Предмет онтологии. Толкование основных онтологических категорий. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Предмет онтологии. Толкование основных онтологических категорий.

2018-01-29 1967
Предмет онтологии. Толкование основных онтологических категорий. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Онтология – это учение о бытии в целом, о всеобщих формах и закономерностях бытия. Онтология - раздел философии изучающий бытие и сущее. Предметом изучения онтологии является бытие.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Категории онтологии:

Бытие -Это то, что есть. Это всеобщая, универсальная и единственная способность существовать, которой обладает любая реальность.

Небытие – полное отсутствие чего – либо, абсолютное ничто. Это то чего не существует и то о чем мы не можем помыслить.

Сущее – категория онтологии, употребляется для обозначения как всей совокупности всех имеющихся вещей, так и для каждой отдельной вещи, иногда сущее как синоним бытия.

У Хайдеггера сущее противоположно бытию и является единству двух аспектов: бытия и сущности.

В античности сущее включало как человека, так и богов. Для Платона сущее присуще бытию.

В средневековой философии сущее - это творение бога, вся полнота бытия присущее богу.

В эпоху нового времени совокупность вещей, причин и условий. Даже человек является вещью, хотя и центральной.

Сущность - внутреннее существование предметов, выражается во всех формах его бытия.

Ничто – это бытие не-сущего или возможность сущего. Ничто это то потаенное, из чего бытие выводит сущее на свет.

Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях.

Движение – любые изменения. Движение абсолютно и относительно.

Пространство – протяжённость и взаимное расположение материальных объектов и их элементов.

Время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений.

Субстанция представляет собой основу, предельное основание мироздания, к которому сводятся все конечные формы его проявления. В этом смысле для субстанции нет ничего внешнего, ничего вне ее, что могло бы быть причиной, основанием ее существования. Она существует, безусловно, благодаря самой себе. В понятии субстанции, таким образом, выражается осознание бытия как единства сущности и существования. То или иное понимание субстанции в философских концепциях мира вводится как исходный постулат: либо материя, либо сознание, поскольку внешний опыт человека способен зафиксировать только эти две реальности. Философские учения, исходящие из признания одной и единственной субстанции, называются монистическими. Так, философия Гегеля представляет собой идеалистический, а марксистская философия – материалистический монизм. Дуалистические концепции мира признают существование двух начал мира как равноправных: материального и духовного (учение Р. Декарта). К плюралистическим относят учения, признающие множества начал в основании мира (атомы Демокрита, монады Лейбница и др.).

 

Основные виды бытия.

Материально-предметное бытие

«Первая природа» - совокупность предметов и явлений в их естественно-природной данности. Она возникает как результат биолого-космической эволюции и обладает статусом объективной и первичной реальности. Первичность природы понимается в том смысле, что человек и его дух рождается в природе и благодаря природе, являясь одним из поздних звеньев в бесконечной цепи эволюции бытия. Природа первична и объективна и в том смысле, что без нее невозможна сама жизнь и деятельность человека.

«Вторая природа» возникает в процессе человеческой дея­тельности, воплощает труд и знания человека, т.е. создается созна­тельно ради обеспечения определенных социокультурных потреб­ностей людей. Бытие «второй природы» есть единство материала и возможностей «первой природы» и потребностей человека, реали­зованных в его целеполагающей, сознательной деятельности. Та­ким образом, «вторая природа» представляет собой результат взаимодействия материального и духовного бытия и по сравнению c первой природой» является реальностью нового типа, обладая комплексным (природно-духовно-социальным) характером.

Бытие человека

Первичной предпосылкой существования человека является жизнь его тела. Тело человека сотворено природой. Именно телес­ность делает человека конечным, смертным существом. Природность тела позволяет включить проблему человеческого бытия в более ши­рокую проблему эволюции природы и возникновения человека (антропогенез). Чтобы мыслить, надо обеспечивать жизнь человеческого тела, удовлетворять хотя бы самые необходимые, фундаменталь­ные его потребности. Существование человека как природного орга­низма подчинено всем законам жизни, прежде всего - законам наследственности. Природно-биологическое «измерение» человеческого бытия - особый мир, относительно самостоятельный и целостный и в то же время вписанный в целостность природы.

