении семестра. Он может включать устный опрос (групповой и индивидуальный); проверку выполнения письменных домашний заданий; проведение контрольных работ; тестирование (письменное и компьютерное); контроль самостоятельной работы студентов.

Промежуточная аттестация осуществляется в течение семестра.

Итоговая аттестация служит для проверки результатов обучения в целом и проводится в форме - экзамена.

Оценка знаний используется с целью личностно–ориентированного обучения, стимулирования систематической работы студентов, раскрытия их творческих способностей, дифференциации оценки знаний.

Оценка знаний предназначена для повышения объективности и достоверности оценки уровня подготовки студентов и используется в качестве одного из элементов управления учебным процессом в вузе.

Это позволяет студентам:

- понимать систему формирования оценок по дисциплине с целью получения итоговых оценок;

- осознать необходимость систематической работы по выполнению учебного плана на основании знания своей текущей рейтинговой оценки по дисциплине и ее изменение из-за несвоевременного освоения материала;

- своевременно оценить состояние своей работы по изучению дисциплины, выполнению всех видов учебной нагрузки до начала экзаменационной сессии;

- в течении семестра вносить коррективы по организации текущей самостоятельной работы.

Оценка знаний студента включает все виды учебной нагрузки (занятости) студента:

- теоретического материала — посещение лекций;

- практические навыки - семинарские занятия;

- выполнение самостоятельных работ (рефераты);

- промежуточная аттестация (тестирование и иные задания).

Рубежный контроль проводится после изучения определенных учебных разделов курса. В течение семестра проводятся три таких контроля - соответственно на 6 учебной неделе. Итоги рубежного контроля позволяют аттестовать или не аттестовать студента по пройденному разделу изучаемого предмета. Среди форм рубежного контроля - тестирование, коллоквиумы, контрольные работы и другие задания, которые определяет преподаватель в зависимости от уровня студентов и уровня сложности изученного материала.

Для того чтобы студенты были допущены к итоговой аттестации, другими словами, к сдаче экзаменов в конце семестра, им необходимо получить за рубежный контроль положительную оценку.

 

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов включает в себя:

1) самостоятельное изучение источников, в том числе нормативных правовых актов и практики их применения;

2) решение задач, заданных на дом;

3) подготовка докладов и рефератов;

4) подготовка к промежуточному контролю;

5) подготовка к зачету.

Самостоятельная работа студента по изучению нормативных источников заключается в следующем:

— знакомство с текстом нормативного правового акта;

— выделение наиболее значимых аспектов изучаемого источника;

— соотнесение норм права, содержащихся в источнике, с полученными теоретическими знаниями по изучаемой теме.

Контроль за надлежащей работой студента с рекомендованной нормативной литературой осуществляется постоянно на семинарских занятиях. Студент к семинарскому занятию должен иметь экземпляр одного или нескольких основных нормативных источников по теме (о чем студенты предупреждаются заранее на предыдущем семинарском занятии или лекции) с рабочими пометками по тексту, указывающие наиболее значимые норм права и позиции по изучаемой теме. Уровень изучения нормативного правового акта выявляется также при решении задачи, заданной на дом и ответов на поставленные на семинаре вопросы преподавателя.

Самостоятельная работа студента по изучению практики применения источника права заключается в следующем:

— знакомство с текстом акта правоприменительной практики;

— выделение наиболее значимых аспектов изучаемого акта;

— формулирование вывода об установившейся практике применения норм права по изучаемой теме в контексте рассматриваемого акта органа судебной власти или государственного органа, осуществляющего надзорные и контрольные функции;

— соотнесение содержания акта правоприменения с полученными теоретическими знаниями по изучаемой теме.

Контроль за надлежащей работой студента с рекомендованной актами правоприменеия осуществляется на семинарских занятиях, в том числе в ходе решения задач и ответов на теоретические вопросы.

Изучение студентом учебной и монографической литературы по изучаемой теме, а также рекомендованных научных статей, опубликованных в периодической печати, обеспечивает наиболее полную теоретическую и практическую профессиональную подготовку по изучаемому спецкурсу. Основной перечень рекомендованной учебной и научной литературы, а также перечень публикаций в периодической печати по изучаемым темам предлагается студентам в печатном виде в начале каждой лекции по теме.

Контроль за результатами самостоятельной работы студентами в данной области осуществляется на семинарских занятиях путем простого устного опроса и обсуждения, а также заслушивания докладов и обзоров периодических изданий отдельных студентов, подготовленных по предварительному согласованию с преподавателем.

В целях текущего и всеобщего контроля за уровнем усвоения студентами материалов спецкурса по отдельным темам могут проводится краткие контрольные работы или промежуточные и итоговые тестирования Подготовка к выполнению студентами контрольных работ или тестов осуществляется студентами самостоятельно. Контрольная работа проводится на семинарском занятии.

При подготовке к контрольной работе или тесту:

— студент самостоятельно должен оценить степень полученных знаний по теме, основываясь на результатах семинарских занятий и текущей аттестации;

— выявить пробелы в собственных знаниях по пройденной теме;

— самостоятельно попытаться ликвидировать выявленные пробелы, изучив рекомендованную по теме нормативную и иную литературу;

— в дни установленных расписанием консультаций преподавателя, обратиться к последнему для разъяснения невыясненных вопросов.

