Экспериментальные исследования конформизма С. Аша и современные представления о групповом влиянии. — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Экспериментальные исследования конформизма С. Аша и современные представления о групповом влиянии.

2018-01-29 280
Экспериментальные исследования конформизма С. Аша и современные представления о групповом влиянии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Аш: проводил исследование, в котором надо было определить, какой из трех отрезков равен данному. Индивидуально все справлялись, но при помещении в подставную группу 37% склонялись к неверному мнению группы. Остальные 63% делились на уверенных в правильности собственного выбора и негативистов, т.е. тех, кто всегда был против.

Келмен:

· Подчинение, пока есть источник влияния, внешний характер;

· Идентификация — уподобление аспекту влияния на основе симпатии;

· Интернализация — совпадение мнений группы с ценностной системой личности.

Петровский: три типа поведения: внутригрупповая внушаемость, т.е. бесконфликтное принятие мнения группы, конформность — осознание внешнего согласия при внутреннем расхождении. И коллективизм — коллективистическое самоопределение — относительное единообразие поведения в результате солидарности с группой.

Дойч и Джерард: давление может оказывать не только большинство, но и меньшинство. Соответственно есть 2 вида группового влияния: нормативное и информационное. Инф. процесс осуществляется с пом. 2-х различных типов соц сравнения: сравнительного оценивания и отраженно-социального оценивания.

Московиси: влияние группового меньшинства. Что-то вроде выработки единообразия группового поведения через соц. контроль за поведением каждого…

 

29. Проблемы групповой сплоченности.

Картрайт: сплоченность — та степень, с кот. члены группы хотят оставаться в ней, результирующая сил, удерживающих индивида в группе. Исследования групповой сплоченности опирались на понимание группы прежде всего как системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.

Сначала сплоченность связывалась с таким уровнем развития отношений, когда высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии.

Потом социометрия предложила рассмотреть индекс гр. сплоченности как отношение общего числа взаимных положительных выборов к числу возможных выборов.

Фестингер анализировал сплоченность на основе частоты и прочности коммуникативных связей в группе.

Ньюком: интерпретация сплоченности через понятие согласия.

Бейвелас: групповое единство в достижении целей. Операциональные цели группы — построение оптимальной системы коммуникаций, а символические – цели, соотв. индивидуальным намерениям членов группы.

Главные переменные гр. сплоченности:

7. Мотивационная основа привлекательности группы

8. Побудительные св-ва группы

9. Ожидание благоприятных последствий от членства в группе

10. Субъективный эталон привлекательности отношений.

Факторы сплоченности: сходство ориентаций и ценностей и пространственная близость.

Петровский: теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе. Отношения в группе строятся на основе сходства ценностных ориентаций.

1) Слой В — непосредственные эмоц. контакты

2) Слой Б — ЦОЕ (ценностно - ориентационное единство) отношения опосредуются совместной д-тью.

3) Слой А — ядро, совместная гр. д-ть и ее цели, т.е групповая цель усваивается членами группы как своя собственная.

 

 

30. Феномен лидерства в малой группе.

Лидерство – процесс межличностного влияния, обусловленный реализацией ценностей, присущих членам группы и направленный на решение стоящих перед группой целей. Лидер — член группы, обладающий наибольшим ценностным потенциалом, кот. и обеспечивает ему ведущее влияние в группе. В малой группе лидер м. выступать как организатор, мотиватор д-ти, он может быть наиболее отзывчивым или влиятельным.


31. Стиль лидерства. Классификация и современные представления.

Классические представления Левина и Липпета: (подробности см. 195)

· Авторитарный

· Демократический

· Попустительский

Современные представления Фидлера:

Составляющие стиля лидерства:

· Y-е: личностная стилевая характеристика руководителя и наличная ситуация

· неY: эффективность деятельности руководителя, рассм. по продуктивности д-ти группы. иногда примешивается критерий удовлетворенности.

