Малый бизнес как социальный институт — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Малый бизнес как социальный институт

2018-01-29 366
Малый бизнес как социальный институт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Социальный институт - это формальное или нефор­мальное установление, определяющее отношения в обще­стве, образ мыслей и поведение людей. К формальным ин­ститутам относятся право, финансовая и банковская сис­тема, механизм государственного управления, формы об­щественной организации производства и распределения товаров и услуг. Среди неформальных институтов выделя­ется деловой климат в стране и регионе, традиции, при­вычки и образ мышления людей, стиль их работы и пове­дения.

Социальные институты определяют конкурентоспо­собность национальной экономики, взаимное доверие ме­жду населением, бизнесом и государством. При этом эко­номика рассматривается как функциональная подсистема общества, а экономический рост является не самоцелью, а средством решения общественных проблем, развития со­циального потенциала и качества жизни населения в стра­не и регионе.

Малый бизнес нередко рассматривается лишь с ко­личественной стороны. В США к мелким относятся предпринимательские единицы с числом работников до 25 человек, к малым - 25-99 человек, сред­ним - 100-499 человек, крупным - 500-999 человек, круп­нейшим - свыше 1000 человек. В ряде отраслей учитывается также сумма оборота: в оптовой торговле - до 18 миллионов долларов в год, в розничной торговле, сфере услуг и на транспорте - до 5 миллионов долларов. В Японии в качестве критерия выделения малых предпри­ятий учитывается число занятых (в розничной торговле -до 50, оптовой торговле - до 100, в обрабатывающей про­мышленности и строительстве - до 300 человек) и размер уставного капитала (соответственно до 10, 30 и 100 мил­лионов иен). Особо выделяются мелкие предприятия (в промышленности - не более 20 человек, в торговле и сфе­ре услуг - не более 5 человек). При этом к малому бизнесу в США относится лишь бизнес, существующий и действующий независимо от других предприятий и не доминирующий на рынке.

В странах Европейского Союза особо выделяется мелкий, малый и средний бизнес. При этом учитывается не только число занятых (дифференцированно по отраслям), но и размер собственного капитала и годового оборота. В Германии также исполь­зуется преимущественно количественный подход. Малым считается предпринимательство с числом занятых в нем от одного до 49 человек.

В Российской Федерации в соответствии с Законом РФ от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государст­венной поддержке малого предпринимательства в Россий­ской Федерации» к субъектам малого предпринимательст­ва отнесены коммерческие организации (юридические ли­ца), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не пре­вышает 25%, доля, принадлежащая одному или несколь­ким юридическим лицам, не являющимся субъектами ма­лого предпринимательства, также не превышает 25%, причем средняя численность работников за отчетный пе­риод не превышает следующих предельных уровней:

- в промышленности, строительстве и на транспорте -100 человек;

- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании - 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

До 1996 года в соответствии с постановлением Сове­та Министров РСФСР от 18 июля 1991 года № 406 «О ме­рах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» к ним были отнесены предприятия всех органи­зационно-правовых форм со средней численностью рабо­тающих, не превышающей в промышленности и строи­тельстве 200 человек; в науке и научном обслуживании - до 100 человек; в других отраслях производственной сфе­ры - до 50 человек; а в розничной, оптовой торговле, об­щественном питании и отраслях непроизводственной сфе­ры - до 15 человек. Таким образом, в 1995 году допусти­мая численность персонала малого предприятия в про­мышленности и строительстве была сокращена, а в тор­говле - увеличена.

С 2003 года были особо выделены мелкие предпри­ятия, которые перешли на упрощенную систему налогооб­ложения. При этом учитывается не только численность, но и годовой объем продаж. Такой подход вполне обоснован, поскольку при высокой фондоемкости и автоматизации производства, например в энергетике, предприятие с не­большим коллективом способно выпускать продукцию на многие десятки миллионов рублей и доминировать на ре­гиональном и даже национальном рынке.

С позиций классической экономической теории ма­лый и средний бизнес отличается от крупного бизнеса именно своими размерами. С институциональных позиций малый и средний бизнес - качественно определенный об­щественный институт. На наш взгляд, следует выделить следующие его принципиальные особенности:

- единство отношений собственности и управления: в качестве главного менеджера выступает учредитель или владелец основной части капитала (контрольного пакета и так далее);

- единство объекта управления: экономический субъект (фирма) управляет одним предприятием (согласно Гражданскому кодексу РФ, под предприятием имеется ввиду имущественный комплекс, включающий движимое и недвижимое имущество, имущественные права, требования, долги, нематериальные активы (интеллектуальную собственность) и торговую марку);

- численность коллектива допускает прямой эмоционально-психологический контакт руководителя фирмы (предприятия) с каждым его работником.

Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса как социально-экономического института, а лишь его разделение на средний (преимуще­ственно в виде закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущест­венно хозяйственные товарищества и кооперативы) и мел­кий бизнес (преимущественно без образования юридиче­ского лица).

Одной из форм малого бизнеса является самозаня­тость - предпринимательство без образования юридиче­ского лица и в большинстве случаев без использования на­емной рабочей силы. В странах Европейского Союза в 1990-е годы она обеспечивала работой каждого восьмого жителя31.