К самостоятельной работе студента относится подготовка к сдаче задолженностей по пропущенным семинарским занятиям или отработка неудовлетворительных оценок, полученных студентом на семинаре.

По предварительному согласованию с преподавателем отработка в каждом конкретном случае может заключаться:

— в устном ответе на вопросы преподавателя по отрабатываемой теме;

— в написании реферата по предложенному преподавателем вопросу отрабатываемой темы;

— в предъявлении для проверки вовремя не выполненных письменных домашних заданий.

ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

Методические указания для студентов заочной формы обучения

по направлению подготовки 40.04.01 « Юриспруденция»

 

Калининград

 

Философия права: методические указания для студентов заочной формы обучения по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» /Авт.-сост. д.ю.н. Финогентова О.Е. - г. Калининград: МФЮА, 2016 – 22 с.

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин протокол № 1 от 31 августа 2016 г.

 

 

  © Финогентова О.Е., 2016 © Кафедра общих гуманитарных и естественно-научных дисциплин, 2016 © Калининградский филиал МФЮА, 2016

 

Цели и задачи дисциплины

Место дисциплины в структуре ОПОП «Философия права» как учебная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла ОПОП направления подготовки 40.04.01 «Юриспруденция».

Цель изучения дисциплины «Курс «Философия права» представляет собой обзор современного состояния разработки философских вопросов юриспруденции в отечественной и зарубежной науке. Он предполагает раскрытие конкретных философских позиции, демонстрацию многообразия точек зрения на онтологию, аксиологию, этику права. В рамках курса рассматривается историческая трансформация представлений о природе социального регулирования и те практические следствия, которые она имела для общественных отношений. В ходе изучения курса магистры получают представление о том, как философские категории находят отражение в позитивном праве, как воззрения на природу человека и космоса влияют на практику регламентации поведения в социуме. изучения курса является философское осмысление наиболее общих закономерностей правовых явлений в органическом единстве с сущностью человека, различных сторон его социального бытия.

Задачи дисциплины: - сформировать способность применять философские знания в профессиональной и научно-исследовательской деятельности в области юриспруденции;

- углубить философские знания для эффективного использования классических и инновационных методов в теоретических и экспериментальных исследованиях;

- углубить мировоззренческую и методологическую подготовку обучаемых для совершенствования профессиональных компетенций в областях научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Требования к результатам освоения дисциплины. осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

Процесс формирования компетенций выпускников реализуется в ходе теоретического и практического обучения, учебной, научной и исследовательской деятельности студентов, включая их самостоятельную работу.

Требования к уровню освоения дисциплины.

По завершению изучения курса «Философия права» лицо, обучающееся по программе подготовки магистров должно свободно ориентироваться в рассматриваемой проблематике, хорошо представлять себе современное состояние философско-правового дискурса.

Знать: систему категорий философии права, основные философско-правовые термины и понятия, основные теоретические закономерности, направления и течения философско-правового процесса, различие в содержании естественного и позитивного права, ценности права в различных обществах, их соотношение с другими ценностями, тенденции и факторы изменения идеи права в современном глобальном мире, актуальные проблемы философии права и пути их решения.

Уметь: ориентироваться в иерархии правовых ценностей, толковать основные концепции философии права, соотношение естественного и позитивного права, применять основы философии права при толковании законов, договоров, судебных решений, правовых доктрин и других источников права, использовать эвристические возможности диалектического, системного, исторического, статистического, феноменологического и др. методов исследования правового бытия, оценивать состояние права в конкретном обществе, различать в нем легистские и нравственные аспекты, использовать знания по философии права в анализе правовой и политической системы России, развития Российского государства и общества, применять философско-правовые концепции при проектировании, подготовке концепций законов (законотворчестве, политическом программировании, подготовке проектов законов, программ).

Владеть навыками: использования доктринальных правовых идей при разрешении юридических казусов, применения философских методов и категориального аппарата для осмысления правового бытия человека и общества, аналитического сопоставления различных мировоззренческих решений правовых проблем, самостоятельной работы с философско-правовой литературой;

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы

Вид промежуточной аттестации – экзамен.

Содержание дисциплины

. Тема 1. Общая характеристика философии права как науки и учебной дисциплины.

Предмет философии права. Метод философии права. Функции философии права. Место философии права среди других юридических фундаментальных и отраслевых дисциплин, а также её связь с иными общественно-политическими науками. Роль и значение философии права для правосознания и правовой культуры юристов-практиков и исследователей правоведов.

Тема 2. Основные философско-правовые идеи и понятия дисциплины.

Основополагающие философско-правовые категории, их зарождение и развитие. Сравнительно-историческое и логическое в философии права. Восточный и западный типы правопонимания. Справедливость как краеугольное понятие положительного права.

Соотношение права и обязанности. Понимание долга. Дозволения и запреты как выражение регулятивной функции права. Объективное и субъективное право. Типология права. Принципы права. Право как равная мера. Право как свобода. Право как справедливость.

Общечеловеческое и классово ограниченное в праве. Рациональность права.

Тема 3. Логическая структура философии права.

Право как ценность. Юридическая феноменология. Юридическая герменевтика: интерпретация должного и сущего. Антропология права. Онтология права. Легистская онтология права. Естественно-правовая онтология. Либертарно-правовая онтология.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.126 с.