Поведенческаяситуацияи«средовое»поведение — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поведенческаяситуацияи«средовое»поведение

2018-01-29 155
Поведенческаяситуацияи«средовое»поведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Что же является объектом проектирования при «средовом» подходе?

Поскольку среда не мыслится без осваивающей деятельности человека и возни­кает только тогда и только там, где этот процесс происходит, единицей проекти­рования в этом случае становится уже не отдельная вещь (и даже не комплекс или ансамбль вещей), а вся ситуация, складывающаяся вокруг поведения челове­ка в среде. В эту ситуацию включены и материальные объекты, и те параметры, которые обычно определяют состояние среды (цветовой климат, освещение, шумы, запахи, температура и пр.), и распространяющаяся в среде информация, и сам че­ловек, а также сложное взаимодействие всех этих элементов, все виды влияния их друг на друга.

Реальное поведение человека в предметно-пространственной среде зависит не только от функционального назначения объекта и предоставляемых им возмож­ностей. Это поведение направляется также и собственными привычками, уста­новками, темпераментом, ожиданиями и потребностями самого человека, его социокультурными ориентациями, личным отношением к «предлагаемым обсто­ятельствам»... то есть огромным количеством не всегда легко учитываемых об­стоятельств. И тем не менее, следуя «средовому» подходу, дизайнер проектиру­ет в с ю эту ситуацию целиком. Здесь становится трудно отделить, что проектируется от того, кому предназначен проект, поскольку особенности будущего восприя­тия и осваивающей деятельности человека непосредственно влияют на харак­тер «средового» объекта уже на стадии его проектирования.

Дизайнер, соединяющий в своем творчестве интуитивное и рациональное, эмо­циональное и логическое начала, конечно, не только руководствуется воображением, но и анализирует, систематизирует свой и накопленный коллегами опыт, связанный с изучением поведения человека в среде. Вот, например, как, по на­блюдениям социологической службы Эрмитажа, выглядит «средовое» поведе­ние посетителей музея, различаемое в данном случае по одному-единственному основанию — способу освоения ими экспозиционного пространства.

Поведение взрослого человека в физическом и информационном пространстве музея определяется в наибольшей степени не демографическими (половозраст­ными), а культурно-ролевыми признаками, которые, прежде всего, принимаются в расчет при разработке типологии адресатов дизайн-проекта (подробно о поня­тии социальной роли см. в главе 2). Социологической службой Эрмитажа (автор типологии — В. В. Селиванов) было проанализировано поведение огромного числа посетителей, и на основании этих наблюдений сделаны выводы о траектории дви­жения посетителей, принадлежащих к различным типам. Для большей наглядно­сти и эмоциональной убедительности им были присвоены имена, в образной фор­ме выявляющие характер их передвижений:

«Жук» — имя равномерно незаинтересованного типа посетителей. Посети­тель, принадлежащий к этому типу, движется через залы по самому короткому пути (обычно от входа к выходу), не задерживаясь на отдельных впечатлени­ях, пытаясь охватить экспозицию всю целиком.

«Муравей» — имя еще одного равномерно незаинтересованного типа посе­тителей. Этот посетитель, напротив, чрезвычайно подвижен, он скрупулезно внимателен, дотошно последователен и стремится не пропустить ни единого экспоната.

«Пчела» — имя избирательно заинтересованного типа посетителей. Посети­тель, принадлежащий к этому типу, перемещается от шедевра к шедевру, иг­норируя менее важные экспонаты, он внимателен лишь к особо ярким, выде­ляющимся на общем фоне впечатлениям.

Такое объективное наблюдение имеет практическую цель: три названных типа восприятия и поведения в среде провоцируют различные траектории передвиже­ния людей в музейном пространстве. Для положительного «средового» самочув­ствия, связанного с реализацией ожиданий от экспозиции, необходимо так сфор­мировать ее, чтобы каждый из них мог получить максимально полное впечатление. Из этого следует, что «средовая ткань» должна быть одновременно:

• достаточно плотной, насыщенной информацией (удовлетворен тип «муравей»);

• с четко артикулированным сквозным путем, с позиции которого хорошо про­сматриваются экспонаты (удовлетворен тип «жук»);

• с включением ярких акцентов, выразительно распределенных в экспозицион­ном пространстве (удовлетворен тип «пчела»).

Поведенческая ситуация, которая является структурной единицей проектирова­ния среды, у каждого из названных «средовых субъектов» — своя. Однако ситуа­ция посещения музея для всех этих типов — общая, и она объединяет их, выделяя такое культурно-ролевое поведение на фоне исполнения ими всех прочих соци­альных ролей. Если проектировщику удастся совместить в едином экспозицион­ном решении исходящие от них требования, то он обеспечит «средовой» комфорт каждого из посетителей и всех вместе.

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.