Можно отметить следующие специфические черты самозанятости в Европейском Союзе:

- отраслевая структура: свыше 60% рабочих мест приходится на три сферы - строительство и ремонт, гости­ничное хозяйство и питание, услуги;

высокий уровень квалификации, особенно в сфере финансовых, юридических, консультационных, медицинских услуг (в Англии - 17% всех самозанятых имеют уче­ную степень);

- увеличение доли женщин (в начале 1990-х годов они составляли четверть всех самозанятых), а также лиц пожилого возраста, имеющих проблемы со здоровьем (они составили более 7% общего числа самозанятых в Англии);

- существенные различия в продолжительности ра­бочей недели (31% используют наемный труд и работают более 40 часов в неделю, в то же время 27% самозанятых женщин с детьми - менее 12 часов);

- семейный характер занятости (в 75% случаев оба супруга заняты в одной сфере, за исключением строитель­ства, где у мужчин лишь в 30% случаев жена также рабо­тает на стройке).

В развивающихся странах 30-70% экономически ак­тивного населения занято на микропредприятиях с числом работников от двух до 10 человек. Здесь производится до 20 % валовой внутренней продукции, а к 2020 году по про­гнозам эта доля может вырасти более, чем вдвое32. До не­давнего времени для данного сегмента малого бизнеса бы­ла характерна отсталая трудоемкая технология, низкие до­ходы (на уровне прожиточного минимума), плохие усло­вия труда и высокий травматизм, использование детского труда. Такие предприятия благодаря низкой стоимости ра­бочих мест и использованию местных ресурсов давали ра­боту преимущественно маргинальным слоям, женщинам, занятым в домашнем хозяйстве, и так далее.

Однако в 1990-е годы благодаря созданию эффектив­ной миниатюрной техники, компьютеризации, расшире­нию ассортимента товаров и услуг, снижению серийности их производства, образованию с помощью муниципалите­тов производственных сетей, обществ взаимного кредита, лизинговых центров и бытовых кооперативов микропред­приятия стали развиваться в высокотехнологических от­раслях, сфере услуг, швейной и обувной индустрии как основа массового предпринимательства.

Предприниматель - это физическое или юридическое лицо, которое владеет и распоряжается (управляет) обо­собленным имуществом (в качестве собственника, аренда­тора, на правах доверительного управления по контракту или трастовому договору и так далее) в целях извлечения прибыли или дохода, достаточного для оказания социаль­ных услуг на основе самоокупаемости.

Малый бизнес обладает не только количественной, но и качественной определенностью. Его главная черта - соединение функций собственника (распорядителя) иму­щества и менеджера, который управляет данным имущест­вом и обеспечивает самоокупаемость бизнеса. Как будет показано далее, именно с этим качественным отличием связаны основные преимущества и ограничения в развитии малого бизнеса.

В статье 2 Устава Всеобщей конфедерации малых и средних предприятий они определяются как фирмы, где собственник, независимо от юридического статуса фирмы, несет прямую личную ответственность за ее техническое, финансово-коммерческое и социальное развитие.

Из понимания малого бизнеса как социального и правового института, особой формы предпринимательства вытекают следующие выводы.

1. Целесообразно определить в федеральном законе понятие малого и среднего бизнеса, включив в него пред­принимателей без образования юридического лица, мел­кие, малые и средние предприятия. Их разделение следует проводить дифференцированно не только по отраслям, но и по регионам, с учетом численности занятых, годового объема продаж и стоимости производственных активов (прежде всего оборудования).

Следует обсудить вопрос о передаче права установ­ления конкретных показателей малого и мелкого бизнеса на региональный уровень. Субъекты Российской Федера­ции существенно различаются по структуре экономики, уровню безработицы и условиям жизни населения, степени механизации труда. Предприятие, где занято 20 человек, не может считаться малым в Петербурге, но заслуживает поддержки как малое в Дагестане.

2. В России зарегистрировано около 350 тысяч некоммерческих организаций. Многие из них действуют в режиме самоокупаемости и оказывают местному населению социально значимые образовательные, медицинские, информационные и другие услуги. Роль публичного сектора экономики в постиндустриальном обществе существенно возрастает. Включение некоммерческих ор­ганизаций в состав малого бизнеса при условии их информационной открытости будет содействовать развитию предпринимательства в сфере социальных услуг.

3. К малому бизнесу относятся лишь независимые и конкурирующие предприятия. Как показывает зарубежный опыт, детально проработанное законодательство прямого действия, которое не нуждается в подзаконных нормативных
актах и не может по-разному трактоваться чиновниками на местах, не позволяет крупным материнским ком­паниям, государственным и муниципальным органам, об­щественным и религиозным организациям монополизиро­вать портфель заказов дочерних фирм, фиксировать в своих интересах их цены, распоряжаться прибылью (сверх процентов на вложенный капитал). Это позволяет поста­вить вопрос об отмене в будущем ограничений на включение в малый бизнес аффилированных и дочерних фирм, созданных компаниями, не относящимися к малому бизнесу.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.