Глава 1. Глава 1. Теоретическое исследование использования сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных способностей детей 6 — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава 1. Глава 1. Теоретическое исследование использования сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных способностей детей 6

2018-01-29 972
Глава 1. Глава 1. Теоретическое исследование использования сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных способностей детей 6 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….2

Глава 1. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 6

1.1Теоретико-педагогические аспекты развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. 6

1.2.Особенности организации игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста. 9

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ СЮЖЕТНО- РОЛЕВОЙ ИГРЫ……………………………………………..18

2.1.Диагностика коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...18

2.2.Организация работы по развитию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры………26

2.3 анализ и обощения педагогического эксперемента по формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста…34

ГЛАВА 3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ………………………………………………………………….39

3.1. Методические рекомендации педагогам…………………………………39

3.2. Методические рекомендации родителям……………………………………………………………………..…43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………. 52

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………56

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Дошкольный возраст - это возраст наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Характерно для этого периода и то, что формируются качества и свойства психики, определяющие общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, а также те качества, которые выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит.

Дошкольный возраст - ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время, в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом, влияющим на развитие личности ребенка.

В каждой группе детского сада мы можем наблюдать сложную и порой драматическую картину межличностных коммуникаций детей. Особенно эту картину мы можем увидеть в группах старшего дошкольного возраста в связи с основными возрастными особенностями. Главное содержание межличностных коммуникаций в этом возрасте - деловое сотрудничество при совместной игровой деятельности. В связи с этим, резко возрастает количество и острота конфликтов, усиливается напряженность в отношениях. Возникает потребность в признании, уважении, что является главным в коммуникациях, как со взрослым, так и с ровесником [8, с.21].

В связи с вышесказанным актуальность проблемы приобретает изучение ребенка в системе его межличностных коммуникаций со сверстниками.

Межличностные коммуникации накладывают большой отпечаток на становление личности ребенка, на его общение с другими людьми, на его поведение и характер. Все полученные способности по межличностным коммуникациям, по построению модели общения, ребенок переносит, в дальнейшем, во взрослую жизнь, что отразится на его взаимоотношениях с близкими людьми, с коллегами по работе, в повседневной жизни.

Следовательно, если у ребенка не сформированы способности к межличностным коммуникациям со сверстниками в детстве, то во взрослой жизни у него могут возникнуть межличностные конфликты с собеседником. По многим проведенным ранее исследованиям произвести коррекцию данной проблемы у взрослого человека гораздо сложнее, чем у ребенка дошкольного возраста.

В период старшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра. Изучением особенностей сюжетно - ролевой игры в дошкольном возрасте занимались многие ученые: Д.Б. Эльконин, А.П. Усова, Д.В. Менджерицкая. Тема развития сюжетно-­ролевой игры является актуальной и в наше время, так как игра определяет развитие всех сторон личности ребенка. Как утверждал Л.С. Выготский: игра является источником развития, она создает зону ближайшего развития, то есть определяет развитие ребенка. Именно в данном виде деятельности ребенок раскрывает себя, развивает способности к коммуникации и активно реализует их во взаимодействии с окружающими.

Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать программу развития коммуникативных способностей старших дошкольников на основе сюжетно-игровой деятельности.

Объект: коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: развитие коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте посредством сюжетно-ролевой игры.

Гипотеза исследования: развитие коммуникативных способностей старших дошкольников будет успешным при условии разработки специальной программы на основе сюжетно-ролевой игры, с учетом возрастных особенностей детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Проведение комплексной диагностики и определение уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников.

3. Разработка и апробация программы по развитию коммуникативных способностей старших дошкольников.

4. Оценка эффективности разработанной программы.

Теоретико-методологическая основа исследования является деятельностный подход в лице таких отечественных ученых, как Г.М. Андреева и А.А. Леонтьев; концепция М.И. Лисиной, Рузской и Репиной о взаимосвязи общения и коммуникативной деятельности дошкольника; исследования Л.Я. Лозован, в которых коммуникативные способности рассматриваются как личностные качества ребенка, необходимые для общения и взаимодействия; концепция детской игры Д.Б. Эльконина.

