Творчество и познание. Единство объекта и субъекта в познании. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Творчество и познание. Единство объекта и субъекта в познании.

2018-01-29 329
Творчество и познание. Единство объекта и субъекта в познании. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание — объективная реаль­ность, данная в сознании человека, который в своей деятель­ности отражает, идеально воспроизводит объективные законо­мерные связи реального мира. Познание — обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое зна­ние о мире.

Однако существует такое учение, как агностицизм (от греч.agnostos — непознаваемый), представители которого отрицают(полностью или частично) принципиальную возможность познания реального мира, выявления его закономерностей и по­стижения объективной истины.

В отличие от агностиков сторонники скептицизма (от греч.skeptitos — рассматривающий, исследующий) не отрицают познаваемость мира, но либо сомневаются в возможности егопознания, либо, не сомневаясь в этом, останавливаются на от­рицательном результате (скептицизм как «паралич истины»).

В диалектико-материалистической философии познаниепонимается не как зеркальное отражение, пассивное созерцание мира отдельным субъектом («гносеологическим Робинзоном»), а как сложный диалектический социокультурно обусловленный процесс активного творческого отражения действительности. Данный процесс осуществляется человеком как об­щественным существом в ходе изменения им этой действитель­ности, т. е. в ходе социально-исторической практики.

Теория познания (гносеология) — раздел философии, в котором изучаются такие проблемы, как природа познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности,субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условия достоверности знания, формы и уровни познания, его социо­культурные факторы и ряд других проблем.

Хотя все частные науки осуществляют процесс познания мира, ни одна из них не имеет своим непосредственным предметом изучение закономерностей, форм и принципов позна­ния в целом. Этим специально занимается философия (точ­нее, гносеология как один из основных ее разделов), опираясь на данные других наук, анализирующих отдельные стороны познавательного процесса.

Характерной особенностью познавательного процесса начала XXI в. является изменение характера объекта и усиление ролимеждисциплинарных комплексных подходов в его изуче­нии..

В современной методологической литературе все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической наукибыли простые системы, а объектом неклассической науки —сложные системы, то в настоящее время внимание ученых всебольше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своейорганизации. Причем возникновение каждого нового уровняоказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связикомпозицию их элементов.

Нужным понятием, которое сегодня все шире входит в современную теорию познания, является понятие виртуальнойреальности (виртуальный — возможный, такой, который может или должен проявиться при определенных условиях). Данное понятиепришло из квантовой физики, где под виртуаль­ными частицамистали понимать частицы в промежуточных состояниях,существующих короткое время At с их энергией в соотношении неопределенностей.

Познание как форма духовной деятельности существует в обществе с момента его возникновения, проходя вместе с ним определенные этапы развития. На каждом из этих этапов процесс познания осуществляется в многообразных и взаимосвя­занных социально-культурных формах, выработанных в ходе истории человечества.

Уже на ранних этапах истории человечества существовалиобыденно-практическое и игровое познания. Важную роль здесь и впоследствии играли мифологическое и художественно-образное познания. Одними из древних форм являются религиоз­ное и философское познания. Большую известность приобрела концепция личностного знания, разработанная британским уче­нымXX в. М. Полани. Есть и другие классификации форм знания и познания, в частности, научное и вне научное, эссенциалитские и феноменолистические и т.п.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.