Эффективность лидера как функция от:

· степени контроля в группе,

· ориентации лидера на решение задачи или межличностные отношения

· отношения к наименее предпочитаемому сотруднику (НПС)

Связь между личностно-стилевой ориентацией руководителя и его эффективностью носят вероятностный характер, будучи обусловлены степенью его контроля над ситуацией. При ориентации на задачу НПС низкий, а на отношения — выше.

 

 

32. Теории происхождения лидерства.

Теория черт (К. Бэрд) — лидер обладает определенным набором привлекательных черт.

Ситуативная теория лидерства: этого не помню точно, но кажется так: лидер может лучше других актуализировать присущие ему черты в данной ситуации; у кого оказались качества, наиб. подходящие для ситуации, тот и лидер. (при наводнении тот, кто умеет плавать, а при пожаре тот, кто с огнетушителем:))

Системная теория лидерства — лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, вкл. в себя взаимодействие на различных уровнях с подсистемами, а также с др системами и более широким соц. окружением.

Кричевский— концепция ценностного обмена: ценностные х-ки членов группы как бы обмениваются на авторитет и признание лидера.

Когнитивщики рассматривали лидерство как образ. При этом лидер приписывает причины плохого выполнения задания внутренним факторам, а группа —внешним.

Интеракционисты рассматривали лидерство как процесс. Взаимодействие в группе: не лидер — группа, а лидера с каждым отдельно

Теория фрустрации и агрессии. При наличии лидера у всех остальных снижается удовлетворенность д-тью. Агрессия — на лидера.

33. Групповые решения как групподинамический процесс. Формы групповой дискуссии.

Связано с проблемой лидерства, т.к принятие решения — одна из ф-ций руководителя. Гр. решение принимается в ходе групповой дискуссии. Легкость принятия гр. решения связана со сплоченностью группы, со степенью удовлетворенности трудом каждого из членов группы, а также с общественной значимостью задачи. Левин повел эксперименты в США и выявил следующие закономерности:

гр. дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации.

Если решение выдвигается в ходе групповой дискуссии, то его значение возрастает, т.к оно превращается в групповую норму. Уже сам факт дискуссии перестраивает структуру групповых отношений.

Методы групповой дискусии:

Брейнсторминг (придумал Осборн): группа делится руководителем на 2 части: генераторов идей и критиков. На первом этапе генераторы высказывают все идеи, приходящие на ум. Здесь нет критики. На втором этапе критики отбирают хорошие идеи, рассм. спорные и отбрасывают негодные. Т.о. группа получает большой разброс решений.

Синектика (Гордон): 5-7- синекторов (человек, наиб. активно заявляющие свою позицию в группе) начинают дискуссию. Потом к ней присоединяются все остальные, но задача синекторов —наиб. четко сформулировать противоположные мнения, чтобы группа видела крайности. В ходе дискуссии крайности отбрасываются и принимается решение, удовлетворяющее всех. Ура!

Дискуссия (от лат. discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение спорного вопроса, проблемы. Важной характеристикой дискуссии, отличающей её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

В психологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод групповой психотерапии. Члены терапевтической группы общаются между собой (ведут спор) и в ходе этого особым образом организованного общения разрешают свои психологические проблемы.

В социологии метод групповой дискуссии (групповая дискуссия) используется как метод сбора данных, которых сочетает элементы методов группового и глубинного интервью и социологического наблюдения. Суть метода — организация в малой группе целенаправленного разговора по проблемам, интересующим исследователя.

 

 

34. Стратегии принятия решения

Выбор по единственному признаку

Этот способ заключается в выборе, зависящем исключительно от одной особенности выбираемого. Например, представьте, что вы покупаете суп. Рассматривая огромное количество вариантов в ближайшем универсаме, вы решаете основывать свое решение на цене и выбираете самый дешевый суп, имеющийся в продаже. По этой причине вы игнорируете остальные характеристики товара (запах, бренд, репутацию и полезность) и сосредотачиваетесь на одном из параметров.

Выбор по единственному признаку будет эффективен в ситуациях, когда нужно принять относительно простое решение и вы зажаты в сроках. Однако, это определенно не лучшая стратегия для более сложного выбора.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.