Для решения поставленных задач, мы использовали следующие методы:

1. Анализ психолого - педагогической литературы

2. Беседа

3. Наблюдение

4. Социометрические методы

5. Метод проблемных ситуаций

Теоретической основой данной квалификационной работы послужили труды психологов, педагогов, философов (Куницина В.Н., Репина Т.А., Лисина М.И., Рубинштейн С.Л.).

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа по развитию коммуникативных способностей может быть полезна воспитателям, психологу, родителям и всем заинтересованным лицам в работе со старшими дошкольниками.

Экспериментальное исследование было проведено на базе ДОУ центр развития ребенка - детский сад № 587, группа №8. В исследовании принимали участие 15 человек в возрасте 5 - 6 лет.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, приложения.

Выводы по первой главе

Сюжетно-ролевая игра является средством всестороннего воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста. В ней между детьми устанавлива­ются ролевые и реальные отношения, побуждающие детей к общению. Вос­произведение в игре отдельных сторон окружающей действительности тре­бует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создаёт благоприятные условия для коммуника­тивного развития детей.


Вывод к главе 2.

В развитие у детей старшего дошкольного возраста коммуникативных способностей, в основное значение имеет система занятий и упражнений, особое значение в этой работе отводиться сюжетно-ролевым играм, а для этого необходимо умелое руководство со стороны педагогов.

Развитие коммуникативных способностей по проекту происходит в сюжетно­-ролевых играх «Автобус», «Магазин цветов», «Театральный буфет», и «Те­атр». Сюжетно-ролевая игра «Театр» будет включать все сюжетные линии и станет итогом проекта. Последовательность работы над каждой игрой мы по­казали на примере игры «Автобус».

ГЛАВА 3.МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

 

Сюжетно — ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно — ролевой игры является то, что её создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самодеятельный и творческий характер. Эти игры могут быть кратковременными и длительными. Руководство этим видом игр требует большого мастерства и педагогического такта. Воспитатель должен направлять игру, не разрушая её, сохранять самодеятельный творческий характер игровой деятельности детей. Педагог влияет на игровой замысел и его развитие, обогащая содержание жизни детей: расширяет их представление о труде и быте взрослых, о взаимоотношениях людей. Все эти способы не прямо воздействуют на игру, а направлены на более глубокое раскрытие тех источников, из которых дети черпают её содержание, на обогащение их духовного мира. Однако в расширении знаний и представлений у детей необходимо соблюдать меру. Воспитатель не должен спешить, побуждая детей к быстрому воспроизведению в игре того, что они усвоили во время бесед, экскурсий, рассказов и т. д. Отражение окружающей жизни в игре не представляет собой прямого воспроизведения усвоенного содержания: оно некоторое время как бы отстаивается в сознании и чувствах детей.

Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Педагог оказывает воспитывающее воздействие через роли, выполняемые детьми. Например, он спрашивает ребёнка, выполняющего роль заведующего магазином, где касса, кто кассир, почему нет в магазине тех или иных продуктов, кто будет заворачивать покупки, подсказывает, что покупатели благодарят продавца, а продавец вежливо приглашает приходить в магазин ещё.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

В теории сложились разные подходы к руководству сюжетно-ролевыми играми детей. Один из них представлен в трудах Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой и включает следующие компоненты:

§ обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

§ обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

§ своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

§ активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

§ умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Наиболее эффективным способом руководства является участие самого педагога в игре. Через выполняемую роль он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких. В течение дня в группе возникает несколько игр: «Семья», «Детский сад», «Автобус», «Поезд», «Машина» и другие. Они как бы связаны между собой: на автобусе или машине можно ехать и в детский сад, и домой, и в театр. Дети объединяются небольшими подгруппами, иногда в игре принимают участие все. Воспитатель играет вместе с детьми, дает им советы. Ребята действуют активно, охотно берут на себя роли шофёров, водителей, машинистов.

