Единство функций и принципов налогообложения — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Единство функций и принципов налогообложения

2018-01-29 231
Единство функций и принципов налогообложения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для построения действенной налоговой системы, ориентированной на социальные зада­чи, необходима новая теория налогов, создаю­щая предпосылки для формирования оптималь­ного пакета налогов и сборов. Это касается всех аспектов налоговой теории: сущности, класси­фикации, функций, принципов налогообложения, структуры налоговой системы.

В современной финансовой науке суще­ствуют различные подходы к диверсификации налоговых функций. Так, например, Л.Ф. Чер­касова, Л.А. Злобина предлагают выделять, с одной стороны, интегральные функции на­логов - фискальную, регулирующую и соци­альную, которые неразрывно взаимосвязаны, относятся к одному уровню налоговой систе­мы, и дифференциальные, такие как функции организации, мобилизации, аккумуляции, алло­кации, планирования, учета, контроля, анали­за, стимулирования, социализации, субордина­ции, координации, социальной дифференциации, солидаризации и т. д., причем интегральные функции налога воплощаются в дифференци­альных функциях налоговой системы таким образом, что между ними возникает общее соответствие, нарушение которого приводит к снижению эффективности.

В свою очередь, Н.В. Иванова, Д.Г. Черник, Т.Ф. Юткина предлагают избегать чрез­мерной дифференциации в классификации на­логовых функций, выделяя шесть основных (с учетом их взаимопроникновения): фискаль­ную, распределительную (перераспредели­тельную), регулирующую, стимулирующую, социальную и контрольную.

По мнению автора, вопрос классифика­ции налоговых функций не столь принципиа­лен, поскольку степень теоретической и прак­тической их диверсификации зависит как от конкретных задач исследования, так и от со­вершенства налоговой системы, структуры конкретного налога на том или ином истори­ческом этапе. Поэтому, выделяя в качестве базовых функций налога фискальную, регули­рующую и стимулирующую, следует полагать все остальные производными, реализация ко­торых определяется оптимальной комбинаци­ей базовых налоговых функций.

Понятно, что суть фискальной функции налога заключается в обеспечении поступле­ний определенной части средств в разноуров­невые бюджеты для покрытия обоснованных государственных расходов, благодаря чему, собственно, и создаются необходимые мате­риальные условия и возможности для жизне­деятельности государства. В свою очередь, обобществление части ВВП посредством налогов создает объективные предпосылки для реализации государством регулирующих функций. Поэтому сама фискальная функция налога в значительной мере связана с реали­зацией двух других базовых функций - регу­лирующей и стимулирующей, тесно между собой связанных, поскольку они реализуют единую цель - смягчение цикличности произ­водства, обеспечение его равномерного и по­ступательного развития.

Реализация налогом всех своих базовых функций одновременно возможна, во-первых, при достижении определенной резонансности часто противоречивых экономических интере­сов государства, суверенных товаропроизводи­телей и домохозяйств, поскольку любой налог как экономическое отношение отчуждения в конечном итоге выражает связь единичного и всеобщего в субъектно-объектной структуре рыночного хозяйства, и, во-вторых, требует ори­ентации на определенные принципы.

Следует подчеркнуть, что в экономичес­кой литературе по проблемам налогообложе­ния принципы и функции рассматривались чаще всего несколько обособленно, хотя, думается, сами принципы налогообложения необходимо обсуждать именно в контексте приоритетности тех или иных функций налога на данном эта­пе. Общая совокупность принципов, которым должна отвечать идеальная, совершенная на­логовая система, достаточно разработана. Эволюция налоговых принципов - емкое само­стоятельное научное исследование, поэтому воспользуемся известной системой оптималь­ных налоговых критериев, сгруппировав их именно в контексте выполняемых функций.

Приоритетность той или иной базовой фун­кции налога требует доминирования той или иной системы принципов. Так, если приоритетной на данный момент является фискальная функция, ее выполнение должно удовлетворять следую­щему ряду критериев: 1) всеобщность; 2) спра­ведливость (вертикальная и горизонтальная); 3) легкость в администрировании налога, унифи­цированность порядка взимания, при этом нало­говые ставки должны быть определенны, дос­таточно стабильны, легко вычисляемы при от­носительной несложности исчисления налоговой базы; 4) налог должен не допускать резких ко­лебаний доходной части бюджета, причем не­желательны как бюджетный дефицит, так и чрезмерные сборы за счет налога; 5) прозрач­ность, достаточная осведомленность в том, на какие цели расходуются эти средства, с тем, чтобы соглашаться с их целесообразностью.

Конструирование любого налога с учетом приоритетности регулирующей и стимулирую­щей функций должно, как представляется, ба­зироваться на следующих принципах: 1) объек­тивность и системность; 2) эффективность в том смысле, что затраты на взимание и использо­вание средств по налогу должны быть суще­ственно меньше величины такого рода налого­вых поступлений в бюджет; 3) однократность обложения; 4) установление объективного пре­дела изъятия части дохода, с тем чтобы мини­мизировать возможные искажающие эффекты; 5) рациональное сочетание общепринятого и системно-целевого льготного обложения.

