Онтология как фундаментальный раздел философии. Понятие о бытии. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Онтология как фундаментальный раздел философии. Понятие о бытии.

2018-01-29 861
Онтология как фундаментальный раздел философии. Понятие о бытии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Онтология – это фундаментальный раздел философских знаний, который изучает виды и способы существования всех вещей в мире.

Термин онтология впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (161З) и был закреплен в философской системе Х. Вольфа. Основным вопросом онтологии является: что существует? В своём развитии онтология прошла 4 этапа:

1. Античная онтология (имела натуралистический характер, т.е. первоначалом мира признавалось разное)

2. Средневековая (первоначалом всего сущего признавался Бог)

3. Неоклассическая (первоначало стало рассматриваться на основе науки)

4. Современная (первоначалом всего считается человек) Центральной проблемой, которую рассматривает онтология является проблема бытия.

Существует два значения слова «бытие». В узком смысле, бытие - это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком - это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Впервые этот термин в философию ввел античный философ Парменид (V-IV вв. до н.э).

Основная проблема бытия состоит в том, что первично: материальное или идеальное?

И в зависимости от ответа на данный вопрос существуют 3 основных смысла бытия:

1. Религиозный (настоящее бытие это только бытие Бога, все остальное – результат Божественного творения)

2. Научный (считается, что на самом деле существует лишь объективный мир)

3. Философский (означает использование достижений всех других

смыслов).

То, что бытие это все то, что есть является бесспорным. Но вопрос философии состоит в том, каким образом оно существует. И для решения этой проблемы вводятся понятия:

1. Первооснова (субстанция)

2. То, из чего все состоит (субстрат)

В зависимости от соотношения между ними сложилось 3 подхода к решению проблемы:

1. Монизм (признание существования только одной субстанции)

2. Дуализм (признает существование двух субстанций)

3. Плюрализм (признает множество субстанций)

32. Проблема бытия, ее философское решение в концепциях монизма, дуализма и плюрализма.

Каждое философское учение так или иначе сталкивается с проблемой единства мира, выводя его либо из единства материи - тогда это материализм, либо из духовного начала – идеализм. В этом и заключается главная проблема бытия. Существуют 3 основные концепции, раскрывающие эту проблему и пытающиеся обьяснить единство мира, это – монизм, дуализм и плюрализм.

Монизм — философское учение, согласно которому все виды бытия или субстанции сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. Монизм исходит из единого начала. Решая эту проблему, он утверждает единство мира, единую основу бытия. В зависимости от того, что признается такой основой — духовная или материальная субстанция, — различают идеалистический и материалистический монизм. Главную проблему философии монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии.

Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное. Идеалистический монизм в его различных формах характерен для философии Сократа и Платона, полагавших основой бытия особый мир идей и нравственно-эстетических понятий; Шеллинга и Гегеля, считавших единой основой бытия абсолютную идею, результатом развития которой, ее «инобытием», является весь материальный и духовный мир. Материалистический монизм основывается на признании материального единства мира, считает материю основой всего существующего. Эта позиция характерна для материалистических учений античности: философов милетской школы, Гераклита. В эпоху Возрождения он утверждается в философских системах Н. Кузанского и Дж. Бруно. Материю как единую субстанцию признавали Гоббс, французские материалисты, Л. Фейербах, в русской философии — Герцен, Чернышевский и другие мыслители.

Дуализм - это учение, исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Термин дуализм был введен немецким философом Х. Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Крупнейший представитель дуализма – Декарт, который разделил бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю). Проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке Декарт решал с позиций психофизического параллелизма, согласно которому психические и физиологические процессы не зависят друг от друга.

Плюрализм — философская концепция идеалистического течения, по которой все существующее слагается с множества самостоятельных, равнозначных субстанций, что не сводятся к единому началу, противоположный монизму. Плюрализм занимает оппонирующую позицию

по отношению к монизму. Термин плюрализм, как и дуализм был предложен немецким философом Вольфом в 1712.

Плюралистичны некоторые философские учения Древнего мира и античности. Например, Эмпедокл сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. В Новое время плюралистическую систему создал Лейбниц, согласно которому все состоит из бесчисленного множества абсолютно простых неделимых духовных субстанций — монад, образующих умопостигаемый мир, производным от этого мира является «физический космос».

33. Основные формы бытия. Понятия материального и идеального.

Каждое философское мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного начала. Соответственно выделяют материалистический и идеалистический монизм.

Материалистический монизм считает, что единственной субстанцией является материя, а сознание признается как одно из свойств материи, а именно: свойство высокоорганизованной материи, головного мозга отражать реальный мир в идеальных образах.

Философское понятие материи имеет давнюю историю. Впервые оно («хюле») было введено Аристотелем, латинский перевод «materia» – Цицероном. Аристотель употребляет термин, излагая взгляды своих предшественников. По его утверждению «первоначало всего», о котором учили большинство философов-досократиков, есть именно материя (вода – у Фалеса, воздух – у Анаксимена, беспредельное – у Анаксимандра, огонь – у Гераклита, четыре элемента – у Эмпедокла, вселенская смесь частиц – у Анаксагора, атомы – у Демокрита).

Материя – это философская категория, которая рассматривает бытие, как объективную реальность, существующую до, вне и независимо от нас. Материю нельзя видеть, осязать, пробовать на вкус. Материя – это не реальная возможность всех форм, а действительное их бытие. Она имеет разнообразное, прерывистое строение. Состоит из частей различной величины: элементарных частиц, атомов, молекул, радикалов, ионов, комплексов, макромолекул, планет, звёзд, галактик. Существуют следующие уровни материи:

1. Субмикроэлементарный

2. Микроэлементарный

3. Ядерный

4. Атомный

5. Молекулярный

6. Макроскопический

7. Космический

Одним из атрибутов материи является её неуничтожимость. В непрерывном процессе взаимных превращений материя сохраняется как субстанция, т.е. как основа всех изменений.

Идеалистический монизм единой субстанцией, основой бытия считает идеальное: материя не способна к активности и нуждается в творческой активности духа. Мир един, так как является результатом этой активности.

Под идеальным обычно понимают нечто противоположное материальному, т. е. то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в его сознании. Это могут быть мысленные или чувственные образы в реальной действительности, нравственные и правовые нормы, логические схемы, правила повседневной жизни, алгоритмы ритуалов и профессиональной деятельности, духовные ценности, идеалы и ориентации. Его признаки:

1. идеальное бытие противоположно материальному. Это состоит в его не материальности, в его не вещественности. Это нечто иное, чем материальное бытие.

2. Идеальное бытие в отличие от материального воспринимается человеком не с помощью его чувств, а только рационально, разумом.


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.