Пожалуй, самыми любимыми являются игры на бытовые сюжеты. В играх в «семью» наиболее ценным в воспитательном отношении является то, что они дают детям возможность переживать гуманные чувства к родителям, к малышам и своим сверстникам. Дети проявляют живой интерес к младенцам. Но не все дети имеют представления об уходе за малышом, не отражают действий по уходу за маленьким ребёнком, не проявляют заботу о нём. Роль воспитателя здесь заключается в том, чтобы обогатить игру содержанием, оказывающим положительное влияние на развитие ребёнка. Воспитатель предлагает играющим посмотреть за ребёнком, так как его мама ушла на работу. Охотно принимая сюжет игры, дети укладывают куклу спать, готовят еду, гладят её одежду.

Педагогу следует планомерно учить детей действовать с игрушками, брать на себя роль членов семьи, подбирать нужные материалы. Воспитатель знакомит детей с положительными сторонами быта, учитывая при этом, что внутрисемейные отношения они усваивают вне детского сада. Для выявления детского опыта педагог проводит беседы. Тех, у кого есть маленькие братишки и сестрёнки, он просит рассказать, как за ними ухаживают. Стихотворения Е. Благининой «Алёнушка», А. Барто «Машенька» и другие произведения служат образцом для подражания в играх. Беседа даёт толчок детскому воображению, помогает найти разнообразные варианты сюжетов игры в семью.

Для того, чтобы бытовая игра прежде всего оказывала влияние на развитие у детей чувства гуманизма, ответственности, дружелюбия, педагог должен смоделировать и внести в неё необходимые в воспитательном отношении моменты.

Темой многих игр является жизнь детей в детском саду. Роль педагога должна заключаться в том, чтобы обогащать знания и опыт детей и развивать интерес к выполнению в игре ролей, отражающих труд работников детского сада. Наблюдая игру, воспитатель советует, как лучше выполнить ту или иную роль, обыгрывает вновь вносимые игрушки. В играх детей в «детский сад» с куклами воспитателю следует подсказать, что на занятиях куклам можно читать книги, показывать картинки. Таким образом, у детей расширяется интерес к книге, развивается любознательность. Они приобретают навыки учебной деятельности: учатся внимательно слушать воспитателя, выполнять его указания, обращаться к нему за помощью, оценивать результаты своей работы.

Производственную деятельность людей дети этого возраста отражают в играх в «транспорт», в «машины». В этих играх также необходима роль со стороны воспитателя. Игры с машинами протекают обычно как шумная возня. Воспитатель, развивая игру, старается сделать притягательной роль шофёра, везущего груз из одного пункта в другой. С этой целью он вспоминает экскурсию на стройку, где дети наблюдали, как машины возят стройматериалы, как их разгружают. Впечатления, полученные детьми от экскурсии, воспитатель связывает с их играми в машины.

Формируя игру как детскую деятельность, её надо насыщать содержанием в соответствии с требованием программы. Большая роль в развитии сюжетно – ролевой игры принадлежит воспитателю.

1. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры другими видами деятельности.

2. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей, игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легко- до­ступном для детей месте.

3. Эффективным приемом руководства играми детей дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре.

4. В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы руко­водства, чтобы не мешать ребенку самостоятельно играть, т.к. только само­стоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует раз­витию ребенка.

5. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

6. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей.

Воспитатель должен уделить внимание:

- обеспечению условий для возникновения и развития игровой деятельности (достаточное количество времени для игры; наличие площади для развертывания игровых действий, необходимых игрушек и пособий, и правильное их расположение в группе; обогащение детей впечатлениями и хорошее их самочувствие);

- знать методику руководства игровой деятельностью; методы и приемы, направленные на поддержание и улучшение эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; своевременное пере­ключение с одного вида деятельности на другой, какими методами и прие­мами это достигается, направление детей на игру.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

 

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников, благодаря которой ребенок развивается, получает информацию об окружающем мире, обретает опыт коммуникации. Однако такой мощный воспитательный эффект можно получить только при правильном проведении игр, организации деятельности с игрушками. Поэтому одна из тем консультации для родителей в детском саду должна звучать так «Игра как средство воспитания дошкольников». Представляем примерное содержание такой беседы.