Важное замечание, по нашему мнению, состоит в том, что поскольку описанные выше критерии не предназначены для нахождения не­которого идеального единственного состояния, абсолютно совершенной конструкции любого налога, неудивительно, что они не всегда в пол­ной мере согласуются между собой, например, противоречия могут проявляться в таких «связ­ках» при принципов, как нейтральность, простота и гибкость или равенство обязательств по равно­му доходу и индивидуальное льготирование и т. д. За некоторой несогласованностью крите­риев нередко скрывается конфликт между тре­бованиями экономической эффективности и справедливости. Так, нейтральность, организа­ционная простота и гибкость связаны преиму­щественно с первым требованием, относитель­ное равенство обязательств и контролируе­мость - в большей мере со вторым.

Представленные принципы налогообложе­ния недостаточны для полновесного выполне­ния налогами их функций, тем более что дан­ное позиционирование не подкреплено систе­мой наказаний работников государственных и налоговых органов, а потому нередки случаи нарушения заявленных принципов.

По мнению автора, для придания целос­тности и полноты системе принципов налого­обложения в нее должны быть включены с учетом современных реалий еще несколько важных принципов, а именно:

- принцип целеполагания, который должен быть реализован до начала функциони­рования налоговой системы на этапе пла­нирования, а именно до построения прин­ципиальной схемы налогов и сборов; от выбранных государством ориентиров будет зависеть организационная струк­тура налоговой системы в целом, сово­купности налогов и сборов и каждого отдельного нормативного документа по конкретному налогу или сбору;

- принцип равнозначности всех налогов и сборов, согласно которому должна со­храняться эффективность каждого на­логового канала, то есть доли поступ­лений по конкретному налогу в общей сумме налоговых доходов бюджета дол­жны быть соизмеримы между собой;

- принцип дистанционного общения на­логоплательщиков с работниками на­логовых органов. Этот принцип под­разумевает использование только еди­ной компьютерной сети для отправле­ния налоговых деклараций, извещений об уплате налогов, ненормативной пе­реписки, а также для обработки дан­ных по каждому налогоплательщику;

- принцип невмешательства во внутрен­ние дела налогоплательщиков, предполагающий не только сохранение нало­говой тайны юридического или физи­ческого лица работниками налоговых органов, в понятие которой необходи­мо включить и сведения о нарушении налоговой дисциплины, но и установле­ние той грани, когда действия должно­стных лиц налоговых органов наносят ущерб налогоплательщику;

- принцип самодостаточности налоговых доходов бюджетов, означающий, что экономически обоснованные бюджет­ные расходы всех уровней должны быть полностью покрыты за счет совокупно­сти налоговых и неналоговых доходов в заранее установленном соотношении;

- принцип гражданского равноправия налогоплательщиков и работников на­логовых органов, предполагающий введение института налоговых право­нарушений со стороны должностных лиц налоговых органов с предусмот­ренными штрафными санкциями;

- принцип стабильности, предусматрива­ющий не столько неизменность зако­нодательства в целом на коротких вре­менных интервалах, сколько стабиль­ность основных положений по налогам и сборам, которые не зависят напря­мую от экономической ситуации в стра­не на длительных временных отрезках;

- принцип оптимальной множественности налогов и сборов, связанный с принци­пом равнозначности как одним из фак­торов, определяющим количество нало­гов и сборов в конкретной системе;

- принцип соответствия налоговой и бюд­жетной классификации, включающий два аспекта: во-первых, соответствие наиме­нований налогов и сборов согласно Фе­деральному закону «Об основах налого­вой системы в РФ» и бюджету текуще­го года любого уровня, во-вторых, соот­ветствие классификации доходов бюдже­та на неналоговые и налоговые в части последних перечню налогов и сборов;

принцип свободного налогового пред­ставительства, означающий, что каж­дый налогоплательщик имеет право, уведомив налоговые органы: вести на­логовое делопроизводство самостоятельно, поручить его ведение налого­вому представителю на основе дове­ренности, часть налогов и сборов рас­считывать самостоятельно, а часть - поручить налоговому представителю, уплачивать все налоги в соответствии с расчетами налогового уведомления, часть налогов и сборов рассчитывать самостоятельно, а часть - на основе уведомлений налогового инспектора.

Названные принципы налогообложения учи­тывают основные проблемы построения налого­вых систем в историческом разрезе, обобщают положительный опыт РФ и зарубежных стран. Дальнейшая работа по совершенствованию на­логового законодательства в соответствии с эти­ми принципами позволит, по мнению автора, скон­струировать высокоэффективную и устойчивую систему налогов и сборов, отвечающую объек­тивной цели существования государства в целом и системы налогообложения в частности - пост­роение социально благополучного общества.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.