Бытие человека - единство тела и духа. Тело связано с рабо­той мозга и нервной системы, а через них - с психикой, душевной и духовной жизнью индивида. Человек для самого себя - не только первая, но и «вторая природа», поскольку мысли и эмоции, являясь важнейшей стороной жизни человека, влияют на жизнь тела.

Особенность человеческого существования состоит в возник­новении уникальной для живой природы нежесткой и неуниверсальной детерминации бытия человека со стороны природности его тела, поскольку само тело находится в тесном взаимодействии с мышле­нием, психикой, эмоциями, волей, самосознанием. Специфика чело­веческого бытия состоит в соединении трех измерений его жизни:

  • - человек как чувствующее тело;
  • - человек как индивид, принадлежащий к виду Ноmosapiens;
  • - человек как активно действующее и мыслящее социально- историческое существо.

Бытие людей является уникальным единством природного и духовного, личностного и общественного. Люди не просто сущест­вуют в мире, но способны трансформировать мир и самих себя. Только человек способен познавать собственное бытие и бытие во­обще, испытывать тревогу за «судьбу бытия». Не случайно на пороге XXI века особую значимость получает проблема ответственности человека за судьбы человечества, цивилизации и культуры. Особые надежды возлагаются на духовность и разумность человека.

Бытие духовного

Духовное - это единство многообразных проявлений созна­ния и бессознательного. Оно включает в себя знания, материали­зующиеся в языках (естественных и искусственных), нормы и принципы человеческого общения, нравственность, право, художе­ственное творчество и т.д.

Духовное подразделяется на индивидуальное и надындивиду­альное духовное бытие.

Индивидуальное духовное представлено реальной жизнью соз­нания индивида. Его специфика заключается в том, что:

  • - оно неповторимо и уникально, и восстановить поток соз­нания во всей его полноте практически невозможно;
  • - процессы индивидуального сознания возникают и умира­ют вместе с рождением и смертью отдельных людей;
  • - индивидуальное сознание «проявляется», артикулируется посредством форм, выработанными культурой (знак, язык, символ и т.д.), которые имеют универсальный характер, поэтому сохране­ние результатов деятельности индивидуального сознания возмож­но только в результате их преобразования во внеиндивидуальную (знаково-символическую) форму существования.

Специфика объективированного духовного в том, что оно спо­собно сохраняться, совершенствоваться и свободно перемещаться в социальном пространстве и историческом времени. Более того, оно способствует становлению духовной жизни общества, человечест­ва в целом. Обогащаясь, мир идей приобретает относительную са­мостоятельность. Возникают такие устойчивые и объективно при­сутствующие в культуре формы духовного, как религия, мораль, искусство, философия, наука и т.д.

Бытие социального

Сущностная характеристика человека - его бытие в качестве коллективного, социального субъекта. Как далеко вглубь истории мы не пытались бы заглянуть, человек всегда существовал, объе­диняясь в различные формы социальных общностей - род, племя, семью, этнос, государство, класс и т.п. Социальность человека не­посредственно связана с его способом жизнедеятельности - спо­собностью не только вписываться в окружающую среду, что харак­терно также и для животных, но активно трансформировать среду своего обитания, формируя «вторую природу», культуру. Социальность неправомерно понимать просто как коллективность (множественность), т.е. совместную бытовую и производственную деятельность. Даже в ситуациях сознательного или вынужденного отстранения от общества (например, в ситуациях монашеского отшельничества) человек все равно остается социальным существом, реализуя свою социальность в «снятом», опосредованном виде: человек осуществляет свою познавательную деятельность в тех интеллектуальных «горизонтах», которые уже открыло человечество, формулирует свои знания в привычном для него звуковом и графическом письме, удовлетворяет свои потребности тем способом, который является типическим для его культуры. Поэтому, фактически, все характеристики человека являются его характеристиками именно как социального существа.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.