Игра для ребенка — это не просто развлечение или способ занять себя в свободное время. Это серьезная деятельность, которая является первым шагом по освоению норм и правил существования в социальной среде. Игра дает возможность ненавязчиво, в интересной и увлекательной для ребенка форме оказать на него следующее влияние:

· расширить кругозор;

· развивать психические процессы;

· удовлетворять детские эмоциональные и интеллектуальные потребности;

· развивать творческие способности;

· учить взаимодействовать в социуме;

· формировать характер и отношение к действительности;

· вырабатывать трудовые и познавательные навыки.

Игра — это способ вхождения ребенка во взрослый мир, получения опыта человеческой деятельности, репетиция своей будущей жизни. Участие родителей в детской игре показывает, что они одобряют такие их занятия.

Воспитание дошкольника путем нравоучений изначально обречено на провал. А вот использование игры как воспитательного средства позволит достичь значительных результатов. Возможности игры в этом плане огромны.

Ребенку не нужно десять раз повторять правила поведения в общественных местах, за столом, на празднике и т.д. Проще показать это на примере игры и дать возможность попрактиковаться в их применении вплоть до выработки устойчивого навыка.

Детям очень нравятся сюжетно-ролевые игры «В магазине», «Мы пассажиры», «На Дне рождения у подруги», «В гостях у Маши» и т.п. Дети учатся вежливости, быстрее запоминают словесные формулировки, которые используются в тех или иных обстоятельствах.

Играя в такие игры, дети быстро вживаются в роль взрослого и уже сами начинают давать указания игрушкам или товарищам по игре «Не разговаривай за столом», «Уступи место в автобусе» и т.д. Получается, что теперь они стают инициатором выполнения существующих норм и правил.

Причем в ходе игры можно воспроизводить, как позитивные, так и негативные способы действия. Эмоции и впечатления от разыгрывания разных форм поведения позволят детям интуитивно выбрать именно те, которые считаются нормой в нашем обществе. Таким образом у дошкольников формируются модели правильного поведения.

Игра как нельзя лучше помогает вырабатывать у ребенка такие черты характера как настойчивость, воля, желание победить. Особая роль в этом отводится подвижным играм. Большинство из них носит соревновательный характер, где выигрывает более ловкий, смелый, сообразительный. Кроме этого подвижные игры играют огромную роль в физическом воспитании дошкольников, выработке основ здорового образа жизни.

Также часто в ходе игры ребенок ставится в условия, когда он должен делать самостоятельный выбор. Это способствует формированию у него ответственности за свои действия, уверенность в себе.

Участие в игровой деятельности вызывает у детей много эмоций. Под воздействием этого у них закладывается способность к сопереживанию, сочувствию, проявлению снисходительности.

Использование дидактических игр развивает у дошкольников любознательность и интеллектуальную активность. Это повышает их работоспособность и способствует совершенствованию познавательных процессов.

Игра подталкивает ребенка к преобразованию существующей реальности, созданию вымышленной новой действительности. Это помогает развивать фантазию, воображение. Творческие, театрализованные игры способствуют выявлению талантов малыша, формированию эстетических склонностей.

Играя в игры, ребенок имеет возможность примерять на себя различные социальные роли. Он отражает модели поведения в различных ситуациях, которые потом сможет использовать в своей взрослой жизни.

В ходе игр у детей развивается умение действовать целенаправленно, прикладывать общие усилия для получения результата, помогать друг другу. Они взаимодействуют друг с другом, учатся устанавливать продуктивные взаимоотношения.

Огромную роль оказывает игровая деятельность на формирование коммуникативных компетентностей. Детям нужно научиться договариваться, правильно формулировать свои мысли, пользоваться готовыми речевыми шаблонами.

Чтобы суметь увлечь ребенка игровой деятельностью, предлагаем ознакомиться с рекомендациями, представленными на консультации для родителей «Играйте вместе с детьми».

· Относитесь к ребенку на равных. Не стоит допускать сюсюканий. Не выполняйте игровые действия вместо малыша, а предлагайте ему самому попробовать или включиться в совместную деятельность.

· Отдавайтесь игре так же полноценно и увлеченно, как и ребенок.

· Не диктуйте правила игры! Тактично руководите ее ходом, направляя действия ребенка в правильное русло.

· Старайтесь использовать поменьше запретов.

· Давайте ребенку возможность проявлять самостоятельность и инициативность.

· Ни в коем случае не исправляйте результаты игровой деятельности ребенка со словами: «Сейчас я тебе покажу, как надо делать».

· Предлагайте различные виды игр.

· Позволяйте использовать для игры предметы домашнего обихода.

· Создайте в доме игровой уголок, помогайте поддерживать в нем порядок.

Есть определенный алгоритм вовлечения детей в игровую деятельность. Если детям предлагается новая игра, с условиями которой они не знакомы, необходимо объяснить и показать, как в нее играют. Сначала взрослым отводится роль ведущего, а затем они становятся просто партнером по игре.

Следует помнить, что играть нужно вместе с ребенком, а не вместо него!

Мало какая детская игра проходит без использования игрушек. Они служат эффективным воспитательным средством, благодаря которому закладываются нравственные нормы поведения, формируются трудовые навыки и задатки профессиональной деятельности, развивается эстетический вкус.

Игрушки являются моделями тех предметов, строение и назначение которых ребенок хочет познать. Играя с игрушками, дошкольник получает опыт осуществления различных действий с этими предметами. На консультации для родителей «Игрушка в жизни ребёнка» даются такие советы.

· Не только покупайте игрушки ребенку, но и делайте их своими руками.

· У малыша должны быть разные игрушки, не ограничивайте их выбор по половой принадлежности ребенка.

· Приобретайте только те игрушки, которые имеют педагогическую и художественно-эстетическую значимость, смысловое наполнение.

· Игрушки для ребенка должны соответствовать его возрасту. Не стоит запасаться игрушками «на вырост». Сначала малыш не поймет ее предназначения, а потом уже потеряет к ней интерес.

· Необходимо иметь игрушки на разную тематику: сюжетные (куклы, фигурки животных, посуда, мебель и т.д.), развивающие (кубики, паззлы, многофункциональные предметы), технические (машинки и модели других видов транспорта, конструкторы), имитирующие орудия труда (ведерко, лопатка, молоток, отвертка, шприц и т.д.), игрушки-забавы, игрушки для подвижных игр.

· У ребенка должны быть игрушки разных размеров. Крупные подходят для игры на полу или на улице, мелкие игрушки нужны для игры за столом.

· Нужно поощрять стремление ребенка превратить обычные предметы в игрушку. Он может из стула сделать кораблик, а под столом обустроить дом и т.д.

Важно не просто дать игрушку ребенку, нужно показать, для чего она нужна, как ею пользоваться. Также необходимо учить делиться игрушками, использовать их для коллективного взаимодействия.

Главное правило в использовании игрушек — они должны способствовать формированию у ребенка правильного представления об окружающем мире.

Выводы к главе 3

Ответственное и правильное отношение родителей и воспитателей к формированию коммуникативных способностей в игровой деятельности детей, делает ее действительно содержательной и полезной, превращает игровые забавы в мощный инструмент воспитания, помогает в ходе игры привить дошкольникам интерес к получению знаний, сформировать у них модели отношений и поведения в социуме. Благодаря игре обогащается внутренний мир ребенка, развивается его личность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Психолого-педагогические основы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста показали, что развитие общения дошколь­ников со сверстником, как и со взрослым, предстает как процесс качествен­ных преобразований структуры коммуникативной деятельности.

Определено, что коммуникативное общение ребенка 4-7 лет со сверст­ником проходит ряд этапов. На первом этапе (4 года) сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, которое основано на подражании и эмоциональном заряжении ребенка. На втором этапе (4-6 лет) возникает потребность в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником. На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобрета­ет черты внеситуативности - содержание общения отвлекается от наглядных ситуаций, начинают складываться устойчивые избирательные предпочтения между детьми.

Особенности коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста позволили сделать вывод, что развитие личности в старшем до­школьном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств и потребностей. То есть в данный период формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая

Определено, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. К концу дошкольного возраста между детьми начинают завя­зываться крепкие избирательные привязанности. Дети могут объединяться в небольшие группы (по 2-3 человека) и открыто показывать предпочтение своим друзьям.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен овладеть такими коммуникативными способностями, как: умение сотрудничать, слушать и слы­шать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. Присутствие необходимых коммуникативных способностей у ребенка появляются труд­ности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с дру­гими, неумение высказать свою точку зрения.

Таким образом, в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми. Коммуникативная активность детей старшего дошкольного возраста направлена как на взрослых, так и сверстников. В системе делового и игрового взаимодействия доминирующие позиции занимает сверстник, а в системе познавательного - взрослый. Важно отметить, что большое влияние на формирование коммуникативных способностей оказывает развитие речи, мышления, памяти, внимания, а также, развитие эмоциональной сферы дошкольника.

Обозначено значение сюжетно-ролевой игры в развитии ребенка до­школьного возраста, в результате которого пришли к выводу, что в процессе ролевых отношений дети используют такие важные умения, как обозначение словом принятой на себя роли и условных действий, обозначение предметов, которые дети наделяют игровым значением и используют для реализации иг­рового замысла (словарь), формулирование мыслей, желаний, переживаний (фразовая речь), налаживание, построение игрового и словесного взаимодей­ствия с партнерами по игре и с воображаемыми партнерами — игрушками (диалог). Для возникновения интересной, содержательной сюжетно-ролевой игры необходимо: договориться об игре; построить яркий ролевой диалог.

Для определения уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста была подобрана диагностика, описанная в мониторинге программы «Детство», целью которой являлось исследование уровня развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование показало, что 30% детей имеют высокий уровень разви­тия коммуникативных способностей, 45%- средний, 25%-низкий.

Проанализировав результаты диагностики, мы пришли к выводу, у большинства детей неразвиты такие коммуникативные умения, как: умение слушать собеседника, формулировать в ответ собственное суждение, грамот­но оформлять собственный ответ, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определённый эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, слушать свою речь и контроли­ровать её нормативность, вносить изменения при необходимости.

Во время игр дети часто спорят, не идут на компромиссы, сюжеты игр однообразны и бедны, речевое сопровождение также однообразно. В связи с этим возникла потребность в разработке проекта по формированию комму­никативных способностей посредством сюжетно-ролевой игры. Результаты диа­гностики были учтены при разработке проекта развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Це­лью проекта является формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников в ходе сюжетно-ролевых игр.

Мы рассчитываем на то, что разработанный педагогический проект яв­ляется эффективным и в результате его реализации, у детей повысится уро­вень коммуникативных способностей. Количественный и качественный анализ проведенного констатирующего и контрольного экспериментов позволяет сделать вывод о том, что выбранный нами подход к развитию коммуникативных способностей посредством сюжетно-ролевых игр, получил свое оправдание и подтверждение целесообразности его дальнейшего использования.

Таким образом, почти все дети экспериментальной группы к концу обучающего эксперимента достигли достаточно высокого уровня развития коммуникативных способностей.

Так у детей наблюдалась эмоциональная направленность «на другого»; пристальное слежение за его действиями; возникновение (хотя и эпизодическое) оценочного отношения к содержанию действий партнера; стремление действовать в одном игровом (смысловом) поле; способность к осуществлению совместно-разделенных действий, которые являются значимым признаком совместности.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алиева, Г. М. Методика организации игровой деятельности в нравственном воспитании и развитии младших школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - №10. - С. 299-303.

1. Аммосова В.В. Игра как средство активизации коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 3. – С. 74–78

2. Бабаева Т.И. Михайлова З.А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник. СПб.: Детство-пресс, 2012.

2. Белешева, А.Д. Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредствам игры / А.Д. Белешева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - №11-6. – С. 24-26.

3. Белошистая А.В. Игровые технологии в образовании и воспитании ребенка дошкольного возраста // Пед. технологии. - 2010. - № 2. - С. 3-8.

4. Борохович Л.Ю. Нетрадиционные формы развития культуры общения дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 7. - С. 64-73.

5. Бычкова С.С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников. М.: Аркти. 2011.

6. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М.: Просвещение. 2013.

7. Волков Б.С, Волкова Н.В. Детская психология. М., 2014, с. 294.

8. Герлах, И. В. Сюжетно-ролевая театрализованная игра как средство формирования социально значимых качеств личности / И. В. Герлах // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. №3. – С. 221-226.

9. Горбунова, Г. П. Актуальность и Проблемы сюжетно-ролевой игры современных дошкольников / Г.П. Горбунова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2013. - №52. – С. 86-91.

10. Губанова Н.Ф. Социокультурное развитие дошкольников средствами игры / Н.Ф Губанова, М.В. Губанов // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2014. – № 2. – С. 15.

11. Друппова И.Ю. Дидактические игры В.В. Воскобовича в развитии коммуникативно-игровой деятельности старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 4. - С. 62-64.

12. Евдокишина, О. В. Влияние игровой деятельности на социализацию детей дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // МНКО. - 2015. - №2 (51). – С. 205-207.

13. Ермакова, В.А. Особенности развития игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте / В.А. Ермакова, О.Ю. Зайцева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. - № 4 (7). - С. 20-23.

14. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М., 2014.

15. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение.2011.

16. Иванова А.А. Развитие межличностных отношений дошкольников с помощью речевых игр: (из опыта работы логопеда) // Нач. шк. плюс до и после. – 2014. – № 2. – С. 60–63.

17. Иванова, И. С. Ставринова Н. Н. Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста / И.С. Иванова, Н. Н. Ставринова // Актуальные вопросы современной науки. - 2009. - №7-2. – С. 39-48.

18. Игнатенко, И.И. Игровые технологии в свете коммуникативных тенденций XXI века / И.И.Игнатенко // Преподаватель XXI век. - 2015. - Т. 1, № 2. -С. 166-172.)

19. Каверина, Е. М. Мир игр - один из составляющих элементов воспитания ребёнка / Е. М. Каверина, М. А. Лапина // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - №21. – С. 109-112.

20. Калинина Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. СПб: Речь, 2013. с.144.

21. Кислова Т.Р. Формирование межличностных отношений дошкольников в коммуникативных играх / Т.Р. Кислова, С.В. Королева // Нач. шк. плюс до и после. – 2012. – № 1. – С. 57–58

22. Клюева Н.В. Общение: дети 5-12 лет. М., 2012.

23. Коваленко, И.Г. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений / И.Г. Коваленко // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - №7. - С. 229-233.

24. Когут А.А. К вопросу диагностики коммуникативной деятельности старших дошкольников: Человек и образование №4, 2012.

25. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника. М. 2011.

26. Коссаковская Е.А. Игрушка. М.: Просвещение, 2012.

27. Кочеткова, Т.В. Игровые технологии развития коммуникативных компетенций у старших дошкольников / Т.В. Кочеткова // Научные труды Института непрерывного профессионального образования. - 2015. - № 5 (5). - С. 133-137.

28. Краснощекова Н.В. Сюжетно-ролевые игры


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.109 с.